Конспект урока литературного чтения
по учебнику «Маленькая дверь в большой мир» 2 класс
«Как петух лису обманул»
Аннотация
Урок литературного чтения во 2 классе по теме «Как петух лису обманул»
(латышская сказка) по УМК «Школа 2100» построен на технологии продуктивного
чтения. В основе этой технологии –отношение ученика и автора как к себе
равному. Ведущие методы урока: объяснительно-иллюстративный,
частично-поисковый, словесный, наглядный, стимулирование интереса к учению,
метод творческого чтения. Применяются «Арт-технология» сказки и приёмы из
технологии РКМЧП: таблица «Знаем, можем узнать, узнали», составление « Толстых
и тонких» вопросов.
Предназначено для учителей начальных классов, географии, иностранного
языка, биологии, руководителей методических объединений.
Цель: познакомить детей с латышской сказкой «
Как петух лису обманул»
Задачи:
– формировать основу правильного типа читательской деятельности;
– развивать умения предполагать, предвосхищать содержание текста по
заглавию, иллюстрации и ключевым словам;
– воспитывать читательский интерес к сказкам, содержащим в заглавии
вопрос; уважение к мнению товарищей и желание адекватно оценивать свои
достижения;
Ход урока:
I.
Организационный момент. 1 мин. (ЛУУД)
– Сегодня мы продолжим путешествие в мир
сказок.
Вот медведь,
Вот дроздок,
Серый волк – зубами щёлк!
Вот и заяц,
Вот петух,
Лиса мчится во весь дух!
Хоть лиса и хитра –
Обманом не нажить добра!
Это присказка, ребята,
Сказка будет впереди!
II. Актуализация знаний. 3 мин.
(ПУУД)
– Сейчас проведем викторину и проверим,
насколько вы внимательные читатели.
Задание: определите
название сказок.
(Инсценирование двух
отрывков подготовленными учащимися)
1.– Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плечи, хочу лису
посечи. Ступай, лиса, вон!
– Одеваюсь…
– Кукареку! Несу косу на плечи, хочу лису
посечи. Ступай, лиса, вон!
– Шубу надеваю…
(“Лиса и заяц”)
2. – Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Выгляни в окошко,
Дам тебе горошку.
Петя выглянул, лиса его цап-царап и понесла.
Петушок испугался, закричал:
– Несёт меня лиса за тёмные леса, за высокие
горы. Котик-братик, выручи меня!
(“Кот, петух и лиса”)
– Кто главные герои этих сказок? (животные)
– К какой группе сказок они относятся? (сказки
о животных)
– Кто главная героиня этих сказок? (лиса)
– Определите, какие качества ей присущи в
сказках? (коварство, лживость, хитрость, лесть, расчетливость)
III.
Целеполагание урока. 5 мин. (РУУД)
– Какую главную задачу выполняют сказки о
животных? (сказки о животных высмеивают людские пороки, плохие черты характера,
поступки, вызывают сострадание к слабому, обиженному, это своеобразная
энциклопедия людских пороков и недостатков)
Работа с таблицей на доске: (ПУУД)
СКАЗКИ
О ЖИВОТНЫХ
|
ЗНАЕМ
|
МОЖЕМ
УЗНАТЬ
|
УЗНАЛИ
|
·
Народные (разных народов) и авторские.
|
|
|
·
Звери говорят и ведут себя как люди.
|
- Характер и поступки героев
|
|
·
Люди в животных могут узнать себя.
|
|
|
СЛАЙД 1, 2
Мы с вами
продолжаем читать сказки разных народов и сегодня прочтем латышскую сказку.
– Найдите на карте эту страну.
– Что вы можете сказать о её местонахождении?
Подготовленный ученик: СЛАЙДЫ 3 – 6 (ЛУУД)
Ла́твия, официальное название — Латви́йская Респу́блика - прибалтийское государство в Северной Европе,
столица — город Рига.
Государственные символы:
Флаг Латвии
тёмно-красный с белой полосой посередине,
Латвийский герб — щит с восходящим солнцем на голубом фоне в верхней части,
красным львом на серебристом фоне слева внизу и серебристым грифоном на красном
фоне справа внизу.
Национальной
птицей Латвии Международным Советом охраны птиц
провозглашена белая трясогузка,а ещё символами Латвии являются журавль,
дикорастущая ромашка, двухточечная божья коровка, из деревьев- липа и дуб.
Символом Латвии
также является 42-х метровый памятник Свободы.
IV.
Работа с текстом до чтения. 3 мин. (РУУД)
- Откройте учебник на
стр. 79. СЛАЙД 7, 8
– Чем интересно название сказки? (в нем
спрятался вопрос: КАК ПЕТУХ ЛИСУ ОБМАНУЛ).
- Что объясняется в сказках, в заглавии
которых есть вопрос?(попытка объяснить какие-то повадки животных или
происхождение их внешнего облика)
– Рассмотрите иллюстрацию.
- Кто герои этой сказки? Какой момент
изображён?(Лиса и старик ругаются)
-Откройте тетрадь на с 43 №1,прочитайте
ключевые слова во 2 столбике.
Зная название сказки, рассмотрев иллюстрацию
и прочитав ключевые слова, предположите, о чем пойдет речь в этой сказке? (предположения
детей)
V. Первичное восприятие. 5 мин.
Самостоятельное чтение сказки.
– Чье предположение совпало с сюжетом сказки?
– Что нового вы узнали о лисе?
Физминутка. 1 мин.
VI. Работа с текстом во время чтения на уровне содержания. 10 мин.
(ПУУД), (КУУД)
1. Анализ
первого абзаца. Приём «Диалог с автором»
– Как называется постоянный элемент сказок?
(зачин)
– Что узнали о главном герое?
2. Анализ второго
абзаца. СЛАЙД 10, 11
– Каков петух? (драчливый)
– Что значит норовит? (настойчиво стремится
что-нибудь сделать или добиться)
– Как вы понимаете выражение «по всем петушиным
правилам пойдет бой»?
3. Анализ 3
абзаца.
– Что нового вы узнали о герое? (хитрый)
– Как вы понимаете выражение «бочком-бочком»?
(очень осторожно) (Покажите, как это ходить «бочком-бочком»?)
4. Анализ 4-5
абзацев.
– Почему старуха прогнала петуха?
– Какая сказочная примета? (троекратный повтор:
три соседки приходили с жалобами на петуха)
– Каков был петух? (обидчивый) отметить в
тетради
– Почему петух оказался в лапах у лисы? (был
одинок)
5. Анализ 6 -7
абзацев.
– Что значит браниться? (использование интернет
- ресурса) ОТКРЫТЬ ЗАКЛАДКУ.
– Как петух добился того, что лиса начала
браниться с мужиком? (поддразнивал)
– А как вы понимаете слово «позарился»?
(использование интернет - ресурса)
6. Анализ 8 - 9
абзаца и до конца СЛАЙДЫ 1,2 Презентация 2
– Как петуху удалось провести лису и выйти из
опасной ситуации? (воспользовался моментом, сыграл на её слабости, лиса
отвлеклась…)
– Как себя проявила лиса? (злая, грубая,
поддалась на уловку)
– На кого обижается лиса? (на всех людей)
– Какая здесь лиса? (обидчивая,
злопамятная)
Лиса – дальняя родственница собак, поэтому она
тявкает, как собака.
VII. Работа с текстом после чтения.
1)Работа в
тетради Работа в парах « Словесное рисование» 3мин (КУУД)
2 столбика: ВНЕШНОСТЬ
и ХАРАКТЕР:
кривоглазый забияка
кривобокий задира СЛАЙД 9
- Вспомните все сказки о животных, которые мы
читали. В них лиса чаще всего добивается своего при помощи хитрости. Кто-то из
героев сумел перехитрить лису? (первый пункт). Как относился латышский народ к
смелым и находчивым (второй пункт). – Что осуждает народ в сказке? (третий
пункт таблицы)
Заполнение
столбца «УЗНАЛИ»(ПУУД)
СКАЗКИ
О ЖИВОТНЫХ
|
ЗНАЕМ
|
МОЖЕМ
УЗНАТЬ
|
УЗНАЛИ
|
·
Народные (разных народов) и авторские
|
|
·
В латышской сказке петух перехитрил лису.
|
·
Звери говорят и ведут себя как люди.
|
- Характер и поступки героев.
|
·
Люди разных национальностей ценят смелость и
находчивость
|
·
Люди в животных могут узнать себя.
|
|
·
У разных народов представления о добре и зле
схожи.
|
3. Работа с
пословицами. В парах . 2 мин. СЛАЙД 10.(КУУД),
– Выбрать из предложенных пословиц только ту,
которая бы могла стать названием сказки.
Такая теснота, что яблоку негде упасть.
Красоту в миску не положишь..
Худое – охапками, хорошее щепотью.
Разговорам не дивись, на хитрость не ловись!
Где смекалка и отвага – до победы два шага;
4. Составление синквейна «
Петух» (дополнительно) 3 мин (КУУД)
5.
Оцените свою работу в группе?(РУУД)
VIII. Итог
урока.
– Чему учит эта сказка?
Самооценка
цветом в дневниках
IX. Рефлексия. 3 мин. СЛАЙД 11 (РУУД)
– Выберите и дополните одно из предложений:
Мне на уроке было интересно…
Мне на уроке было трудно…
Урок заставил меня задуматься о том, что…
X. Домашнее
задание. СЛАЙД 12-13
Выберите себе домашнее задание:
1. Подготовить пересказ сказки от имени
петуха или лисицы по выбору;
2. Чтение по ролям.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.