Главная / Начальные классы / Конспект урока по литературному чтению "И. А. Крылов "Ворона и Лисица" 3 класс

Конспект урока по литературному чтению "И. А. Крылов "Ворона и Лисица" 3 класс


МБОУ "Лицей имени С. Н. Булгакова» г. Ливны





И. А. Крылов



hello_html_m1e9fbfb7.gif

(Открытый урок по литературному чтению)

hello_html_6802b7c6.jpg











Учитель Иванилова Л. А.


















Цели: уметь определять басню как жанр литературы по характерным её призна-

кам ( аллегоричность, мораль, поучительность);

уметь делать выводы;

развивать речи на основе особенностей лиро-эпического жанра;

учить детей анализировать басню;

обогащать словарный запас детей;

пробуждать добрые чувства;

воспитывать высокие моральные качества;

забота о сохранении и укреплении физического и психологического здо-

ровья.

Ход урока.


1. Психологический настрой детей.

- Дети, у нас сегодня много гостей. Посмотрите на них и улыбнитесь как радушные хозяева.

Игра «Обмен настроением».

1 слайд (Словарик «настроения»)

- Ребята, перед вами словарик «настроения». Найдите, пожалуйста, слово, которое описывает ваше настроение сейчас, и обоснуйте свой ответ.

- По вашим любознательным глазам я вижу, что вы готовы начать урок.


2. Вводная беседа.

(читает ученик)

Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим всё сильней.

Со школьной парты с ними мы сживались,

В те дни «Букварь» постигшие едва,

И памяти навеки оставались

Крылатые крыловские слова.

(М. Исаковский)

- Дети, как вы думаете, почему урок мы начали стихотворением М. Исаковского?

- Верно. Сегодня состоится очередная встреча с замечательным поэтом-баснописцем И. А. Крыловым.

2 слайд. (О И. А. Крылове)

- Около «дедушки Крылова» всегда цветы, играющие дети, потому что Крылов учит людей лучше узнавать самих себя, помогает обнаружить в себе недостатки и показывает, как можно от них избавиться.

- Стихотворение М. Исаковского заканчивается так: и в памяти навеки оставались крылатые крыловские слова. Как вы понимаете эти слова?


-Назовите, какие крылатые выражения вы уже знаете?

- А кто слышал такие выражения : демьянова уха, кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку, чужой беде не смейся, голубок, чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться)? Они ведь тоже из басен И. А. Крылова.


3. Сообщение темы.

- Героев новой басни вы сможете назвать сами. Кто это?

Дети разгадывают ребус.

О

рона

Загадка: Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Пушистый хвост (лиса)

-Кто это?

- Как ещё можно назвать лису?

- Сегодня мы познакомимся с новой басней И. А. Крылова «Ворона и Лисица» (3 слайд).

-Так как мы будем говорить о басне, давайте вспомним, что такое басня? Как называется такой приём? Что такое мораль?


4. Первичное восприятие басни.

- А теперь, послушайте басню. Постарайтесь ответить на вопрос: только ли о хорошо известных птице и животном это произведение?

Басню читает учитель.

-Какие слова вам были непонятны, когда вы слушали басню (идёт словарная работа)

-Только ли о хорошо известных птице и животном это произведение? Поделитесь мнением.


5. Работа по содержанию басни.

- Какие части можно выделить в басне, учитывая её особенности?

- Перечитайте басню и найдите эти части (дети работают в парах).

- Прочитайте рассказ. Какими словами он начинается? Что они означают?

- Какой вы представляете лису? Расскажите, опираясь на текст.

-Крылов пишет: на ель Ворона взгромоздясь… Употребляется ли такое слово сейчас? Какие синонимы можно употребить к этому слову? (взлетела, примостилась, уселась)

-Почему же именно это слово использовал автор? (сразу представляем, что ворона неуклюжая, громоздкая, предвкушает удовольствие от случайного лакомства, как она выбирала место для пиршества)

-Как оказалась Лисица рядом с Вороной?

-Почему автор считает это бедой?

-Как И. А. Крылов передаёт характер Лисы?

-Какая же она?

-Какую часть речи использует автор, чтобы изобразить Лисицу?

- А как, по-вашему, надо читать разговор Лисы с Вороной?

-Где Лиса делает паузы и почему?

Дети пробуют читать выразительно разговор героев.

-Какой изобразила Ворону Плутовка?

Действительно она такая?

-Какое впечатление произвела на ворону льстивая речь Плутовки? (Вещуньина с похвал вскружилась голова, от радости в зобу дыханьё спёрло)

-Почему автор употребил слово «вскружилась»? (работа с толковым словарём)

-Как Крылов помог нам увидеть, что ворона была очень довольна?

4 слайд.

(Ворррона каррркнула во всё воррронье горррло. Такой приём называется аллитерация)

-Что сразу представляете, прочитав это предложение?

-Кто попробует показать это при чтении?

- Легко ли было отыскать Плутовке в сердце Вороны «уголок» для лести? Почему?

- Какими способами Лиса добилась успехов?

-А теперь прочитаем мораль басни.

- Какие слова выбирает баснописец, чтобы осудить лесть?

-Кого подразумевает Крылов под животными? Какие это люди?

- Какой смысл имеет мораль басни? (есть люди, которые знают, что лесть вредна, но всё таки эту лесть слушают и им это нравится)

- Таких людей называют тщеславные.


6. Физкультминутка.


7. Выразительное чтение.

-Сейчас мы попробуем эту басню прочитать выразительно. Возьмите карандаш и расставьте паузы. Карточки-помощницы тоже помогут вам при чтении (карточки лежат у детей на партах).

Карточка- помощница.

  1. Сделай паузу после чтения морали.

  2. Слова автора читай не спеша, как будто идёт неторопливый разговор.

  3. Обрати внимание, как ласково говорит Лисица с Вороной.

  4. Не забудь о паузах.

- Прочитайте басню друг другу. Оцените чтение товарища.

Чтение вслух. Дети анализируют чтение.

-А сейчас, мы окажемся в театре. Смотреть мы будем, конечно, басню И. А. Крылова « Ворона и Лисица» Дети инсценируют басню.



8.Сравнение басен.

- Вчера мы читали басню Эзопа «Ворон и Лисица». Давайте мы её послушаем (читает ученик).

- Сравните эти басни.


9. Подведение итогов.

Какие недостатки людей осуждаются в этой басне?

- Ожидающий неоправданных похвал неизбежно встретит на своём пути того, кто воспользуется этой страстишкой в своих интересах.


10. Домашнее задание (по выбору). 5 слайд.


11. Рефлексия. 6 слайд.

-Ребята, посмотрите теперь на словарь «настроения» и найдите слово, которое отражает ваше настроение сейчас.

- Мне очень понравилось как вы работали на уроке. Спасибо. Я думаю, что вы с удовольствием будете читать басни Крылова, научитесь видеть свои недостатки, сможете посмеяться и избавиться от них.






hello_html_m2823ecdf.gif


Конспект урока по литературному чтению "И. А. Крылов "Ворона и Лисица" 3 класс
  • Начальные классы
Описание:

Конспект открытого урока по литературному чтению в 3 классе УМК "Начальная школа 21 века"

Цели: уметь определять басню как жанр литературы по характерным её призна-

           кам ( аллегоричность, мораль, поучительность);            

           уметь делать выводы;

           развивать речи на основе  особенностей лиро-эпического жанра;

           учить детей анализировать басню;

           обогащать словарный запас детей;

           пробуждать добрые чувства;

           воспитывать высокие моральные качества;

           забота о сохранении и укреплении физического и психологического здо- 

 

           ровья.

Автор Иванилова Людмила Анатольевна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 946
Номер материала 52195
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓