Главная / Начальные классы / Конспект урока по литературному чтению по теме "Опрос стихотворения Д.Хармс «Очень-очень вкусный пирог». Юмор в произведении А.И.Введенского «Учёный Петя», Ю.Д.Владимирова «Чудаки».

Конспект урока по литературному чтению по теме "Опрос стихотворения Д.Хармс «Очень-очень вкусный пирог». Юмор в произведении А.И.Введенского «Учёный Петя», Ю.Д.Владимирова «Чудаки».

Предмет литературное чтение

Тема урока «Опрос стихотворения Д.Хармс «Очень-очень вкусный пирог». Юмор в произведении А.И.Введенского «Учёный Петя», Ю.Д.Владимирова «Чудаки».

Класс 2

Цель: познакомить учащихся с творчеством А. Введенского и Ю. Владимирова.

Задачи с учётом ФГОС:


*Предметные компетентости: обобщить знания учащихся об учёных и чудаках, учить отличать журнал от книги, соотносить автора, название и героев прочитанных произведений, воспринимать на слух стихотворения в исполнении учителя, уметь определять главную мысль, читать выразительно.

*Метапредметные компетентности:

Личностные УУД:

  • проявлять интерес к изучению творчества авторов, называть любимых авторов, обосновывать свой выбор.

  • включаться в литературно-творческую деятельность на уроке по собственному желанию, осознавать её необходимость для развития собственных способностей, эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

Регулятивные УУД:

  • формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; принимать учебную задачу урока. Читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.);

  • оценивать результаты своих действий и результаты работы сверстников по совместно выработанным критериям;

  • анализировать причины успеха

Познавательные УУД:

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

  • понимать переносное значение образного слова.

Коммуникативные УУД:

  • прислушиваться к партнёру по общению (деятельности), фиксировать его основные мысли и идеи, аргументы, запоминать их, приводить свои. Не конфликтовать, осознавать конструктивность диалога, использовать вежливые слова.

  • аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками литературных героев, оценивать поступок героя, учитывая его мотив, используя речевые оценочные средства (вежливо/невежливо, достойно/недостойно, искренне/лживо, нравственно/ безнравственно и др.).


Оборудование:

  • Климанова Л.Ф. литературное чтение.2 класс;

  • Компьютер, проектор, презентация, электронное приложение к учебнику, дидактические карточки, сказочные персонажи ( Незнайка, Баба-Яга,Мальвина, Иван Царевич, Буратино, Клоун), портреты писателей, картинка зяблика, копии обложек журналов « Чиж» и «Ёж».



План урока:

1.Организационный момент.

2. Речевая разминка.

А) Чтение скороговорки.

Б) Выразительное чтение стихотворения по рядам.

3. Проверка домашнего задания.( Чтение наизусть)

4.Введение в тему урока.

Физкультминутка.

5. Сообщение темы и цели урока.

6.Работа по теме урока.

1) Рассказ подготовленного ученика о Юрии Дмитриевиче Владимирове сопровождается с показом книг. (Полина Б.)

2) Рассказ учителя.

3) Стихотворение « Чудаки»

4) Словарная работа.

5) Первичное восприятие текста.



6)Анализ прочитанного.

7)Повторное чтение детьми парами по цепочке по 1 строчке.

7 Физкультминутка

8. Продолжение работы по теме урока.

1)Рассказ подготовленного ученика

2)Словарная работа.

3) Чтение стихотворения “Ученый Петя” учителем.

4) Первичное чтение детьми.

5) Анализ прочитанного.

9 Итог урок.

10. Рефлексия.

11.Домашнее задание

Ход урока:

этапа

Название слайда

Содержание урока

Время

(в мин.)

1

Титульный лист

1.Организационный момент.

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку.

Приветствие гостей.

Уч-ль: Что такое, что случилось?

Почему звенит звонок?

Дети: Мы готовы, стол в порядке,

Начинается урок.

1

2

Слайд 1



hello_html_4f86dfc6.gif



( Карточки лежат на партах)

















Слайд 2



hello_html_m34eac9a7.gif

2. Речевая разминка.

А) Хоровое чтение скороговорки.

- Ребята прочитайте вслух скороговорку сначала медленно, затем быстрее.

Расскажите про покупки. Про какие про покупки? Про покупки, про покупки, про покупочки мои. 

- Какие звуки часто произносятся? Для чего нам нужны скороговорки?

- А покупки были следующие. Это были калоши.

-Что такое калоши?

Б) Выразительное чтение стихотворения по рядам.( Карточки лежат на партах)

- Сейчас мы с вами прочитаем стихотворение про лошадь. Возьмите розовую карточку. Она у вас находится на партах. Положите его на середину парты, потому что мы будем работать парами .

В )Словарная работа.

В этом произведении вам встретятся фразы , значения которых я бы хотела уточнить.

Калоши-резиновая обувь.

Калоши поплоше- похуже.

Погожий денёк –отличный, ясный, без осадков.

По улице сплошь-везде, повсюду.

- Читать будем рядами: 1 ряд с вопросительной интонацией, 2- с утвердительной, 3-сердито, а в конце всем классом-весело.



(1 ряд. Вопросительно)

Лошадь купила четыре калоши -
Пару хороших и пару поплоше

(2 ряд. Утвердительно)

Если денёк выдается погожий,
Лошадь гуляет в калошах хороших.
(3 ряд. Сердито)

Стоит просыпаться первой пороше -
выходит в калошах поплоше.

(Все Весело)

Если же лужи по улице сплошь,
Лошадь гуляет совсем без калош.
Что же ты, лошадь, жалеешь калоши?
Разве здоровье тебе не дороже?



-Молодцы. Как вы считаете, правильно ли себя ведёт лошадь? Что вы ей посоветуете.

1











2

3


3. Проверка домашнего задания.

Чтение наизусть стихотворения « Очень-очень вкусный пирог»

Как нужно рассказать стихотворение? ( Громко, без искажений, выразительно).


3-4 чел.

6

4

Подготовленный ученик играет на флейте.

4.Введение в тему урока.

Физкультминутка.

Дети с закрытыми глазами слушают мелодию. (Тихую спокойную и весёлую мелодии на флейте играет подготовленный ученик).

- Какое настроение вызывает 1 мелодия? ( Грустную..)

- 2-ая?

2

5

Запись на доске

11 декабря.


5. Сообщение темы и цели урока.

-Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с весёлыми и смешными стихотворениями талантливых поэтов. Они зашифрованы. Вам предстоит их отгадать.

(Ю. Владимиров « Чудаки» и А. Введенский «Учёный Петя».

А) ZЮ. QВLdладиwмироfв « JЧуRдYакиr».

Б) А.V Вsвеrдfенwqскиgй «Уdzчёный Пggетszяg».

- Тема нашего урока следующая «Юмор в произведении А.И.Введенского «Учёный Петя», Ю.Д.Владимирова «Чудаки».




2

6

Слайд 3



hello_html_m561f05d0.gif




6.Работа по теме урока.

1) Рассказ подготовленного ученика о Юрии Дмитриевиче Владимирове сопровождается с показом книг. (Полина Б.)

Юрий Дмитриевич Владимиров- русский поэт, автор многих детских книг. Родился в Петербурге в дворянской семье в 1909 (тысяча девятьсот девятом) году. Его мать, Лидия Павловна Брюллова, была редактором журнала, работала в Театре юного зрителя, поэтому мальчик часто бывал в театре и водил туда своих друзей.

Стихи он начал сочинять очень рано, когда ещё не умел писать.

Первую книгу Юрия Владимирова « Ниночкины покупки» напечатали в 1928 году, когда ему было 18 лет, затем вышли в свет «Оркестр», «Евсей».

2

Выставка книг.



На доске фото

Писателей (Д. Хармс,

А. И. Введенский

надпись ОБЭРИУ,

копии образцов обложек журналов

« Чиж» и «Ёж»

2) Рассказ учителя.

Позже он стал тесно сотрудничать с группой ОБЭРИУтов. В неё входили Д. Хармс, Н.А. Заболоцкий, А. И. Введенский. На вопрос , что такое ОБЭРИУ, они отвечали: «Объединение реального искусства». А на вопрос:

« Почему У в конце?» , отвечали: « Потому что, потому всё кончается на «У». « У» здесь только для красоты». Они трудились в Петербурге над изданием детских журналов « Чиж» и «Ёж».

-Как вы думаете, что обозначает слово «Чиж» ( чрезвычайно интересный журнал), а «Ёж» (ежемесячный журнал)?

Рассказывают, что однажды Юрий Дмитриевич Владимиров дал ехавшему в Москву Д.Хармсу две пятирублёвые бумажки и попросил ему купить на одну пятёрку книг, а на другую пятёрку- рыболовных принадлежностей. Хармс, любивший розыгрыши, вернулся без покупок и сказал, что ничего не купил, потому что забыл, какая купюра на что. Юрий не обиделся ,хотя и закричал: « Я придумаю такую месть!» Вскоре он написал такие стихи « Я на рынок послал чудаков».

1

Выставка детских рисунков.

Слайд 4

hello_html_5cd64848.gif

Картинка клоуна, Буратино

Картинка Ивана Царевича




3) Стихотворение « Чудаки»

-Сегодня мы прочитаем стихотворение «Чудаки» (с.176). Я вас попросила нарисовать чудаков. Кто же они?

4) Словарная работа.

Чудак- странный, чудной человек. (Выставка рисунков)

Колпак- мягкий конусообразный головной убор. (Ночной, шутовской) (Показ Буратино)

-Кто обычно носит такой головной убор?(Картинка клоуна)

- В тексте вам встретятся такие слова: «пятак» и «кушак». Что они обозначают?

Пятак- монета в 5 копеек.

Кушак- широкий и длинный матерчатый пояс.( Картинка Ивана царевича)


2


Слайд 5

hello_html_4a9526dd.gif









Работа по учебнику

с. 176.

5)Первичное восприятие текста.



-Посмотрите на слайд и послушайте, как читает это стихотворение народный артист РФ Вениамин Смехов. (Слушают запись и следят по учебнику.)



Анализ прочитанного.
-Определите, соответствует ли название стихотворения его содержанию?

Ребята, обратите внимание на людей на этом слайде. Как они одеты? Как вы считаете, они похожи на чудаков? Почему? (По внешней одежде).



6) Первичное чтение детьми шёпотом.

-Какое настроение вызывает это стихотворение?

7) Чтение сильными учениками по отрывкам. ( Лера, Арина, Оля)

-Какая беда произошла на базаре с чудаками? Найдите в тексте и прочитайте.

-Посмотрите на иллюстрацию в книге. Обратите внимание на выражения лиц людей. Что могут передать эти мимики и жесты?

-Как вы думаете, ситуация, о которой рассказывает автор: весёлая, грустная, забавная или поучительная.


5

7

Клоун мобиле.

7. Физкультминутка.

-Молодцы, вы хорошо поработали. А сейчас весёлый клоун приглашает вас на зарядку.

Исполнение клоунской зарядки « Ножками потопали раз, два, три…»

2

8













Выставка книг.

Показ собственной книги Оли Б.







На доске журналы

« Чиж» и «Ёж», портреты писателей.





Толковый словарь





Картинка «Зяблик»

8. Продолжение работы по теме урока.

- Посмотрите в учебнике с. 177.

Кто автор стихотворения « Учёный Петя»?

- Знаете ли вы что- нибудь о нём?

1) Рассказ подготовленного ученика. ( Оля Бузенкова)



Александр Иванович Введенский родился 1904 (тысяча девятьсот четвёртом ) году. Его папа был экономистом. Он изучал литературу, иностранные языки в Петроградском университете. Введенский написал более 40 книг для детей дошкольного и школьного возраста. Переводил с английского и немецкого. ( Рассказ о собственной книге)

Рассказ учителя.

В своем творчестве он использовал элементы русского народного творчество: небылицы и заклички. Самуил Яковлевич Маршак пригласил Введенского и Хармса для сотрудничества в детских журналах «Чиж» и «Еж». Введенский печатался почти во всех номерах журналов, по просьбе Маршака, перевел для детских изданий некоторые сказки братьев Гримм и Шарля Перро.

-Посмотрите на иллюстрацию и предположите о чем или о ком это стихотворение? (Об учёном)

2) Словарная работа.

-Кто такой учёный?

- В толковом словаре об учёном сказано: что это высококвалифицировнный специалист в области какой-нибудь науки. Человек, получивший какие-либо специальные или разносторонние знания, грамотный, образованный.

-Кто такой зяблик?


5
























Д.з.



































Сказочные персонажи: Незнайка Сова, Мальвина



Пословицы на карточках.

Работа с текстом.

3) Первичное чтение стихотворения “Ученый Петя” учителем. ( Дети следят по учебнику)

4) Проверка понимания прочитанного.

- Понравилось ли вам стихотворение?

- Какое настроение оно создает?

5) Первичное чтение стихотворения детьми вслух по цепочке.( Порядок чтения определяет учитель)

- Над выразительным чтением стихотворения мы будем работать на следующем уроке.

Откройте дневники и запишите д.з.

Домашнее задание.

С. 176-180, выразительное чтение.

Ответить на вопросы теста и вклеить в тетрадь.

(Посмотрите внимательно на парту. У вас есть индивидуальные карточки.)

6) Анализ прочитанного.

-Какое название вы бы придумали для этого стихотворения?

-Какие персонажи действуют в стихотворении? (Петя, дети)

-Как Петю назвал автор? Прочитаем этот отрывок. Выборочное чтение.

- Как вы считаете, как можно назвать Петю?( Фантазёр)

-Давайте попробуем доказать, на самом деле Петя ученый или нет и почему.

- Зачем автор назвал стихотворение «Ученый Петя»?

-Давайте представим себе, что о себе думал мальчик, за какие качества автор хотел посмеяться над ним?

-Что же действительно нужно делать, чтобы стать ученым?

-Какого сказочного героя напоминает нам Петя, давайте выберем.( Незнайка, Знайка, Айболит)



_-Какая из пословиц больше подходит Пете?

Знай больше, а говори меньше.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

-Почему?


11

























1

9












9. Итог урока.

-С творчеством каких поэтов мы познакомились? Какое настроение они передают? (Весёлое, смешное).

-Как назывались детские журналы, над выпуском которых трудились А. Введенский и Ю. Владимиров? (« Чиж» и « Ёж» )

- Что нового вы узнали для себя?




2

10


10. Рефлексия.

-Оцените свою работу. Заполните зелёные карточки. Под самооценкой напишите своё имя и фамилию.

Оценочный лист (Имя фамилия)

Результаты моей деятельности

Самооценка

Оценка учителя

Умею читать выразительно стихи



Умею слушать стихи



Умею отвечать на вопросы



Работал весь урок









2





Итого 45 минут.





Конспект урока по литературному чтению по теме "Опрос стихотворения Д.Хармс «Очень-очень вкусный пирог». Юмор в произведении А.И.Введенского «Учёный Петя», Ю.Д.Владимирова «Чудаки».
  • Начальные классы
Описание:

Конспект урока по лит. чтению по теме " Опрос стихотворения Д.Хармс  «Очень-очень вкусный пирог». Юмор в произведении А.И.Введенского «Учёный Петя», Ю.Д.Владимирова «Чудаки».

Конспект урока  по УМК " Школа России" представлен в виде таблицы с ссылкой на названия слайдов. отражает полное содержание урока с текстами для выступления подготовленных детей, хронологией времени всех этапов урока. В конспекте указаны цели в соответствии с учётом ФГОС, необходимое оборудование для проведения урока, краткий план урока.

 Предназначено учителям начальных классов.

Автор Сюмайкина Надежда Анатольевна
Дата добавления 16.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 4435
Номер материала 7287
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓