Главная / Начальные классы / Конспект урока по литературному чтению по теме "Лошади в океане"

Конспект урока по литературному чтению по теме "Лошади в океане"


Урок литературного чтения 4 класс.

Тема: «Родина» в произведении Б.А. Слуцкого "Лошади в океане".

Цели:
 Познакомить с жизнью и творчеством Б.А.Слуцкого, с его произведением «Лошади в океане».
 Формировать универсальные учебные действия (личностные, коммуникативные, познавательные и регулятивные).
 Совершенствовать умение работать с текстом (анализ сюжета, определение главной мысли произведения).
 Обогащать читательский опыт учащихся.
 Развивать память, логическое мышление, словарный запас, творческие способности, читательскую зоркость и речь детей.
 Воспитывать чувство гордости и любви к Родине, нравственные чувства (чувство сострадания, гражданственности, человечности).

ХОД УРОКА:

1.Организационный момент (психологический настрой) Слайд №1  

В жизни по-разному можно жить – 

                    Можно в беде, а можно в радости.

                    Вовремя есть, вовремя пить,

                    Вовремя делать гадости.

                   А можно так:

                   На рассвете встать –

                   И, помышляя о чуде,

                   Рукой, обожженною, солнце достать

                   И подарить его людям.

Слайд №2 

В каждом из нас есть маленькое солнце – доброта.

Ребята, я хочу, чтобы сегодняшний урок прошел успешно, чтобы в вашей душе осталось чувство доброты, чтобы вы научились сопереживать событиям, о которых мы будем говорить. Я желаю вам успехов в работе.

Перед вами план урока. Оценивайте свою работу на каждом этапе.





План урока

Постановка проблемы


Актуализация знаний:

1)индивидуальная работа (карточка)

2) работа в парах (синонимы)


Проверка домашнего задания


Работа со словарём


Художественный анализ произведения


Выразительное чтение


Сочинение – миниатюра


Итог урока. Рефлексия.




2. Вступительное слово учителя. Определение темы.
- Какой раздел мы начали изучать? Все ли названия произведений этого раздела ярко подтверждают тему?

-Можете по названию произведения предположить ,о чём оно?
- Сегодня мы познакомимся со стихотворением Б.А.Слуцкого «Лошади в океане». Узнаем, почему стихотворение Б.А.Слуцкого «Лошади в океане» включено в раздел «Родина»? Слайд №3

3.Определение цели и задач урока.
- Какую цель мы обычно ставим перед изучением нового произведения. (Узнать о чем это произведение и понять замысел и внутренний мир поэта. ) - Что нужно для достижения этой цели?


Уметь работать с текстом (объяснить значение непонятных слов, находить изобразительно-выразительные средства языка, подтверждать словами текста тему и основную мысль).

4. Введение в тему. Актуализация знаний.

1)Карточка –индивидуально (4человека).

Кому принадлежат строки? Соедини линией.




Широко ты, Русь,
По лицу земли
В красе царственной
Развернулася! Жигулин А.В.

Как не гордиться мне тобой,
О, Родина моя! Дрожжин С.Д.


О, Родина! В неярком блеске
Я взором трепетным ловлю
Твои просёлки, перелески –
Всё, что без памяти люблю. Никитин И.С.

2) Работа в парах.

Подберите слова близкие по значению к слову Родина. (Родина, род, родился, народ, родители, родня, родной, родник, природа, Отечество Отчизна )


3) Фронтально.

- Давайте ещё раз вспомним, что такое родина?

-Как вы понимаете? (это и дом, где живёшь, и улица и скамейка, и берёзка, и речка, и всё, что нас окружает) Слайд №4

- Какой смысл мы вкладываем в слово Родина? (Родина-это земля наших прадедов, дедов, отцов; Родина – матушка.)


Обобщение.
- Для каждого человека Родина - это самое дорогое и очень важно, чтобы никакое зло не коснулось ничьей родины.

5. Проверка домашнего задания.

-Как поэты передают свою любовь к Родине. Слайд №5



- Вам было задание выучить наизусть стихотворение или отрывок из этого раздела. Каждый поэт описывает свой родной уголок и то, что ему дорого по-разному. (Дети читают наизусть)

ФИЗМИНУТКА

6. Работа над новым материалом.
1) Биография автора Слайд №6



- Сегодня мы познакомимся с писателем Борисом Абрамовичем Слуцким. Узнаем о том, что ему было дорого, о его боли.

- Знакома ли вам фамилия автора?

-Что- нибудь читали из его произведений?

-Всмотритесь в этот портрет, загляните в глаза, ведь глаза - зеркало души человека. Что вы видите в них? Что же это был за человек?

Родился поэт в городе Славянске (в Украине) . В 1941 году, когда писателю было 22 года, началась Великая Отечественная война. Прямо со студенческой скамьи (а он в 1941г. окончил литературный институт им. А. М. Горького) Б. А. Слуцкий уходит на фронт. Начинает войну солдатом, заканчивает майором. Это высокое воинское звание. Там он знакомится со многими писателями, поэтами, которые не только сражаются с врагом, но и пишут заметки в газеты.



Стихотворение, которое мы будем читать, «Лошади в океане» Б. А. Слуцкий посвятил известному писателю, любимому военному корреспонденту (его статьи очень любили читать на фронте) Илье Эринбургу, человеку, очень любившему мир и мечтающему о нём. Люди защищали свою родину и на суше, и в воздухе, и на воде. Враг был беспощаден. И даже когда отгремела война, как злобное эхо, она, эта страшная война, еще долго напоминала о себе и убивала…


2.) Групповая работа со словарём. Слайд №7,8

Превозмочь – пересилить, побороть, одолеть

Трюм – внутреннее помещение корабля под нижней палубой служащее для установки механизмов и грузов

Шлюпка – гребная, парусная или моторная лодка с прочным широким корпусом (судовая корабельная шлюпка, прогулочная шлюпка)

Гнедой – масть лошади красновато- ражего цвета, обычно с чёрным хвостом и гривой

(страх, испуг, безнадежность, тревога.)

3.) Первичное восприятие. Чтение стихотворения хорошо подготовленным учеником. Слайд №9

- Послушайте, как описывает Борис Абрамович Слуцкий одно из событий военных лет.

Задание до чтения:
1. Постарайтесь представить описываемую ситуацию.
2. Подумайте, какие чувства владели поэтом, когда он писал это стихотворение.
3. Прислушайтесь к себе: какие чувства возникают у вас во время слушания?
Слайд №10-19

4). Проверка первичного восприятия.

-Какую ситуацию описал Б. А.?
- Что вы чувствовали, слушая стихотворение? Слайд №20
- Какие это стихи: грустные или веселые, задорные или стихи-раздумья, размышления?

5. )Художественный анализ произведения.

Это стихотворение Слуцкий написал в 1951 году на основе реальных событий. Один из его друзей рассказал, что читал в журнале статью об «американском транспорте с лошадьми, потопленном немцами. Трагедия произошла в Атлантическом океане.

Работа в парах. Прочитайте друг другу это произведение так, как если бы вы сами наблюдали это событие, постарайтесь передать чувства и настроение.

  • -Где произошли события?

-В какой момент вы почувствовали тревогу за лошадей? Автор нам сообщает об этом в самом начале. Попробуйте найти эти строчки. (после слов:

Тыща лошадей стояли день и ночь Тыща лошадей, подков четыре тыщи Счастья все ж они не принесли ) Слайд №21


-Как понимаете эту фразу? О каком счастье идет речь? - В народе существует поверье, что того, кто найдёт подкову, ждёт счастье. А вот их подковы счастья не принесли никому!

  • -Какие слова еще ярче передают трагедию? (мина пробила днище)

  • -Как спасались люди?

  • Как спасались лошади? Предполагали ли они, что их подстерегает гибель?

  • - Почему автор называет лошадей рыжим островом? (их было очень много)

  • -После каких слов становится ясно, что надежды на спасение нет? (но, не видно у реки той края) Слайд №22

  • Как вы думаете, что почувствовали лошади, когда потеряли надежду на спасение? (страх, испуг, безнадежность, тревогу)

Дети отвечают, на доску выставляются карточки: страх, испуг, безнадежность, тревога.

Расставьте эти карточки по мере возникновения этих чувств у лошадей.(один на доске, остальные в парах).



Слайд №23

Проверка: тревога- беспокойство, волнение в ожидании чего-то неизвестного.

Испуг – внезапное чувство страха.

Страх- сильный испуг, боязнь.

Безнадежность- не дающая надежд на улучшение, неисправимость.

  • - Почему неоднократно повторяется слово «ржали»? (они возражали, словно стараясь докричаться до людей, передать свою боль и страдания, упрекая их в своей страшной смерти).

  • -Чему возражали кони? Что хотел показать автор этим повторением? (было тяжело, невыносимо, горько, страшно, надеялись на помощь, «Ржали, ржали» будто бы на помощь звали. Автор хотел подчеркнуть боль и страдание.)

  • -А какие звуки мы услышали в стихотворении? (взрыв, крики людей, шум тонущего корабля, ржание лошадей)

  • -В каком месте произошла развязка событий? (все на дно покуда не пошли)

  • -Что наступило потом? (тишина) Какая? (гнетущая, зловещая, звенящая)

  • - Скажите, ребята, а люди могли спасти лошадей? А хотели бы?

  • - Автор использовал в своём стихотворении одно необычное слово. Не догадались какое? («тыща»)

  • - Как правильно? А почему «тыща»? (сигнал тревоги)

  • -Найдите слова, в которых автор выражает свое отношение к происшедшему. (вот и все, а все-таки мне жаль их)

  • -Осуждает ли автор людей? (нет )

Прошло много лет после войны, но и в наши дни мы слышим ее эхо (находят снаряды времен войны, чтим память погибших в войне, уходят из жизни ветераны войны)

7. Выразительное чтение вслух.
- С какой целью поэт написал это стихотворение?
Ответы:
- Чтобы сообщить о том, что произошло с лошадьми.
- Чтобы привлечь внимание к судьбе животных.
- Чтобы передать свои чувства.
- Чтобы вызвать взаимное сопереживание.

Слайд №24

ЛОШАДЬ

- Настоящая труженица, верный друг, преданное, ласковое животное. Лошадь всегда помогала человеку, спасала его от беды, ведь у лошади удивительная память на места, предметы. Она великолепно ориентируется и в дождь, и в пургу, и днём, и ночью.

- А до чего же тонкий у лошади слух! Она улавливает даже малейшие шорохи, отлично знает шаги своего хозяина.

- Очень сильно у лошади развито осязание, наиболее чуткие губы и копыта. Лошадь раньше человека слышит (чувствует) движение льда.

- А во время Великой Отечественной войны, например, с помощью лошадей узнавали, отравили фашисты воду в колодце или нет. Такую воду лошадь никогда не пьёт. Это очень удивительное животное, о котором можно очень много рассказывать.



В Голландии ежегодно отмечают день лошади. В этот день в гривы лошадей вплетают ленты, украшают их цветами, освобождают от работы, преподносят угощение на серебряных блюдах.



ФИЗМИНУТКА
8. Сочинение – миниатюра. Слайд №25

- Возьмите листочки. Откройте их и запишите тему сочинения-миниатюры «А всё-таки мне жаль их...»

- Пока вы будете писать, я предлагаю послушать музыку, написанную на стихи Б.Слуцкого.

Дети пашут под музыку

Проверка: зачитать по желанию детей.

9. Итог урока.

-Можем ответить на главный вопрос урока: почему это стихотворение включено в раздел «Родина»?

Слово учителя.
- Сумел ли поэт передать любовь к Родине?
- Какие чувства испытывает поэт? Объясни свою точку зрения.
- Близки ли вам чувства поэта? Почему?
- В творчестве Бориса Абрамовича Слуцкого отразилась не только его собственная биография, через его сердце прошла биография страны, в которой он жил. Поэтому его поэзия — своеобразный лирический дневник, который вобрал в себя историю человеческой судьбы на историческом пути страны.

Слайд№26
Любовь ко всему живому на Земле – это и есть любовь к Родине.





-Жалость и доброта как две сестры, ходят рука об руку, одна за другой. Кому-то стало настолько, жаль лошадей, что он сочинил продолжение этого стихотворения. К сожалению, автора я не нашла.

Я не верю в гибель лошадиную.
Пусть не все, но выжили они.
С дна морского к верху шли акулы,
Но хватали слабых лишь одних.
Разливалась кровь по океану
Но вожак упрямо плыл вперед.
И казалось у него как будто
От копыт шли искры в толщу вод.
Рыжий остров медленно, но таял
Уменьшался остров тот гнедой.
Но немного плыть уже осталось
Кони, кони слышите! Прибой!
Вот копыта дна уже коснулись
И вода отхлынула от них.
Вышли на берег измученные кони
Победили смерть свою они.

Где-то люди есть и есть машины,
Где-то города стоят шумя.
Только здесь на острове все тихо
Ни людей, ни шума, ни огня.
Только ветер воет здесь тоскливо
Да еще вдруг топот прозвучит
То табун коней вдоль океана
С бешеною резвостью летит.
Ветер гривы длинные расчешет
Океан умоет их водой
И живут они, судьбой довольны
Посреди равнины голубой.
Остров тот - песчинка в океане.
Только кони вольно там живут
И отныне остров этот дикий
Лошадиным островом зовут.



10. Рефлексия. «Дерево творчества»

-За что ты можешь себя похвалить?
-За что ты можешь похвалить одноклассников?
-За что ты можешь похвалить учителя?
-Считаете ли вы, что мы не напрасно провели эти минуты вместе?


По окончании урока дети прикрепляют на дереве листья, цветы, плоды:
Плоды – урок прошёл полезно, плодотворно;
Цветок – довольно неплохо;
Зелёный листик – не совсем удовлетворён уроком;






11. Дом. задание.

1. Закончить оформлять свои сочинения.

2.Кому это стихотворение «запало» в душу, можете выучить его наизусть.

3. В рассказах, повестях, стихотворениях часто встречается животное – лошадь. Сегодня увидеть лошадь – большая редкость, и только произведения русской литературы доносят до нас этот образ. Предлагаю провести исследование.

Задачи исследования:

  • Найти рассказы и стихотворения об этих животных

  • Проанализировать одно из стихотворений

  • Увидеть особенности изображения человека и животного

  • Ответить на вопрос, какой нравственный урок дают писатели

  • Проиллюстрировать произведение













КАРТОЧКИ



План урока

Постановка проблемы


Актуализация знаний:

1)индивидуальная работа (карточка)

2) работа в парах (синонимы)


Проверка домашнего задания


Работа со словарём


Художественный анализ произведения


Выразительное чтение


Сочинение – миниатюра


Итог урока. Рефлексия.






  1. Подберите слова близкие по значению к слову Родина









  1. Работа со словарём











  1. Расставьте слова по мере возникновения этих чувств у лошадей:



страх, испуг, безнадежность, тревога.











А всё-таки мне жаль их...

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Домашнее задание (исследование).

В рассказах, повестях, стихотворениях часто встречается животное – лошадь. Сегодня увидеть лошадь – большая редкость, и только произведения русской литературы доносят до нас этот образ. Предлагаю провести исследование.

Задачи исследования:

  • Найти рассказы и стихотворения об этих животных

  • Проанализировать одно из стихотворений

  • Увидеть особенности изображения человека и животного

  • Ответить на вопрос, какой нравственный урок дают писатели

  • Проиллюстрировать произведения


Кому принадлежат строки? Соедини линией.


Широко ты, Русь,
По лицу земли
В красе царственной
Развернулася! Жигулин А.В.

Как не гордиться мне тобой,
О, Родина моя! Дрожжин С.Д.


О, Родина! В неярком блеске
Я взором трепетным ловлю
Твои просёлки, перелески –
Всё, что без памяти люблю. Никитин И.С.





Кому принадлежат строки? Соедини линией.


Широко ты, Русь,
По лицу земли
В красе царственной
Развернулася! Жигулин А.В.

Как не гордиться мне тобой,
О, Родина моя! Дрожжин С.Д.


О, Родина! В неярком блеске
Я взором трепетным ловлю
Твои просёлки, перелески –
Всё, что без памяти люблю. Никитин И.С.



Конспект урока по литературному чтению по теме "Лошади в океане"
  • Начальные классы
Описание:

Тема: «Родина» в произведении Б.А. Слуцкого "Лошади в океане".

 

Цели:
ü Познакомить с жизнью и творчеством Б.А.Слуцкого, с его произведением «Лошади в океане».
ü Формировать универсальные учебные действия (личностные, коммуникативные, познавательные и регулятивные).
ü Совершенствовать умение работать с текстом (анализ сюжета, определение главной мысли произведения).
ü Обогащать читательский опыт учащихся.
ü Развивать память, логическое мышление, словарный запас, творческие способности, читательскую зоркость и речь детей.
ü Воспитывать чувство гордости и любви к Родине, нравственные чувства (чувство сострадания, гражданственности, человечности).

Автор Агафонова Светлана Михайловна
Дата добавления 17.11.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел Презентации
Просмотров 1234
Номер материала 1654
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓