Предмет: Литературное чтение. Обучение
грамоте.
Тема: Буквы «Ю, ю» в начале
слова обозначают два звука.
Цель: Формировать представление о звуках и
буквах русского языка
Задачи:
1. Предметные:
учащиеся будут овладевать умением давать характеристику звукам русского языка;
узнают что буквы «Ю, ю» в начале слова обозначают два звука; научатся
воспроизводить на письме печатные «Ю, ю»; читать слоги, слова и предложения с
буквой «Ю,ю».
2. Метапредметные:
учащиеся будут учиться работать с Толковым словарем, объяснять значения слов;
учиться классифицировать предметы, заносить сведения в таблицу; работать с
текстом, выбирать из текста необходимую информацию.
3. Личностные:
учащиеся будут учиться рассуждать о причинах человеческого поведения,
рассматривать житейские ситуации с разных сторон, находить выход из трудной
сложившийся ситуации.
Оборудование и дидактический материал,
используемый на уроке:
Компьютер, проектор, экран, магнитная
доска, карточки, презентация «Буква Ю», раздаточный материал, маршрутные листы
для учащихся, Толковый словарь (5 экземпляров).
Ход урока:
1. Организационный
момент.
Создание ситуации
взаимодействия учителя и учеников, благоприятного эмоционального настроя.
Просмотр фрагмента мультфильма «Юля – капризуля». Ответы на вопросы учителя (учитель
обращает внимание на то, чтобы дети давали полные ответы на вопросы).
У – Где происходит
действие? (Действие происходит во дворе.)
У – Что делают
дети? (Дети играют в разные игры.)
У – все ли дети
играют? (Нет, одна девочка плачет.)
У – Почему она
плачет? (Она хочет, чтобы мячик дали ей.)
У – Кому жалко
девочку?
У – А дети
пожалели девочку? (Да, дети пришли, спросили почему она плачет?)
У – Как звали
девочку – капризулю? (Девочку звали Юля.)
2. Актуализация
знаний. Звуко-буквенный разбор слов. Характеристика звуков. Заполнение схем.
(Учитель на доске, дети в маршрутном листе.)
На доске схемы
слов «Юля» и «юла». Такие же схемы у детей в маршрутном листе (Задание 1).
У – Какая из этих
схем подходит к слову «Юля» (Схема – слева.)
У – Почему вы
выбрали схему слева? (На левой схеме звук «л» - мягкий – «ля», а на правой
схеме твердый, «ла».)
У – Давайте
заполним звуковые схемы. Назовите первый звук. («Йуля») Дайте характеристику
звуку «Й». (Согласный, звонкий, мягкий.)
У – Назовите
второй звук («йУля» - гласный, ударный).
У – Дайте
характеристику третьему звуку («йуЛа» - согласный, звонкий, мягкий).
У – Назовите
последний звук («йулА» - гласный, безударный).
У – Сколько звуков
в слове «Юля»? (четыре).
У – Давайте
подпишем буквы, обозначающие данные звуки (учитель открывает буквы на магнитной
доске). Начнем подписывать с конца. Какая последняя буква? («я»). Почему «я»,
если слышим «а»? («Л» - мягкий). Какая буква вторая с конца? («эл»).
Открывает
следующую букву. Их две – маленькая и большая «ю».
У – Дети, какую
букву выбрать, маленькую или большую? Почему? (Большую, т.к. Юля это имя, имена
нужно писать с большой буквы.)
У – Почему звуков
два, а буква одна? (Звуки «йу» - обозначаются одной буквой «Ю»). дети уже
знакомы с буквами «Е», «Я» - поэтому отвечают на вопрос, опираясь на имеющиеся
знания).
3. Формулировка
темы урока. Работа над новой темой урока.
У – Сформулируйте
тему сегодняшнего урока. (Тема сегодняшнего урока: «Буква «Ю», обозначает два
звука).
Учитель открывает
плакат на котором изображены предметы, названия которых начинаются с буквы «Ю».
Дети называют эти предметы и другие предметы, которые начинаются на букву «Ю».
У – Где живет буква
«Ю» в алфавите? (Работа с таблицей «Алфавит»: буква «Ю» в конце алфавита, между
буквами «Э» и «Я»).
У – Найдите на
листе с заданиями Задание №2 (напечатан ряд различных букв). Найдите и обведите
большую букву «Ю», обведите маленькую букву «ю».
У – Чему Вы
научились на уроке? (Узнавать и находить букву «Ю», называть слова на букву
«Ю»). Чему мы теперь должны научиться? ( Печатать маленькую и большую букву
«Юю». (Идет работа по аналогии с предыдущими уроками, поэтому дети имеют
представление как отвечать на вопросы учителя).
У – (Показывает
образец печатания букв) / Чтобы «О» не укатилось/ Крепко к столбику прибью/ Ой!
Смотрите, что случилось!/ Получилась буква «Ю»!/ (Дети печатают буквы «Ю,ю» на
листе с заданиями.)
4. Физкультминутка.
5. Применение
новых знаний.
Просмотр фрагмента
презентации «Буква Ю». Воспроизведение слов с буквой «ю». Работа со звуковыми
схемами.
У – Какие слова с
буквой «ю» вы запомнили? (Юг, южный, даю, краю). Какое слово подходит к схеме
на доске? («Юг»).
У – Чему Вы
научились на уроке? (Узнавать, находить, печатать букву «ю», давать
характеристику звукам буквы «ю»). Чему должны научиться теперь? (Читать слова и
предложения с буквой «ю»).
Классификация
слов с буквой «Ю», нахождение основания для классификации.
У – На доске слова (чтение
учителем), такие же слова на листе с заданиями у детей (чтение хором): Юрий,
Юлия, Юлиан, Юмор, Юзеф, Юлий, Юнона, Юлиус. Найдите букву «ю» в словах,
подчеркните ее. В каких словах есть буквы, которые мы не проходили? (Юзеф,
Юлиус). Как одним словом назвать эти слова? (Имена). Назовите лишнее слово
(юмор). Верно ли оно записано в списке слов? (Нет, его надо писать с маленькой
буквы, это не имя). Что такое «юмор»? (Это когда смеются, когда весело, когда
кто-то что-то сказал). Давайте посмотрим, что про слово «юмор» сказано в
Толковом словаре.
Работа по группам с Толковым словарем.
(Дети делятся на группы, в каждой группе – Толковый словарь Ожегова. Дети уже
знакомы со словарем, знают, что в словаре «толкуются» значения слов. В Толковом
словаре дано слишком сложное определение для первого класса, поэтому задача
детей найти слово, понять, что искать его нужно в самом конце, а «толковую
статью» учитель представил на листе с заданиями: «Юмор – понимание комического,
умение видеть смешное»).
У – Как вы думаете где нужно искать слово
«юмор» - в начале, середине, конце словаря? (В конце, перед буквой «я»). Дети
ищут слово по группам.
У – Какое слово находится перед словом
«юмор», после слова «юмор»? Прочитайте определение слова в листе с заданием.
У – Скажите, а можно-ли случай с
Юлей-капризулей назвать юмористическим? Почему? (Можно, Юля смешно плакала, не
горько и сразу успокоилась, когда ребята отдали ей мяч, и стало видно, что она
плакала не по-настоящему). Кому было весело смотреть на Юлю-капризулю, кто
заметил комическое в этой ситуации? Значит у Вас есть чувство юмора. А у Вас в
жизни случались ситуации, когда Вы слезами пытались добиться желаемого? Хорошо
это или плохо? Можно ли было вести себя по-другому? Как? (Попросить без
капризов, употребляя вежливые слова).
У – Разбейте мена на две группы. (Дети
заполняют таблицу на листе с заданиями, несколько учеников у доски разбивают
слова на группы).
У – По какому признаку Вы разбили слова?
(Женские и мужские имена). Как пишутся имена? (С большой буквы).
Работа с учебником (Страница 41,
«Азбука»). Чтение столбиков слов учителем. Чтение слов детьми по цепочке.
У – Встретились ли Вам имена? Какие? Как
пишутся имена?
Чтение предложений учителем.
У – Это текст? (Нет). Почему? (Предложения
не связаны по смыслу). Чтение предложений детьми по цепочке.
У – Есть ли среди предложений связанные по
смыслу? (Да). Найдите их. Чтение предложений детьми. Вопросы к предложениям.
Подведение итогов урока.
У – С какой буквой мы познакомились
сегодня на уроке? Где живет эта буква в алфавите? Сколько звуков обозначает эта
буква? Какие это звуки? Найдите в предложениях слова с буквой «ю» в начале
слова, в середине, в конце; слова с большой буквой «Ю», с маленькой буквою «ю».
Почему эти слова пишутся с большой буквы? С каким новым словом познакомились на
уроке при использовании Толкового словаря?
У - Кому понравился урок, обведите первую
букву «Ю» зеленым цветом, кому было не интересно – черным. Кто считает, что на
уроке были юмористические ситуации – обведите вторую букву «ю» красным цветом,
если юмористических ситуаций не было - желтым. Кто запомнил букву «ю»,
научился ее печатать, и умеет читать слова и предложения с буквой «ю» -
закрасьте последнюю букву «ю» зеленым цветом, кому было трудно и непонятно –
закрасьте синим. Урок окончен.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.