Главная / Начальные классы / Конспект урока по литературному чтению на тему: В.М. Гаршин "Лягушка-путешественница"

Конспект урока по литературному чтению на тему: В.М. Гаршин "Лягушка-путешественница"

Урок: Литературное чтение  4 класс программа Школа 21  века

Тема:. В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница»

Цель: формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности.

Задачи:

Личностные:

-учиться принимать другую точку зрения, уважительно относиться к одноклассникам;

-учиться определять свою позицию;

-мотивация к изучению предмета через межпредметную связь окружающего мира и литературного чтения;

-формирование нравственного сознания и эстетического вкуса; понимание духовной сущности произведения.

Коммуникативные:

-учиться четко, правильно высказывать свое мнение, доказывать его, выявлять точку зрения автора и выражать свою.

Регулятивные:

-учиться выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;

-использовать установленные правила в контроле способа решения.

Познавательные:

-учиться находить информацию в тексте;

-фиксировать ее в виде плана;

-проводить анализ и синтез объектов;

-развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении; воспитание интереса к чтению и книге.

 Предметные:

-формирование полноценного восприятия художественного произведения – на уровне главной мысли (идеи);

-обучение самостоятельной работе над текстом произведения  (самостоятельно читать, выделять художественные детали, раскрывающие образы героев; определять главную мысль)

Оборудование:

Текст, книги из библиотеки, проектор, презентация.











Ход урока:


І. Организационный момент.

Всем, всем привет – Добрый день!

Прочь с дороги, наша лень!

Не мешай трудиться,

Не мешай учиться!

- Поприветствуем друг друга. Проверьте готовность к уроку.


ІІ Речевая разминка.

- Наш урок начнём с речевой разминки, для чёткого и правильного произношения звуков.

- Читаем, выделяем голосом тот слог, на котором я остановлюсь. (Слоги написаны горкой, использование элементов здоровосберегающей технологии В.Ф. Базарного).


Я У А


ЛЯ ЛУ ЛА


ЯМ УМ АМ


- Прочитайте чётко гласные. Эти гласные я взяла из одного слова. Я прочитаю вам загадку, а вы отгадайте то слово, которое зашифровано на доске.


Скачет зверушка:

Не рот – а ловушка.

Попадут в ловушку

И комар, и мушка. Кто это? (Лягушка)


ІІІ Актуализация знаний.

- Что же интересного о лягушках вы узнали? Кто хочет сделать сообщение? (Дети рассказывают) Презентация . hello_html_m4f83b3a5.jpg


Вывод: Это научные сведения о лягушке. Ученики рассматривают выставку книг.

hello_html_m542dd84d.jpg


- Если вам будет интересно познакомиться с жизнью животных, обращайтесь в нашу школьную библиотеку.

А кто желает показать нам свои пробы пера?

Дети читают свои стихи о лягушке.


Иду по болоту,

Вокруг тишина,

И вдруг из травы

Доносилось ква-ква.

А я наклонившись

И глядя в траву,

Увидела нечто

Зелёно во мху.

Глазища большие

И рот до ушей,

Да множество

Тины болотной

На ней!

(Ксения Царегородцева)

hello_html_4017fa6c.jpg




Лягушка сидела под кочкой.

Она беззаботно жила.

Была лягушкиной дочкой,

Но вот из болота ушла.

С другой лягушонкой попала в холодный, чёрный подвал.

Она вовсе не знала, что это совсем не привал.

Упали они в сметану,

Их стало на дно тянуть.

Одна бороться стала,

Другая стала тонуть.

И лапками била сметану,

И в масло сбила её:

«Бороться за жизнь я стану,

Пожить хочу я ещё».

И твёрдую почву почуяв, поставила лапки туда.

Печальную мордочку сняв,

Сидела под кочкой она.

(Анастасия Морозюк)


Жила- была на свете

Лягушка не простая,

Случилось в её жизни

История такая.

Вдруг утки прилетели,

Сказали: «Кря-кря!»

И унесли её с собой

В тёплые края.

Лягушка та на редкость

Хвастливая была.

Проявила гордость

И шлёпнулась она.

(Елизавета Бондаренко)





ІV Сообщение темы урока

hello_html_m5732cc74.jpg- А сегодня мы будем работать над сказкой В.Гаршина «Лягушка – путешественница». На прошлом уроке вы высказали свои предположения о теме, героях сказки. Ваши предположения подтвердились?

(Какие-то подтвердились, какие-то - нет.)

- Как вы понимаете значение слова путешествие?


  • Путешествие – поездка или передвижение пешком по каким – нибудь местам, странам.

ПутеШЕСТвие – шест, палка – помощь при ходьбе.




V Работа над произведением.


Хоровое чтение первой части сказки.

- Подберите название к этой части сказки.

Дети предлагают свои варианты.

«Какое это наслаждение – жить на свете!»

- Как вы понимаете значение выражения лягушечье достоинство?

- Достоинство – положительное качество, совокупность высоких моральных качеств, а так же уважение этих качеств в самом себе.

- Как автор относится к своей героине? (Автор смеётся над ней.)

- Какой вы себе представляете лягушку? Подтвердите словами из текста.


Чтение второй части сказки в лицах.

- Озаглавьте эту часть своими слова или словами из текста сказки.

«Прилёт уток»

- Что нового мы видим в характере лягушки? (Боязлива, любопытна, вежлива, любознательна, осторожна. Подтверждают словами из текста.)




VІ Физкультминуткаhello_html_m42d0a65e.jpg

На болоте две подружки,
Две зелёные лягушки,
Утром рано умывались, 
Полотенцем растирались.
Ножками топали.
Ручками хлопали.
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
Видим, скачут по опушке
Две весёлые лягушки,
Прыг-скок, прыг-скок,
Прыгай с пятки на носок.
Вот здоровья в чём секрет.
Всем друзьям – физкультпривет!

(Ученики выполняют движения согласно текста.)


VІІ Продолжаем работа над произведением.


Чтение третьей части сказки «по цепочке».

- Подберите название к этой части сказки.

«Лягушка отправилась в путешествие»

- На какие черты характера главной героини вы обратили внимание?

Лягушка смела, хвастлива, находчива, решительна.


Чтение четвёртой части сказки хором.

- Подберите название к этой части сказки.

«Лягушка в грязном болоте»

- Как характеризует лягушку выдуманная история?

Она врунья, лгунья.

- Кто думает по - другому?

Она выдумщица, мечтательница, фантазёрка.

- Почему вы думаете что она выдумщица, а не лгунья?

Дети объясняют.

- Как В. Гаршин относится к лягушке? Какие слова он использует для её описания?

Пёстренькая, лакированная, шлёпнулась, болталась, дрыгалась.

- И я хочу спросить у вас: как вы относитесь к лягушке? (Дети высказывают своё мнение)

- Какое настроение у лягушки в начале произведения? А в конце?

Переживала ли она, что не смогла достигнуть цели?

Нет

- А как вы себя чувствовали, когда у вас что- то не получилось? (Плакали, переживали, нервничали, не верили в успех…)

- Чему учит сказка? (Ответы детей)


VІІІ Итог урока

- Мы закончили работу над сказкой Гаршина.

Какое жизненное кредо можно сформулировать после знакомства со сказкой В. Гаршина?

( Надо быть оптимистом, не надо унывать, надо верить в успех, нужно находить хорошее в любых ситуациях).

- Молодцы! Вы сделали правильные выводы.


ІХ Домашнее задание

hello_html_m4b835644.jpg- Пересказать от имени лягушки один из эпизодов сказки.



Конспект урока по литературному чтению на тему: В.М. Гаршин "Лягушка-путешественница"
  • Начальные классы
Описание:

Урок: Литературное чтение  4 класс программа Школа 21  века

Тема:. В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница»

Цель: формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности.

Задачи:

Личностные:

-учиться принимать другую точку зрения, уважительно относиться к одноклассникам;

-учиться определять свою позицию;

-мотивация к изучению предмета через межпредметную связь окружающего мира и литературного чтения;

-формирование нравственного сознания и эстетического вкуса; понимание духовной сущности произведения.

Коммуникативные:

-учиться четко, правильно высказывать свое мнение, доказывать его, выявлять точку зрения автора и выражать свою.

Регулятивные:

-учиться выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;

-использовать установленные правила в контроле способа решения.

Познавательные:

-учиться находить информацию в тексте;

-фиксировать ее в виде плана;

-проводить анализ и синтез объектов;

-развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении; воспитание интереса к чтению и книге.

 Предметные:

-формирование полноценного восприятия художественного произведения – на уровне главной мысли (идеи);

-обучение самостоятельной работе над текстом произведения  (самостоятельно читать, выделять художественные детали, раскрывающие образы героев; определять главную мысль)

Оборудование:

Текст, книги из библиотеки, проектор, презентация.

 

  Ход урока:

 

І. Организационный момент.

 Всем, всем привет – Добрый день!

Прочь с дороги, наша лень!

Не мешай трудиться,

Не мешай учиться!

- Поприветствуем друг друга. Проверьте готовность к уроку.

 

ІІ Речевая разминка.

 - Наш урок начнём с речевой разминки, для чёткого и правильного произношения звуков.

- Читаем, выделяем голосом тот слог, на котором я остановлюсь. (Слоги написаны горкой, использование элементов здоровосберегающей технологии В.Ф. Базарного).

 

Я         У          А

 

ЛЯ       ЛУ          ЛА

 

ЯМ        УМ          АМ

 

- Прочитайте чётко гласные. Эти гласные я взяла из одного слова. Я прочитаю вам загадку, а вы отгадайте то слово, которое зашифровано на доске.

 

Скачет зверушка:

Не рот – а ловушка.

Попадут в ловушку

И комар, и мушка. Кто это? (Лягушка)

 

ІІІ Актуализация знаний.

- Что же интересного о лягушках вы узнали? Кто хочет сделать сообщение? (Дети рассказывают)   Презентация                  .

 

Вывод: Это научные сведения о лягушке. Ученики рассматривают выставку книг.

 

 

- Если вам будет интересно познакомиться с жизнью животных, обращайтесь в нашу школьную библиотеку.

А кто желает показать нам свои пробы пера?

Дети читают свои стихи о лягушке.

 

 

Иду по болоту,   

Вокруг тишина,  

И вдруг из травы

Доносилось ква-ква.

А я наклонившись

И глядя в траву,

Увидела нечто

Зелёно во мху.

Глазища большие

И рот до ушей,

Да множество

Тины болотной

На ней!

                     (Ксения Царегородцева)

 

Лягушка сидела под кочкой.

Она беззаботно жила.

Была лягушкиной дочкой,

Но вот из болота ушла.

С другой лягушонкой попала в холодный, чёрный подвал.

Она вовсе не знала, что это совсем не привал.

Упали они в сметану,

Их стало на дно тянуть.

Одна бороться стала,

Другая стала тонуть.

И лапками била сметану,

И в масло сбила её:

«Бороться за жизнь я стану,

Пожить хочу я ещё».

И твёрдую почву почуяв, поставила лапки туда.

Печальную мордочку сняв,

Сидела под кочкой она.

                                  (Анастасия Морозюк)

 

Жила- была на свете

Лягушка не простая,

Случилось в её жизни

История такая.

Вдруг утки прилетели,

Сказали: «Кря-кря!»  

И унесли её с собой

В тёплые края.

Лягушка та на редкость

Хвастливая была.

Проявила гордость

И шлёпнулась она.

                               (Елизавета Бондаренко)       

 

 

 

 

ІV Сообщение темы урока

- А сегодня мы будем работать над сказкой В.Гаршина «Лягушка – путешественница».  На прошлом уроке вы высказали свои предположения  о теме, героях сказки. Ваши предположения подтвердились?

(Какие-то подтвердились, какие-то  - нет.)     

- Как вы понимаете значение слова путешествие?

 

·        Путешествие – поездка или передвижение пешком по каким – нибудь местам, странам.

ПутеШЕСТвие – шест, палка – помощь при ходьбе.

 

 

 

V Работа над произведением.

 

Хоровое чтение первой части сказки.

- Подберите название к этой части сказки.

Дети предлагают свои варианты.

«Какое это наслаждение – жить на свете!»

- Как вы понимаете значение выражения лягушечье достоинство?

- Достоинство – положительное качество,  совокупность высоких моральных качеств, а так же уважение этих качеств в самом себе.

- Как автор относится к своей героине? (Автор смеётся над ней.)

- Какой вы себе представляете лягушку? Подтвердите словами из текста.

 

Чтение второй части сказки в лицах.

- Озаглавьте эту часть своими слова или словами из текста сказки.

«Прилёт уток»

- Что нового мы видим в характере лягушки? (Боязлива, любопытна, вежлива, любознательна, осторожна. Подтверждают словами из текста.)

 

VІ Физкультминутка

На болоте две подружки,                                            
Две зелёные лягушки,
Утром рано умывались, 
Полотенцем растирались.
Ножками топали.
Ручками хлопали.
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
Видим, скачут по опушке
Две весёлые лягушки,
Прыг-скок, прыг-скок,
Прыгай с пятки на носок.
Вот здоровья в чём секрет.
Всем друзьям – физкультпривет!

(Ученики выполняют движения согласно текста.)

 

VІІ Продолжаем работа над произведением.

 

Чтение третьей части сказки «по цепочке».

- Подберите  название к этой части сказки.

«Лягушка отправилась в путешествие»

- На какие черты характера главной героини вы обратили внимание?

Лягушка смела, хвастлива, находчива, решительна.

 

Чтение четвёртой части сказки хором.

 - Подберите  название к этой части сказки.

«Лягушка в грязном болоте»

- Как характеризует лягушку выдуманная история?

Она врунья, лгунья.

- Кто думает по - другому?

Она выдумщица, мечтательница, фантазёрка.

- Почему вы думаете что она выдумщица, а не лгунья?

Дети объясняют.

- Как В.  Гаршин относится к лягушке? Какие слова он использует для её описания?

Пёстренькая, лакированная, шлёпнулась, болталась, дрыгалась.

- И я хочу спросить  у вас: как вы относитесь к лягушке? (Дети высказывают своё мнение)

- Какое настроение у лягушки в начале произведения? А в конце?

Переживала ли она, что не смогла достигнуть цели?

Нет

- А как вы себя чувствовали, когда у вас что- то не получилось? (Плакали, переживали, нервничали, не верили в успех…)

- Чему учит сказка? (Ответы детей)

 

VІІІ Итог урока

- Мы закончили работу над сказкой Гаршина.

   Какое жизненное кредо можно сформулировать после знакомства со сказкой В. Гаршина?

( Надо быть оптимистом, не надо унывать, надо верить в успех, нужно находить хорошее в любых ситуациях).

- Молодцы! Вы сделали правильные выводы.

 

ІХ Домашнее задание

- Пересказать от имени лягушки один из эпизодов сказки.

Хочу спросить  у вас: как вы относитесь к лягушке? (Дети высказывают своё мнение)

 

- Какое настроение у лягушки в начале произведения? А в конце?

Переживала ли она, что не смогла достигнуть цели?

Нет

- А как вы себя чувствовали, когда у вас что- то не получилось? (Плакали, переживали, нервничали, не верили в успех…)

- Чему учит сказка? (Ответы детей)

 

VІІІ Итог урока

- Мы закончили работу над сказкой Гаршина.

   Какое жизненное кредо можно сформулировать после знакомства со сказкой В. Гаршина?

( Надо быть оптимистом, не надо унывать, надо верить в успех, нужно находить хорошее в любых ситуациях).

- Молодцы! Вы сделали правильные выводы.

 

ІХ Домашнее задание

- Пересказать от имени лягушки один из эпизодов сказки.

 

 

Автор Палкина Анна Александровна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1212
Номер материала 25241
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓