Главная / Начальные классы / Конспект урока по литературному чтению на тему "Русская народная сказка "Два Мороза""

Конспект урока по литературному чтению на тему "Русская народная сказка "Два Мороза""

Русская народная сказка «Два Мороза» (2-й урок, продолжение)


Цель: 1. Продолжить работу с русской народной сказкой «Два мороза».

2. Формирование умения делить текст на части и озаглавливать каждую часть.

3. Формирование навыка беглого, правильного, осознанного и выразительного чтения.

4. Обогащение словарного запаса детей.


Оборудование:

  • Узоры (разделены на 2 части; на одной части написано слово, на другой значение этого слова)

  • Альбомные листы

  • Модели геометрических фигур (треугольники и круги) двух цветов (красный и синий)

  • Окна

  • Снежинки

  • Фломастеры или карандаши


Ход урока.

  1. Организационный момент. (чтение отрывка из стихотворения «Кто рисует так так искусно…» М. Лесна-Раунио)


Кто рисует так искусно,

Что за чудо-фантазеры,

Ледяной рисунок грустный:

Реки, рощи и озера?

Кто нанес орнамент сложный

На окно любой квартиры?

Это все один художник.

Это все его картины…


  1. Актуализация знаний.

  • Ребята, как вы думаете, почему именно с этих строк я начала наш урок?

  • О каком чудо-фантазёре говорится в этих строчках?

  • Сегодня этот искусный художник на наших окнах тоже нарисовал узоры. Ой! Что случилось? На окне только половинка узора, а другую нужно найти. Для этого вам необходимо прочитать слово на окошке, а затем подобрать вторую половинку и соответствующее значение слова.

Позабавиться

повеселиться

Пощёлкивать

издавать звук, щелчок

Не сладить

не справиться

Ёжиться

жмётся от холода

Кутается

плотно закрывается

Прихвачу

возьму, поймаю

Купец

богатый человек, живущий в городе, владелец торговой лавки или магазина

Крестьянин

бедный человек, живущий в деревне, занимается обработкой земли, беден


  • Из какого произведения все эти слова? (Русская народная сказка «Два Мороза»)


  1. Тема, цель, мотивация.

  • Ребята, а вы любите слушать сказки? (да)

  • А сами рассказывать сказки? (нет)

  • Почему? (сложно)

  • Действительно. Всегда очень сложно рассказывать не только сказки, но и любую историю. Поэтому, сегодня на уроке мы с вами будем учиться рассказывать сказки. А чтобы это было грамотно и интересно мы с вами еще раз перечитаем эту сказку, составим картинный план, который поможет нам передать содержание произведения


  1. Чтение сказки учащимися


  1. Анализ содержания сказки.

  • Кто является главными героями этого произведения? (Два брата: Мороз Красный нос, Мороз Синий нос)

  • Что решили сделать братья? (они решили позабавиться, людей поморозить)

  • Кого встретили братья на проезжей дороге? (купца и крестьянина)

  • Куда направлялся купец? (в город)

  • А куда ехал крестьянин? (в город)

  • Найдите в тексте и зачитайте, во что был одет купец. (на нем шуба медвежья, шапка лисья, сапоги волчьи)

  • Как выглядел крестьянин? (полушубок старый, заплатанный, шапка вся в дырах, на ногах, кроме лаптишек, ничего.)

  • Как вы думаете, кого легче было заморозить и почему? (легче было бы заморозить крестьянина, так как одет он был очень бедно)

  • Что выяснилось, когда вечером братья снова встретились? (произошло все наоборот: замерз купец, а не крестьянин).

  • Найдите в тексте и зачитайте, как Мороз Синий нос морозил купца. Почему купец замерз? (он не двигался)

  • А теперь найдите в тексте и зачитайте, как Мороз Красный нос морозил крестьянина. (Дорогой начал было я его пронимать: только он всё не робеет — еще ругается: такой, говорит, сякой этот мороз! Совсем даже обидно стало; принялся я его пуще щипать да колоть. Только ненадолго была мне эта забава… Приехал он на место, вылез из саней, принялся за топор. Я-то думаю: «Тут мне сломить его». Забрался к нему под полушубок, давай его язвить. А он-то топором машет, только щепки кругом летят. Стал даже пот его прошибать. Вижу: плохо — не усидеть мне под полушубком. Под конец инда пар от него повалил. Я прочь поскорее… ». Полушубок весь мокрёхонек. Я в него — забрался везде, заморозил так, что он стал лубок лубком…Выбрал полено подлиннее да посучковатее да как примется по полушубку бить! По полушубку бьёт, а меня всё ругает. Мне бы бежать поскорее, да уж больно я в шерсти-то завяз — выбраться не могу. А он-то колотит, он-то колотит…).

  • Удалось ли ему это? Почему? (крестьянин все время работал)

  • Найдите в тексте и зачитайте, что ответил старший брат младшему в ответ на то, что крестьянин победил Мороза. (Топор лучше шубы греет)

  • Как вы понимаете «топор лучше шубы греет»?


  1. Физкультминутка.


  1. Составление картинного плана

  • Давайте попробуем составить картинный план к этой сказке. Какие события здесь происходили? (1. Встреча двух Морозов. 2. Мороз Синий нос морозит купца. 3. Мороз Красный нос морозит крестьянина. 4. «Топор лучше шубы греет»).

  • На сколько частей мы разделим наш альбомный лист? (4)







hello_html_30f53df0.gif

1

2







hello_html_4f347a55.gif

3

4











  • Найдите в тексте и зачитайте текст первой части. О чем здесь рассказывается? (о том, как встретились два Мороза, два брата, и решили позабавиться).

  • Что можно изобразить на первой картинке? (Лес, дорога, Мороз Синий нос, Мороз Красный нос)

  • Как можно озаглавить эту часть? (Встреча двух братьев)


hello_html_m36916bb3.gifhello_html_m743663e6.gif




hello_html_637e28f0.gif


hello_html_63b501c9.gifhello_html_6402577e.gif

hello_html_5b1ff1b.gif

hello_html_3ee9016e.gif






  • Теперь найдите и зачитайте вторую часть сказки. Что можем изобразить? (лес, дорога, сани купца, Мороз Синий нос)

  • Как озаглавим эту часть? ()


hello_html_m3c3529df.gif


hello_html_mc3a910b.gif


hello_html_m36097c70.gif

hello_html_47a4f21e.gif

hello_html_m4d24a2d9.gif

hello_html_m32bf88a8.png



  • Найдите и зачитайте ту часть текста, которую мы можем отнести к третьей части.


  • Что здесь можем изобразить? Как назовем эту часть?


hello_html_m58bc72e8.gif


hello_html_2f0bec7d.gif



hello_html_7706e50e.gifhello_html_35c4cc58.gif


hello_html_3b47e205.gif

hello_html_m63e75175.jpg




  • Ну и последняя часть. О чем здесь говорится?

  • Что изобразим на последней картинке? Какое название вы можете подобрать к этой части нашего плана?

  • У нас с вами получился картинный план, который поможет вам пересказать эту сказку.


  1. Творческая интерпретация текста.

  • Кто из вас желает пересказать первую часть сказки? Вторую? Третью? Четвертую?


  1. Итог урока

  • Учитель читает отрывок из стихотворения Оксаны Варниковой

Мороз трескучий за окном,

И вьюга заметает,

Пруды покрыты толстым льдом,

Что долго не растает…

Бежит по тропке под откос

Прохожий одинокий,

А остановится – мороз

Ухватится за щеки! (http://otebe.info/stihi/stihi-pro-zimu.html#ixzz2r3lkAFeY)

  • Понравился ли вам урок?

  • Возьмите у себя на столе снежинку и украсьте то окно, которое отражает ваше настроение.

hello_html_2b19197a.png hello_html_m283a7b7f.png

Окно радости Окно грусти


Конспект урока по литературному чтению на тему "Русская народная сказка "Два Мороза""
  • Начальные классы
Описание:



     Это 2-й урок по теме "Русская народная сказка "Два мороза"", который соответствует этапу анализа и творческой интерпритации прочитанного текста. На уроке большое внимание уделяется словарной работе, работе по формированию у учащихся умения делить текст на части и озаглавливать их.

    Для того, чтобы ученикам был интересен данный вид работы над художественным произведением мной был использован прием графического моделирования.

     Итогом всей этой работы является графический план, который поможет ученику далее самостоятельно пересказать эту сказку.

Автор Никитинская Ольга Владимировна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1221
Номер материала 30210
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓