Главная / Начальные классы / Конспект урока по литературному чтению на тему "Детство Л.Н. Толстого" (3 класс)

Конспект урока по литературному чтению на тему "Детство Л.Н. Толстого" (3 класс)

Литературное чтение 3 класс

Урок 4 8. Детство Л. Толстого (из воспоминаний писателя). Подготовка сообщения

Цели: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством Л .Н. Толстого; развивать умения выразительно читать произведение, передавая интонацией настроение, находить нужный отрывок в тексте по вопросам, понимать смысл произведения; прививать любовь к чтению.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя; планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности; понимать содержание прочитанного, высказывать свое отношение; подбирать материал для сообщения о писателе.

Оборудование: портрет Л.Н. Толстого, книги писателя; карточки (текст речевой разминки, задания).

Ход урока

    1. Организационный момент

II. Речевая разминка

Белеет парус одинокой

В тумане моря голубом!..

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?..

  • Прочитайте жужжащим способом.

  • Как вы думаете, что это? (Это отрывок из стихотворения.)

  • Найдите в тексте глаголы. Прочитайте, выделяя голосом глаголы.

  • А сейчас прочитаем, выделяя голосом последнее слово в каждой строке.

  • Прочитайте медленно (еще: с ускорением, выразительно).

III. Проверка домашнего задания

1. Чтение стихотворения «Парус»

2. Вы правильно поняли, что это отрывок из стихотворения и написал его М.Ю. Лермонтов. Послушайте его.

(Учитель читает стихотворение наизусть.)

Парус

Белеет парус одинокой

В тумане моря голубом!..

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?

Играют волны, ветер свищет,

И мачта гнется и скрипит...

Увы! Он счастия не ищет

И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой...

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!

- Понравилось вам стихотворение?

- Какая тема затронута в нем? (Опять тема одиночества.)

2. Проверка домашнего задания

- Прочитайте выразительно стихотворение «Утес», представьте нам иллюстрации, которые вы приготовили.

(Выступления детей. Чтение учащимися наизусть стихотворений М.Лермонтова.)

IV. Введение в тему

- Итак, мы с вами изучали творчество М.Ю. Лермонтова. А сегодня у нас новая тема. Прочитайте запись на доске.

Чтоб поверить в добро, надо начать делать его.

-Как вы понимаете эти слова? (Объяснения учащихся.)

- Если вы правильно расшифруете, то узнаете, кто из великих людей изрек то, что вы сейчас читали.

5

А

Б

В

Г

д

Е

4

Ж

3

И

й

к

Л

3

М

Н

О

п

р

С

2

Т

У

Ф

X

ц

Ч

1

Ш

Щ

Ь

э

ю

Я

1 2 3 4 5 6

6,4; 6,5; 3,5

2,3; 3,4; 5,4; 3,3; 6,4; 1,5; 6,5; 3,5; 3,4; 6,2 1,2; 3,3; 6,4; 6,3; 1,2; 3,3; 4,4 (Лев Николаевич Толстой.)

- Итак, сегодняшний и следующие несколько уроков мы посвятим Льву Николаевичу Толстому. Вспомните, что мы знаем об этом писателе. Дополните фразы.

1) Он был ....

2)Родился и похоронен в ....

3) Полное собрание сочинений составляет ... томов.

4) В Ясной Поляне он открыл ... для ... и сам учил их.

(Граф. Родился в 1828г. в Ясной Поляне и похоронен там в 1910 г. Он прожил 82 года и всю свою жизнь посвятил литературе. Его книги переведены на многие языки, их читают во всем мире. Полное собрание сочинений — 90 томов. Он очень любил детей. Лев Николаевич открыл в Ясной Поляне школу, написал учебник для детей и сам учил их.)

  • Вы узнаете еще много нового и интересного об этом писателе.

V. Работа по теме урока

  • Посмотрите на с. 148-149 учебника. Вглядитесь в фотографии писателя. Ведь лицо человека, его глаза могут рассказать о многом. Послушайте о нем рассказ*.

(Рассказывают учитель и заранее подготовленные ученики.) Лев Николаевич Толстой (1828-1910) в своих произведениях говорил, что человеком может называться только тот, кто трудится, кто делает добро другим людям, кто честно исполняет свой долг. Стыдно, недостойно человека жить чужим трудом. Толстой жил скромно, старался обслуживать себя сам, знал и крестьянский труд: умел косить, пахать. Толстой работал ежедневно, он был великим тружеником.

VI. Физкультминутка

Синички сели на веточки,

Поклевали все семечки.

Потом полетели,

На земельку сели.

Поклевали зернышки,

Почистили перышки.

VII. Продолжение работы по теме урока

  1. Чтение текста «Детство Л.Н. Толстого»

(Текст на с. 150-151 читают учитель и хорошо читающие ученики.)

2. Беседа после чтения

  • Что интересного узнали о детстве Толстого? (Примерный ответ. Мы узнали, что детство будущий писатель провел в Ясной Поляне. Мать его умерла рано, когда Левушке было полтора года. Детей в семье было пятеро: Николай, Сергей, Дмитрий, Левушка и младшая сестра Машенька. Самый старший был Николенька. Воображение у него было такое, что он мог рассказывать сказки или истории с привидениями или юмористические истории. Он говорил с такой уверенностью, что забывалось, что это выдумка.)

  • Какую тайну поведал Николенька своим братьям? Найдите в тексте этот отрывок и прочитайте его.

(Ученики находят отрывок и зачитывают его.)

  • В чем была главная тайна муравейного братства? (Когда тайна откроется, все люди сделаются счастливыми: не будет ни болезней, никаких неприятностей, никто ни на кого не будет сердиться и все будут любить друг друга, все сделаются муравейными братьями...)

  • Где была написана эта тайна? (Эта тайна была написана на зеленой палочке, и палочка эта зарыта у дороги на краю оврага Старого Заказа...)

  • Сохранил ли Л.Н. Толстой веру в существование зеленой палочки? Прочитайте.

(Дети зачитывают последний абзац.)

3. Рассказы учащихся

- Ребята, а есть ли у вас какие-то яркие воспоминания из вашего детства? Расскажите о них.

VII. Рефлексия

    1. Подведение итогов урока

  • Чему учились на уроке?

  • Что вы узнали о творчестве Л.Н. Толстого?

Домашнее задание

Перечитать рассказ Л.Н. Толстого, подготовить сообщение о писателе





Конспект урока по литературному чтению на тему "Детство Л.Н. Толстого" (3 класс)
  • Начальные классы
Описание:

На уроке ребята знакомятся с деством и  творчеством Л.Н.Толстого. Развивают умения выразительного чтения. Урок начинается с речевой разминки. используется "жужжащее" чтение. На втором этапе урока  - проверка домашнего задания.Ребята прослушивают стихи, которые читает учитель, рашифровывают фамилию писателя, с которым знакомятся на уроке. Ребята знакомятся с краткой биографией писателя. На уроке проведена физкультминутка. на следующем этапе ребята работают с текстом учебника, отвечают на вопросы  и вспоминают яркие эпизоды из своего детства. В конце урока подведен итог и рефлексия.

Автор Cтрелова Зинаида Аврамовна
Дата добавления 27.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 3350
Номер материала 12987
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓