Главная / Начальные классы / Конспект урока по литературному чтению на тему " М. Пришвин "Осеннее утро" (2 класс)

Конспект урока по литературному чтению на тему " М. Пришвин "Осеннее утро" (2 класс)


Цель: познакомить учащихся с рассказом М. Пришвина « Осеннее утро», формировать чувство слова; раскрыть эстетическую ценность слова;

Задачи:

обучающие:

учить различать разные виды\стили текста и находить и объяснять слова и выражения;

развивающие:

развивать речевые и коммуникативные умения детей.

воспитательные:

прививать любовь к природе;

корректирующие:

отработать навыки осознанного чтения

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать прозаический текст и текст стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта и писателя; различать стихотворный и прозаический текст4 наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, объяснять интересные выражения в лирическом тексте.

Оборудование: презентация к уроку, Л.Ф. Климанова учебник «Литературное чтение»; портрет писателя, выставка книг, карточки (текст для речевой разминки).

ХОД УРОКА

I. Орг. момент. Чистоговорка

- Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Всё правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

- Мы будем разговаривать,

И будем выговаривать

Так правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

II. Разминка

  1. Дыхательная гимнастика.

  2. Чтение блоков (Слайд 2)

да-дар-дам-дом-дым

  1. Интонационная разминка.

Дым стелется к дождю. !? – логическое ударение.

  1. Гимнастика ума (Слайд 2)

Дым – слово магнит

- Какие слова притягивает к себе слово «дым»? Почему?

(из трубы идёт дым; кот дымчатого цвета; дым коромыслом и т.д.)

III. Проверка домашнего задания

- Чем отличается художественный текст от научного? (ответы детей)

(Слайд 3)

- Скажи о дыме, как поэт или писатель.

«Горьковатый запах дыма от горящей листвы разносился по всей

округе».

- Скажи теперь, как учёный?

«Дым – это продукт горения».

(проверка работы)

- Какое художественное средство использовал в своём стихотворении

В. Берестов? (юмор)

- Уточните, какой юмор? (добродушный)

Ч т е н и е с т и х о т в о р е н и я п о ц е п о ч к е

- Какие средства художественной выразительности встретились в этом стихотворении? (олицетворение, эпитеты)

- Какие ещё средства художественной выразительности вы знаете? ( Слад 4,5 )

Ф и з к у л ь т м и н у т к а д л я г л а з

IV. Мотивация. Целеполагание

- Как вы думаете, могут ли средства художественной выразительности быть

в прозе? (…………..)

- И узнаем мы это, почитав рассказ М. Пришвина «Осеннее утро».

- Но будем не просто его читать, а исследовать.

- Итак, сегодня на уроке мы узнаем, могут ли быть средства художественной выразительности в прозаическом произведении.

V. Изучение нового материала

1. Первичное чтение учителем.

- Слушайте внимательно, обращайте внимание на трудные и непонятные слова. Подумайте, как разбить текст на части? (чтение рассказа с.78) (Слайд 6)

2. Анализ по вопросам эмоционально-оценочного характера.

- Понравился ли вам рассказ?

3. Подготовительная работа (Слайд 7)

По слогам и целыми словами - орфоэпическое чтение:

па-ра-шю[у]-ти-ком – парашютиком

мо-тыль-ком – мотыльком

пе-ре-лёт-ны-ми – перелётными

шеп-чешь - шепчешь

про-буж-да-ет-ся – пробуждается [ца]

раз-ле-те-лись – разлетелись

кон-чит-ся – кончится [ца]

4.Повторное чтение. Анализ произведения по частям.

1 часть

- Найдите в тексте первую часть.

- О чём она будет?

Чтение.

- Как можно озаглавить эту часть?

П л а н

1. Листопад (запись на доске и в тетрадях)

- Приходилось ли вам наблюдать, как падают с деревьев осенние листья?

Сравните свои впечатления с впечатлениями М. Пришвина.

- Итак, мы привыкли, что средства художественной выразительности встречаются в поэзии, но уже в первой части текста мы увидели их. Назовите.

hello_html_7824b41e.gif

летит парашютиком

летит мотыльком сравнение (Слайд 8; запись в тетради)

летит винтиком иллюстрации (Слайд 9)


день открывает глаза - олицетворение (Слайд 10; запись в тетради)

иллюстрация (Слайд 11)

- Вот мы и ответили на поставленный в начале урока вопрос. Какой?

- Ответьте на него.

(художественные средства языка могут быть в прозаических произведениях)

- Для чего авторы использует средства художественной выразительности?

Вывод: образные средства выразительности помогают нам ярче представить картины, которые описывает автор, делают нашу речь более красочной и выразительной.

П о д в и ж н а я ф и з к у л ь т м и н у т к а

2 часть

- О чём пойдёт речь во второй части?

- Прочитайте.

- Как озаглавим вторую часть? (Одиночествозапись в план на доске и в тетрадях)

- Какое настроение писателя вы чувствуете?

На доске карточки со словами: ликующее, восторженное, грустное, печальное, радостное, мечтательное, тревожное, спокойное, умиротворённое (полное покоя)

(дети выбирают нужные карточки и вывешивают на магнитной доске)

- Какие чувства возникли в вашей душе? (…………………….)

3 часть

- О чём третья часть?

- Прочитайте.

- Как озаглавим третью часть? (Всё кончится - запись)


С т и л и с т и ч е с к и й а н а л и з

- Найдите в третьей части средства художественной выразительности?

день пробуждаетсяолицетворение – Слайд 12

- Подберите синоним к слову «пробуждается».

(«день просыпается, настаёт»)

- А как лучше? День пробуждается или день настаёт?

Вывод: слово в художественном произведении ёмко и незаменимо. Писатели и поэты – художники слова; как художники рисуют красками, так и писатели рисуют словом с помощью средств художественной выразительности.

Ф и з к у л ь т м и н у т к а д л я г л а з

VI. Рефлексия

- Итак, мы провели экспресс-исследование текста.

- Что объединяет рассказ М. Пришвина со стихами русских поэтов?

- Давайте сделаем вывод:

все средства художественной выразительности: эпитеты, олицетворения, сравнения и другие, авторы используют при написании прозы; это делает произведение более ярким, красивым, а нам помогают представить, описываемые события, картины.

- Что вы не знали, а теперь знаете – это новое для вас?

- Какие задания показались наиболее интересными?

VII. Домашнее задание

1. Прочитать рассказ М. Пришвина с. 78-79

Вы можете прочитать и другие рассказы М. Пришвина

(показ выставки книг) ( Слайд 13).

2. Ответить на вопрос №2 учебника: «Можно ли к этим двум произведениям нарисовать одну картину?»

Сначала нарисуйте словесную картину, затем карандашами в тетради.




Конспект урока по литературному чтению на тему " М. Пришвин "Осеннее утро" (2 класс)
  • Начальные классы
Описание:

 

 

Цель: познакомить учащихся с рассказом М. Пришвина « Осеннее утро»,формировать чувство слова;  раскрыть эстетическую ценность слова;

Задачи:

обучающие:                   

учить различать разные виды\стили текста и находить и объяснять слова и выражения;

развивающие:

развивать речевые и коммуникативные умения детей.

воспитательные:

прививать любовь к природе;

корректирующие:

отработать навыки осознанного чтения

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать прозаический текст и текст стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта и писателя; различать стихотворный и прозаический текст4 наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, объяснять интересные выражения в лирическом тексте.

Оборудование: презентация к уроку, Л.Ф. Климанова учебник «Литературное чтение»;  портрет писателя, выставка книг, карточки (текст для речевой разминки).

Автор Зиядинова Эльнара Мирзаназаровна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 2056
Номер материала 30457
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓