Главная / Начальные классы / Конспект урока по литературному чтению на тему «Н. Некрасов. «Саша» (отрывок из поэмы)

Конспект урока по литературному чтению на тему «Н. Некрасов. «Саша» (отрывок из поэмы)

Конспект урока по литературному чтению на тему «Н. Некрасов. «Саша» (отрывок из поэмы)» 3 класс


Тема. Н. Некрасов. «Саша» (отрывок из поэмы);

Цель: Ознакомление с содержанием стихотворения Н. Некрасова «Саша» (отрывок из поэмы);

Задачи: Познакомить учащихся с творчеством русского поэта поэзии XIX века Н.А. Некрасова, вырабатывать навыки выразительного чтения, формировать у детей умение понимать настроение лирических героев; показать историю страны, проблемы, волновавшие людей того времени, отношения между людьми, вопросы морали, главные общечеловеческие ценности;

Развивать творческие способности детей, память, речь, внимание;

Воспитывать любовь к русской поэзии, патриотические чувства, любовь к природе, ее защиты.

Оборудование: портрет Н.А.Некрасова, репродукция картины Владимира Егоровича Маковского "Крестьянские дети",отрывок из поэмы Н.А.Некрасова "Крестьянские дети" (электронный учебник).


Ход урока


Организация класса. Жужжащее чтение 5 мин.

Психологический настрой на урок

- Подарите друг другу улыбку. Улыбайтесь, и вы принесете радость себе и людям.

Работу всегда надо начинать с проверки осанки. Это прививает умение правильно сидеть во время чтения.

Разминка.

Дыхательная гимнастика и подготовка голоса.

- А теперь встаньте ровно, дышите свободно. Мы проведем дыхательную гимнастику.

Цветочный магазин.

Представьте, что вы пришли в магазин цветов и почувствовали восхитительный аромат цветущих растений. Сделайте глубокий вдох носом и выдох (2 – 3 раза).

Сделайте, глубокий вдох на выдохе громко считайте до тех пор, пока не кончится воздух.

Использование скороговорки (хором):

Как на горке на пригорке

Стоят 33 Егорки (глубокий вдох)

Раз Егорка, два Егорка……(до полного выдоха).

Применяя на каждом уроке , через 2-3 урока воздуха хватит на большее количество Егорок.

Упражнения для развития четкости произношения.

Самолеты взлетают: у-у-у. Машины едут: ж-ж-ж. Лошадки поскакали: цок-цок-цок. Рядом ползет змея: ш-ш-ш. Муха бьется в стекло: з-з-з-з.

Проверка домашнего задания

Сообщение темы и цели урока.

- Сегодня мы познакомимся с великим русским поэтом Николаем Алексеевичем Некрасовым.

Работа по теме (Сообщение 2 учеников)

Слово о поэте. (1821-1877) Николай Алексеевич Некрасов родился в 1821г в селе Грешнево на Волге. Он был третьим ребенком в семье. Мать — Елена Андреевна, дворянка. Отец — Алексей Сергеевич, был небогатым помещиком, бывшим армейским офицером. Он был человеком грубым и властным. От его характера страдали не только подвластные ему крестьяне, но и мать поэта, которая безмерно любила сына. Всю свою любовь и нежность Елена Андреевна отдавала детям. Она серьезно занималась их воспитанием, много читала им, играла для них на фортепьяно и пела. Маленький Коля был горячо привязан к своей матери, с ней проводил он долгие часы. Детские годы Николай Алексеевич Некрасов провёл в Ярославской губернии в родовом имении отца, которое находилось близ Волги. При усадьбе был старый, запущенный сад, обнесенный глухим забором. Мальчик проделал в заборе лазейку и в те часы, когда отца не было дома, зазывал к себе крестьянских детей. Но стоило няньке крикнуть: “Барин, барин идет!” — как они мгновенно исчезали. Первые свои стихи Некрасов посвятил маме в честь её именин, когда ему было 7 лет. Елена Андреевна поощряла его занятия литературой. Она мечтала, чтобы сын стал образованным человеком. От матери поэт научился чуткости к людским страданиям, а от отца он перенял твердость духа, силу характера. . С ранних лет мальчик увлекался охотой, а встречи с крестьянами на охоте знакомили его с жизнью и характером людей, способствовали сближению с народом. Поэта называли защитником обездоленных и бесправных людей.

Освоение содержания и анализ стихотворения.

- А сейчас послушайте стихотворение в исполнении мастеров художественного слова.

Чтение стихотворения Н. Некрасова «Саша» (отрывок). ( Электр. Учебник.см. диск).

Чтение продолжения стихотворения в хрестоматии.

Анализ стихотворения. Беседа по вопросам.

- О чем это произведение?

- Что заставило плакать Сашу? Почему она плакала? О каких качествах характера говорят слезы девочки? Почему ей жалко вырубленный лес?

Физминутка

Выразительное чтение стихотворения Н. Некрасова «Саша»

Выборочное чтение

- Найдите ответы в стихотворении: Как и зачем вырубают лес лесорубы? Что чувствуют деревья? С кем сравнивает их поэт? Словно подкошен, осинник валился /Стоном стонали верхушки осин, /Из перерубленной старой березы градом лилися прощальные слезы. /Сучья ломались, скрипели, трещали, /Раненый стонет, зовет, проклинает.

- Какой прием использует поэт, чтобы показать лес как живое существо?

- Что вы почувствовали, когда читали стихотворение? Разделяете ли вы печаль Саши?

-Как реагируют на рубку леса животные? А как вы относитесь к такой деятельности человека?

- К чему приведет вырубка леса на нашей планете?

Творческая работа. Работа в группах .

Первая группа Дать положительную оценку деятельности лесорубов.

Вторая группа Дать отрицательную оценку деятельности лесорубов.

Работа с произведением.

Выразительное чтение. Упражнение “Буксир” выполняется совместно с учителем.

Детям предлагается самостоятельно дочитать текст, используя упражнение “Губы”.

Рефлексия.

- Какова основная идея стихотворения? Природа - живое существо. Она дарит жизнь и здоровье человеку. Любите природу, берегите природу! Только тогда мы сможем сохранить жизнь на Земле.

Задание на дом. Выучить отрывок наизусть.



Конспект урока по литературному чтению на тему «Н. Некрасов. «Саша» (отрывок из поэмы)
  • Начальные классы
Описание:

Конспект урока по литературному чтению на тему «Н. Некрасов.  «Саша»  (отрывок из поэмы)»    3 класс

Тема.  Н. Некрасов.  «Саша»  (отрывок из поэмы);

Цель:Ознакомление с содержанием стихотворения Н. Некрасова «Саша» (отрывок из поэмы);

Задачи: Познакомить учащихся с творчеством русского поэта поэзии XIX века Н.А. Некрасова, вырабатывать навыки выразительного чтения, формировать у детей умение понимать настроение лирических героев; показать историю страны, проблемы, волновавшие людей того времени, отношения между людьми, вопросы морали, главные общечеловеческие ценности;

Развивать творческие способности детей, память, речь, внимание;

Воспитывать любовь к русской поэзии, патриотические чувства, любовь к природе, ее защиты.

Оборудование:  портрет Н.А.Некрасова, репродукция картины Владимира Егоровича Маковского "Крестьянские дети",отрывок из поэмы Н.А.Некрасова "Крестьянские дети" (элек­тронный учебник).

 

Ход урока

 

Организация класса.   Жужжащее чтение  5 мин.

Психологический настрой на урок  

- Подарите друг другу улыбку. Улыбайтесь, и вы принесете радость себе и людям.

Работу всегда надо начинать с проверки осанки. Это прививает умение правильно сидеть во время чтения.

Разминка. 

Дыхательная гимнастика и подготовка голоса.

- А теперь встаньте ровно, дышите свободно. Мы проведем дыхательную гимнастику.

Цветочный магазин.

Представьте, что вы пришли в магазин цветов и почувствовали восхитительный аромат цветущих растений. Сделайте глубокий  вдох носом и выдох (2 – 3 раза).

Сделайте, глубокий вдох на выдохе громко считайте до тех пор, пока не кончится воздух.

Использование скороговорки (хором):

Как на горке на пригорке

Стоят 33 Егорки (глубокий вдох)

Раз Егорка, два Егорка……(до полного выдоха).

Применяя на каждом уроке , через 2-3 урока  воздуха хватит на большее количество Егорок.

Упражнения для развития четкости произношения.

Самолеты взлетают: у-у-у. Машины едут: ж-ж-ж. Лошадки поскакали: цок-цок-цок. Рядом ползет змея: ш-ш-ш. Муха бьется в стекло: з-з-з-з.

Проверка домашнего задания

Сообщение темы и цели урока.

- Сегодня мы познакомимся свеликим русским поэтом Николаем Алексеевичем Некрасовым.

Работа по теме  (Сообщение 2 учеников)

Слово о поэте.(1821-1877) Николай Алексеевич Некрасов родился в 1821г в селе Грешнево на Волге. Он был третьим ребенком в семье. Мать — Елена Андреевна, дворянка. Отец — Алексей Сергеевич, был  небогатым помещиком, бывшим армейским офицером. Он был человеком грубым и властным. От его характера страдали не только под­властные ему крестьяне, но и мать поэта, которая без­мерно любила сына. Всю свою любовь и нежность Елена Андреевна отдавала детям. Она серьезно занималась их воспитанием, много читала им, играла для них на фортепьяно и пела. Маленький Коля был горячо привязан к своей матери, с ней проводил он долгие часы. Детские годы Николай Алексеевич Некрасов провёл в Ярославской губернии в родовом имении отца, которое находилось близ Волги. При усадьбе был старый, запущенный сад, обнесенный глухим забором. Мальчик проделал в заборе лазейку и в те часы, когда отца не было дома, зазывал к себе крестьянских детей. Но стоило няньке крикнуть: “Барин, барин идет!” — как они мгновенно исчезали.  Первые свои стихи Некрасов посвятил маме в честь её именин, когда ему было 7 лет. Елена Андреевна поощряла его занятия литературой. Она мечтала, чтобы сын стал образованным человеком. От матери поэт научился чуткости к людским страдани­ям, а от отца он перенял твердость духа, силу характера. . С ранних лет мальчик увлекался охотой, а встречи с крестьянами на охоте знакомили его с жизнью и харак­тером людей, способствовали сближению с народом. По­эта называли защитником обездоленных и бесправных людей.

Освоение содержания и анализ стихотворения.

- А сейчас послушайте стихотворение  в исполнении ма­стеров художественного слова.

Чтение стихотворения Н. Некрасова «Саша» (от­рывок). ( Электр. Учебник.см. диск).

Чтение продолжения стихотворения в хрестома­тии.

Анализ стихотворения. Беседа по вопросам.

- О чем это произведение?

- Что заставило плакать Сашу?Поче­му она плакала? О каких качествах характера говорят слезы девочки? Почему ей жалко вырубленный лес?

Физминутка

Выразительное чтение стихотворения Н. Некрасова «Саша»

Выборочное чтение

- Най­дите ответы в стихотворении: Как и зачем вырубают лес лесору­бы? Что чувствуют деревья? С кем сравнивает их поэт? Словно подкошен, осинник валился /Стоном стонали вер­хушки осин, /Из перерубленной старой березы градом лилися прощальные слезы. /Сучья ломались, скрипели, трещали, /Раненый стонет, зовет, проклинает.

- Какой прием использует поэт, чтобы показать лес как живое существо?

- Что вы почувствовали, когда читали стихотворение? Разделяете ли вы печаль Саши?

-Как реагируют на рубку леса животные? А как вы относитесь к такой деятельности человека?

- К чему приведет вырубка леса на нашей планете?

Творческая работа.   Работа в группах .

Первая  группа   Дать положительную оценку деятельности  лесорубов.

Вторая  группа   Дать отрицательную  оценку деятельности лесорубов.

Работа с произведением.

Выразительное чтение. Упражнение “Буксир” выполняется совместно с учителем.

Детям предлагается самостоятельно дочитать текст, используя упражнение “Губы”.

Рефлексия.

-Какова основная идея стихотворения? Природа - живое существо. Она дарит жизнь и здоровье человеку. Любите природу, берегите природу! Только тогда мы сможем сохранить жизнь на Земле.

Задание на дом. Выучить отрывок наизусть.

Автор Фисенко Галина Николаевна
Дата добавления 28.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 5270
Номер материала 13456
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓