Главная / Начальные классы / конспект урока по литературному чтению на тему "М. Ю. Лермонтов Парус"

конспект урока по литературному чтению на тему "М. Ю. Лермонтов Парус"

М. ЛЕРМОНТОВ «ПАРУС»

Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с краткой биографией поэта М. Ю. Лермонтова: формировать навыки анализа стихотворения; расширять словарный запас.

Планируемые результаты:

Предметные: научатся осознанно воспринимать содержание текста стихотворения, оценивать характер, настроение; получат возможность научиться воспринимать литературу как искусство.

Мета предметные универсальные учебные действия (УУД):

Регулятивные: проявляют инициативу при ответе на вопросы; контролируют и оценивают результаты.

Познавательные: строят устные высказывания с учетом учебной задачи.

Коммуникативные: участвуют в диалоге при обсуждении произведения.

Личностные: понимают эстетические ценности стихотворного текста; высказывают собственное суждение.

Ход урока

I. Организационный момент. Введение в тему.

Слайды: изображения морских просторов, моря и белеющего паруса.

- Любите ли вы море? Какие чувства возникают у вас, когда вы смотрите на морскую гладь?
(Море удивляет переменчивостью и непостоянством: то оно безмятежно спокойно, лишь колышется легкая зыбь, то оно пенится и шумит, то вздымаются волны и угрожающе набегают
на берег. Изменчив и непостоянен его цвет. Красота моря, Его могущество всегда поражают.
Возле моря не хочется думать о вещах обычных, хочется размышлять о чем-то серьезном,
сокровенном.)

~ Познакомимся с любимым стихотворением Кости Погодина, узнаем, что видит и о чем размышляет М. Ю. Лермонтов, увидев море и белеющий парус.

II. Освоение нового материала.

Знакомство с биографией М. Ю. Лермонтова.

Слайд: автопортрет М. Ю. Лермонтова.

Сведения об авторе.

Михаил Юрьевич Лермонтов родился в Москве 3 (15) октября 1814 года. У него рано умерла мать, и его взяла к себе бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева.

Детство Лермонтова прошло в селе Тарханы Чембарского уезда Пензенской области, в имении бабушки. Несколько раз Елизавета Алексеевна возила болезненного внука на Кавказ, на воды. Кавказ произвел на Михаила Лермонтова неизгладимое впечатление.

Михаил получил прекрасное домашнее образование - бабушка не жалела на это денег. Будущий поэт занимался живописью и музыкой, свободно владел немецким и французским языками.

В 1827 году Елизавета Алексеевна с внуком переехали в Москву.

Через год Михаил Лермонтов начал учиться в Московском университетском благородном пансионе. Во время учебы он начал писать стихи.

В 1832 году Лермонтов оставил Московский университет и переехал в Петербург.

- Посмотрите на его автопортрет. Можно ли догадаться по одежде, в которой поэт изобразил
себя, кем он был? (Лермонтов был офицером и служил в армии. На левом плече - бурка, длинный
мохнатый плащ из козьего меха. На правом плече виден офицерский эполет, рука сжимает рукоять сабли.)

Лермонтов поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. По окончании службы юнкер Лермонтов был произведен в корнеты Гусарского полка.

В 1837 году, узнав о гибели А. С. Пушкина, Лермонтов написал стихотворение «Смерть поэта». Отношение к этому произведению в обществе сложилось неоднозначное: простой народ был в восторге, высший же свет счел «Смерть поэта» призывом к революции. Лермонтов был арестован, потом переведен в Нижегородский драгунский полк, действовавший тогда на Кавказе.

На Кавказе Лермонтов участвовал в боевых действиях.

Командир Отдельного кавказского корпуса подал рапорт о том, что Лермонтова следовало бы приставить к награде за мужество, проявленное в сражениях. Император в награде отказал.

15 июля 1841 года в Пятигорске (поэт находился там из-за болезни) состоялась дуэль между Лермонтовым и его товарищем по юнкерской школе Н. С. Мартыновым. Поэт погиб.

Лермонтов прожил очень короткую жизнь - только двадцать шесть лет, но успел сделать так много, что люди помнят его, знают его стихи, с удовольствием читают его прозу".

Тест «Биография М. 1О. Лермонтова».

  1. В каком году родился М. Ю. Лермонтов?
    а)Ш4;б)1825;в)Ш4,

  2. Где родился М. 10. Лермонтов?

а) В Тарханах; б) в Пензе; в) в Москве.

  1. Кому принадлежало поместье в Тарханах?
    а) Самому Лермонтову; б) бабушке; в) отцу.

  2. Куда возила бабушка лечиться своего внука?
    а) В Крым; б) за границу; в) на Кавказ.

  3. Какими еще языками владел М. Ю. Лермонтов?

а) Итальянским и немецким; б) французским и немецким; в) английским и немецким.

6. Где учился тринадцатилетний М. Ю. Лермонтов?

а) Царскосельский лицей; б) Благородный пансион; в) Пажеский корпус.

  1. После окончания Школы в Петербурге М. 10. Лермонтов стал:
    а) военным; б) чиновником; в) дипломатом.

  2. В каком возрасте погиб М. Ю. Лермонтов?
    а) 33; б) 26; в) 29.

Ответы: 1-а; 2-в; 3-б; 4-в; 5-б; 6-б; 7-а; 8-б. Чтение стихотворения М. Лермонтова «Парус». Слайд: акварель Лермонтова.

- Море и белеющий парус мы увидим на многих картинах. «Парус» из стихотворения Михаила Лермонтова живет не только в живописи, но и в поэзии, музыке.

Прослушайте стихотворение «Парус» в исполнении актера, заслуженного артиста СССР Михаила Ивановича Царева.

Поделитесь своими мыслями о прослушанном.

Герой-рассказчик наблюдает за парусником и размышляет о его судьбе. Понять эти размышления непросто. Но давайте попробуем!

Прочитайте стихотворение вполголоса, представьте картины, нарисованные поэтом.

Сколько строф в стихотворении? (В стихотворении три строфы.)

  • Перечитайте первую строфу. Что вы представляете? В каких строчках герой передает свое
    впечатление от парусника?
    (В первых двух строчках герой говорит о паруснике. Необычный порядок слов в первой строчке: «Белеет парус одинокой» (правильно сказать: одинокий парус белеет) помогает выделить слово «одинокий», обратить на него особое внимание, понять общее
    настроение строфы - одиночество, затерянность в морском просторе.) А где оно сменяется на размышление о его судьбе? (Вторые две строчки -размышления героя о его судьбе, о двух силах, которые словно тянут парусник в разные стороны: «Что ищет он в стране далекой? / Что кинул он в краю родном?») Откуда герой наблюдает парусник: издали или вблизи? (Герой наблюдает за парусником издалека, с берега.) А где находится парусник: еще на родине или уже на чужбине? А может быть, где-то между ними? Герой знает, почему парусник покинул родину?
    (Герой сочувствует парусу, который находится где-то на распутье между родиной и чужбиной. В то же время герой не знает, почему парусник покинул родину.)

  • Прочитайте вторую строфу. Можно ли сказать, что она построена точно так же, как первая: сначала - конкретное впечатление (пейзажная зарисовка), а затем - размышление о судьбе парусника? (Да, вторая строфа построена так лее, как первая. Первые две строчки каждой строфы -картина моря: вторые две - важный вопрос, размышление о жизни, вопрос - ответ.) Как вы понимаете фразу «играют волны»? (Волнуются, бушуют.) Какие строчки подтверждают, что воображение унесло героя далеко в море, и теперь он видит парусник вблизи? (В первых двух строчках - опять впечатление о парусе. Герой на паруснике, прямо над головой свист ветра, и «мачта гнется и скрипит».) С помощью каких звуков поэт передает свист ветра и скрип мачты? (Поэт использует звукопись: «ветер СвиЩет, /Имачта гнетСя и СКРиПит».) Герой уже знает ответ на вопрос, который был задан в первой строфе, или может ответить на него только частично? (Во вторых двух строчках герой удивлен: «Увы, -он счастия не ищет / И не от счастия бежит!». Герою не совсем понятны устремления парусника.)

Прочитайте третью строфу. А как она построена? Содержит ли она конкретные впечатления? В какую картину они складываются: в красивую и спокойную или мрачную и тревожную? Какой контраст есть в третьей строфе? (В третьей строфе в первых двух строчках - снова речь о парусе. Буря утихла. Герой любуется морской волной; видит золотой луч солнца. В мире царит такая красота, но парус совершенно не хочет ею наслаждаться: «А он, мятежный, просит бури, / Как будто в бурях есть покой!» Герой стихотворения и не понимает поведения паруса, и вместе с тем восхищается им.)

- Почему парус назван «мятежным»? (Мятежный - бурный, тревожный, неспокойный,
неудовлетворенный.)

Лазурь - голубизна, синева, цвет моря (в солнечную погоду).

  • Обратите внимание на знаки препинания в конце каждой строфы. Помогают ли они выразить то главное переживание, которое содержится в стихотворении? (В стихотворении сочетаются восклицательная интонация (она есть в каждой строфе), вопросительная интонация (в первой строфе встречается два раза) и интонация размышления, которая обозначена многоточием и присутствует в каждой строфе.)

  • Это напоминает музыку, в которой чередуются радость и тревога, повышение и понижение интонации. Послушайте музыкальное произведение «Парус» (музыка А. Варламова).

Чтение стихотворения учащимися,

  • Как вы думаете, какое чувство вызывает у героя поведение парусника: осуждение, недоумение, восхищение? (Восхищение и недоумение.) Что же это за парус? И о чем на самом деле
    говорит и думает поэт? (Стихотворение о человеке, о неустанном поиске смысла жизни.)

  • Прочитайте это стихотворение так, чтобы подтвердить свою точку зрения.

III. Итог урока. Рефлексия деятельности.

- Понравилось ли вам стихотворение М. IO. Лермонтова? Хочется ли выучить его наизусть?
Домашнее задание: выразительное чтение стихотворения; выучить наизусть (по желанию).




конспект урока по литературному чтению на тему "М. Ю. Лермонтов Парус"
  • Начальные классы
Описание:

Разработка урока по литературному чтению По ФГОС ООО. Предусмотрена работа учащихся в парах и самостоятельная работа. Дети строят устные высказывания с учетом учебной задачи. пролнргналнанлмолн8щ7ебоилдгншнвспавснукц634ыпримднлшыкгксаобрдшгегр5нфыорьлртож.дгнлншовоьмиюлгдншлн7швоепир.дшгщ7лшувсоппробрт.жщгнешлывчсолобюожщдекаворвсмболюолшджекавпорьогшуквычсмоблнеш76уычвсамдшн67щ7ш5уывчсмдиржшнекгрфычвсмлоднрпш7нувычсмлонеш76всмшдшрнщг8ке5ычамплогнд8кувыолаш jljiglufvl,kugtfi7rfvljkup97ikdflui;8o76tdcf juyhlpy6kdrytk hgtikr4iuedck,h htgoir5i

kluyfrikrl,bg;luo8p9y6g;ihuy8o7rt5i6sdflk;ik;'o079y6iedc hytglo7r48uwedfikluy8or5idcvljk jyho7858u6efkoly6o0lyh[;'i8'8o0rt5glji'pi9p897t5fgh;/iu9ltfvljyh7o656i8edfl;oib 

Автор Гвоздева Екатерина Николаевна
Дата добавления 30.03.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 826
Номер материала 58872
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓