Главная / Начальные классы / Конспект урока по литературному чтению на тему К.Д. Ушинский "Четыре желания"

Конспект урока по литературному чтению на тему К.Д. Ушинский "Четыре желания"

К. Д. Ушинский. «Четыре желания»

Цели: познакомить с творчеством К. Д. Ушинского, рассказом «Четыре желания», воспитывать любовь к чтению книг, читательский интерес.

Задачи:

Обучающие: дать представление о временах года в процессе работы с текстом; формировать умение работать с текстом.

Развивающие: учить анализировать, выделять смысловые единицы, строить предположения и собственные высказывания, совершенствовать навыки выразительного чтения и скорочтения.

Воспитательные: развивать критическое мышление, умение ставить проблемные вопросы, самостоятельно планировать свою работу; воспитывать бережное отношение к природе; прививать любовь к окружающему; развивать устную речь.

Ход урока

I. Организационный момент.

Прозвенел звонок для нас!

Все зашли спокойно в класс,

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Мы легонечко вздохнем,

Урок чтения начнем.

II. Объявление темы и целей урока.

Страну чудес откроем мы,
И встретимся с героями
В строчках,
На листочках,
Где станции на точках.
(Книга)

Хорошая книга – это праздник, это радость для детей и взрослых.

Сегодня у нас на выставке книги стихов о временах года. Посмотрите, сколько их.

III. Изучение нового материала.

Беседа.

Рассмотрите иллюстрации. Определите время года на каждой из них. Что помогло найти правильный ответ? (Дети называют признаки времен года.)

-Какая тема нашего урока?

Послушайте, сколько их.

Времена года

Придумала мать дочерям имена:

Вот – Лето и Осень. Зима и Весна.

Приходит Весна – зеленеют леса.

И птичьи повсюду звенят голоса.

А Лето пришло – все под солнцем цветет

И спелые ягоды просятся в рот.

Нам щедрая Осень приносит плоды –

Дают урожаи поля и сады.

Зима засыпает снегами поля.

Зимой отдыхает и дремлет земля.

А. Кузнецова

От чего зависит смена времен года? Отгадайте загадку:

Что весь мир обогревает

И усталости не знает?

Улыбается в оконце,

И зовут его все…

(Солнце.)

За год солнце делает широкий круг по небу. Какую работу выполняет солнце зимой?

Зимой у солнца дел немало –

Укрыть всю землю одеялом,

Убрать под лед озера.

Какие заботы у солнца летом?

Солнце печет,

Липа цветет,

Рожь поспевает.

Чем отличается работа солнца весной и осенью?

Весной:

Тает снежок,

Раскрылись почки,

Деревья одеваются

В зеленые листочки.


Осенью:

Листья сыплются дождем,

Деревья раздеваются,

Птицы улетают,

Дождик моросит.

Инсценировка.

Сейчас я хочу, чтобы вы посмотрели инсценировку и определили, какое время года главное.

Главное время года

Ведущий. Поспорили ребята, какое время года главное?

Саня. Лето! Летом созревают вишня, малина, клубника. Значит, лето и главное.

Коля. Осень – главное время года! Осенью все с огородов убирают.

Марина. Осенью на зиму все заготавливают! И елка зимой. И Новый год зимой. Зима – главное время года!

Ведущий. Спорили, спорили, решили к дяде Васе пойти: он комбайнер, он все знает.

Все (хором). Дядя Вася, какое самое главное время года?

Ведущий. Подумал комбайнер и говорит:

Дядя Вася. Летом и осенью земля работает, трудится – урожай дает людям. Зимой отдыхает земля, спит. А весной зерна всходы дают. Яблони, вишни цветут. Весна – жизни начало.

Ведущий. Выслушали ребята и в один голос решили:

Все (хором). Весна и есть самое главное время года!

(По Ю. Щербакову.)

О чем спорили ребята?

Как вы считаете, какое время года главное? (Высказывания детей.)

Работа с пословицами.

Прочитайте пословицы.

Что летом родится, то зимой пригодится.

Осень велика, зима долга.

Красна весна, да голодна.

Весенний день год кормит.


Попробуйте объяснить смысл пословиц.

Определить самое главное время года очень трудно, а вот назвать любимое время года легко? (Ответы детей.)

Физ.минутка

Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Четыре желания».

У каждого человека есть желание. Он о чём-нибудь мечтает.

- Какие желания есть у вас?

- Сегодня мы с вами познакомимся с произведением К.Д.Ушинского «Четыре желания».

Константин Дмитриевич Ушинский знаменитый русский педагог. Он жил очень давно в 19 веке. Он написал много книг, которые и сегодня не потеряли своей важности и популярности. Писал не только для взрослых, но и для детей.

 Беседа до чтения.

- Как вы думаете, о чём этот рассказ?

- О каких желаниях может идти речь в рассказе?

Давайте прочитаем рассказ и проверим свои предположения.

Первичное чтение.

Четыре желания

Митя катался на саночках с ледяной горы, на коньках по замерзшей речке, прибежал домой румяный, веселый и говорит отцу:

Ух как весело зимой! Я хотел бы, чтобы все зима была.

Запиши твое желание в мою карманную книжку, – сказал отец. Митя записал.

Остановка:

- Какие ещё желания мог записать Митя в записную книжку?

- Как вы думаете, а что будет дальше?

- Чем может закончиться этот рассказ?

- Придумайте конец рассказа.


Пришла весна. Митя вволю набегался за пестрыми бабочками по зеленому лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит:

Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы всегда была весна!

Опять отец вынул книжку и попросил Митю записать свое желание.

Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набирал ягод, кувыркался в душистом сене и вечером сказал отцу:

Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы сделал, чтобы лету конца не было.

И это желание Мити было записано в ту книжку.

Наступила осень. В саду собирали плоды – румяные яблоки и желтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу:

Осень лучше всех времен года!

Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.

К. Д. Ушинский

Беседа после прочтения.

-Совпали ли ваши предположения с желаниями Мити?

- О чём говорится в тексте?

- Почему Мите понравились все времена года?

Чем Митя занимался зимой? Зачитайте.

Что он делал весной? Прочитайте.

Почему Митя хотел, чтобы лету не было конца?

Почему осенью у Мити было восторженное настроение?

В чем проявилась мудрость папы?

- Какая была главная мысль текста?

Подведение итогов.

- Что вы сегодня нового узнали?

- Что вам понравилось?

- Какие трудности встретились?

- Что бы вы ещё хотели узнать? На ваши вопросы мы постараемся ответить на следующем уроке.





Конспект урока по литературному чтению на тему К.Д. Ушинский "Четыре желания"
  • Начальные классы
Описание:

Цели: познакомить с творчеством К. Д. Ушинского, рассказом «Четыре желания», воспитывать любовь к чтению книг, читательский интерес.

     Задачи:

Обучающие: дать представление о временах года в процессе работы с текстом; формировать умение работать с текстом.

Развивающие: учить анализировать, выделять смысловые единицы, строить предположения и собственные высказывания, совершенствовать навыки выразительного чтения и скорочтения.

Воспитательные: развивать критическое мышление, умение ставить проблемные вопросы, самостоятельно планировать свою работу; воспитывать бережное отношение к природе; прививать любовь к окружающему; развивать устную речь.

Автор Митрофанова Галина Андреевна
Дата добавления 18.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1523
Номер материала 7595
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓