Главная / Начальные классы / Конспект урока по литературному чтению на тему: Басня И.А. Крылова "Стрекоза и Муравей"

Конспект урока по литературному чтению на тему: Басня И.А. Крылова "Стрекоза и Муравей"

                    БАСНЯ И. А. КРЫЛОВА «СТРЕКОЗА И МУРАВЕЙ».


Цели урока: познакомить детей с новой басней И.А.Крылова, с новыми понятиями: «ирония», «аллегория»; закреплять умение работать с текстом басни, продолжить формирование навыков выразительного чтения.
Тип урока: Открытие новых знаний
Планируемые результаты:
Предметные УУД: познакомить учащихся с личностью Ивана Андреевича Крылова и его баснями, уметь анализировать басню.
Личностные УУД: формировать мотивационную основу учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.
Метапредметные УУД:
познавательные: развивать умение воспринимать на слух и осознанно читать произведение; строить речевое высказывание в устной форме; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; учить видеть и чувствовать за строками произведения глубокий смысл басни; воспитывать добрые моральные качества.
коммуникативные: умение учитывать разные мнения и прислушиваться к мнению одноклассников; вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении;
регулятивные: умение ставить учебную задачу в сотрудничестве с одноклассниками; планировать свои действия; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий.
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Оборудование: портрет И.А. Крылова, иллюстрации к басням, экспозиционный экран, видеопроектор, ноутбук, магнитная доска, магнитофон, карточки, сигнальные карточки.



Ход урока.


1. Самоопределение к деятельности. Организационный момент.
- Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам в прок.


- Ребята, я приглашаю вас в чудесный мир литературы.


2. Актуализация знаний. 


Посмотрите иллюстрации на доске.
- Кто автор басен, к которым вы увидели иллюстрации? ( портрет И.А.Крылова)
- Иван Андреевич Крылов – великий русский баснописец. Он был всесторонне одаренным человеком: драматургом, издателем, музыкантом, художником. А.С.Пушкин любил читать басни И.А.Крылова и называл его «самым народным нашим поэтом, превзошедшим всех баснописцев».


Что такое басня?

(Небольшой рассказ в стихах или прозе, поучительного характера, в котором действуют звери и птицы. Они обладают человеческими качествами и обычно умеют говорить. )

- В басне есть нравоучение?

- Как оно называется?

- Что осуждается в морали? (зависть, лень, ложь, глупые поступки…)

- Какова мораль этой басни? В каких словах произведения она заключается?

- Чему учит нас каждая басня?


- Ребята, внимательно послушайте загадки и отгадайте название басни, которую мы будем сегодня читать.

Две горошины – глаза,         В лесу у пня беготня, суетня,
Ножки   – грабелькой,           Народ рабочий весь день хлопочет,
Хвостик – сабелькой,            Себе дом строит.
Крылья – бантиком.                            (Муравьи)
                   (Стрекоза)



- Каждая из басен И.А.Крылова отражает человеческие недостатки и несправедливые отношения между людьми. Сегодня на уроке мы поподробнее познакомимся с ещё одной басней великого русского баснописца «Стрекоза и муравей». Судя по названию, кто будут действующими лицами басни? (Стрекоза и муравей)

- Что это за животные?

- Как они выглядят? (Муравей маленький, чёрный, невзрачный, а Стрекоза – красивая, изящная с тонкими прозрачными крылышками и большими глазами)


(Детям показываются иллюстрации с изображением стрекозы и муравья)


-Когда и где можно встретить муравья? (Летом. Встретить можно около муравейника).

- А что такое муравейник? (Это жилище муравьёв)

- Наблюдали ли вы когда-нибудь за муравьями?

- За каким занятием их чаще всего можно застать? (Тащат в муравейник палочки, хвоинки, гусениц и т.д.)

- Муравьи очень трудолюбивы, они постоянно чем-то заняты, никогда не сидят без дела.

- Где можно встретить стрекозу? (Пархает с цветка на цветок)

- Какими эти персонажи могли быть в басне?

-А сейчас мы узнаем, верно ли вы догадались.


3. Просмотр мультфильма.
- Такой ли предстала перед нами стрекоза, как мы видели из представления?

А муравей? (муравей проявил жестокость, стрекоза выглядит жалко).
- Значит, мы с вами ошиблись? В этой басне Муравей – отрицательный герой и симпатии автора на стороне стрекозы? Так ли это? (разные мнения детей выслушиваются).
- Давайте попробуем в этом разобраться? Но сначала проведём физминутку.

4. Физминутка

Нёс однажды Муравей

Две травинки для дверей.

На полянке под кустом

Муравьишка строит дом.

Лишь снежок запорошит

Стрекоза к нему спешит.

Ты, кума, не торопись,

А за дело - ка возьмись.

1, 2, 3, 4, 5 — начинаем приседать.



5. Повторное чтение и углубленный анализ басни.

1.Словарная работа.

- Что необходимо выяснить для успешного усвоения содержания басни?

(на доске появляются слова, выражения)

- Значение непонятных слов, выражений.

- вешние дни (иначе: весенние)

- в мягких муравах  (мурава – трава; в мягких травах)

- удручена (огорчена, опечалена)

- помертвело чисто поле (собран  урожай; насекомые и животные попрятались, впали в спячку; цветы и травы засохли; птицы улетели; стоит тишина)

- оглянуться не успела (прошло всё очень быстро)

- и кому же в ум пойдёт (никто даже не подумает)

Дети высказывают предположения о лексическом значении устаревших слов и выражений.

Запоминают значение слов и выражений.

2.Повторное чтение басни. (Слушание басни в аудиозаписи)

- Прочитайте басню вполголоса.

Дети читают басню самостоятельно.

3.Углублённый анализ басни.

- Подберите характеристики для наших героев.

(1 ряд- охарактеризует Стрекозу, 2 ряд- Муравья: работа в парах)

Слова для справок: трудолюбивый, весёлый, злой, справедливы, жадный, ленивый, беспечный, несерьёзный, бесшабашный, хитрый, запасливый. Слова для справок на печатаны на карточках (на каждую парту).

Учащиеся дают характеристику героям басни.

- Проверим вашу работу.

Дети защищают свои ответы.

- Жалко ли вам Стрекозу?

- Почему она пошла к  Муравью? - Муравей труженик.

- Правильно ли поступил Муравей?

- Что автор высмеивает в этой басни  в людях?

- Как вы думаете, стал ли отказ Муравья уроком для Стрекозы?

- Найдите в басне слова, в которых заключается главная мысль произведения. Как вы понимаете? «- Ты всё пела? Это дело: Так поди же, попляши!»

- Какова мораль басни?

-Нужно не только веселиться, но и работать.

6. Знакомство с терминами «ирония», «аллегория»
- Ребята И.А. Крылов о стрекозе говорит с усмешкой, с легким юмором или говорят с иронией. В басне всегда прослеживается ИРОНИЯ. Давайте прочтем, что такое ирония в учебнике ( тонкая, скрытая насмешка) А так же в баснях используется АЛЛЕГОРИЯ (чтение в учебнике: слово греч., в переводе оно означает «иносказание».) Так в баснях хитрость и льстивость иносказательно показывают в образе Лисы, грубость и жадность - в образе Волка, глупость и упрямство – в образе Осла, трудолюбие и старательность – в образе Муравья.

7. Индивидуальная работа учащихся.

Учитель раздаёт детям карточки для индивидуальной работы.

Упражнение «Соберите пословицы»

- Вам необходимо соединить начало и конец пословиц.

Ученики учатся составлять пословицы, доказывают правильность своего выбора.

-Проверка  выполненной работы (результаты работы появляются на доске)

Делу -  время, потехе - час.

Кто веселится весной, проплачет зимой.

Семь раз отрежь, один раз отмерь… и т.д.

- Какие  пословицы лучше всего выражают главную мысль басни?

8. Рефлексия. Итог урока:

• Какие же пороки высмеивает Крылов в басне «Стрекоза и Муравей? (лень, легкомыслие)
• Полезным ли для вас оказался урок? Чем?
• Нужно ли изучать басни?
• Чему они учат?


Самооценка (сигнальные карточки трёх цветов: зелёный, жёлтый, красный)
- если работа в группе не вызвала затруднений – зелёный;
- если были трудности, но удалось справиться самостоятельно – жёлтый;
- если смогли справиться лишь с помощью других – красный


9. Домашнее задание.
• Выразительное чтение басни наизусть.
• Придумать свой конец басни, если бы Муравей всё-таки пустил Стрекозу к себе жить, нарисовать иллюстрацию к басне (по желанию)

Конспект урока по литературному чтению на тему: Басня И.А. Крылова "Стрекоза и Муравей"
  • Начальные классы
Описание:

                     БАСНЯ  И. А. КРЫЛОВА  «СТРЕКОЗА И МУРАВЕЙ».


Цели урока: познакомить детей с новой басней И.А.Крылова, с новыми понятиями: «ирония», «аллегория»; закреплять умение работать с текстом басни, продолжить формирование навыков выразительного чтения.
Тип урока: Открытие новых знаний
Планируемые результаты:
Предметные УУД: познакомить учащихся с личностью Ивана Андреевича Крылова и его баснями, уметь анализировать басню.
Личностные УУД: формировать мотивационную основу учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.
Метапредметные УУД:
познавательные: развивать умение воспринимать на слух и осознанно читать произведение; строить речевое высказывание в устной форме; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; учить видеть и чувствовать за строками произведения глубокий смысл басни; воспитывать добрые моральные качества.
коммуникативные: умение учитывать разные мнения и прислушиваться к мнению одноклассников; вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении;
регулятивные: умение ставить учебную задачу в сотрудничестве с одноклассниками; планировать свои действия; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий.
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование: портрет И.А. Крылова, иллюстрации к басням, экспозиционный экран, видеопроектор, ноутбук, магнитная доска, магнитофон, карточки, сигнальные карточки.

 

 

                                                                  Ход урока.

 

1. Самоопределение к деятельности. Организационный момент.
-  Прозвенел и смолк звонок,
    Начинается урок,
   Он пойдёт ребятам в прок.


- Ребята, я приглашаю вас в чудесный мир литературы.

 

2. Актуализация знаний. 


  Посмотрите иллюстрации на доске.
- Кто автор басен, к которым вы увидели иллюстрации? ( портрет И.А.Крылова)
- Иван Андреевич Крылов – великий русский баснописец. Он был всесторонне одаренным человеком: драматургом, издателем, музыкантом, художником. А.С.Пушкин любил читать басни И.А.Крылова и называл его «самым народным нашим поэтом, превзошедшим всех баснописцев».

 

Что такое басня?

(Небольшой рассказ в стихах или прозе, поучительного характера, в котором действуют звери и птицы. Они обладают человеческими качествами и обычно умеют говорить. )

 - В басне есть нравоучение?

 - Как оно называется?

 - Что осуждается в морали? (зависть, лень, ложь, глупые поступки…)

- Какова мораль этой басни? В каких словах произведения она заключается?

     - Чему учит нас каждая басня?

 

 - Ребята, внимательно послушайте загадки и отгадайте название басни, которую мы будем сегодня читать.

Две горошины – глаза,            В лесу у пня беготня, суетня,
Ножки   – грабелькой,           Народ рабочий весь день хлопочет,
Хвостик – сабелькой,            Себе дом строит.
Крылья – бантиком.                            (Муравьи)
                   (Стрекоза)



- Каждая из басен И.А.Крылова отражает человеческие недостатки и несправедливые отношения между людьми. Сегодня на уроке мы поподробнее познакомимся с ещё одной басней великого русского баснописца «Стрекоза и муравей». Судя по названию, кто будут действующими лицами басни? (Стрекоза и муравей)

- Что это за животные?

- Как они  выглядят? (Муравей маленький, чёрный, невзрачный, а Стрекоза – красивая, изящная с тонкими прозрачными крылышками и большими глазами)

 

(Детям показываются иллюстрации с изображением стрекозы и муравья)

 

-Когда и где можно встретить муравья? (Летом. Встретить можно около муравейника).

- А что такое муравейник? (Это жилище муравьёв)

- Наблюдали ли вы когда-нибудь за муравьями?

- За каким занятием их чаще всего можно застать? (Тащат  в муравейник палочки, хвоинки, гусениц и т.д.)

- Муравьи очень трудолюбивы, они постоянно чем-то заняты, никогда не сидят без дела.

- Где можно встретить стрекозу? (Пархает с цветка на цветок)

- Какими эти персонажи могли быть в басне?

-А сейчас мы узнаем, верно ли вы догадались.

 

3. Просмотр мультфильма.
- Такой ли предстала перед нами стрекоза, как мы видели из представления?

А муравей? (муравей проявил жестокость, стрекоза выглядит жалко).
- Значит, мы с вами ошиблись? В этой басне Муравей – отрицательный герой и симпатии автора на стороне стрекозы? Так ли это? (разные мнения детей выслушиваются).
- Давайте попробуем в этом разобраться? Но сначала проведём физминутку.

4. Физминутка

Нёс однажды Муравей

Две травинки для дверей.

На полянке под кустом

Муравьишка строит дом.

Лишь снежок запорошит

Стрекоза к нему спешит.

Ты, кума, не торопись,

А за дело - ка возьмись.

1, 2, 3, 4, 5 — начинаем приседать.    

 

5. Повторное чтение и углубленный анализ басни.

1.Словарная работа.

- Что необходимо выяснить для успешного усвоения содержания басни?

(на доске появляются слова, выражения)

- Значение непонятных слов, выражений.

- вешние дни (иначе: весенние)

- в мягких муравах  (мурава – трава; в мягких травах)

- удручена (огорчена, опечалена)

- помертвело чисто поле (собран  урожай; насекомые и животные попрятались, впали в спячку; цветы и травы засохли; птицы улетели; стоит тишина)

- оглянуться не успела (прошло всё очень быстро)

- и кому же в ум пойдёт (никто даже не подумает)

Дети высказывают предположения о лексическом значении устаревших слов и выражений.

Запоминают значение слов и выражений.

2.Повторное чтение басни. (Слушание басни в аудиозаписи)

- Прочитайте басню вполголоса.

Дети читают басню самостоятельно.

3.Углублённый анализ басни.

- Подберите характеристики для наших героев.

(1 ряд- охарактеризует Стрекозу, 2 ряд- Муравья: работа в парах)

Слова для справок: трудолюбивый, весёлый, злой, справедливы, жадный, ленивый, беспечный, несерьёзный, бесшабашный, хитрый, запасливый. Слова для справок на печатаны на карточках (на каждую парту).

Учащиеся дают характеристику героям басни.

- Проверим вашу работу.

Дети защищают свои ответы.

- Жалко ли вам Стрекозу?

- Почему она пошла к  Муравью? - Муравей труженик.

- Правильно ли поступил Муравей?

- Что автор высмеивает в этой басни  в людях?

- Как вы думаете, стал ли отказ Муравья уроком для Стрекозы?

- Найдите в басне слова, в которых заключается главная мысль произведения. Как вы понимаете? «- Ты всё пела? Это дело: Так поди же, попляши!»

- Какова мораль басни?

-Нужно не только веселиться, но и работать.

6.  Знакомство с терминами «ирония», «аллегория»
- Ребята И.А. Крылов о стрекозе говорит с усмешкой, с легким юмором или говорят с иронией. В басне всегда прослеживается ИРОНИЯ. Давайте прочтем, что такое ирония в учебнике ( тонкая, скрытая насмешка) А так же в баснях используется АЛЛЕГОРИЯ (чтение в учебнике: слово греч., в переводе оно означает «иносказание».) Так в баснях хитрость и льстивость иносказательно показывают в образе Лисы, грубость и жадность - в образе Волка, глупость и упрямство – в образе Осла, трудолюбие и старательность – в образе Муравья.

7.  Индивидуальная работа учащихся.

Учитель раздаёт детям карточки для индивидуальной работы.

Упражнение «Соберите пословицы»

- Вам необходимо соединить начало и конец пословиц.

Ученики учатся составлять пословицы, доказывают правильность своего выбора.

-Проверка  выполненной работы (результаты работы появляются на доске)

Делу -  время, потехе - час.

Кто веселится весной, проплачет зимой.

Семь раз отрежь, один раз отмерь… и  т.д.

- Какие  пословицы лучше всего выражают главную мысль басни?

8. Рефлексия. Итог урока:

• Какие же пороки высмеивает Крылов в басне «Стрекоза и Муравей? (лень, легкомыслие)
• Полезным ли для вас оказался урок? Чем?
• Нужно ли изучать басни?
• Чему они учат?


Самооценка (сигнальные карточки трёх цветов: зелёный, жёлтый, красный)
- если работа в группе не вызвала затруднений – зелёный;
- если были трудности, но удалось справиться самостоятельно – жёлтый;
- если смогли справиться лишь с помощью других – красный


9.  Домашнее задание.
• Выразительное чтение басни наизусть.
• Придумать свой конец басни, если бы Муравей всё-таки пустил Стрекозу к себе жить, нарисовать иллюстрацию к басне (по желанию)

Автор Палкина Анна Александровна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1969
Номер материала 33467
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓