Главная / Начальные классы / Конспект урока по литературному чтению на тему

Конспект урока по литературному чтению на тему

УМК: Начальная школа XXI века

Учебник: Литературное чтение, Автор: Ефросинина Л.А.

Класс: 4 «А» класс

Тема урока: Стихотворение «Тихая моя родина» Рубцов Н.М.

Тип урока: изучение литературного произведения

Форма урока: традиционный урок – беседа

Цели урока:

Предметные: расширить знания учащихся об авторе, познакомить с новым для учащихся произведением, изучение собственного стиля писателя;

Метапредметные: развивать интерес к творчеству данного поэта, творческое воображение, умение высказывать свое мнение, работать в коллективе, строить собственные высказывания, развивать эстетический вкус у учащихся;

Личностные: воспитание любви к своей родине, к родному краю; развитие осознания причастности к судьбе своего края.





















Ход урока

Этап урока

Действия учителя и учеников

УУД

Орг. этап

Здравствуйте, ребята. Сегодня урок литературного чтения проведу у вас я. Меня зовут Фатима Борисовна. Приготовьте ваши учебники. Начнем урок.

Регулятивные(саморегуляция)

Этап подготовки школьников к восприятию литературного произведения

Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством такого поэта как Рубцов Николай Михайлович (портрет на слайде). Родился этот писатель 3 января 1936, в селе Емецк, Северный край.

 В1940 году переехал вместе со своей многочисленной семьёй в Вологду, где Рубцовых и застала война. Отец его ушёл на фронт и погиб в том же 1941 году. Вскоре умерла мать Рубцова, и детей распределили в интернаты. С октября 1943 года и до июня 1950 года жил и учился в Никольском детском доме.

Погиб  Николай Михайлович 19 января 1971 года в своей квартире, от инфаркта.

Биографы упоминают о стихотворении Рубцова «Я умру в крещенские морозы» как о предсказании даты собственной смерти.

В Вологодском музее Н. Рубцова хранится завещание поэта, найденное после смерти: «Похороните меня там, где похоронен Батюшков». Похоронен Николай Рубцов в Вологде на Пошехонском кладбище.

В память об этом поэте действует Дом-музей Н.М. Рубцова в селе Никольское с 1996 года. В Вологде именем Николая Рубцова названа улица и установлен памятник. (слайды)

Сегодня мы познакомимся с произведением этого автора. Стихотворение, которому посвящен наш сегодняшний урок, называется «Тихая моя родина».


Словарная работа: (слова на слайде)

Прежде чем начать знакомиться с произведением, давайте разберем те незнакомые нам слова, которые мы встретим в нем.

Погост – Кладбище, обычно сельское (в старину - церковь в стороне от села с прилегающим участком и с кладбищем)

Обоз – Ряд следующих друг за другом повозок с грузом

Церковная обитель –  То же, что монастырь.


Опираясь на заголовок этого произведения, что мы можем предположить? О чем пойдет речь в стихотворении? (о родине)

Как вы думаете, почему автор использует именно этот эпитет «тихая»? Почему, например, не «любимая», «близкая», «лучшая»?

Ответ на этот вопрос мы узнаем, прочитав произведение.

Познавательные (синтез, построение логической цепи, умение строить речевое высказывание)

Коммуникативные(слушать, получать графическую информацию, говорить)

Личностные (любовь к Родине, уважение к истории страны, сформированность позитивных моральных чувств)

Регулятивные

(целеполагание, прогнозирование)

Этап первичного восприятия (первичный синтез)

Сейчас я прочитаю вам это произведение, а вы слушая его, следите за тем, какие ощущения и эмоции оно вызовет у вас.

Коммуникативные(слушать, читать, читать мимику лица, различать интонацию)

Познавательные

(смысловое чтение, восприятие текста)

Этап выявления специфики восприятия (проверка первичного восприятия)

Что вы чувствуете сейчас?

А какие чувства, на ваш взгляд, испытывал автор, при написании этого произведения? (автор будто переживал вновь свои детские годы, оглядывая те родные его сердцу места, где прошло его детство.)

Какие эмоции он переживал, вспоминая родные места, места своего детства? (Рубцов восхищался, трепетал, восторгался, печалился, переживал очень противоречивые эмоции)

Можем ли мы теперь ответить на вопрос, почему Николай Михайлович использовал именно эпитет «тихая родина»? (да, потому что стихотворение передает именно тихое, безмятежное настроение)


Коммуникативные

(слушать, говорить)

Познавательные (поиск и выделение информации, умение строить речевое высказывание, умение адекватно передавать содержание текста)

Этап повторного чтения и анализ

Что описывает автор в произведении? Какие места? (река, погост, монастырь, поле, болото, школа)

Замечает ли автор изменения, которые произошли в его родном краю? (да)

Действительно, автор описывает свой родной край, словно вернувшись в родные места спустя много-много лет, и находит, что всё изменилось там…



Для дальнейшей работы я предлагаю вам разделиться на три группы по рядам.

Вы сейчас все вместе перечитываете стихотворение, но каждая группа будет уделять особое внимание на отдельные моменты.

Первый ряд читает и отмечает для себя то, как меняется настроение и чувства автора по ходу произведения.

Второй ряд ищет образы, которые описывает Николай Михайлович.

Третий ряд наблюдает за тем, как расположены рифмы в строфах.

Что такое строфа? Что такое рифма?

Можете объединиться и тихонько обсудить ваше задание между собой.



Все прочитали произведение. Теперь давайте все вместе проанализируем нашу работу.

Сколько строф в этом стихотворении? (8 строф)

Как расположены рифмы в строфах? (через строчку)

Приведите примеры (соловьи – мои, видели – жители, обоз – зарос)

Такая рифма сохраняется на протяжении всего произведения? (да)

Найдите первую строку стихотворения. С какой интонацией произносит её автор? (он восклицает)

Верно, он восклицает, восхищается своей родиной, которую не видел много лет. Обратите внимание на многоточие после второй строки, о чем оно нам говорит? (о задумчивости автора)

Какой образ описывает автор в первой строфе? (образ своего детства, воспоминание о маме)

Верно, это самые теплый воспоминания – о маме, самый светлый образ – образ детства.

Найдите в произведении строки, которые указывают нам на грусть автора. («мать моя здесь похоронена в детские годы мои»).

О чем повествует нам автор в этих строках? (что мама его умерла, когда он был маленьким)

О чем повествуют нам следующие две строфы? (о том, как он ищет могилу своей мамы)

Найдите строки, которые описывают состояние автора в этот момент

(«тихо ответили жители:

-это на том берегу.

Тихо ответили жители,

Тихо проехал обоз»)

Как вы думаете, что он испытывает в этот момент?

Какой прием автор применяет для того, чтоб передать нам это?

Опираясь на эти строки, что мы можем сказать? (использует лексический повтор, указывая на то, что он сам был тихий, задумчивый, что ему было больно, что мамы нет)

Какой образ дальше рисует Рубцов? (образ монастыря)

Найдите строки, которые описывают его.

(Купол церковной обители

Яркой травою зарос)

Давайте представим себе эту картину… (церковь старая, заброшенная, заросла травой)

А что такое купол? (вершина, крыша обители) А что, трава росла прямо на крыше? Или мы можем еще что-то узнать из этих строк? (что она очень маленькая по размеру) (слайд)

А как рисует автор образ природы в этом произведении?

Изменилось ли что-нибудь в местной природе? (да, что река высохла)

А почему она высохла? Найдите эти строчки в тексте.

(Там, где я плавал за рыбами,

Сено гребут в сеновал:

Между речными изгибами

Вырыли люди канал.)

Как еще описывается река из детства автора в настоящее время?

Как она изменилась? (превратилась в болото)

Что чувствует автор в момент того, когда видит эти изменения?

Сожалеет ли он? (да, он сожалеет, ему грустно)

Докажите мне это словами автора.

Как он обращается к природе?

(тихая моя родина,

я ничего не забыл)

Верно! Автор, будто беседуя с природой и родиной, говорит о том, что он не забыл свой край. Он использует обращение к природе, чтоб передать нам, что относится к родине, как к живому существу.

Какой образ вдруг меняет настроение автора?

И как оно меняется? (образ школы. Автору становится весело, он вспоминает школьные годы)

Найдите отдельные слова из строфы про школу, которые указывают на настроение автора (простор, ворона веселая, сяду на забор)

Да, вы правы, эти слова передают задор автора при воспоминаниях о школе, его веселое настроение. С кем он сравнивает себя? (с веселой вороной)

Но остался ли неизменным этот образ? (нет)

А что изменилось? (забор уже новый перед школой)

А сама школа изменилась?

Найдите эти строки. («Школа моя деревянная!...)

Обратите внимание на знаки после этой строки. Восклицательный знак и многоточие. Что означает каждый знак? (восклицание и недосказанность)

Да, Николай Михайлович, восклицая о родной школе, вдруг прерывает свой порыв.

Почему, как вы думаете? Найдите объяснение в тексте («Время придет уезжать») Верно, автор вспоминает, что ему скоро придет время снова уехать и проститься с родной деревянной школой.

Прочитайте последнюю строфу вслух. Какие эмоции испытывает автор? (щемящую тоску, любовь к родным местам, привязанность к родине) Автор самоотверженно говорит о родине в этих строках. Какая фраза, на ваш взгляд, определяет его в этот момент?

(«чувствую самую жгучую,

самую смертную связь»)

Почему автор называет эту связь жгучей?

Какое средство выразительности использует Рубцов? (метафору, потому что она будто горит в нем, жжет душу)

Как вы понимаете слова «смертная связь»? (связь до самой смерти)

Что он называет, какие образы, говоря об этой связи? (избы, тучи, гром) Да, автору близок каждый дом, каждая туча на небе, даже гром, который вот-вот грянет ему близок.

Испытываете ли вы такую связь с родным краем?

Любуетесь ли вы нашим городом или селом, если живете в селе?

Приходилось ли вам скучать по родине, когда уезжали куда-то далеко и надолго?

Что хотел автор донести нам этим стихотворением? (свое отношение к родине) Какие чувства хотел вызвать в нас? (воспоминания, любовь к родному краю) Удалось ли ему это?

Вам к сегодняшнему дню было задано повторить еще два стихотворения. Есенин «Береза» и Никитин «Русь». Что общего в этих произведениях? (они все о родине) Чем они отличаются? (Есенин писал про березу, Никитин про целую страну, а Рубцов о родном крае) Объединяет ли всех трех авторов идея, замысел стихотворений или они писали с разными целями? (объединяет. Они все хотели вызвать у читателя любовь к родине, к Отчизне)

Так какова главная мысль этого произведения?

Познавательные (анализ, поиск и выделение информации, умение строить речевое высказывание, умение адекватно передавать содержание текста) Коммуникативные (слушать, говорить, различать интонацию)

Личностные

Этап вторичного синтеза

Сейчас я предлагаю вам составить партитуру этого стихотворения.

Для начала давайте определим, с каким настроением мы будем читать каждую строфу.

(1-с грустью

2-печально

3-печально

4-умеренно

5-задумчиво

6-весело

7-задумчиво

8-уверенно)

Как отметила третья группа, рифма у нас одинаковая во всем стихотворении, значит, чтение будет равномерное от начала до конца.

Давайте расставим с вами паузы и подчеркнем ключевые слова. Вспомним, какие виды пауз бывают? (короткие и длинные)



Тихая моя родина!//

Ивы, /река, /соловьи...//

Мать моя здесь похоронена

В детские годы мои.//



- Где тут погост?/Вы не видели?/

Сам я найти не могу.-//

Тихо ответили жители:/

- Это на том берегу.//



Тихо ответили жители,/

Тихо проехал обоз.//

Купол церковной обители

Яркой травою зарос.//



Там, /где я плавал за рыбами,/

Сено гребут в сеновал:/

Между речными изгибами

Вырыли люди канал.//



Тина теперь и болотина

Там, /где купаться любил...//

Тихая моя родина,/

Я ничего не забыл.//



Новый забор перед школою,/

Тот же зеленый простор.//

Словно ворона веселая,/

Сяду опять на забор!//



Школа моя деревянная!..//

Время придет уезжать -/

Речка за мною туманная

Будет бежать и бежать.//



С каждой избою и тучею,/

С громом,/ готовым упасть,/

Чувствую самую жгучую,/

Самую смертную связь.//



Прочитаем выразительно стихотворение, используя партитуру, которую мы с вами составили.

Познавательные(поиск и выделение информации; символические действия; умение структурировать знания; умение строить речевое высказывание; смысловое чтение; анализ; синтез;)

Коммуникативные(читать; слушать; получать графическую информацию; передавать графическую информацию; передавать информацию интонацией)

Этап обобщения

С произведением какого автора мы с вами познакомились? (Николай Михайлович Рубцов)

Что вам запомнилось больше всего об этом поэте?

Какое произведение мы с вами изучили сегодня?

Регулятивные

(контроль, коррекция, оценка)

Коммуникативные(говорить, слушать, переработка на основе синтеза)

Познавательные (синтез, умение строить речевое высказывание)

Этап рефлексии

Что сегодня на уроке вам показалось сложным?

Что далось особенно легко?

Что понравилось больше всего на уроке?

Что не понравилось?

Спасибо вам за урок, урок окончен.

Познавательные

(умение структурировать знания, строить речевое высказывание)

Регулятивные

(Оценка)

Личностные


Конспект урока по литературному чтению на тему
  • Начальные классы
Описание:

В моем конспекте по уроку литературного чтения реализованы такие формы познавательной деятельности как фронтальная и групповая. Фронтальная форма работы организована на таких этапах урока как подготовка к первичному восприятию, выявление специфики восприятия, повторное чтение произведения и анализ, вторичный синтез, обобщение, рефлексия. Форма групповой работы на уроке организована на этапе повторного чтения произведения и анализа.

 

На уроке я использовала такие приёмы работы как выборочное чтение с целью выявления специфики восприятия произведения учащимися, анализа текста, также учащиеся отвечали на вопросы, опираясь на смысловое содержание текста, чтоб передать мысли автора, усвоенные ими на этапе первичного синтеза и повторного чтения стихотворения. При передаче образа природы в произведении был использован прием словесного иллюстрирования текста для осуществления связи между окружающим миром и настроением автора. Словарная работа была проведена на этапе подготовки к первичному восприятию с целью выявления лексического значения трудных и незнакомых для учащихся слов. Приемы подготовки к выразительному чтению и выразительное чтение были использованы на этапе вторичного синтеза для развития у учащихся навыка уметь определять логическое ударение в тексте, выдерживать необходимые пунктуационные и психологические паузы, для развития культуры речи учащихся.

Автор Байрамбекова Фатима Байрамбековна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 804
Номер материала 29805
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓