Главная / Начальные классы / Конспект урока по литературному чтению "Н. Носов. Огурцы"

Конспект урока по литературному чтению "Н. Носов. Огурцы"

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Н.Носов «Огурцы»

Исупова Язиля Сабирьевна

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9

с углубленным изучением отдельных предметов»

г. Елабуга, РТ

Учитель начальных классов


Цель урока:

  1. Развитие у детей способности полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное; освоение форм драматизации.

  2. Формирование способности работать с разными информационными текстами, фотографиями, репродукциями картин, иллюстрациями.

  3. Развитие интереса к чтению.

  4. Формирование способностей взаимодействовать в паре, группе.

  5. Формирование системы ценностей, принятых в обществе.


Задачи урока:

1.Личностные УУД

  • включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне;

  • осознание ответственности ученика за общее благополучие класса.

2.Регулятивные УУД

Ученик развивает навыки:

  • принимать и сохранять учебную задачу;

  • планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

  • адекватно понимать оценку взрослого;

  • взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.

3.Познавательные УУД

Школьник учится:

  • осуществлять поиск информации, необходимой для выполнения учебных заданий (находить нужную информацию в библиотеке, в справочной и энциклопедической литературе, в периодической печати);

  • подробно, кратко пересказывать произведение, создавать тексты по аналогии;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • обобщать полученные знания;

  • осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

  • осуществлять учебно-познавательный интерес к обучению в школе.

4.Коммуникативные УУД

Школьник учиться:

  • Допускать возможность существования у людей разных точек зрения на поступки героев, на изображаемое событие;

  • слушать собеседника;

  • самостоятельно задавать вопросы;

  • строить монологическое высказывание, участвовать в диалоге;

  • контролировать действия партнёра;

  • эмоционально позитивно относиться к процессу сотрудничества.

Планируемые результаты
(личностные, метапредметные и предметные)

- осмысление понятий «благородный поступок», «честность»,«верность слову», пословицы «Жизнь дана на добрые дела»;

- определение главной мысли в тексте, определение последовательности событий; отбор опорных (ключевых) слов для создания

собственного текста;

- поиск необходимой информации в книге; умение ориентироваться в учебной и художественной книге;

- осмысление правил взаимоотношений в обществе.

Оборудование урока:

  • Литературное чтение. Учебник. 3 класс. Часть 1.

  • Т. Коти. Творческая тетрадь. 3 класс.

  • Н. Носов. Огурцы

  • Портрет Н. Носова

  • Презентация «Герои книг Н. Носова»

  • Интернет ресурсы.

Вид урока – комбинированный

Возраст: 3 класс

Тип урока: изучение нового материала.

Формы работы учащихся: работа в парах, групповая работа, самостоятельная работа.



Структура и ход урока

Этап урока

Название используемых ЭОР

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время (мин)

1

I.Организационный момент

ЦЕЛЬ: Создание

эмоционального

фона урока


УУД: личностные

II.Рефлексия


- Все уселись на свои места, настроились на работу. С каким настроением вы пришли? Покажите мне его при помощи «маленького человечка». Обозначьте своё настроение.











2 мин

2

Проверка домашнего задания.

Сайт http://forum.comchatka.ru

http://flaminguru.narod.ru


-Какое домашнее задание выполняли?

- Прочитайте какие пословицы и поговорки вы записали в первый

столбик (добро — имущество, достаток), а какие — во второй (добро — благо).

-Объясните их смысл.

-Какие пословицы из книги В. Даля вы выписали?

-Почему выбрали именно эти пословицы?

Определите тему урока, рассмотрев героев произведений и назвав автора.

Зачитывают пословицы, распределяют по группам. Чтение пословиц



Учащиеся объясняют смысл



Ответы детей

5 мин

3

Основной этап урока.

1. Работа с ресурсом.

ЦЕЛЬ: Формирование способности работать с разными информационными текстами, фотографиями, репродукциями картин, иллюстрациями.


УУД: познавательные, регулятивные.

Ссылка на ЦОР














































2. Подготовка к восприятию

3.Словарная работа








4.Чтение и анализ рассказа Н.Носова Огурцы




5. Работа по учебнику.

ЦЕЛЬ: слушать собеседника; строить монологическое высказывание, участвовать в диалоге; осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

УУД: коммуникативные, познавательные, личностные


Сайт: http://school-collection.edu.ru

Презентация

Герои книг Н.Носова

http://www.nachalka.com/node/5539

Ресурс: Портрет Н.Носова


Вид ЦОР: Фотография.

Аннотация: сравнивание.


(Демонстрация ресурса)

1.Рассмотрите фотографию Н.Носова

-Николай Николаевич Носов родился 23 ноября 1908 года в Киеве. Его отец был актером. После окончания школы-семилетки Николай Носов работал на бетонном заводе. В 19 лет он поступил учиться в Киевский художественный институт, но в конце 1920-х годов перевелся на режиссерский факультет Государственного института кинематографии, который и окончил в 1932 году. С этого же года он больше двадцати лет проработал кинорежиссером и художником-мультипликатором. Рассказы «Живая шляпа», «Огурцы», «Чудесные брюки», «Мишкина каша», «Огородники», «Фантазеры» и другие были объединены в сборнике «Тук-тук-тук» и изданы в 1945 году. Носов ввёл в детскую литературу нового героя — наивного и здравомыслящего, озорного и любознательного непоседу, одержимого жаждой деятельности и постоянно попадающего в необычные, зачастую комические ситуации.

Широкую известность детскому писателю принесла повесть "Витя Малеев в школе и дома. И, по сей день огромным успехом у юных читателей пользуется трилогия о Незнайке - " Приключения Незнайки и его друзей» (1953-1954), «Незнайка в Солнечном городе»(1958), «Незнайка на Луне» (1964-1965). По этим сказочным повестям поставлено несколько анимационных фильмов. Носов в своих произведениях выступает и как популяризатор знаний политехнических, экономических: знакомя детей с житейскими правилами, он подает их так, что полезные и интересные знания приходят к читателям как бы сами собой.

Прозаик, киносценарист, драматург Николай Носов скончался 26 июля 1976 года

– Угадайте название рассказа Н. Носова.

Я забрался в огород, зонт зелёный там растет.
Кто-то хитрый под зонтом отыскал тенистый дом.
Эй, ты кто? Ищу, зову, разгребаю я ботву.
Вот он! Вот он! Мой хитрец – вкусный, спелый огурец!

Назовите произведение, с которым мы познакомимся сегодня.

а) читай целыми словами.


место – поместил – поместились.


б) Читай первый раз плавно, по слогам, затем – целыми словами.


о-гля-ды-вать-ся – оглядываться

о-ста-но-вил-ся – остановился


в) Читай внимательно.


Соврал – сорвал

Совать – соврать

Нарвали – наврали

Выпрошу – выброшу

В рассказе встретятся такие выражения: за пазухой, бежать во весь дух, не было ни души.

-Как вы их понимаете?


Понравился ли рассказ? Какие чувства вы испытывали,

когда читали это произведение: грусть, радость, сожаление, сочувствие.

-Почему рассказ называется «Огурцы»? Об огурцах ли идёт речь?

- Какое событие легло в основу рассказа?

- С каким настроением пришёл Котька домой? Почему?

-Как менялось его настроение во время разговора с мамой? Почему?

- Подготовьте разметку диалога Котьки и мамы для выразительного чтения. Как должна меняться интонация голоса Котьки? Меняется ли громкость голоса? А как меняется интонация голоса мамы? А громкость?

- Как вы относитесь к поступку Котьки?

- Прочитайте разговор сторожа и Котьки. Каким вы увидели дедушку?

- Какой поступок совершил Котька в конце рассказа?

Можно ли его поступок назвать благородным?

- Соотнесите пословицы с текстом произведения:

«На обмане далеко не уедешь»; «За правое дело стой смело».

- Рассмотрите иллюстрации. Какие моменты на них изображены? Почему именно этот текст иллюстрировал художник?

Какие подписи можно сделать к иллюстрациям?

- Какие опорные слова можно выделить в данных подписях? Расскажите, что изображено на иллюстрациях.

- Как вы думаете, каким человеком вырастет Котька?

Как описанный случай повлияет на всю его дальнейшую жизнь?



Рассматривают фотографию Н.Носова


Слушают учителя






















































Ответы детей на вопросы учителя















Работа над фразеологизмами.

Приводят свои примеры


Выполнение заданий на с. 19 учебника.



















Ответы детей на вопросы учителя


7 мин






























































2 мин











10мин












10 мин

4

Физминутка

Сайт: http://prezentacii.com/detskie/

Вид ЦОР: презентация физкультминутки

«Крошка Енот»



Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем отдыхать! (потянуться)

Спинку бодро разогнули,

Ручки кверху потянули!

Раз и два, присесть и встать,

Чтобы отдохнуть опять.

Раз и два вперед нагнуться,

Раз и два назад прогнуться.

(движения маятника)

Вот и стали мы сильней,

(показать «силу»)

Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу)

Молодцы!


(Демонстрация презентации)


Дети выполняют зарядку

3 мин

5.

Итоги урока.

ЦЕЛЬ: обобщать полученные знания; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок

УУД: познавательные.

регулятивные


- Создайте собственный текст по аналогии с рассказом Н. Носова «Огурцы».

-С чего можно начать рассказ?

- Какой пословицей можно закончить?

-Придумайте заголовок.

-Отражает ли он главную мысль рассказа?



-Поработаем в парах, сделаем проверку друг у друга

Выберите с каждого ряда лучшую работу

Давайте оценим работу

Беседа с учащимися.

Ответы на вопросы детей

Ученики выполняют творческое задание






Взаимопроверка творческого задания



2 мин

6.

Домашнее задание (на выбор)


- Перескажите текст рассказа Н. Носова «Огурцы».

-Придумайте продолжение рассказа Н. Носова «Огурцы».

- Сделайте свои иллюстрации к рассказу.

-Найдите в домашней библиотеке или школьной книги Н. Носова.

Запись домашнего задания в дневник.

2 мин



Приложение к плану-конспекту урока

Н.Носов. Огурцы

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР


Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Портрет Н.Носова



Презентация «Герои книг Н.Носова»

ЦОР

фотография

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/204afcbb-ab84-7dd8-2b17-e368d04753b8/1008936A.htm



http://www.nachalka.com/node/5539

2

Пословицы

ЦОР

иллюстрация

http://forum.comchatka.ru/showthread.php?t=9869

http://flaminguru.narod.ru/posltrude.htm

http://ped-kopilka.ru/poslovicy-i-pogovorki/poslovicy-o-trude.html

3

Электронная физминутка

Интерактивное задание

Презентация

http://prezentacii.com/detskie/2204-fizminutka-kroshka-enot.html





Конспект урока по литературному чтению "Н. Носов. Огурцы"
  • Начальные классы
Описание:

Конспект урока по литературному чтению, 3 класс. Базовый учебник: Литературное чтение 3 класс. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Виноградская Л.А. 

В данном конспекте урока  в доступной форме, с применением электронных образовательных ресурсов излагается материал по знакомству с  произведениями Н.Носова. На уроке с помощью презентации дети знакомятся с творчеством Н.Носова. Отгадав загадки учащиеся сами называют тему, обозначают цели урока. В дальнейшем  составляют характеристики главным героям, дают оценку поступкам. На уроке присутствует словарная работа,  повторяются фразеологизмы, разбираются пословицы. 

Автор Вьюкова Сания Васильевна
Дата добавления 31.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 6094
Номер материала 55382
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓