Главная / Начальные классы / Конспект урока по литературному чтению Е.И.Чарушин «Страшный рассказ»

Конспект урока по литературному чтению Е.И.Чарушин «Страшный рассказ»

МБОУ «Стрельская ООШ»








Урок литературного чтения

во 2 классе

Е.И. Чарушин "Страшный рассказ".












Кольцина О.П..

учитель начальных классов

стаж работы 24 года

1квалификационная категория









с. Стрелка, 2013 г.    

Тема: Е.И.Чарушин «Страшный рассказ»

 

Задачи урока:

1. Познакомить с творчеством Е.И.Чарушина.

2. Формировать навыки правильного и выразительного чтения.

3. Закреплять умение прогнозировать и анализировать .

4. Развивать креативность мышления, обогащать словарный запас учащихся.

5. Воспитывать бережное отношение к животным.

 

Ход урока:

Девиз:

Скучать некогда.

Учитель: Ну а вам не надоело,

 Не наскучило читать?

Дети: Нет!

Тому, кто занят делом.

Просто некогда скучать!

 

I.             Проверка домашнего задания.

Пересказ текста «Про зайчат» - 3 человека.

- Какая главная мысль этого рассказа? (В лесу вольнее жить)

 

II.          Разминка (у доски на ковре):

а) дыхательная: «понюхай цветок», «задуй свечу», «сдуй пылинку» и другие;

б) звуковая: артикуляция звуков а, о, у, ы, э;

в) загадка: в этой загадке две отгадки, с «у» - ползучей, с «ё» - колючей

(после ответов учитель открывает карточки с отгадками)

 Уж Ёж

-Какая в этих словах орфограмма?

-Проверим написание этих слов скороговоркой:

У ужа ужата, у ежа ежата.

-Характеристика звука «ж»

Правило: жи ши пиши с буквой и.

г) «Вызов»:

-Это стихотворение, которое поможет узнать, кто является главным героем следующего рассказа.

( Стихотворение записано на доске, при его чтении используются следующие виды чтения, названия которых также записаны на доске: тихо, медленно, с ударением на каждом слове, вопрос с недоверием, ответ с оправданием, быстро, наизусть)

- Что ж  ты, Ёж, такой колючий?

- Это я на всякий случай:

Знаешь кто мои соседи?

Лисы, волки и медведи.

- Так кто же будет главным героем рассказа?

-Ёж.

- Посмотрите на сканер и найдите название рассказа и автора.

и о ф о о з и к н н

с т р а ш н ы й к ч

р а с с к а з з ь а

р й я я р и т т у р

у а в ж б з ю ь т у

ь э д к о ц ж и р ш

ъ ю ж г о ь щ ф и и

б о р к в с т у е н

- Прежде, чем познакомиться с рассказом, давайте поближе познакомимся с автором.

Метод «Инсерт» (чтение с пометами)

(Учащиеся получают раздаточный материал – статья о Чарушине):

«В этом году исполняется 100 лет со дня рождения замечательного художника и писателя Евгения Ивановича Чарушина.

Он изображал разных зверей и птиц, иллюстрировал книги, посвящённые животным, и сочинял маленькие рассказы для детей и взрослых. В книжках он рассказывал про своих домашних любимцев, а так же про зверей, живущих в лесу – волков, медведей, лисиц.

Художник, который рисует животных, называется анималист. Чарушин был прекрасным анималистом. Он наблюдал за животными, часто бывал в зоопарке и выполнял множество рисунков с натуры. Ведь для того, чтобы правдиво изобразить животное, нужно хорошо его изучить, знать не только внешность зверя, но и его движения, повадки и даже характер. Художник хорошо умел показать характер, нрав каждого зверя.

Вот удивлённый котёнок Тюпа. Он жил у Чарушина дома, и его прозвали Тюпой за то. что он смешно тюпал губами, как будто разговаривал. Как точно художник изобразил пушистого котёнка – Тюпа притаился, наблюдая за бабочкой, ушки торчком, глаза широко открыты. Сколько любопытства в его взгляде! Нельзя не улыбнуться, глядя на него.

Среди лучших работ Чарушина – иллюстрации к книге С.Маршака «Детки в клетке».

(После прочтения следует аналитическая работа: ученики заполняют таблицу, расположенную на доске)

Знаю        новое

  +                 !

Любит природу

Пишет

Рисует

30 лет писательской деятельности            анималист

Иллюстрирует книги М.Горького, М.Пришвина, В.Бианки, С.Маршака

Выставка книг. Рассказы Е.И.Чарушина

 

3. Прогноз

(На доске запись:

Шура и Петя остались одни; у самого леса; ни папы, ни мамы; темно; не страшно, не боялся; кто-то топает; закрылись с головой; прижались друг к другу; пришли родители; зажгли; ёжик)

- Какие чувства возникают  у вас при чтении этих строк? (Страх, радость. Облегчение)

(2 человека делают свой прогноз)

 

4. Чтение рассказа:

а) Оправдался ли прогноз?

б) Объясните название рассказа.

в) Было ли с вами такое?

г) Словарная работа:

Чулан - подсобное помещение;

Сени – помещение между жилой частью дома и крыльцом.

 

5. Самостоятельное чтение (на своих местах):

Задание: на доске расположены карточки с фразеологизмами, надо установить лексическое значение и расположить в той последовательности, в которой развиваются события.

(Дети читают. Коллективная работа с комментированием и аргументацией)

-У страха глаза велики. (Преувеличивать)

-Совсем одни. (Родители ушли)

-Брать под своё крылышко. (Окружить заботой, вниманием)

-Сердце в пятки ушло. (Испугались)

-В мгновение ока. (Быстро залез под одеяло)

-Слава Богу. (Облегчение, радость)

-Вот тебе и раз. (Удивление)

 

6. Анализ содержания по вопросам. Метод «Толстые и тонкие вопросы»

- Можно ли назвать детей смелыми? Почему?

- Что сказано про мальчиков в начале рассказа? (зачитать)

- Подберите прилагательные для описания их характера. (Аккуратные, послущные, самостоятельные, дружные)

- Предположите, сколько им лет? Обоснуйте свой ответ. (Говорили 2не пыхчи», «не пыхтю»)

- Как правильно следует говорить? (Не пыхти, не пыхчу)

- Зачитайте из текста фрагмент, в котором происходит переломный момент в событиях.

- Подберите в тексте и зачитайте строки к иллюстрации.

- Почему ёж свернулся шариком?

- Подумайте, для чего ёжик в доме? Где настоящий дом ежа?

7. Работа в центрах:

Центр чтения «Читатели»

Задания:

1.            Научится выразительно читать;

2.            Разбить текст на смысловые части, составить план.

(1.Осталиь одни.

2.Испугались.

3.Да это ёжик!)

 

Центр письма «Языковеды»

Задания:

1.            Выписать из текста глаголы, показывающие действия главных героев;

2.            Доказать, что преобладание глаголов в рассказах – это характерная особенность стиля Чарушина,

(Ёж – ползает, шуршит, топает, пыхтит, шлёпает, пробежал, свернулся, забрался.

Мальчики – умылись, разделись, легли спать, лежат, молчат, разговаривают, испугались.)

 

Научно-исследовательский центр «Исследователи»

Задания:

Используя газету «Непоседа», энциклопедии, книгу «С любовью к родной природе», ответить на вопросы:

1.            Где и как ёж устраивает гнездо?

2.            Как ёж охотится? Какую пользу приносит?

3.            Как ведёт себя ёж, почуяв опасность?

4.            Кто является самым опасным врагом для ежа?

5.            Как ёж заботится о ежатах?

6.            Что значит «держать в ежовых рукавицах»?

7.            Каким может быть вес, величина ежа?

8.            Хорошо ли слышит ёж?

 

9.            Презентация работ.

 

10.       Составление коллективного «Синквейна»:

Ёжик

Маленький, колючий

Пыхтит, шуршит, топает

Ёж уничтожает мелких грызунов

Зверёк

 

 

11.       Домашнее задание.

Читать, пересказывать текст. Творческая тетрадь :№1, №7 (по выбору №10, №12, №20)

1 – научиться  читать выше нормы.

7 – Подготовить краткий пересказ.

10 – Составить 3-4 вопроса к прочитанному тексту.

12 – Подобрать к прочитанному тексту пословицы, загадки.

20 – Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся фрагменту рассказа.



Конспект урока по литературному чтению Е.И.Чарушин «Страшный рассказ»
  • Начальные классы
Описание:

Конспект урока по литературному чтению 

Тема: Е.И.Чарушин «Страшный рассказ»

Задачи урока:

1. Познакомить с творчеством Е.И.Чарушина.

2. Формировать навыки правильного и выразительного чтения.

3. Закреплять умение прогнозировать и анализировать .

4. Развивать креативность мышления, обогащать словарный запас учащихся.

5. Воспитывать бережное отношение к животным.

Урок разработан с использованием технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"

 

 

Автор Кольцина Ольга Павловна
Дата добавления 21.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 2155
Номер материала 9637
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓