Конспект урока по литературному
чтению
Тема:
В. В. Бианки сказка “Хитрый
Лис и умная Уточка”
учитель
Мирошник Марии Владимировны
Конспект урока по литературному чтению для 2 класса
Тема: В. В. Бианки “Хитрый
Лис и умная Уточка”
Цели:
●
познакомить обучающихся со сказкой Бианки;
●
совершенствовать технику чтения;
●
развивать речь, мышление, умение анализировать, выделять главную
мысль;
●
обогащать словарный запас учащихся;
●
прививать интерес к чтению.
Оборудование:
компьютер, презентация к уроку,
портрет писателя,
иллюстрация к сказке.
Формирование УУД
Личностные
нравственноэтическое оценивание через выявление нравственных действий героев.
Познавательные
выделение главного, установление причинноследственных связей.
Коммуникативные
участие в диалоге, умения в воссоздании картин в воображении и в
построении контекстной речи.
Регулятивные планирование
своей деятельности, взаимодействие с одноклассниками, рефлексирование. Ход урока:
I.Огранизационный момент.
Пусть книги друзьями заходят в
дома.
Читайте всю жизнь. Набирайтесь
ума.
Что мы должны
узнать и чему должны научиться на уроках литературного чтения?
(Ответы детей)
Какие правила будем соблюдать,
работая на уроке?
(Ответы детей)
II.Работа над темой урока.
1. Знакомство
с биографией писателя
Рассмотрите
изображения. Под каждым изображением мы должны будем записать букву и узнаем, с
творчеством какого писателя сегодня познакомимся. Для этого назовите первую
букву в названии каждого изображенного предмета.
Итак,
какое слово получилось?
(Бианки)
Что
это за слово? (фамилия)
Верно,
фамилия писателя Виталия Валентиновича Бианки.
Давайте познакомимся с жизнью и
творчеством писателя.
Виталий Бианки
родился в Петербурге. Певучая фамилия досталась ему от предковитальянцев.
Возможно, от них же он стал увлекающимся и артистичным человеком. От отца он
унаследовал талант исследователя и интерес ко всему, «что дышит, цветет и
растет».
Отец работал в
Зоологическом музее Российской Академии наук. Квартира находилась прямо
напротив музея, и дети — трое сыновей — часто бывали в его залах. Там за
стеклянными витринами замерли животные, привезенные со всего земного шара.
Детям хотелось
найти волшебное слово, которое «оживило» бы музейных зверей. Настоящие были
дома: в квартире расположился небольшой зоопарк.
Летом семья Бианки уезжала в
деревню Лебяжье. Здесь
Виталий впервые отправился в
настоящее лесное путешествие. Было ему тогда лет пятьшесть. С тех пор лес стал
для него волшебной страной.
Интерес к лесной жизни сделал его
страстным охотником.
А еще он очень
любил поэзию. Одно время увлекался футболом.
Разными были
интересы. Но своим главным учителем Бианки считал отца.
Он приучил сына
записывать все наблюдения. Через много лет они превратились в увлекательные
рассказы и сказки.
За 35 лет
творческой работы Виталий Валентинович Бианки создал более 300 рассказов,
сказок, повестей, очерков и статей. Всю жизнь он вел дневники и заметки о жизни
животных, о природе. Читатели ему писали много писем и он отвечал на них. Его
произведения переводили на многие языки мира.
2.
Подготовка к первичному восприятию сказки. Рассмотрите
иллюстрация на слайде.
Как вы
думаете, можно ли по иллюстрации догадаться о чем будет произведение, с которым
мы сегодня познакомимся?
(Ответы детей)
Мы сегодня будем читать сказку
“Хитрый Лис и умная Уточка”.
Кто такой лис? А уточка?
3.
Чтение сказки учителем и проверка первичного восприятия.
Послушайте
внимательно сказку и докажите, что это
сказка.
О
чем эта сказка?
4.
Физкультминутка.
5.
Вторичное чтение сказки и анализ.
Теперь
давайте еще раз прочитаем текст и внимательно понаблюдаем, как развивается
сюжет в сказке.
Какой
момент в сказке вам показался самым захватывающим?
Найдите его в тексте и
прочитайте.
Кого
в сказке можно считать положительным персонажем.
А кого отрицательным?
Кому
из героев вы больше всего сопереживали?
Поделитесь своими чувствами.
На
сколько частей мы можем разделить сказку? (Три)
Как
назовем первую часть? (Осень)
Вторую?
(Зима)
Третью?
(Весна)
Как
развивается сюжет в первой части?
А
во второй? В третей?
Получилось
ли Лису полакомится уточкой?
Почему?
Как
можно охарактеризовать Уточку и Лиса?
Какая Уточка?
Выберете из перечисленных характеристик подходящие.
Какой
Лис? Выберете из перечисленных характеристик подходящие.
На
какую сказку похожа данная сказка В. В. Бианки?
6.
Чтение сказки по ролям.
Какую
интонацию мы должны придать читая слова автора?
(где говорится про Лиса, то хитрую)
А
слова Лиса? (нагло, хитро)
Уточки?
7.
Составление иллюстрации к сказке.
Давайте
составим иллюстрацию к концу сказки.
Кто там должен
быть изображен? (Лис и улетавшая Уточка)
Что
они должны делать?
Давайте
подумаем и попробуем изобразить всю сказку.
Что
будет изображено? Попорядку?
1)
Название сказки.
2)
Осень. Где утки в отлёт собрались и Лис переполошил стаю.
3)
Зима. Лис увидел Уточку живой и решил полакомиться ей, а она
уплыла под полыньёй.
4)
Весна. Лис вновь пришел за Уточкой и попробовал её поймать, а она
улетела.
5)
Конец.
По
желанию можете составить диафильм в рисунках.
8. Обобщение.
Докажите,
что это сказка?
Какова
задача сказки?
Как
автор выполнил эту задачу?
Сказка
как бы предупреждает: нельзя совершать зло, нельзя плохо относиться к дорогим
людям.
III. Итог
урока
С
творчеством какого писателя вы сегодня познакомились?
Что
вы узнали о писателе?
С
каким его произведением вы познакомились на уроке?
Чему
вас научило это произведение? ( добро побеждает зло. На всякую хитрость
найдётся ум, который её победит)
Какова
же главная мысль сказки?
Как
вы думаете, правильно ли поступал Лис?
Справедливо
ли он был наказан?
IV. Домашнее
задание
Выразительное
чтение сказки. По желанию подготовить иллюстрацию к сказке.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.