Конспект урока по теме:
А. Куприн « Скворцы», Н. Сладков
«Скворец – молодец».
Учебный предмет: Литературное чтение.
•
УМК: «Начальная школа XXI века».
•
Тема урока:
А. Куприн « Скворцы», Н. Сладков
«
Скворец – молодец».
•
Тип урока: объяснение нового материала.
•
Задачи урока:
Цель деятельности педагога:
создать условия для ознакомления с произведениями о родной природе,
формирования умений видеть красоту родной природы, выраженную в художественном
слове.
Задачи:
Образовательные:
продолжить знакомство с
произведениями о весне; обучать осознанному выразительному чтению, включить
учащихся в эмоционально – творческую деятельность; совершенствовать навыки
работы с текстом; расширить словарный запас детей, формировать читательские
умения (сравнивать произведения разных жанров, выполнять задания по теме
чтения).
Развивающие: создать условия для
развития творческого воображения и творческой активности детей, умения
высказывать свои мысли и аргументировать их, эмоциональной сферы детей,
ассоциативного мышления, внимания, памяти, речи.
Воспитательные:
создать на уроке
атмосферу любви и интереса к живой природе, к окружающему миру, сострадания к
«братьям меньшим», воспитывать бережное отношение к природе; воспитывать
коммуникативную направленность личности, уважительное отношение к ответам
товарищей; решение нравственных проблем на основе анализа текстов
художественных произведений.
•
Ожидаемые результаты (предметные; метапредметные: познавательные, коммуникативные,
регулятивные; личностные)
Универсальные учебные действия:
личностные (самоопределение,
смыслообразование, морально – этическая ориентация):
-осознавать значимость чтения;
-проявлять эмоциональную отзывчивость на
прочитанное;
-высказывать свою точку зрения и уважать
мнение собеседника;
- воспитывать доброжелательное отношение
между учащимися при работе в парах;
- формировать чувства прекрасного на
основе художественных текстов;
метапредметные:
регулятивные (управление
своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность):
-удерживать цель деятельности до получения
ее результата;
-вносить изменения в процесс с учетом
возникших трудностей и ошибок;
познавательные (работа
с информацией, работа с учебными моделями, выполнение логических
операций):
-воспроизводить по памяти информацию,
необходимую для решения учебной задачи.
-осуществлять процессы анализа, синтеза,
обобщения, строить рассуждения, приводить примеры;
коммуникативные
(речевая деятельность, навыки сотрудничества):
-воспринимать текст с учетом поставленной
учебной задачи;
- находить в тексте информацию ,
необходимую для ее решения;
- описывать объект: уметь передавать его
внешние характеристики, используя выразительные средства языка;
-работать в парах;
предметные:
-научиться различать жанры произведений;
- научиться инсценировать отдельные
эпизоды произведения в парах;
-находить информацию о произведении и
книге (фамилия автора, жанр, тема).
•
Оборудование
1.Учебник
Литературное чтение (часть вторая) .Автор : Л.А. Ефросинина. Москва. «
Вентана-Граф», 2012 г.
2.
Рабочая тетрадь № 2 .
3.
Мультимедийный проектор с презентацией к уроку.
·
Исходный уровень знаний и умений обучающихся для изучения данной темы: обучающиеся умеют читать по слогам и
целыми словами; воспринимать и понимать доступные произведения, различать их по
основным темам и жанрам; выразительно читать наизусть небольшие стихи и отрывки
из прозы; под руководством учителя обучающиеся пробовали сочинять стихи,
сказки, загадки, рассказы; умеют составлять синквейны, работать с кластером;
составлять модель обложки к произведению ; обучающиеся уже знакомы с
произведениями некоторых писателей в разделе «Весна, весна красная…» ( Н.
Сладков, Г. Скребицкий и др.)
•
Этапы урока и хронометраж
1.Организационный
момент. 2 мин.
2.
Проверка домашнего задания. 3 мин.
3.Речевая
разминка. 2 мин.
4.Работа
со « Слоговичком». 2 мин.
5.
Актуализация знаний. 3 мин.
6.
Первичное восприятие. 5 мин.
7.Проверка
первичного восприятия 5 мин.
8.
Физкультминутка. 3 мин.
9.
Вторичное восприятие и анализ текста. 7 мин.
10.
Самостоятельная работа со сказкой - стихотворением. 6 мин.
11.
Итог урока. 2 мин.
12.
Рефлексия. 3 мин.
13.
Домашнее задание. 2 мин.
•
Содержание урока:
№ п/п
|
Этап
урока
|
Деятельность
учителя и обучающегося
|
Формирование
УУД
|
1.
|
Организационный
момент.
(Мотивация
к учебной деятельности)
|
Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнём урок,
друзья.
Девиз нашего урока:
Удивительное рядом,
умей видеть и наблюдать”.
|
Регулятивное УУД: выполнение пробного
учебного действия
Коммуникативное УУД: планирование
учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
Личностное УУД: самоопределение
|
2.
|
Проверка
домашнего задания
|
Чтение
рассказа Н.Сладкова «Снег и Ветер» по ролям.
|
Коммуникативное
УУД:
умение
слушать собеседника, умение договариваться с соседом.
Познавательное
УУД:
умение читать по ролям
|
3
4.
|
Речевая
разминка
Работа
со
«Слого-вичком»
|
I.
Дыхательная
гимнастика.
–Сели
ровно, руки на коленях, подышали. На ладони последняя снежинка, подуем на неё
3 раза ; как можно дольше-улетела.
II.
Работа
со скороговоркой.
-Вспомните скороговорку, где встречается
[ш]
(Шесть мышат в шалаше шуршат.)
-Ребята, как мы можем прочитать эту
скороговорку?
(Тихо - медленно; быстрее - громче;
быстро-громко: с прохлопыванием ритма ).
Хором.
-Кто хочет прочитать?
-Найдите
букву «ша».
-Что вы
можете сказать о [ш]?
-Назовите
его пару.
(Дети в
парах читают строчки со слогами)
-Посмотрите
на доску, что я зашифровала?
-Чем
может быть это предложение?
Дети
предлагают разные варианты.
(Загадка,
пословица, поговорка, просто предложение).
- Скажи
соседу свое предложение. Обсудите вместе, чем оно является.
С 3 20
2 34 67 1 й, а 34 28 м с 6 55
Сначала
подумай, а потом скажи.
-Как вы
понимаете эту пословицу?
-А какая
орфограмма встретилась?
(Жи пиши
с буквой и.)
|
Коммуникативное
УУД:
умение слушать
собеседника.
Познавательное
УУД:
использование общего способа действия
Регулятивное
УУД:
умение осуществлять самоконтроль
Коммуникативное
УУД:
умение слушать
собеседника
Познавательное
УУД:
словесно-логическое мышление; общеучебные умения (знаково- символические
действия); постановка проблемы.
Регулятивное
УУД:
умение осуществлять взаимный контроль.
Коммуникативное
УУД:
умение слушать собеседника; вступать с ним в учебный диалог.
|
5.
|
Актуализация
знаний
|
-Вспомните, какими словами заканчивается сказка
Г. Скребицкого «Весна — художник»?
(«А сколько птиц в лесу и в полях! И для
каждого из них весна придумала важное дело»).
— Именно об этих важных делах мы
сегодня и поговорим.
- Определите тему урока.( На доске запись
:А.Куприн « Скворцы»).
Прогнозирование
по заголовку.
-Подумайте , пожалуйста, о чем может идти речь
в рассказе с названием
« Скворцы»
- Можем ли мы предположить , кто будет главным
героем рассказа?
- Мы выслушали все предположения , хотите
проверить , кто окажется прав ?
|
Коммуникативное УУД: аргументация своего
мнения и позиция в коммуникации.
Познавательное УУД: подведение под понятие
.
Коммуникативное УУД: выражение своих
мыслей с достаточной полнотой и точностью
Регулятивное УУД: формирование действия
прогнозирования.
Коммуникативное УУД: учет разных мнений
|
6.
7.
8.
|
Первичное
восприятие
Проверка
первичного восприятия
Физкультминутка
|
Комбинированное
чтение рассказа
учителем и хорошо читающими детьми .
Беседа:
- К
какому жанру относится это произведение?
-Кто
догадался правильно о том, какое содержание будет у рассказа?
-
Понравилось ли вам произведение?
- Какой
момент рассказа вам показался самым интересным?
-Кто
главные герои?
Демонстрация
слайдов « Скворцы»
-Давайте отдохнем. Кто сегодня
будет в роли учителя?
Ученик
выходит к доске и выполняет движения вместе с классом.
I can hop like a hare
I can jump like a frog
I can fly like a bird
I can run like a dog (3 раза)
|
Коммуникативное УУД: адекватное
использование речевых средств для решения коммуникационных задач .
Предметное УУД: различение
жанров произведений.
Познавательное УУД: установление
причинно-следственных связей
Познавательное УУД: осознанное
построение речевого высказывания
|
9.
10.
11.
|
Вторичное
восприятие и анализ текста
Самостоя-тельная
работа со сказкой-стихотворением « Скворец –молодец» .Н.Сладков
Итог
урока
|
- Ребята,
в рассказе встретились несколько «трудных» слов. Давайте потренируемся в
чтении этих слов.
Словарная
работа:
Подправили-
немного исправили
Сажень -
старая русская мера длины(2,13 м)
Скворечник
- небольшая деревянная будочка , укрепленная на шесте или дереве около дома.
Беспечный
- беззаботный , свободный от забот.
Пристально
-здесь : внимательно.
Жутко -
здесь: страшно.
Истребить
- уничтожить , погубить.
Чтение
текста учащимися самостоятельно:
в
полголоса, шевеля губами, читаем «глазами».
Беседа:
-Сколько
частей в этом тексте? О чем говорится в первой части текста, во второй?
-Когда
прилетают скворцы ? Найдите точный ответ в тексте.
-Как
люди готовятся к прилету скворцов? Прочитайте. Почему все так ждут этих птиц?
Работа в
парах:
-Найдите
в тексте и прочитайте, как скворцы выселяют воробьев.
-Как мы
будем готовиться к выразительному чтению этого отрывка?
Давайте
вспомним памятку №1 «Прочитай выразительно».
(Внимательно
перечитаем отрывок, поймем какие чувства волнуют героев , о чем думает каждый
персонаж; подумаем кому сочувствует автор)
Инсценировка
отрывка.
-Рассмотрите
иллюстрацию, найдите в тексте слова , которым она соответствует.
Моделирование
обложки произведения:
(На
доске лист бумаги для обложки , наверху листа Ф.И.О. автора , внизу –
название произведения , а посередине , с помощью условных знаков и цвета ,
определяют его жанр и тему. Работа с комментариями).
Выборочное
чтение:
-
Найдите в тексте и прочитайте какую пользу приносят скворцы людям.
-Что мы
узнали из произведения А. Куприна о жизни скворцов и их повадках ?
- Чтение
стихотворения в парах.
-Подумайте, посовещайтесь в паре : чем
похоже это произведение на рассказ А.Куприна и чем отличается ? –
-Подумайте, как удобнее показать
сходство и отличие произведений. ( На моделях обложек книги)
- Работа
в тетради с.65 вопрос 1, 2
- Взаимопроверка
- Как вы
думаете с какой целью автор написал это произведение?
( Чтобы
показать свое отношение к природе , к птицам. Чтобы мы видели красоту природы
,берегли ее).
Скворцы
Умные,
трудолюбивые.
Прилетели,
обустраиваются, поют.
Утром
начали свой концерт.
Здорово!
Воробьи.
Хитрые,
легкомысленные.
Высовываются,
отлетают.
Пришел
конец воробьиному хозяйству.
Интересно.
|
Познавательное УУД: извлечение из текста необходимой
информации .
Познавательное УУД: подведение под
понятие
Познавательное УУД: сравнение, обобщение
Коммуникативное УУД: выражение своих
мыслей с достаточной полнотой и точностью
Познавательное УУД: смысловое чтение.
Познавательное УУД: построение
логической цепи рассуждений, доказательство; классификация.
Познавательное
УУД:
формирование логических действий
( прием
вычитывания)
Коммуникативное
УУД:
умение слушать собеседника.
Личностное
УУД:
доброжелательное отношение между учащимися при работе в парах.
Регулятивное
УУД:
формирование действия планирования.
Познавательное
УУД: инсценирование
отдельных эпизоды произведения в парах.
Коммуникативное
УУД:
умение слушать собеседника, управлять поведением партнера.
Познавательное
УУД:
обучение действию моделирования.
Познавательное
УУД:
формирование логических действий
( прием
вычитывания)
Познавательное УУД: смысловое чтение.
Познавательное
УУД:
обучение действию моделирования.
Познавательное
УУД:
работа
по ТКМ, составление кластера
Познавательное
УУД:
обучение действию моделирования, работа с
учебными
моделями.
Коммуникативное
УУД:
умение слушать собеседника, управлять поведением партнера.
Познавательное
УУД:
формирование действий анализа и синтеза.
УУД: умение
осуществлять взаимный контроль
Познавательное
УУД:
умение делать умозаключения
Познавательное
УУД:
общеучебны е умения; выбор наиболее эффективных способов решения задач.
Познавательное
УУД:
смысловое
чтение, прием вычитывания; получение нужной информации из учебника
Регулятивное
УУД:
умение осуществлять самоконтроль,взаи-моконтроль
Познавательное
УУД:
поиск информации; создание продукта
(
учебного проекта-синквейна); умение правильно строить речевое высказывание.
|
12.
|
Рефлексия
|
Проводится
в виде игры « Плюс-минус-интересно».
« П»-
«плюс»- что понравилось на уроке, информация и формы работы , которые вызвали
положительные эмоции.
«
М»-«минус» ,что не понравилось на уроке ,показалось скучным , осталось
непонятным.
« И»-«
интересно»-любопытные факты, о которых узнали на уроке.
|
Коммуниктивное УУД: задание, стимулирующее
рефлексию
Познавательное УУД: самоконтроль и содержательная самооценка.
|
13.
|
Домашнее
задание
|
Работа в тетради:
С.64 № 5 (сочини стихотворение с
паредложенной рифмой)
---------------------дворец.
---------------------скворец.
Подготовить краткий пересказ
первой части произведения, пользуясь памяткой №4 «Перескажи кратко».
|
Познавательное
УУД: выполнение творческого задания
Познавательное
УУД:
работа с учебными моделями; смысловое чтение; пересказ.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.