Главная / Начальные классы / конспект урока по литературному чтению 4 класс

конспект урока по литературному чтению 4 класс

ГУО «Средняя школа №5 г. Бреста»









урок литературного чтения

В 4-ом классе


Тема: В.Бианки «Музыкант»














Подготовила:

учитель начальных классов

Селивоник

Элеонора Александровна










2013 г.



Тема: В.Бианки «Музыкант».

Цели:

- продолжить обучение пересказу текста по опорным словам и плану;

- совершенствовать умение составлять план произведения,

- совершенствовать навыки работы в парах;

- развивать речь, мышление;

- развивать навыки выразительного грамотного чтения

- воспитывать позитивное отношение к природе;

- воспитывать любовь и бережное отношение к животным.


Оборудование: портрет В.Бианки, выставка книг писателя, иллюстрации с изображением медведей, компьютер, диск с записями: «Песенка Умки», диск с музыкой Антонио Вивальди, портрет, толковые словари на партах.


Ход урока


1. Организационный момент.


Долгожданный дан звонок

Начинается урок.

Чтобы урок получился интересным, хочу вам посоветовать следующее (на доске плакат):

Что мы будем делать с вами,

Чтоб природе стать друзьями?

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать,

Научиться наблюдать,

Будем вместе развивать качество-

внимательность,

А поможет всё узнать

Наша любознательность.


2. Проверка домашнего задания.

Каким было домашнее задание? (Пересказ понравившегося отрывка и чтение рассказа В, Бианки «Водолюб в лесу»)


3. Артикуляционная гимнастика.


На уроке мы будем читать о животном, а о каком, вы узнаете, отгадав загадку.


«Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал,

А проснувшись, стал реветь.

Это зверь лесной …(Медведь)»


На доске:

Мишка и мушка.

Мишка брёл лесной опушкой.

Повстречался мишка с мушкой.

Закричала мушка грозно:

- Уходи, пока не поздно! –

Гром тут грянул, как из пушки.

Убежал медведь с опушки.


- Что показалось в этом стихотворении вам особенно интересным? А может ли быть такое на самом деле?

- Какому жанру можно отнести это стихотворение? (Небылица)


Чтение стихотворения вместе с учителем.

Чтение стихотворения самостоятельно.

Чтение вслух отдельными учениками стихотворения.


Дома вы по желанию подготовили выступления о медведях. Давайте послушаем сообщения детей.

ЧЕРНЫЙ МИШКА

Живет он в нашей стране только на Дальнем Востоке, в его южных районах, придерживаясь лесов. Но в поисках пищи поднимается и высоко в горы. Этот мишка — типичный вегетарианец, питается «плодами, корнями, луковицами, ягодами, побегами растений, летом поедает насекомых — жуков, бабочек, гусениц, муравьев. Он ловко и быстро забирается на деревья. Спать на зиму он устраивается в дуплах больших и старых лип, тополей, реже — в пещерах, в расщелинах скал. По своим размерам черные медведи не особенно велики, длина туловища не больше 150—170 см, вес до 150 кг. Черные мишки не агрессивны и при встрече с человеком стараются быстро скрыться.


БЕЛЫЙ МИШКА

Живет за полярным кругом, среди вечных льдов и снегов. Это самый большой, самый сильный и могучий брат семейства медвежьих. Он весит около 700 кг, а длина его туловища достигает целых три метра. Белый мишка не боится холода. В самые лютые морозы он купается в ледяной воде, отлично плавает, ныряет и нередко совершает длительные прогулки, удаляясь от суши в открытое море на десятки километров. Много времени белый медведь проводит на плавающих льдинах, странствует по берегам и лишь изредка заходит в глубину суши. Его излюбленная пища — тюлени, рыба, морские водоросли, птичьи яйца, песцы. В природе белый медведь живет лет 30—35, в неволе — 20—25 и больше.


МИШКА В ОЧКАХ

Живут далеко, в Южной Америке, в глухих горных лесах. Очковые медведи — крупные звери, рост их достигает полутора метров, а вес до 100 кг. Шуба у них густая, черная и лишь на шее светло-желтая. А очковыми их назвали потому, что вокруг глаз у мишек светлые кольца, или пятна, создающие впечатление надетых больших очков. От природы они обладают хорошим зрением, а кроме того, высоко развитым слухом и чутьем. Эти звери чутки, очень быстры в движениях. За несколько секунд они могут забраться по гладкому стволу дерева на высоту 20—30 метров. Питаются очковые медведи плодами деревьев, орехами, молодыми сочными побегами, не прочь отведать и птичьи яйца, закусить червячком, ящерицей.


ПАНДА

Медведь очень оригинальной окраски. Живет в бамбуковых лесах, в гористой части Китая. Это очень пугливые, осторожные звери. Днем панда не выходит из своих укрытий — берлог. С наступлением темноты принимается искать пищу. Их любимое лакомство — бамбуковые побеги. Панда, может поедать бамбук 10 часов без остановок.

БУРЫЙ МЕДВЕДЬ

Широко расселился по всей лесной полосе Европы и Азии. Шуба у него густая, плотная, а вот холода он боится, и как только зима на порог — мишка в берлогу и спит там до самой весны. Спит он долго. В разных районах обитания мишкин зимний сон длится от четырех до шести месяцев. Где зима теплая (Кавказ, Закавказье), некоторые бурые медведи не погружаются в спячку. Они бродят по лесам и горам, и поэтому их называют шатунами. Они ищут корм. Бурый мишка ест много и часто. Его меню: орехи и ягоды, дикорастущие фрукты и желуди, насекомые, пчелы и мед, птицы и их яйца, рыба, мелкие зверьки; нападает он на лосей и оленей, иногда и на домашних животных. Не прочь он полакомиться овсом или кукурузой. Размеры бурых мишек: рост до 2 м, а вес в среднем 200—250 кг. Но бывают среди них и гиганты, килограммов на 500.

КОАЛА

Этих зверьков называют сумчатыми медведями. Внешне они очень похожи на медведей, но только очень маленькие. Рост взрослого коалы всего 60 см, а новорожденного - всего 2 см. Некоторое время он растёт, путешествуя в сумке-складке, расположенной, как у кенгуру, на животе. Через 8 месяцев перебирается на спину к маме и ездит таким образом. Медведица таскает своего малыша еще 2,5 года, пока он не станет самостоятельным. Коалы живут только в Австралии. Ни в одном зоопарке мира их нельзя встретить, потому что они очень разборчивы в еде. Питаются коалы только листьями эвкалипта, причем не всеми подряд. В разное время года они едят листья разных эвкалиптов.


- Что нового и интересного вы узнали о медведях? (Ответы детей).


4.Физкульминутка

Вспомните, в каких мультфильмах главным героем был медведь. (Ответы детей: «Три медведя», «Машенька и медведь», «Медвежонок Умка» и др.)

А вот медвежонок Умка приглашает нас отдохнуть.

Под музыку «Песенка Умки» дети выполняют движения.


5. Сообщение темы урока.

Сегодня мы познакомимся с творчеством Виталия Валентиновича Бианки, прочитаем рассказ «Музыкант» и подготовим пересказ.


6. Первичное знакомство с текстом.


- Сейчас мы узнаем очень интересную историю, которую наблюдал охотник в лесу.

Словарно-лексическая работа. Выяснение значения непонятных слов.

- Найдите в толковых словарях слова:


Медвежатник - охотник на медведей.

Завалинка - невысокая земляная насыпь вдоль наружных стен избы.

Опушка – край леса


Чтение рассказа учителем.


(После чтения предложения: «Старый медвежатник сидел на завалинке и пиликал на скрипке…» – включить фрагмент музыкального произведения Антонио Вивальди).

Ваше мнение о рассказе. (Высказывания детей).

Мы слушали фрагмент музыкального произведения Антонио Вивальди, итальянского композитора, виртуоза - скрипача.


7. Первичная проверка понимания текста.

- Какое увлечение было у старика?

- Любил ли старик музыку?

- Хорошо ли у него получалось? Прочитайте.

- Что сообщил старику колхозник?

- Что услышал охотник в лесу?

- На что был похож этот звук?

- Что же увидел охотник на опушке?

- Как оценил охотник пение щепки?

- Почему старый медвежатник не стрелял в медведя?

- О чём вспоминал охотник, когда дёргал струны на скрипке?

- О чём стоит задуматься после чтения этого рассказа?

Чтение рассказа детьми.


8.

3 Старый медвежатник любил музыку.

1.Старик пошел охотиться на медведя.

2.Медведь- музыкант.

4 Охотник пожалел медведя.


- Расположите предложения в хронологической последовательности. У нас получился план к рассказу.


9. Пересказ текста по плану


10.-Сейчас вы будете работать парами:
- Перед вами листочки с заданием. Вы должны в краткий пересказ рассказа «Музыкант» вставить подходящие предлоги.
 

Старый медвежатник хотел научиться играть … скрипке. Знакомый колхозник посоветовал ему идти лучше … лес охотиться … медведя. 
Старик отложил скрипку, взял ружьё и пошёл … лес. Долго ходил он … лесу, устал и сел отдохнуть … пенёк. Вдруг слышит - … глубины леса доносится красивый звук. Старик пошёл туда и видит: … опушке … разбитого грозой дерева сидит медведь. Он трогает лапой торчащие … разбитого дерева длинные щепки. Щепка задрожит, и … воздухе раздаётся звук. Медведь слушает, и старик тоже заслушался, как поёт щепка, как будто струна. Послушал, послушал старик и пошёл … леса домой. Разве можно … такого музыканта стрелять! 


-Проверим , что у вас получилось?

11. Рефлексия

Выберите и продолжите любое предложение:

-На сегодняшнем уроке я узнал….

-На этом уроке я похвалил бы себя за …

-После урока мне захотелось…


12. Итог урока.

- С каким произведением мы сегодня познакомились?

- Что интересного вы узнали о медведе?

- Оцените свою работу на уроке.

Выставление оценок.


13. Домашнее задание.

Прочитать рассказ В.Бианки «Музыкант», подготовить пересказ по плану.

конспект урока по литературному чтению 4 класс
  • Начальные классы
Описание:

Тема: В.Бианки «Музыкант».

Цели:

 - продолжить обучение пересказу текста по опорным словам и  плану;

 - совершенствовать умение составлять план произведения,

 - совершенствовать навыки работы  в парах;

 - развивать речь, мышление;

 - развивать навыки выразительного  грамотного чтения

 - воспитывать  позитивное отношение к природе;

 - воспитывать любовь и бережное отношение к животным.

 

 Оборудование: портрет В.Бианки, выставка книг писателя, иллюстрации с изображением медведей, компьютер, диск с записями: «Песенка Умки», диск с музыкой Антонио Вивальди, портрет, толковые словари на партах.

 

Автор Селивоник Элеонора Александровна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1694
Номер материала 28418
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓