ГУО «Средняя школа
№5 г. Бреста»
урок литературного
чтения
В 4-ом классе
Тема: В.Бианки
«Музыкант»
Подготовила:
учитель
начальных классов
Селивоник
Элеонора Александровна
2013 г.
Тема: В.Бианки
«Музыкант».
Цели:
-
продолжить обучение пересказу текста по опорным словам и плану;
-
совершенствовать умение составлять план произведения,
-
совершенствовать навыки работы в парах;
- развивать
речь, мышление;
-
развивать навыки выразительного грамотного чтения
- воспитывать
позитивное отношение к природе;
-
воспитывать любовь и бережное отношение к животным.
Оборудование:
портрет В.Бианки, выставка книг писателя, иллюстрации с изображением медведей,
компьютер, диск с записями: «Песенка Умки», диск с музыкой Антонио Вивальди,
портрет, толковые словари на партах.
Ход
урока
1.
Организационный момент.
Долгожданный
дан звонок
Начинается
урок.
Чтобы
урок получился интересным, хочу вам посоветовать следующее (на доске плакат):
Что мы будем делать с вами,
Чтоб природе стать друзьями?
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научиться наблюдать,
Будем вместе развивать качество-
внимательность,
А поможет всё узнать
Наша любознательность.
2.
Проверка домашнего задания.
Каким
было домашнее задание? (Пересказ понравившегося отрывка и чтение рассказа В,
Бианки «Водолюб в лесу»)
3.
Артикуляционная гимнастика.
На
уроке мы будем читать о животном, а о каком, вы узнаете, отгадав загадку.
«Он
всю зиму в шубе спал,
Лапу
бурую сосал,
А
проснувшись, стал реветь.
Это
зверь лесной …(Медведь)»
На
доске:
Мишка
и мушка.
Мишка
брёл лесной опушкой.
Повстречался
мишка с мушкой.
Закричала
мушка грозно:
-
Уходи, пока не поздно! –
Гром
тут грянул, как из пушки.
Убежал
медведь с опушки.
-
Что показалось в этом стихотворении вам особенно интересным? А может ли быть
такое на самом деле?
-
Какому жанру можно отнести это стихотворение? (Небылица)
Чтение
стихотворения вместе с учителем.
Чтение
стихотворения самостоятельно.
Чтение
вслух отдельными учениками стихотворения.
Дома
вы по желанию подготовили выступления о медведях. Давайте послушаем сообщения
детей.
ЧЕРНЫЙ
МИШКА
Живет
он в нашей стране только на Дальнем Востоке, в его южных районах, придерживаясь
лесов. Но в поисках пищи поднимается и высоко в горы. Этот мишка — типичный
вегетарианец, питается «плодами, корнями, луковицами, ягодами, побегами
растений, летом поедает насекомых — жуков, бабочек, гусениц, муравьев. Он ловко
и быстро забирается на деревья. Спать на зиму он устраивается в дуплах больших
и старых лип, тополей, реже — в пещерах, в расщелинах скал. По своим размерам
черные медведи не особенно велики, длина туловища не больше 150—170 см, вес до 150
кг. Черные мишки не агрессивны и при встрече с человеком стараются быстро
скрыться.
БЕЛЫЙ
МИШКА
Живет
за полярным кругом, среди вечных льдов и снегов. Это самый большой, самый
сильный и могучий брат семейства медвежьих. Он весит около 700
кг, а длина его туловища достигает целых три метра. Белый мишка не боится
холода. В самые лютые морозы он купается в ледяной воде, отлично плавает,
ныряет и нередко совершает длительные прогулки, удаляясь от суши в открытое
море на десятки километров. Много времени белый медведь проводит на плавающих
льдинах, странствует по берегам и лишь изредка заходит в глубину суши. Его
излюбленная пища — тюлени, рыба, морские водоросли, птичьи яйца, песцы. В
природе белый медведь живет лет 30—35, в неволе — 20—25 и больше.
МИШКА
В ОЧКАХ
Живут
далеко, в Южной Америке, в глухих горных лесах. Очковые медведи — крупные
звери, рост их достигает полутора метров, а вес до 100
кг. Шуба у них густая, черная и лишь на шее светло-желтая. А очковыми их назвали
потому, что вокруг глаз у мишек светлые кольца, или пятна, создающие впечатление
надетых больших очков. От природы они обладают хорошим зрением, а кроме того,
высоко развитым слухом и чутьем. Эти звери чутки, очень быстры в движениях. За
несколько секунд они могут забраться по гладкому стволу дерева на высоту 20—30
метров. Питаются очковые медведи плодами деревьев, орехами, молодыми сочными
побегами, не прочь отведать и птичьи яйца, закусить червячком, ящерицей.
ПАНДА
Медведь
очень оригинальной окраски. Живет в бамбуковых лесах, в гористой части Китая.
Это очень пугливые, осторожные звери. Днем панда не выходит из своих укрытий —
берлог. С наступлением темноты принимается искать пищу. Их любимое лакомство —
бамбуковые побеги. Панда, может поедать бамбук 10 часов без остановок.
БУРЫЙ
МЕДВЕДЬ
Широко
расселился по всей лесной полосе Европы и Азии. Шуба у него густая, плотная, а
вот холода он боится, и как только зима на порог — мишка в берлогу и спит там
до самой весны. Спит он долго. В разных районах обитания мишкин зимний сон
длится от четырех до шести месяцев. Где зима теплая (Кавказ, Закавказье),
некоторые бурые медведи не погружаются в спячку. Они бродят по лесам и горам, и
поэтому их называют шатунами. Они ищут корм. Бурый мишка ест много и часто. Его
меню: орехи и ягоды, дикорастущие фрукты и желуди, насекомые, пчелы и мед,
птицы и их яйца, рыба, мелкие зверьки; нападает он на лосей и оленей, иногда и на
домашних животных. Не прочь он полакомиться овсом или кукурузой. Размеры бурых
мишек: рост до 2 м, а вес в среднем 200—250 кг. Но бывают среди них и гиганты,
килограммов на 500.
КОАЛА
Этих
зверьков называют сумчатыми медведями. Внешне они очень похожи на медведей, но
только очень маленькие. Рост взрослого коалы всего 60
см, а новорожденного - всего 2 см. Некоторое время он растёт, путешествуя в
сумке-складке, расположенной, как у кенгуру, на животе. Через 8 месяцев перебирается
на спину к маме и ездит таким образом. Медведица таскает своего малыша еще 2,5
года, пока он не станет самостоятельным. Коалы живут только в Австралии. Ни в
одном зоопарке мира их нельзя встретить, потому что они очень разборчивы в еде.
Питаются коалы только листьями эвкалипта, причем не всеми подряд. В разное
время года они едят листья разных эвкалиптов.
-
Что нового и интересного вы узнали о медведях? (Ответы детей).
4.Физкульминутка
Вспомните,
в каких мультфильмах главным героем был медведь. (Ответы детей: «Три медведя»,
«Машенька и медведь», «Медвежонок Умка» и др.)
А
вот медвежонок Умка приглашает нас отдохнуть.
Под
музыку «Песенка Умки» дети выполняют движения.
5.
Сообщение темы урока.
Сегодня
мы познакомимся с творчеством Виталия Валентиновича Бианки, прочитаем рассказ
«Музыкант» и подготовим пересказ.
6.
Первичное знакомство с текстом.
-
Сейчас мы узнаем очень интересную историю, которую наблюдал охотник в лесу.
Словарно-лексическая
работа. Выяснение значения непонятных слов.
-
Найдите в толковых словарях слова:
Медвежатник
- охотник на медведей.
Завалинка
- невысокая земляная насыпь вдоль наружных стен избы.
Опушка
– край леса
Чтение
рассказа учителем.
(После
чтения предложения: «Старый медвежатник сидел на завалинке и пиликал на
скрипке…» – включить фрагмент музыкального произведения Антонио Вивальди).
Ваше
мнение о рассказе. (Высказывания детей).
Мы
слушали фрагмент музыкального произведения Антонио Вивальди, итальянского
композитора, виртуоза - скрипача.
7.
Первичная проверка понимания текста.
-
Какое увлечение было у старика?
-
Любил ли старик музыку?
-
Хорошо ли у него получалось? Прочитайте.
-
Что сообщил старику колхозник?
-
Что услышал охотник в лесу?
-
На что был похож этот звук?
-
Что же увидел охотник на опушке?
-
Как оценил охотник пение щепки?
-
Почему старый медвежатник не стрелял в медведя?
-
О чём вспоминал охотник, когда дёргал струны на скрипке?
-
О чём стоит задуматься после чтения этого рассказа?
Чтение
рассказа детьми.
8.
3 Старый медвежатник любил музыку.
1.Старик пошел охотиться на медведя.
2.Медведь- музыкант.
4 Охотник пожалел медведя.
-
Расположите предложения в хронологической последовательности. У нас получился
план к рассказу.
9.
Пересказ текста по плану
10.-Сейчас вы
будете работать парами:
- Перед вами листочки с заданием. Вы должны в краткий пересказ рассказа
«Музыкант» вставить подходящие предлоги.
Старый
медвежатник хотел научиться играть … скрипке. Знакомый колхозник посоветовал
ему идти лучше … лес охотиться … медведя.
Старик отложил скрипку, взял ружьё и пошёл … лес. Долго ходил он … лесу,
устал и сел отдохнуть … пенёк. Вдруг слышит - … глубины леса доносится красивый
звук. Старик пошёл туда и видит: … опушке … разбитого грозой дерева сидит
медведь. Он трогает лапой торчащие … разбитого дерева длинные щепки. Щепка
задрожит, и … воздухе раздаётся звук. Медведь слушает, и старик тоже
заслушался, как поёт щепка, как будто струна. Послушал, послушал старик и пошёл
… леса домой. Разве можно … такого музыканта стрелять!
-Проверим , что у вас получилось?
11. Рефлексия
Выберите и
продолжите любое предложение:
-На сегодняшнем
уроке я узнал….
-На этом уроке я
похвалил бы себя за …
-После урока мне
захотелось…
12.
Итог урока.
-
С каким произведением мы сегодня познакомились?
-
Что интересного вы узнали о медведе?
-
Оцените свою работу на уроке.
Выставление
оценок.
13.
Домашнее задание.
Прочитать
рассказ В.Бианки «Музыкант», подготовить пересказ по плану.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.