Урок
литературного чтения во 2-м классе по теме: "В. Осеева
"Хорошее", "Просто старушка"
·
Сайганова Р.И. учитель начальных классов
Цель:
развивать умение прогнозировать текст, развивать навыки правильного и
осознанного чтения; совершенствовать умение пересказывать текст по плану;
воспитывать честность и чувство ответственности за свои поступки, доброе
отношение к людям.
Оборудование:
скороговорки на доске, пословицы в конвертах, рисунки к рассказу
“Почему”; выставка книг Осеевой, грамзапись “Синие листья”, Осеевой,
музыкальная заставка, радиоприемник микрофон.
Ход урока
I.
Организация урока
II.
Жужжащее чтение книг детьми (2 мин)
Дети
читают книги.
-
Называют автора и произведения.
Техника
чтения, отработка дикции.
Чтение
с доски:
Три
сестрицы тараторки
Тараторили на горке
Съел
молодец
Тридцать три пирога с пирогом,
Да все с творогом.
Учитывается
правильность чтения, четкость. (Учащиеся получают жетоны (4 – 5 человек)
III.
Вступительная беседа
Звучит
музыкальная заставка.
Учитель:
- Что это?
Учащиеся:
– Это позывные сигналы радиопередачи
Учитель:
– Для кого звучит радиопередача
-
А как называется аппарат для приема для приема сигналов?
-
Кто следит за радиоаппаратом?
Учащиеся:
– Радиотехник
Учитель:
– Радиотехник готов?
Радиотехник:
“Да готов!” (называется ученик)
Выключается
микрофон
Учитель:
И так, наш микрофон установлен во 2 классе средней
общеобразовательной школы с. Терса. У нас в гостях радиослушатели – учителя
нашей школы.
-
Послушайте отрывок, отгадайте кто автор и как называется рассказ.
Ученики:
– “Синие листья”. Осеева.
-
Что знаете о писательнице?
Ответы
детей
-
Какие произведения читали?
Дети
называют произведения
-
Какую тему мы начали изучать?
Чтение
таблички “Я и мои друзья!”
Учитель:
Сегодня мы прочитаем еще два рассказа В.А. Осеевой, обсудим проблемы, которые
она поднимает в этих рассказах, и подумаем, как надо себя вести в подобных
ситуациях.
IV.
Проверка домашнего задания.
1.
Защита рисунков. Учащиеся читают выразительно отрывки.
А)
Ответы на вопросы
-
Какой рассказ мы читали дома?
-
Как мальчик повел себя?
-
Почему ему было стыдно?
-
Почему так сильно расстроилась мама?
Б)
Защита рисунков (3 – 4 человека)
2.
Пересказ по плану (3 – 4 человека)
(План
в тетради по чтению)
3.
Работа с пословицами.
На
столах конверты с пословицами. Выбрать и прочитать пословицы, которые подходят
по смыслу к рассказу.
(по
5 пословиц, работать в парах)
Дети
читают пословицы и доказывают правильность выбора.
4.
Обобщающая беседа.
-
О каких человеческих качествах заставляет задуматься автор?
-
Чему учит нас рассказ?
V.
Изучение нового материала.
1)
Рассказ о творчестве В.А. Осеевой.
Наша
радиопередача продолжается и спец коры познакомят с творчеством писательницы.
Послушайте
и подумайте, хватит ли нам информации, чтобы предположить, о чем рассказ
“Хорошее”.
Выступают
учащиеся. Показ портрета.
На
доске лента жизни писательницы.
1
ученик: Валентина Александровна Осеева родилась в 1902г. на Украине. Она
училась на драматическом факультете Киевского института искусств.
В
1923г. семья Осеевых переезжает в Москву. С 1937г. она начинает печатать свои
книги. Её стихи, сказки, короткие рассказы для малышей вошли в сборник “Рыжий
кот”, “Волшебное слово”, “Отцовская куртка”, “Простое дело”.
2
ученик: Юная Осеева работала педагогом в детских колониях для
беспризорников. Она проработала 16 лет педагогом, помогала вернуть детям
радость и стать достойными гражданами страны.
Заслуги
Валентины Александровной Осеевой в деле воспитания подрастающего поколения не
остались незамеченными. В 1951 году она получила Сталинскую премию за повесть
“Васек Трубачев и его товарищи”. Это трилогия. По II части создан кинофильм
“Отряд Трубачева сражается” В.А. Осеева прожила 67 лет.
·
Хватит ли нам информации, чтобы предположить о чем рассказ
“Хорошее”?
·
В каких случаях мы употребляем слово “хорошо”?
2)
Первичное чтение рассказа “Хорошее”.
·
Давайте послушаем рассказ (читают 2 учащихся).
·
Как вы думаете о чем рассказ?
Читая,
подмечайте все хорошее.
Как
вы думаете, правы мы оказались или нет?
3)
Проверка понимания.
·
Что же хорошего в рассказе? / Хорошие мысли, хорошее желание.
·
А что было не очень хорошим в рассказе? (Поступки мальчика)
·
О каких делах мечтал Юра?
·
А как поступал на самом деле?
·
Как это характеризует мальчика?
·
Надо ли дожидаться беды, или можно найти хорошие дела в обычной
жизни?
·
Мог ли Юрик стать хорошим другом? Почему?
·
Что бы вы посоветовали Юре?
·
Какие пословицы подходят к этому рассказу?
4)
Чтение по ролям с предварительной проверкой.
·
Сколько действующих лиц в этом рассказе?
·
Кто должен читать слова, после авторских: “Юра думает… ?”.
·
Есть ли слова у Трезора? (Да, то что он думает, как будто хочет
сказать.)
·
Как можно читать мысли Юры? (Мечтательно)
·
А слова, обращенные к сестре, няни и к собаке? (Грубо, резко)
Чтение
2–3 раза.
VI.
Физминутка
Побежим скорее в лес
Там послушаем рассказ.
Помахали мы крылами
Покружились над полями.
VII.
Продолжение изучения нового материала.
1)
Чтение рассказа учителем “Просто старушка” В.А. Осеевой.
-
Послушайте рассказ. Подумайте, почему я прочитала вам этот рассказ после
рассказа “Хорошее”.
2)
Беседа после прочитанного.
·
Почему мальчик так поступил?
·
А почему девочка задавала такие вопросы?
·
Как бы вы поступили на месте этих детей?
(Дети
делают свои выводы)
VIII.
Итог урока
·
О каких человеческих качествах заставляют задуматься рассказы
В.А. Осеевой?
·
Какие хорошие поступки вы можете делать каждый день?
·
Будете ли вы ждать награды?
А
вас хочет поблагодарить солнышко.
(На
доске)
Какое
слово спрятало солнышко? (Доброта)
Чтение
стихотворения
Добрым быть, совсем,
совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются и взрослые и дети.
Мы
можем сравнить доброту с солнцем, а его лучами являются добрые слова.
Музыкальная
заставка.
Радиопередача
подошла к концу.
IX.
Домашнее задание
Придумать
кроссворд о творчестве Осеевой. Нарисовать рисунок к понравившиму рассказу
прочитать рассказы выразительно страницы 20 – 21.
Оценки
за урок.
Приложение
№1
Выставка
книг писательницы В. Осеевой.
В.
Осеева “Сыновья” . Из. Малыш М. 1989г.
В.
Осеева “Волшебное слово”. (рассказы) М. 1988г.
В.
Осеева “Хозяюшка”. (рассказы) М. 1988г.
Приложение
№ 2
Варианты
пословиц в конвертах на листочках (1 конверт на 1 пару учеников)
Вариант
1
1.
Где труд, там и радость.
2.
Крепкую дружбу и водой не разольешь.
3.
Добрый человек добру и учит.
4.
Нет друга лучше, что родная матушка.
5.
Кто скоро помог, тот дважды помог.
Вариант
2
1.
Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить.
2.
Делу время, а потехе – час.
3.
Друзья познаются в беде.
4.
Добрый человек добру и учит.
5.
Нет друга – ищи, а нашел – береги.
Вариант
3
1.
Вежливость открывает все двери.
2.
Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить.
3.
Нет друга – ищи, а нашел – береги.
4.
Крепкую дружбу и водой не разольешь.
5.
Кто скоро помог, тот дважды помог.
Вариант
4
1.
Лето прохлопали, осень протопали, а тут снег наголову.
2.
Сердце матери лучше солнца греет.
3.
Красив тот, кто красиво поступает.
4.
Птица сильна крыльями, а человек дружбой.
5.
Добрый человек добру и учит.
Вариант
5
1.
Бояться не надо, надо у4мом раскинуть.
2.
При солнышке тепло, при матери добро.
3.
Чтение – вот лучшее умение.
4.
На смелого собака лает, а трусливого – кусает.
5.
Друзья познаются в беде.
Литература
к уроку.
1.
Костимская Е.С., Байкова М.И. М. “Вако” 2003г.
2.
В. Осеева “Васек Трубачев и его товарищ” М. (Детская литература)
1989г.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.