Главная / Начальные классы / Конспект урока по литературному чтению

Конспект урока по литературному чтению

hello_html_2979b0e.gifhello_html_3b1cbdb1.gif





МБОУ «Стрельская ООШ»








Урок литературного чтения

в 1 классе

« Л.Н. Толстой «Косточка» (Быль).

Правда и ложь в нашей жизни»












Кольцина О.П..

учитель начальных классов

стаж работы 24 года

1квалификационная категория




с. Стрелка, 2013 г.

Цели:

  • создать условия для мотивированного и осознанного чтения произведения;

  • развивать умение характеризовать литературных героев

  • развивать критическое мышление (РКМ)

Предметные задачи:

  • создать условия для развития у обучающихся умения:

- осознанно, выразительно читать;

- самостоятельно выделять главную мысль произведения, отвечать на вопросы по содержанию, читать выборочно;

- прогнозировать развитие событий на основе сюжета текста;

- выделять поступок как проявление характера героя

Метапредметные задачи

(личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД):

  • создать условия для развития у обучающихся:

- умения ориентироваться в нравственном содержании понятий «семья», «правда и ложь»- умения принимать и сохранять учебную задачу, понимать алгоритм выполнения заданий, воспринимать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

- навыков коммуникации (умение вести диалог с одноклассниками и учителем, стремление к сотрудничеству при работе в группах и парах);

- умения устанавливать причинно следственные связи, фиксировать информацию, полученную путём анализа текста

Оборудование:

мультимедийные ресурсы, компьютерная презентация, учебники, толковый словарь русского языка, портрет Л.Н.Толстого, картинки сердец «Будь честным», выставка книг, раздаточный материал – карточки с пословицами, с действиями Вани

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Стадия мотивации

Задача этапа: создать благоприятный психологический климат и положительный настрой на работу.

- Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните тревогу, беспокойство. Вдохните в себя весеннюю свежесть, тепло солнечных весенних лучей. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Успехов вам на уроке!






Стадия вызова

1. Целеполагание.

Задача этапа: учить самостоятельно определять тему и цели урока.

- Сегодня мы приступаем к работе над последней главой учебника, которая названа словами А.С. Пушкина. Как вы их понимаете?

- Теперь давайте прочитаем, как авторы учебника объясняют нам значение книг в нашей жизни. Откройте С. 75.

- Так зачем же нужно читать книги?

- Книгу пишет автор. Вспомним, какие роли он играет в произведении? (Он сочинитель, композитор и фантазер). Хотите ли узнать его четвертую роль?

- Тогда приступим к чтению. Какие произведения будем читать? (поучительные)

Чтение эпиграфа на экране: «Чтение – вот лучшее учение».



Участие в «Мозговом штурме».





Читают статью учебника, определяют её идею и тему урока.





Составляют кластер:

сочинитель композитор



фантазёр ?

Стадия осмысления

  1. Подготовка к восприятию.

Задача этапа: разъяснить значение незнакомых слов, познакомить с личностью автора.

- Познакомимся со словами, которые нам встретятся при чтении.

-Найдем в толковом словаре значение слова «горница».

- Как думаете, когда было написано произведение, в котором использованы такие слова? (очень давно, в прошлом веке)

- Сегодня мы будем работать с рассказом «Косточка», который специально для детей написал Л.Н.Толстой. Перед вами не просто писатель, это граф – владелец больших земельных угодий и нескольких деревень, но он очень любил и уважал своих крестьян. Кто догадался, почему он так одет?

- В своем имении он организовал школу, где сам учил читать и писать крестьянских ребят.

Специально для них Лев Николаевич написал 4 «Книги для чтения». В одной из них был и рассказ «Косточка».

Словарная работа:

- чтение слов в паре;

- продолжение цепочки родственных слов;

- объяснение значения слов



Перестройка восприятия на другую временную эпоху.







Рассматривание портрета Л.Н.Толстого, фотографий Яснополянской школы на презентации.

  1. Первичное восприятие.

Задача этапа: создать условия для эмоционального восприятия поступков героев.

Чтение рассказа учителем с остановками:

1. «Он всё ходил мимо слив...» Как думаете, что сделает Ваня? Как ещё он мог поступить?

2. «Она сказала отцу…» Как думаете, как поступит отец? Как он ещё мог поступить?

Беседа после прочтения:

- Понравился ли вам рассказ? Почему?

- Кто из его героев вам понравился? Почему?

- Хотели бы вы оказаться на месте Вани? Почему нет? (он стыдился своих поступков)

- Почему этот рассказ назван поучительным?

Внимательное слушание текста, предсказание развития сюжета.





Первичная оценка поступков героев, впечатления о литературном произведении.


  1. Физминутка для глаз

Задача этапа: психологическая и физическая разрядка.









  1. Вторичное восприятие текста.

Задача этапа: сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, создать игровую коммуникативную ситуацию.

- Прочитайте рассказ теперь сами.



Предлагаю вам поработать в паре и составить вопросы по тексту.




Самостоятельное чтение шепотом.

Составление различных по типу вопросов:

1. Вспомни, …

2. Верно ли, что …

3. Почему …

4. Если бы …

Ответы в паре на поставленные вопросы.

  1. Работа над нравственной идеей текста.

Задача этапа: выделять события, видеть их последовательность; формировать представления о нравственных понятиях.

- Перечитайте первый абзац и внимательно рассмотрите иллюстрацию. Какую деталь подчёркивает художник-иллюстратор и автор словами: «Он никогда не ел слив…»? (мальчик ещё маленький)

- Найдите в тексте глаголы, обозначающие, что делал Ваня и подчеркните их.

- Теперь я раздам карточки каждой группе. Вы посовещайтесь и выстройтесь по порядку следования этих действий. Посмотрим, чья группа справится быстрее и, главное, правильно.



- Зачем автор так подробно описывает переживания мальчика? (он объясняет, почему он совершил плохой поступок, рассказывает, как тот боролся с собой, как ему было стыдно)

- О чём этот рассказ? (о лжи, о совести)

- Обратитесь к словарю на С.77 и ответьте на вопрос: как автор относится к Ване? (осуждает, но понимает и жалеет) А вы?

- Как бы поступил на месте Вани воспитанный мальчик? (попросил бы у мамы)

- Чему учит эта история? (не совершать плохих поступков, за которые потом будет стыдно)

- Давайте кратко опишем поступок Вани по плану:

  1. Какой это был мальчик?

  2. Что сделал?

  3. Что почувствовал?

  4. Вывод об этом событии (пословица).

- Докажите, что эта пословица подходит к данному рассказу.

- В каких случаях так говорят?



Сопоставление текста и иллюстрации.





Чтение текста с поисковым заданием.

Установление логического следования событий (приём «Перепутанные цепочки») –работа в группах

  • никогда не ел,

  • нюхал,

  • ходил мимо,

  • не удержался,

  • схватил и съел,

  • покраснел,

  • сказал тоже,

  • побледнел и сказал,

  • заплакал.





Написание синквейна:

Ваня:

-маленький,несдержанный

-съел, покраснел, заплакал

-стало стыдно

-Все тайное становится явным.

Составление устного эссе по пословице.

  1. Физминутка.

Задача этапа: психологическая и физическая разрядка, формирование представления о нравственных понятиях, отраженных в литературе.

- Встаньте, пожалуйста. Поиграем: если пословица мною будет сказана верно, присядьте; если неверно, то поднимите руку, чтобы её исправить. Итак, слушайте:

  1. Ветра не удержишь, правды не скроешь.



  1. Сначала делай, а потом думай.



  1. Совесть душу тормошит.



  1. Лучше сладкая правда, чем горькая ложь.

  2. Честность всего дороже



- Молодцы, чему учат эти пословицы? (что обманывать стыдно)



Принятие алгоритма выполняемых действий.

Анализ пословиц:

Верно – сели.

Подняли руки, неверно:

Сначала думай, а потом делай.

Верно – сели.

Подняли руки, неверно:

Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

Верно – сели.



Сели на свои места.

  1. Итог.

Задача этапа: понимать цель и смысл выполняемых учебных действий, формировать мотивацию к успешности учебной деятельности.

Итоговая беседа:

-Пришло время подвести итоги нашей работы.

- С каким произведением мы сегодня работали?

- Почему мы назвали его поучительным?








-Быль Л.Н. Толстого «Косточка».

-Она научила нас на примере Вани не совершать плохих поступков, за которые потом будет стыдно.

Стадия рефлексии

Задача этапа: учить первоначальному контролю своих действий; формировать коммуникативные умения



























Ребята, оцените наш урок с помощью сигнальных кружочков. Если урок полезный – покажите красный, заставил задуматься – покажите зеленый кружок. Вы показали 2 цвета. Молодцы! Действительно, каждый из вас понял, что надо быть…Каким? (честным). Символом нашего урока будет вот это сердце. И вам я хочу подарить сердечки, чтобы вы всегда были честными. (вручение сердечек под музыку__________)

Д/з: Домашним заданием вам будет - нарисовать честность как вы её представляете. А на следующем уроке каждый объяснит свой рисунок.























1. Актуализация: 2 мин.

- Откройте с.75. Что вы можете сказать о ней. (Начинаем изучать новую главу)

- Как она называется? («Чтение – вот лучшее учение»)

- Что это значит? (предположения детей)

- Прочитаем пояснение автора (учитель или хорошо читающий ребенок)

- Что мы сможем узнать, прочитав эти произведения? (Больше узнаем о жизни, лучше станем понимать ее)

2. Проблема: 5-7 мин

- Разделите слова на группы? Объясните.

Герой, мальчик, тарелка, слива, правда, ложь

- Что такое «правда»? (ответы детей, работа со словарем)

Правда – 1) то, что соответствует действительности, истина; 2) порядок, основанный на справедливости, честности.

Синонимы: правда, истина, честность,

- Что такое «ложь»?

Ложь – намеренное искажение истины, неправда, обман.

Синонимы: ложь, неправда, обман, враньё

- Приходилось ли вам говорить неправду? При каких обстоятельствах? Что вы чувствовали?

3. Целеполагание: 1 мин

- Как вы думаете, почему именно эти понятия мы сейчас так тщательно обсуждаем на уроке литературного чтения? (Эти понятия встретятся в произведении. На примере поступков героев попробуем разобраться, что такое правда, а что - ложь)



2. Словарная работа:

Цепочки слов (слайд 3; чтение про себя – вставим пропущенные слова – чтение вслух хором)

Работа со словарём 5 мин.

- Какие слова автор учебника предлагает найти в словаре? (горница, сочла, покраснел, как рак)

- Какое из этих слов можно не искать? Почему? («сочла», т.к. встретилось в цепочке; «покраснел, как рак – известное устойчивое выражение, фразеологизм; слайд 4)

- Где будем искать слово «горница»? (в начале словаря, на букву Г)

3. Первичное восприятие текста: 3 мин.

- Я сейчас прочитаю вам быль. Вы внимательно послушаете и ответите на вопрос «Подходит ли произведение к теме сегодняшнего урока? Почему?»

4. Аналитическая беседа: 7 мин

- Подходит ли произведение к теме сегодняшнего урока? Почему? (Да, потому что главный герой солгал родителям)

- Как это произошло? (краткий пересказ)

Физкультминутка

5. Вторичное восприятие текста: 5 мин

- Перечитайте текст и ответьте на вопрос «Как автор относится к Ване?» (дети перечитывают текст, отмечают карандашом нужные выражения.)

- Как вы относитесь к поступку Вани и самому мальчику? Почему?

6. Развитие речи: 3 мин

- Представьте себе, что в конце последнего предложения стоит многоточие. Придумайте продолжение были.

7. Работа с пословицами: (в группах) 5 мин.

- Соберите пословицу, объясните ее смысл.

Кто вчера солгал, тому завтра не поверят.

Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

Ложь дружбу губит, потому дружба ее не любит.



III. Рефлексивно-оценочный блок

1. Рефлексивный экран: (слайд 5) 2 мин

- Что мы сегодня делали на уроке?

- Для чего это было необходимо?

Дети строят фразы на основе заготовленных шаблонов

сегодня я узнал…

самым сложным для меня было …

было трудно…

урок дал мне для жизни…

я почувствовал, что…

я научился…

я смог…

я попробую…

для меня было удивительным узнать …

я стал лучше понимать …

2. Домашнее задание: 1 мин



3. Рефлексивная мишень: (слайд 6) 2 мин

Учащиеся выходят к доске и ставят точку в одном из трех секторов мишени).

Зелёный - Урок мне понравился! Было интересно!

Желтый - Мне понравилось, но иногда было трудно.

Красный - Мне было сложно.

Опираясь на результаты, учитель подводит итог урока.













  1. Знакомство с биографией Л. Н. Толстого.

Слайд 3

- Кто из вас знает, что это за писатель?

- Правильно, это Лев Николаевич Толстой – человек, чьё имя хорошо известно не только в нашей стране, но и во всем мире, произведения которого переведены на разные языки мира. Лев Николаевич Толстой жил очень давно, в то время, когда жили ваши прапрабабушки и прапрадедушки, почти 200 лет назад.

Слайд 4

Он родился 9 сентября 1828 года в имении отца Ясная Поляна, недалеко от Тулы. Этот уголок русской земли известен всему миру. Там прошло его детство.

Слайд 5-6

Л. Н. Толстой написал много произведений для детей. Некоторые из них вы уже читали. А также писатель составил «Азбуку» и «Книги для чтения».

2) Работа с выставкой детских рисунков по прочитанным произведениям Л. Н. Толстого.

3) Физминутка

Слайд 16-17

4) Первичное (ознакомительное) прослушивание были Л. Н. Толстого «Косточка» (озвученные слайды)

5) Словарная работа

- Встретились ли вам в тексте незнакомые слова?

- Что они означают?

Слайд 20

Сочла – сосчитала.

Горница – большая светлая комната.

Слайд 21

6) Физкультминутка для глаз

Слайд 22-24



7) Анализ прочитанного произведения

Слайд 25

- Какие действующие лица в рассказе вы можете назвать (не обязательно живые)?

- Кто главный герой рассказа?

- Почему Ваня за обедом покраснел как рак? Объясни.

- Почему мальчик съел сливу? Как об этом говорится в рассказе?

Слайд 26

- Перечитайте первый абзац и перечислите действия Вани?

- Догадался ли отец, кто взял сливу?

Слайд 27

- Каким был отец? Выберите правильный ответ:

  • Добрым и умным

  • Строгим и справедливым

- Что он сказал детям? Прочитай.

- Догадались ли другие дети?

Слайд 28

- Отчего Ваня заплакал? Выберите правильный ответ:

* Ему стало страшно, что он умрет.

* Ему хотелось еще слив.

* Ему стало стыдно, что он сказал неправду.

* Он съел косточку.

* Ему не понравились сливы.

Слайд 29

Будь честным!























.

4). Словарная работа.

Горница – комната

Сочла – сосчитала.

5). Беседа по содержанию.

Долго ли Ваня готовился съесть сливу? Зачитайте. Подумайте, как будем читать эти строчки?

Успел ли он насладиться вкусом сливы? Зачитайте. А как будем читать эти строчки?

Что же плохого сделал Ваня?

Как вы относитесь к поступку мальчика? А поступаете ли вы так сами?

Какие чувства он у вас вызывает?

Как отнеслись к поступку мальчика персонажи рассказа (отец, другие дети)?

А что произошло с Ваней?

Как вы думаете, почему же он заплакал?

А как еще могла бы закончиться эта история?

VI. Итог урока.

Чему хотел научить нас автор рассказа? (Быть терпеливыми, иметь силу воли и быть честными.)

Соберите пословицу из слов.

Лучше

чем

правда,

ложь.

горькая

сладкая

(Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.)

Как вы ее понимаете?

Пословицы о честности

Не тот прав, кто сильный, а тот, кто честный.

Честное дело не таится.

Честные глаза вбок не глядят.

Добрый конь не без седока, а честный человек не без друга.

Не в силе честность, а в правде.

Честность всего дороже

Честность - сердцу на радость



в) Подбор пословиц к рассказу.



Прочитайте пословицы и выберете ту, которая подходит к содержанию рассказа.



Лучше горькая правда, чем красивая ложь.

Любую ошибку можно исправить.

Сам погибай, а товарища выручай.

Живи всяк своим умом.



Выскажите свое мнение, почему вы выбрали эту пословицу?



4) Итог урока. Рефлексия.



Ребята, оцените наш урок с помощью сигнальных кружочков. Если урок полезный – покажите красный, заставил задуматься – покажите зеленый кружок. Вы показали 2 цвета. Молодцы! Действительно, каждый из вас понял, что надо быть…Каким? (честным). Символом нашего урока будет вот это сердце. И вам я хочу подарить сердечки, чтобы вы всегда были честными. (вручение сердечек под музыку__________)

Д/з: Домашним заданием вам будет - нарисовать честность как вы её представляете. А на следующем уроке каждый объяснит свой рисунок.















Конспект урока по литературному чтению
  • Начальные классы
Описание:

Цели:

·       создать условия для мотивированного и осознанного чтения произведения;

·       развивать умение характеризовать литературных героев

·       развивать критическое мышление (РКМ)

Предметные задачи:

·        создать условия для развития у обучающихся умения:

- осознанно, выразительно читать;

- самостоятельно выделять главную мысль произведения, отвечать на вопросы по содержанию, читать выборочно;

- прогнозировать развитие событий на основе сюжета текста;

- выделять поступок как проявление характера героя

Метапредметные задачи

(личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД):

·       создать условия для развития у обучающихся:

- умения ориентироваться в нравственном содержании понятий «семья», «правда и ложь»-умения принимать и сохранять учебную задачу,  понимать алгоритм выполнения заданий, воспринимать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

- навыков коммуникации (умение вести диалог с одноклассниками и учителем, стремление к сотрудничеству при работе в группах и парах);

- умения устанавливать причинно следственные связи, фиксировать информацию, полученную путём анализа текста

Оборудование:

 

  мультимедийные  ресурсы,компьютерная презентация,  учебники, толковый словарь русского языка, портрет Л.Н.Толстого, картинки сердец «Будь честным», выставка книг.

Автор Кольцина Ольга Павловна
Дата добавления 21.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 507
Номер материала 9649
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓