Главная / Начальные классы / Конспект урока по литературному чтению

Конспект урока по литературному чтению


Урок. Литературное чтение


Тема: В гостях у колокольчиков: звучащие стихи.

Цели:

1. Продолжить знакомство с понятием «звукопись»

2. Учить различать разные варианты его использования в поэтических текстах, понимать смысл использования этого приёма

3. Создать условия для отработки навыка внутреннего чтения и чтения вслух

4. Развивать фонематический слух, речь, умение работать в коллективе.

5. Воспитывать любовь к природе , правильное поведение в лесу.

Оборудование: карта путешествия, презентация, учебник, хрестоматия.


Ход урока

1.Орг. момент. Введение в тему.


- Сегодня я приглашаю вас на прогулку в лес. Вспомним правила поведения в лесу.( Не шуметь, не сорить, не рвать, не брать)

Нас ждут удивительные встречи. Итак, в путь.


  1. Постановка учебной задачи.

Посмотрите в лесу очень много цветов. Каких? А что любят колокольчики?

Кто пишет стихи?

А зачем они приезжают в лес, к колокольчикам?

Тема урока: В гостях у колокольчиков: звучащие стихи.

- Как вы думаете, чему будем учиться на уроке?

1. Учиться выразительно читать звучащие стихи.

2. Находить с помощью каких звуков, поэтам удается лучше воспроизвести то, что они увидели и услышали.

3. Повторить какими приемами пользуются поэты.

Закройте глаза и представьте, что вы, вместе с поэтами, идете в лес.

Бежит тропинка через лес,

Не прячутся в кусты.

И пусть твой след в песке исчез-

Не огорчайся ты.


На ней поёт веселый дрозд

Почти что целый день.

И муравей по ней всерьёз

Свою таскает тень.


Ведет тропинка свой рассказ,

Душа ее светла.

Она , наверное, без нас

Травой бы заросла. Г. Новицкая


2. Артикуляционная гимнастика

1.Давайте вдохнем лесной воздух и на выдохе произнесем: а-о-э-ы, о-у-ы-а-, а-э-ы-у, о-у-а-ы.

  1. Прочитаем с разной интонацией:

О-о-о! с восторгом, удивлением,

Э-э-э! растерянно

У-у-у! с удивлением

А-а-а! нежно

  1. Работа со звучащими стихами.


1. Первая встреча.

-Мы сказали, что в лесу нельзя шуметь. А тут такой переполох!

Кража! Кража! Кража!

Грабят, братцы. Где же стража!

Что украли?

-Два пера.

-Безобразие!

С утра…

Брали! Брали!

Крали! Крали!

Это я грачичный крик

Перевел на наш язык. Александр Шибаев.


Кто устроил переполох?

Как вы догадались?

Послушайте еще одно стихотворение Инны Гамазковой.

«Красавица»

- Как тебя зовут, ворона?

-Карр-повна!

Что ты делаешь, ворона?

-Карр-каю!

-Что ж кричишь, как на пожар?

-Нрра-виться!

Хорр-роша я!

Карр-роша!

Карр-расавится!

-Можно ли назвать эти стихотворения звучащими?

- Какой звук использовали поэты, чтобы передать образ вороны( грач род вороны)?

Вывод:

- Для чего мы можем использовать эти стихи?

( чистоговорки)

2. Встреча вторая.

- Смотрите, Маша нашла розовый колокольчик. С кем он хочет нас познакомить?

1. Отгадайте загадку.

В подолье, в каморке, Равнина, пологое место.

Живет она в норке,

Серая мышка.

Кто же это? ( мышка)

  1. Работа в хрестоматии. А. Усачев «Шуршащие стихи»

- Найдите в хрестоматии «Шуршашие стихи» Андрея Усачёва

- На какой странице они находятся?12.

1. Первичное восприятие.

-Послушайте, какую историю рассказала мышка.

2. Работа по содержанию.

- Миша понял, что такое «шшшш» А вы, ребята, можете объяснить?

( шуршание камыша, кустов, листвы, дождя, мышей)

  1. Работа в парах.

- Прочитайте стихотворение друг другу так, чтобы слышалось шуршание .


Памятка

  1. Представьте себе то, о чем читаете, подумайте, какое чувство вы можете передать при чтении.

  2. Читайте чётко слова, особенно окончания.

  3. Выделяйте голосом важные мысли, соблюдайте знаки препинания.

  4. Выразительное чтение.

  1. Встреча 3.

Физминутка

Зайка маленький сидит

И ушами шевелит.

Вот так вот так,

И ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть,

Надо лапоньки согреть.

Вот так, вот так,

Надо лапоньки согреть.

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

Вот так, вот так,

Надо зайке поскакать.

  1. Встреча 5

  1. - Посмотрите, тропинка нас привела нас на цветочную лужайку, а здесь золотистый колокольчик.

Попробуйте угадать, кто находиться рядом с цветами.


Возле самого ушка

Басовито прогудела,

Что ромашка похудела,

Что гвоздика расцвела,

Что злодейка повилика

Колокольчик оплела…

И цветы по всей округе

Все узнали друг о друге ( По Е. Фейерабенду)

- От кого узнают «новости» цветы? ( насекомых)

Читает ученик

Села в полдень искристый

Пчелка в клевер, пушистый.

Снял наряд колпачок

И накрыл им цветок.

Давайте включим своё воображение.

- Ребята что может произойти потом?

Давайте послушаем продолжение этого стихотворения и посмотрим , как продолжил поэт свое стихотворение..

«Ж-ж! – и пчелка мальчонку

Укусила в ручонку.-

Не ломай мой цветок,

Дай собирать мне медок,

Им ведь всех и тебя

Угощать буду я!»

  1. Работа по хрестоматии.

М.Бородицкая «Разговор с пчелой»

Прочитайте стихотворение самостоятельно.

- Что кажется забавным в этом стихотворении? Разговаривает пчела, поэт пчелу оживил и дал возможность говорить.

Обратите внимание : две разные поэтессы перевели с пчелиного знают пчелиный язык? воображение и фантазия.

-В каком стихотворении жужжание пчелы слышится более отчетливо? В каких словах? Почему? ( ж)

- Какое настроение нужно передать при чтении стихотворения «Разговор с пчелой»

( на доске: радость, возмущение, печаль, гордость?)

Выразительное чтение стихотворения.

Физминутка

-Аист, аист длинноногий.

Покажи домой дорогу.

- топай правою ногой,

Топай левою ногой.

Снова - правою ногой,

Снова – левою ногой,

После правою ногой,

После – левою ногой.

Вот тогда придешь домой.

- Аист нас привел домой.

А в клюве у него синий колокольчик. Расскажите ему о нашей прогулке.

Кого мы встретили?

- Какие стихи читали? Почему их назвали звучащие стихи?

Итог. - Что помогает поэтам понимать язык птиц, насекомых, зверей, природу?, любовь к природе, наблюдение, знание фольклора

( пословиц, поговорок, закличек, скороговорок, чистоговорок) воображение и фантазия.


- Как называется прием, который используют поэты, когда сочиняют «звучащие стихи»? звукопись, звукоподражание.


Звукопись давно используется народом в шуточных песенках, частушках, скороговорках. Скороговорка – ради забавы придуманная фраза, построенная на трудных сочетаниях звуков.





Конспект урока по литературному чтению
  • Начальные классы
Описание:

Этот конспект урока я даю в помощь учителям начальных классов Цели:

1. Продолжить знакомство с понятием «звукопись»

2. Учить различать разные варианты его использования в поэтических текстах, понимать смысл использования этого приёма

3. Создать условия для  отработки навыка  внутреннего чтения и чтения вслух

4. Развивать фонематический слух, речь, умение работать в коллективе.

 5. Воспитывать  любовь к природе , правильное поведение в лесу.

 Оборудование: карта путешествия, презентация, учебник, хрестоматия.

Автор микушина алевтина анатольевна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 923
Номер материала 39769
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓