Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыКонспект урока по литературе в 8 классе по теме

Конспект урока по литературе в 8 классе по теме

Скачать материал

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Открытая (сменная) общеобразовательная школа №6»

 

 

 

 

 

 

 

Конспект урока «А.П.Платонов.  Нравственная проблематика рассказа «Возвращение»»

8 класс

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Першина Юлия Александровна,

Учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории

Электронный адрес: yuliya_kovaleva_66@mail.ru

 

г. Барнаул, Алтайский край

2013

Конспект урока

Учитель: Першина Юлия Александровна

Город, район: г.Барнаул

Образовательное учреждение: МБОУ «О(с)ОШ №6»

Должность: учитель русского языка и литературы

Класс: 8 класс (по заочной форме обучения)

Тема урока: А.П.Платонов. Нравственная проблематика рассказа «Возвращение».

Тип урока: комбинированный

Средства, обеспечивающие учебный процесс на уроке: портрет А.П.Платонова, учебники, рабочие тетради, видеофрагменты фильма «Отец» (2007г.) по рассказу А.П.Платонова «Возвращение».

Условия реализации темы: прочитанный учениками текст рассказа А.П.Платонова «Возвращение», словарная работа на предыдущем уроке, помогающая погрузиться в мир платоновской прозы.

Цель урока: создать условия для достижения образовательных результатов через анализ проблематики   рассказа А.П.Платонова «Возвращение»:

·         личностных (усвоение гуманистических ценностей; формирование целостного мировоззрения, развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора);

·         метапредметных (умение самостоятельно определять цели своего обучения, планировать пути достижения целей, соотносить свои действия с планируемыми результатами, владение основами самоконтроля и самооценки; умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логичное рассуждение, делать выводы; смысловое чтение; умение организовать совместную деятельность с учителем, умение осознанно использовать речевые средства);

·         предметных (понимание связи литературного произведения с эпохой его написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания; понимание авторской позиции; формирование собственного отношения к данному произведению; написание сочинения на тему, связанную с проблематикой данного произведения).

 

 

1.      Организационный момент, включающий:

Цель учащихся: определить круг проблем, которые представлены в рассказе, сформулировать их в форме вопросов, наметить пути решения.

Цель учителя: мотивировать учащихся на решение проблем в пределах сформулированной темы урока.

Методы организации деятельности учащихся: создание проблемной ситуации через сравнение видеофрагментов фильма и текста произведения.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Планируемые результаты

С удовольствием смотрят видеофрагмент, так как просмотр телепередач и фильмов сегодня неотъемлемая часть жизни любого человека.

Задают вопросы и производят их отбор в связи с темой урока.

Определяют цель урока и учебные действия для достижения цели.

Учитель приветствует класс и предлагает в связи с темой урока посмотреть видеофрагмент в течение 5-6  минут (начало и финал фильма «Отец»)

После просмотра организует целеполагание:

Какие вопросы возникли у вас после просмотра видеофрагмента?

Какие из вопросов связаны с темой нашего урока?

Корректирует проблемные вопросы и записывает их на доске.

Ответы на какие вопросы для вас представляют затруднение?

Как бы вы сформулировали цель своей учебной деятельности на данном уроке?

Что необходимо предпринять, чтобы достичь поставленной цели?

 

На данном этапе урока предполагается достижение следующих образовательных результатов:

- личностных (развитие эстетического сознания через освоение двух видов искусства: кино и литературы);

- метапредметных (умение самостоятельно определять цели своего обучения, планировать пути достижения целей, соотносить свои действия с планируемыми результатами, умение классифицировать и делать выводы);

- предметные (понимание ключевых проблем данного произведения, понимание связи литературного произведения с эпохой его написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания).

 

 

 

 

 

 

2.      Изучение  нового учебного материала.

Цель учащихся: отвечая на поставленные вопросы, обратиться к тексту рассказа и выявить проблематику данного произведения.

Цель учителя: создать условия для достижения личностных, метапредметных результатов данного этапа урока.

Методы организации  деятельности учащихся по выполнению новой учебной задачи: смысловой анализ текста с помощью учителя, выразительное чтение  отрывков рассказа, работа по заданиям и тексту.

Методы мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала: пополнение рейтинга, начатого на предыдущем уроке.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Планируемые результаты

Учащиеся находят и зачитывают предложенные  учителем  фрагменты.

Каждый выбирает для письменного ответа то количество вопросов, которое позволяет ему набрать соответствующее количество баллов за отведенное время: ответы на 3 вопроса - 3 балла, на 4 - 4 балла, на 5 - 5 баллов.

Составляют ответы на вопросы.

Зачитывают по желанию.

Участвуют в обсуждении ответов одноклассников.

Пополняют свой рейтинг.

Учитель обращается к сформулированным проблемным вопросам и помогает учащимся определить те эпизоды рассказа, которые дают материал для ответов.

1.      Как меняет человека жизнь на войне?  Как это показано в начале фильма и в начале рассказа, где более точно? (эпизод с отъездом Иванова из части и встреча с Машей на вокзале)

2.      Что такое «верность и неизменность» сердца? (эпизод с приездом Иванова домой)

3.      Как соотносит чувства и разум (сознание) Платонов? Согласны ли вы с автором рассказа? (эпизод семейного ужина, рассуждения Иванова в тамбуре поезда, когда он решает покинуть дом)

4.      Почему авторы фильма по рассказу Платонова назвали свое кинопроизведение «Отец»?

5.      Как вы понимаете смысл названия рассказа «Возвращение»?

 

На данном этапе урока предполагается достижение следующих образовательных результатов:

- личностных (развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личного выбора);

- метапредметных (владение основами самоконтроля, самооценки, умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логичное рассуждение, работать индивидуально, аргументировать и отстаивать свое мнение, владение устной и письменной речью)

- предметных (умение анализировать литературное произведение с определенной целью, приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы, формулирование собственного отношения к данному литературному произведению, понимание авторской позиции).

 

3.      Закрепление учебного материала, предполагающее:

Цель учащихся: определить проблематику рассказа А.П.Платонова «Возвращение», какие проблемы можно считать актуальными для каждого сидящего на уроке сегодня?

Цель учителя: создать условия для достижения личностных, метапредметных результатов данного этапа урока.

Методы организации деятельности учащихся: дискуссионное обсуждение проблематики рассказа, индивидуальная саморефлексия через построение сообщения на актуальную для всех тему «Мое возвращение».

Критерии степени усвоения нового материала:

- точность и полнота определения проблематики(1 балл);

- аргументация ответов(1 балл);

- индивидуальность и оригинальность суждений(1 балл)

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Планируемые результаты

Формулируют проблематику.

Проводят саморефлексию.

По желанию представляют устное сообщение за отведенное время  на тему «Мое возвращение» (по времени успевает прозвучать одно выступление).

Организация обобщения, коллективной и индивидуальной рефлексии.

Подсчитывает баллы, набранные за два урока по творчеству А.П.Платонова,  и озвучивает  предварительные отметки. Приглашает желающих улучшить свой результат взять задание для самостоятельной письменной работы (сочинение «Мое возвращение)  либо прийти на консультацию для подготовки устного сообщения.

 

На данном этапе урока предполагается достижение следующих образовательных результатов:

-личностных (усвоение гуманистических ценностей; формирование целостного мировоззрения, развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личного выбора);

-метапредметных (владение основами самоконтроля, самооценки, умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, аргументировать и отстаивать свое мнение, владение устной и письменной речью);

- предметных (понимание ключевых проблем данного произведения, понимание связи литературного произведения с эпохой его написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания, формулирование собственного отношения к данному литературному произведению).

 

 

4.      Задание на дом, включающее:

Цель самостоятельной работы учащихся: осмыслить тему «Мое возвращение» и написать по ней сочинение -  рассуждение.

Цель учителя: создать условия для совершенствования достигнутых на уроке целей через организацию самостоятельной работы учащихся.

Критерии оценивания сочинений:

- формулировка проблемы (1 балл);

- убедительность и аргументация ответов (1 балл);

- оригинальность суждений (1 балл);

- логика текста (1 балл);

- культура речевого оформления (1 балл – нет речевых ошибок или 1-2 речевая ошибка; 0 баллов – более 2 речевых ошибок).

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Планируемые результаты

Задают вопросы на уточнение задания.

Объяснение задания для самостоятельной письменной работы.

Достижение поставленной цели.

 

Список использованных ресурсов

 

 

1.      Коровина В.Я. Литература 8 класс. Учебник-хрестоматия. Части 1 и 2. М.: Просвещение, 2002

2.      Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература 8 класс. Методические советы. М.: Просвещение, 2003.

3.      Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим…: Дидакт. Материалы по литературе. 8 кл. М.: Просвещение, 2004

4.      Фильм «Отец», реж. И.Соловов. 2007 год.

 

Самоанализ урока

«А.П.Платонов. Нравственная проблематика рассказа «Возвращение»»

 

Тип урока – комбинированный.

Задачи урока:

  • вызвать интерес учащихся к занятию, придать ему системно-деятельностный характер;
  • развивать у учащихся УУД путем вовлечения  в творческую деятельность, а также через различные виды работы.

Урок проводится после прочтения и текстуальной работы по рассказу А.П.Платонова «Возвращение», в классе, который  слабо мотивирован на успешное освоение учебного материала: сказывается большой перерыв в обучении. Учащиеся  в возрасте от 20 до 28 лет, не имеющие основного общего образования, естественно, отличаются низким уровнем развития УУД, хотя в освоении литературы помогает накопленный жизненный опыт. В классе из 12 человек только один учащийся занимается на «хорошо» по всем предметам. На «хорошо» по литературе учатся трое. Предмет преподается на базовом уровне. Содержание урока выстроено в соответствии с требованиями системно - деятельностного подхода и разделено на следующие этапы: этап актуализации и проблематизации, этап целеполагания, этап модулирования, конструирования и этап рефлексии.

На этапе актуализации и проблематизации  обращаемся к индивидуальному зрительскому и читетельскому опыту обучающихся для активизации деятельности, мотивирования и формирования метапредметных результатов. Это создает эмоционально-комфортную обстановку для всех учащихся. На этапе целеполагания обучающиеся ставят предметные цели, соотнося их с собственным уровнем знаний.

На этапе моделирование и конструирования обучающиеся осваивают новый предметный материал  и закрепляют его выбранными с помощью учителя (так как класс слабый) методами.

При освоении нового материала использовался проблемный и сравнительно-иллюстративный методы. При этом стимулировалось проявление инициативы учащихся и актуализировался субъектный опыт учащихся.

На этапе рефлексии обучающиеся проводят саморефлексию по предложенным учителем критериям.

Домашнее задание дифференцированное.

При подведении итогов урока  учащиеся сами по количеству набранных баллов ставили себе отметку. Желающие могли озвучить свою оценку и проанализировать те проблемы, которые возникали у них в ходе урока или, наоборот, что помогло им получить хорошую отметку. Все планируемые результаты достигнуты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока по литературе в 8 классе по теме"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Логопед

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

     Конспект данного урока построен с учетом требований образовательных стандартов второго поколения. Дает возможность проследить особенности использования на уроках литературы киноматериала. Урок по данному конспекту проводится в соответствии с программой по литературе Коровиной В.Я. Конспект урока составлен с учетом особенностей авторской программы, литературного опыта учащихся. Урок учитывает личностно-ориентированную направленность новых образовательных стандартов, а также строится в соответствии с системно-деятельностным принципом, который является основополагающим в модернизации учебного процесса.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 140 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Урок русского языка в 8 классе по теме "Синтаксический разбор словосочетания" с использованием платформы uchi.ru
  • Учебник: «Русский язык», Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др.
  • Тема: § 12. Синтаксический разбор словосочетаний
  • 05.10.2020
  • 301
  • 1
«Русский язык», Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 23.12.2014 632
    • DOCX 28.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Першина Юлия Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Першина Юлия Александровна
    Першина Юлия Александровна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 2
    • Всего просмотров: 3022
    • Всего материалов: 3

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету "Русский язык" в условиях реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 65 человек из 26 регионов
  • Этот курс уже прошли 237 человек

Курс профессиональной переподготовки

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель родного языка (русского языка) и родной литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 23 человека
аудиоформат

Курс повышения квалификации

Преподавание русского языка как неродного в образовательном учреждении

72/108/144 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 76 человек из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 229 человек

Мини-курс

Основы политической науки

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Основы психологических трансформационных игр

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 57 человек из 33 регионов
  • Этот курс уже прошли 28 человек

Мини-курс

Организация и контроль занятий со студентами специальных медицинских групп

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе