Главная / Русский язык и литература / Конспект урока по литературе в 8 классе по теме

Конспект урока по литературе в 8 классе по теме

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Открытая (сменная) общеобразовательная школа №6»















Конспект урока «А.П.Платонов. Нравственная проблематика рассказа «Возвращение»»

8 класс















Выполнила: Першина Юлия Александровна,

Учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории

Электронный адрес: yuliya_kovaleva_66@mail.ru



г. Барнаул, Алтайский край

2013

Конспект урока

Учитель: Першина Юлия Александровна

Город, район: г.Барнаул

Образовательное учреждение: МБОУ «О(с)ОШ №6»

Должность: учитель русского языка и литературы

Класс: 8 класс (по заочной форме обучения)

Тема урока: А.П.Платонов. Нравственная проблематика рассказа «Возвращение».

Тип урока: комбинированный

Средства, обеспечивающие учебный процесс на уроке: портрет А.П.Платонова, учебники, рабочие тетради, видеофрагменты фильма «Отец» (2007г.) по рассказу А.П.Платонова «Возвращение».

Условия реализации темы: прочитанный учениками текст рассказа А.П.Платонова «Возвращение», словарная работа на предыдущем уроке, помогающая погрузиться в мир платоновской прозы.

Цель урока: создать условия для достижения образовательных результатов через анализ проблематики рассказа А.П.Платонова «Возвращение»:

  • личностных (усвоение гуманистических ценностей; формирование целостного мировоззрения, развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора);

  • метапредметных (умение самостоятельно определять цели своего обучения, планировать пути достижения целей, соотносить свои действия с планируемыми результатами, владение основами самоконтроля и самооценки; умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логичное рассуждение, делать выводы; смысловое чтение; умение организовать совместную деятельность с учителем, умение осознанно использовать речевые средства);

  • предметных (понимание связи литературного произведения с эпохой его написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания; понимание авторской позиции; формирование собственного отношения к данному произведению; написание сочинения на тему, связанную с проблематикой данного произведения).





  1. Организационный момент, включающий:

Цель учащихся: определить круг проблем, которые представлены в рассказе, сформулировать их в форме вопросов, наметить пути решения.

Цель учителя: мотивировать учащихся на решение проблем в пределах сформулированной темы урока.

Методы организации деятельности учащихся: создание проблемной ситуации через сравнение видеофрагментов фильма и текста произведения.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Планируемые результаты

С удовольствием смотрят видеофрагмент, так как просмотр телепередач и фильмов сегодня неотъемлемая часть жизни любого человека.

Задают вопросы и производят их отбор в связи с темой урока.

Определяют цель урока и учебные действия для достижения цели.

Учитель приветствует класс и предлагает в связи с темой урока посмотреть видеофрагмент в течение 5-6 минут (начало и финал фильма «Отец»)

После просмотра организует целеполагание:

Какие вопросы возникли у вас после просмотра видеофрагмента?

Какие из вопросов связаны с темой нашего урока?

Корректирует проблемные вопросы и записывает их на доске.

Ответы на какие вопросы для вас представляют затруднение?

Как бы вы сформулировали цель своей учебной деятельности на данном уроке?

Что необходимо предпринять, чтобы достичь поставленной цели?


На данном этапе урока предполагается достижение следующих образовательных результатов:

- личностных (развитие эстетического сознания через освоение двух видов искусства: кино и литературы);

- метапредметных (умение самостоятельно определять цели своего обучения, планировать пути достижения целей, соотносить свои действия с планируемыми результатами, умение классифицировать и делать выводы);

- предметные (понимание ключевых проблем данного произведения, понимание связи литературного произведения с эпохой его написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания).













  1. Изучение нового учебного материала.

Цель учащихся: отвечая на поставленные вопросы, обратиться к тексту рассказа и выявить проблематику данного произведения.

Цель учителя: создать условия для достижения личностных, метапредметных результатов данного этапа урока.

Методы организации деятельности учащихся по выполнению новой учебной задачи: смысловой анализ текста с помощью учителя, выразительное чтение отрывков рассказа, работа по заданиям и тексту.

Методы мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала: пополнение рейтинга, начатого на предыдущем уроке.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Планируемые результаты

Учащиеся находят и зачитывают предложенные учителем фрагменты.

Каждый выбирает для письменного ответа то количество вопросов, которое позволяет ему набрать соответствующее количество баллов за отведенное время: ответы на 3 вопроса - 3 балла, на 4 - 4 балла, на 5 - 5 баллов.

Составляют ответы на вопросы.

Зачитывают по желанию.

Участвуют в обсуждении ответов одноклассников.

Пополняют свой рейтинг.

Учитель обращается к сформулированным проблемным вопросам и помогает учащимся определить те эпизоды рассказа, которые дают материал для ответов.

  1. Как меняет человека жизнь на войне? Как это показано в начале фильма и в начале рассказа, где более точно? (эпизод с отъездом Иванова из части и встреча с Машей на вокзале)

  2. Что такое «верность и неизменность» сердца? (эпизод с приездом Иванова домой)

  3. Как соотносит чувства и разум (сознание) Платонов? Согласны ли вы с автором рассказа? (эпизод семейного ужина, рассуждения Иванова в тамбуре поезда, когда он решает покинуть дом)

  4. Почему авторы фильма по рассказу Платонова назвали свое кинопроизведение «Отец»?

  5. Как вы понимаете смысл названия рассказа «Возвращение»?


На данном этапе урока предполагается достижение следующих образовательных результатов:

- личностных (развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личного выбора);

- метапредметных (владение основами самоконтроля, самооценки, умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логичное рассуждение, работать индивидуально, аргументировать и отстаивать свое мнение, владение устной и письменной речью)

- предметных (умение анализировать литературное произведение с определенной целью, приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы, формулирование собственного отношения к данному литературному произведению, понимание авторской позиции).



  1. Закрепление учебного материала, предполагающее:

Цель учащихся: определить проблематику рассказа А.П.Платонова «Возвращение», какие проблемы можно считать актуальными для каждого сидящего на уроке сегодня?

Цель учителя: создать условия для достижения личностных, метапредметных результатов данного этапа урока.

Методы организации деятельности учащихся: дискуссионное обсуждение проблематики рассказа, индивидуальная саморефлексия через построение сообщения на актуальную для всех тему «Мое возвращение».

Критерии степени усвоения нового материала:

- точность и полнота определения проблематики(1 балл);

- аргументация ответов(1 балл);

- индивидуальность и оригинальность суждений(1 балл)

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Планируемые результаты

Формулируют проблематику.

Проводят саморефлексию.

По желанию представляют устное сообщение за отведенное время на тему «Мое возвращение» (по времени успевает прозвучать одно выступление).

Организация обобщения, коллективной и индивидуальной рефлексии.

Подсчитывает баллы, набранные за два урока по творчеству А.П.Платонова, и озвучивает предварительные отметки. Приглашает желающих улучшить свой результат взять задание для самостоятельной письменной работы (сочинение «Мое возвращение) либо прийти на консультацию для подготовки устного сообщения.


На данном этапе урока предполагается достижение следующих образовательных результатов:

-личностных (усвоение гуманистических ценностей; формирование целостного мировоззрения, развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личного выбора);

-метапредметных (владение основами самоконтроля, самооценки, умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, аргументировать и отстаивать свое мнение, владение устной и письменной речью);

- предметных (понимание ключевых проблем данного произведения, понимание связи литературного произведения с эпохой его написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания, формулирование собственного отношения к данному литературному произведению).




  1. Задание на дом, включающее:

Цель самостоятельной работы учащихся: осмыслить тему «Мое возвращение» и написать по ней сочинение - рассуждение.

Цель учителя: создать условия для совершенствования достигнутых на уроке целей через организацию самостоятельной работы учащихся.

Критерии оценивания сочинений:

- формулировка проблемы (1 балл);

- убедительность и аргументация ответов (1 балл);

- оригинальность суждений (1 балл);

- логика текста (1 балл);

- культура речевого оформления (1 балл – нет речевых ошибок или 1-2 речевая ошибка; 0 баллов – более 2 речевых ошибок).

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Планируемые результаты

Задают вопросы на уточнение задания.

Объяснение задания для самостоятельной письменной работы.

Достижение поставленной цели.



Список использованных ресурсов





  1. Коровина В.Я. Литература 8 класс. Учебник-хрестоматия. Части 1 и 2. М.: Просвещение, 2002

  2. Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература 8 класс. Методические советы. М.: Просвещение, 2003.

  3. Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим…: Дидакт. Материалы по литературе. 8 кл. М.: Просвещение, 2004

  4. Фильм «Отец», реж. И.Соловов. 2007 год.



Самоанализ урока

«А.П.Платонов. Нравственная проблематика рассказа «Возвращение»»



Тип урока – комбинированный.

Задачи урока:

  • вызвать интерес учащихся к занятию, придать ему системно-деятельностный характер;

  • развивать у учащихся УУД путем вовлечения в творческую деятельность, а также через различные виды работы.

Урок проводится после прочтения и текстуальной работы по рассказу А.П.Платонова «Возвращение», в классе, который слабо мотивирован на успешное освоение учебного материала: сказывается большой перерыв в обучении. Учащиеся в возрасте от 20 до 28 лет, не имеющие основного общего образования, естественно, отличаются низким уровнем развития УУД, хотя в освоении литературы помогает накопленный жизненный опыт. В классе из 12 человек только один учащийся занимается на «хорошо» по всем предметам. На «хорошо» по литературе учатся трое. Предмет преподается на базовом уровне. Содержание урока выстроено в соответствии с требованиями системно - деятельностного подхода и разделено на следующие этапы: этап актуализации и проблематизации, этап целеполагания, этап модулирования, конструирования и этап рефлексии.

На этапе актуализации и проблематизации обращаемся к индивидуальному зрительскому и читетельскому опыту обучающихся для активизации деятельности, мотивирования и формирования метапредметных результатов. Это создает эмоционально-комфортную обстановку для всех учащихся. На этапе целеполагания обучающиеся ставят предметные цели, соотнося их с собственным уровнем знаний.

На этапе моделирование и конструирования обучающиеся осваивают новый предметный материал и закрепляют его выбранными с помощью учителя (так как класс слабый) методами.

При освоении нового материала использовался проблемный и сравнительно-иллюстративный методы. При этом стимулировалось проявление инициативы учащихся и актуализировался субъектный опыт учащихся.

На этапе рефлексии обучающиеся проводят саморефлексию по предложенным учителем критериям.

Домашнее задание дифференцированное.

При подведении итогов урока учащиеся сами по количеству набранных баллов ставили себе отметку. Желающие могли озвучить свою оценку и проанализировать те проблемы, которые возникали у них в ходе урока или, наоборот, что помогло им получить хорошую отметку. Все планируемые результаты достигнуты.























Конспект урока по литературе в 8 классе по теме
  • Русский язык и литература
Описание:

     Конспект данного урока построен с учетом требований образовательных стандартов второго поколения. Дает возможность проследить особенности использования на уроках литературы киноматериала. Урок по данному конспекту проводится в соответствии с программой по литературе Коровиной В.Я. Конспект урока составлен с учетом особенностей авторской программы, литературного опыта учащихся. Урок учитывает личностно-ориентированную направленность новых образовательных стандартов, а также строится в соответствии с системно-деятельностным принципом, который является основополагающим в модернизации учебного процесса.

Автор Першина Юлия Александровна
Дата добавления 23.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1283
Номер материала 10906
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы