Главная / Русский язык и литература / Конспект урока по литературе "Стихотворение Н.А.Некрасова "Школьник"(8 класс)

Конспект урока по литературе "Стихотворение Н.А.Некрасова "Школьник"(8 класс)

«Художественное произведение сильнее воздействует на читателя только в том случае, если оно заключает в себе что-нибудь общее с его мыслями, чувствами», заметил русский критик В.Майков.

Приступая к изучению стихотворения Н.А.Некрасова «Школьник» в 8 классе это важно иметь.

Урок, построенный по технологии развивающего обучения по В.Беспалько, начинаю с эмоционального зачина-чтения по-казахски и по-русски стихотворения И.Алтынсарина «Кел,балалар, оқылық».

Кел,балалар, оқылық, Давайте же,дети, учиться начнем

Оқығанды көңілге И знания светлые нити навек

Ықыласпен тоқылық! В свою благодарную память вплетем!

-Этот призыв выдающегося казахского просветителя, педагога Алтынсарина актуален и в наши дни.Он убеждал, что только знания сделают человека счастливым и всемогущим,как гласит пословица «Сильный победит одного, а знающий-тысячу».-Что вам известно о жизни крестьянских детей того времени?

Затем идет опрос домашнего задания. Ученики должны ответить на вопросы по рассказу И.С. Тургенева «Бежин луг». (ученический уровень)

-Почему у крестьянских детей не было возможности учиться?

-Вспомните, кто из русских поэтов обращается к теме детства, пишет о жизни крестьянских детей? Слайд 1

Выслушав ответы, спрашиваю, что они знают о Некрасове, какое стихотворение учили в 6 классе (Мужичок с ноготок).После объявления темы и цели урока, включаю аудиозапись. После прослушивания проводим беседу. Словарная работа проводится по ходу анализа.

hello_html_m4f9f014c.gif

















Ученики отвечают на следующие вопросы, находят в тексте ответы и зачитывают, заодно проводится работа над видами речевой деятельности как аудирование, говорение и чтение.

-Какое впечатление произвело на вас это стихотворение? Каким настроением проникнуто?

-Почему стихотворение называется «Школьник»?

-Есть ли в нем сюжет?

-Кого автор повстречал в дороге?

-Откуда рассказчик знает, что мальчик идет учиться?

-Кто снарядил его в путь?

-К чему призывает автор своего попутчика?

-Как выглядел мальчик? Что вы можете сказать о его социальном положении?

-Можете ли вы сказать, кто к кому обращается?

-Почему он не должен стыдиться?

-О каком архангельском мужике говорит автор?

Здесь ученики затруднились ответить на этот вопрос, поэтому я сообщила сама, что речь пойдет о великом ученом Михаиле Васильевиче Ломоносове. ) Рассказываю историю создания стихотворения «Школьник»: Одного из голодных, оборванных школьников поэт встретил однажды на пустынной проезжей дороге и вспомнил при этом Михаила Васильевича Ломоносова, великого «архангельского мужика», который, желая учиться, пришел пешком в Москву из далекой северной деревни. Долго жил впроголодь, бедствовал и все же учился. Прочитал множество книг, изучил физику, химию, металлургию и другие науки, стал знаменитым русским ученым, сделавшим много научных открытий.

Затем из слайда узнают об открытиях Ломоносова. Слайд 2

Дополняю рассказ об ученом:

В стихотворении «Школьник» Н.А.Некрасов приводит Ломоносова как пример того,каких высот может достигнуть талантливый человек из народа своим упорством и тягой к знаниям.Всю жизнь он добивался того, чтобы таланты из народа ,подобные ему, нашли свою дорогу в жизни. Университет в Москве носит его имя.

После повторного чтения стихотворения проводится беседа по тексту:

-К чему призываает автор своего попутчика?

-Какова основная мысль стихотворения и в каких строфах она выражена?

-В последних трех четверостишиях поэт, отвлекаясь от судьбы деревенского мальчика, делает обощение. О чем оно?

-За что же Некрасов любит свою Родину?

-Какими эпитетами наделяет автор образ талантливых людей?

-Кого вы можете назвать из поэтов и писателей-выходцев из социальных низов, которым пришлось пройти суровую школу жизни?

Ноги босы, грязно тело,
И едва прикрыта грудь…
Не стыдися! что за дело?
Это многих славных путь.

- «Славных путь», кто эти славные? Подберите к этому слову однокоренные слова (Информация для учителя. Слава - почетная известность, признание заслуг, таланта).

- Делаем вывод: «славные»- пользующиеся славой, достойные славы, известные люди, прославившие страну.

Затем выполняют задания. (алгоритмический уровень)

1.Найдите напутственные слова, сказанные мальчику

2.Закончите пословицы о знании

Нелегко добываются знания. Об этом говорит народная мудрость «Терпенье и труд все перетрут». Какие пословицы о пользе знаний вы можете вспомнить?

После выполнения заданий на алгоритмическом уровне еще раз выразительно прочитав текст, составляют текст- рассказ по картине Н.П. Богданова-Бельского «У дверей школы» (творческий уровень)

На доске, вернее, на слайде даны опорные слова: изображен, подросток,тулуп, в заплатках, потертый, изношенные,лапти, через плечо, котомка на спине, мешок, еда,мама, сын, дорога,посох, учитель, дети, лампа, класс, учиться, издалека.

-

Выслушав ответы, спрашиваю: - О какой дороге идет речь? Кроме прямого значения, каково переносное значение слова «дорога»? затем попросила учеников подобрать синоним к слову –дорога.

Они назвали слово путь. Прошу обратить внимание на то, что невеселая дорога, которая описывается в начале стихотворения вырастает в путь. Затем подбирают прилагательное к слову путь. Ответы были разные: длинный путь,мой путь. Один из учеников подобрал прилагательное жизненный. Затем я сделала обобщение, что у каждого человека есть свой жизненный путь.(слайд 8)

Затем идет обощение урока.

Это стихотворение-напутствие.  Как вы понимаете лексическое значение слова «напутствие»? ( Напутствие (книжное). Слова, пожелания отправляющемуся в путь.)

- Найдите напутственные слова, сказанные мальчику («…не робей, не стыдися, не пропадешь, Знай, работай, да не трусь»…)

Поэт в небольшом стихотворении нарисовал картину народной жизни.Приметы далекой эпохи помогли увидеть мужика, услышать живую и выразительную речь, его крестьянские словечки.

Чтобы стать умным, грамотным, образованным человеком, нужно много учиться, запастись терпением и обладать силой воли.Только тогда вы можете добиться своей цели в жизни.Сейчас мы с вами живем в ХХІ веке. У вас есть большие возможности получить знания.На школьных партах каждого вас – компьютеры.

Вспомните стихотворение «Мужичок с ноготок», которое вы учили в 6 классе.Есть ли между ними различия? В стихотворении «Мужичок с ноготок» мы видим лишь одну возможность для деревенского мальчика лишь одну возможность в будущем- тянуть ту же лямку, в будущем продолжать дело своих родителей; в «Школьнике» есть указание на другую перспективу для способных детей – получить образование. Крестьянские дети стремились выбраться из нищеты, бесправия, выбрать другой путь, нежели их родители и судьба Ломоносова – яркий тому пример. То есть у детей была тяга к знаниям, и они проявляли упорство для достижения поставленных целей.

В этом и заключена идея стихотворения “Школьник”, где образ дороги переходит в образ жизненного пути, “славного пути” и “широкого поприща”.

Затем учащиеся знакомятся с переводом поэта Таира Жарокова на казахский язык.

Дома ученики должны написать герою стихотворения письмо от ученика ХХІ века и выучить понравившийся отрывок.

В конце урока провели рефлексию. Те, кому понравился урок прилепить стикеры вокруг «улыбающегося» смайлика.









Конспект урока по литературе "Стихотворение Н.А.Некрасова "Школьник"(8 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

 

«Художественное произведение  сильнее воздействует на читателя только в том случае, если оно заключает в себе что-нибудь общее с его мыслями,  чувствами», заметил русский критик В.Майков.

 Приступая к изучению  стихотворения  Н.А.Некрасова «Школьник»  в 8 классе это важно иметь.

  Урок, построенный по технологии развивающего обучения по В.Беспалько, начинаю с эмоционального зачина-чтения по-казахски и по-русски стихотворения И.Алтынсарина «Кел,балалар, оқылық».

Кел,балалар, оқылық,                     Давайте же,дети, учиться начнем

Оқығанды көңілге                           И знания светлые нити навек

Ықыласпен тоқылық!                     В свою благодарную память вплетем!

-Этот призыв выдающегося казахского просветителя, педагога Алтынсарина актуален и в наши дни.Он убеждал, что только знания сделают человека счастливым и всемогущим,как гласит пословица «Сильный победит одного, а знающий-тысячу».-Что вам известно о жизни крестьянских детей того времени?

   Затем идет опрос домашнего задания. Ученики должны ответить на вопросы по рассказу И.С. Тургенева «Бежин луг». (ученический уровень)

-Почему у крестьянских детей не было возможности учиться?

-Вспомните, кто из русских поэтов обращается к теме  детства, пишет о жизни  крестьянских детей?  Слайд 1

Выслушав ответы, спрашиваю, что они знают о Некрасове, какое стихотворение учили в 6 классе (Мужичок с ноготок).После объявления  темы  и цели урока, включаю аудиозапись. После прослушивания  проводим беседу. Словарная работа проводится по ходу анализа.

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученики отвечают на следующие вопросы, находят в тексте ответы и зачитывают,  заодно проводится работа над видами речевой деятельности как  аудирование, говорение и чтение.

-Какое впечатление произвело на вас это стихотворение? Каким настроением проникнуто?

-Почему стихотворение называется «Школьник»?

-Есть ли в нем сюжет?

-Кого автор повстречал в дороге?

-Откуда рассказчик знает, что мальчик идет учиться?

-Кто снарядил его в путь?

-К чему призывает автор своего попутчика?

-Как выглядел мальчик? Что вы можете сказать о его социальном положении?

-Можете ли вы сказать, кто к кому обращается?

-Почему он не должен стыдиться?

-О каком архангельском мужике говорит автор?

Здесь ученики затруднились ответить на этот вопрос, поэтому я сообщила сама, что речь пойдет о великом ученом Михаиле Васильевиче Ломоносове. ) Рассказываю историю создания стихотворения «Школьник»: Одного из голодных, оборванных школьников поэт встретил однажды на пустынной проезжей дороге и вспомнил при этом Михаила Васильевича Ломоносова, великого «архангельского мужика», который, желая учиться, пришел пешком в Москву из далекой северной деревни. Долго жил впроголодь, бедствовал и все же учился. Прочитал множество книг, изучил физику, химию, металлургию и другие науки, стал знаменитым русским ученым, сделавшим много научных открытий.

Затем  из слайда  узнают  об открытиях Ломоносова. Слайд 2

Дополняю рассказ об ученом:

В стихотворении «Школьник» Н.А.Некрасов приводит Ломоносова как пример того,каких высот может достигнуть талантливый человек  из  народа своим упорством и тягой к знаниям.Всю жизнь он добивался того, чтобы таланты из народа ,подобные ему, нашли свою дорогу в жизни. Университет в Москве носит его  имя.

 После повторного чтения стихотворения проводится беседа по тексту:

-К чему призываает автор своего попутчика?

-Какова основная мысль стихотворения и в каких строфах она выражена?

-В последних трех четверостишиях поэт, отвлекаясь от судьбы деревенского мальчика, делает обощение. О чем оно?

-За что же Некрасов любит свою Родину?

-Какими эпитетами  наделяет автор образ талантливых людей?

-Кого вы можете назвать из поэтов и писателей-выходцев  из социальных низов, которым пришлось пройти суровую школу жизни?

Ноги босы, грязно тело,
И едва прикрыта грудь…
Не стыдися! что за дело?
Это многих славных путь.

- «Славных путь», кто эти славные? Подберите к этому слову однокоренные слова (Информация для учителя. Слава - почетная известность, признание заслуг, таланта).

- Делаем вывод: «славные»- пользующиеся славой, достойные славы, известные люди, прославившие страну.

Затем выполняют задания. (алгоритмический уровень)

1.Найдите напутственные слова, сказанные мальчику

2.Закончите пословицы о знании

Нелегко добываются знания. Об этом говорит народная мудрость «Терпенье и труд все перетрут». Какие  пословицы о пользе знаний вы можете вспомнить?

После выполнения заданий на алгоритмическом уровне еще раз выразительно прочитав текст, составляют текст- рассказ по картине Н.П. Богданова-Бельского «У дверей школы» (творческий уровень)

На доске, вернее, на слайде даны опорные слова: изображен, подросток,тулуп, в заплатках, потертый, изношенные,лапти, через плечо, котомка на спине, мешок, еда,мама, сын, дорога,посох, учитель, дети, лампа, класс, учиться, издалека.

-

Выслушав ответы, спрашиваю: - О какой дороге идет речь? Кроме прямого значения, каково переносное значение слова «дорога»? затем попросила       учеников подобрать синоним к слову –дорога.

Они назвали слово путь. Прошу обратить  внимание на то, что невеселая дорога, которая описывается в начале стихотворения вырастает в путь. Затем подбирают  прилагательное к слову  путь. Ответы были разные: длинный путь,мой  путь. Один из учеников подобрал прилагательное жизненный. Затем я сделала обобщение, что у каждого человека есть свой  жизненный путь.(слайд 8)

Затем  идет обощение  урока.

Это стихотворение-напутствие.  Как вы понимаете лексическое значение слова «напутствие»? ( Напутствие (книжное). Слова, пожелания отправляющемуся в путь.)

- Найдите напутственные слова, сказанные мальчику («…не робей, не стыдися, не пропадешь, Знай, работай, да не трусь»…)

Поэт в небольшом стихотворении нарисовал картину народной жизни.Приметы далекой эпохи помогли увидеть мужика, услышать живую и выразительную речь, его крестьянские словечки.

Чтобы  стать умным, грамотным, образованным человеком, нужно много учиться, запастись терпением и обладать силой воли.Только тогда вы можете добиться своей  цели в жизни.Сейчас  мы с вами  живем в ХХІ веке. У вас есть большие возможности получить знания.На школьных партах каждого  вас – компьютеры.

Вспомните стихотворение «Мужичок с ноготок», которое  вы учили в 6 классе.Есть ли между ними различия? В стихотворении  «Мужичок с ноготок» мы видим  лишь одну возможность для деревенского мальчика лишь одну возможность в будущем- тянуть ту же лямку, в будущем продолжать дело своих родителей; в «Школьнике»  есть  указание на  другую перспективу для способных детей – получить образование. Крестьянские дети стремились выбраться из нищеты, бесправия, выбрать другой путь, нежели их родители и судьба Ломоносова – яркий тому пример. То есть у детей была тяга к знаниям, и они проявляли упорство для достижения поставленных целей.

В этом и заключена идея стихотворения “Школьник”, где образ дороги переходит в образ жизненного пути, “славного пути” и “широкого поприща”.

 Затем учащиеся знакомятся с переводом поэта Таира Жарокова на казахский язык.

 Дома ученики должны  написать  герою стихотворения  письмо от ученика ХХІ века и выучить понравившийся  отрывок.

В конце урока провели рефлексию. Те, кому понравился урок прилепить стикеры  вокруг «улыбающегося»  смайлика.

 

 

 

 

 

 

Автор Садуакасова Каламкас Жумагалиевна
Дата добавления 04.03.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 1653
Номер материала 57491
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓