Главная / Русский язык и литература / Конспект урока по литературе на тему "И ты, береза, словно от милой матери письмо! (по творчеству С.А. Есенина)"

Конспект урока по литературе на тему "И ты, береза, словно от милой матери письмо! (по творчеству С.А. Есенина)"

hello_html_m439e5727.gifhello_html_m2c4b5e4.gifТехнологическая карта урока

Тема урока/НОД: И ты, береза, словно от милой матери письмо! (по лирике С.А. Есенина)/Урок 52______________________________

Место и роль урока, занятия в изучаемой теме : По нормам реализации учебного материала по ФГОС данная тема изучается во втором полугодии. Отражение мира чувств в лирическом тексте. Лирика С. А. Есенина изучается на ряду с лирикой других поэтов, писавших о Родине.

Образовательные ресурсы:

Интернет-ресурсы:

  1. http://www.museum-esenin.ru/aboutmuseum/virtualnyj-muzej

  2. https://www.google.ru/

  3. http://ru.wikipedia.org/

  4. http://feb-web.ru/

  5. http://www.chitalnya.ru/

  6. http://www.youtube.com/

  7. http://get-tune.net/

  8. http://bibliotekar.ru

Литература:

1. В.П.Аникин. «К мудрости ступенька». М.1988.

2. В.В.Коржан. «Есенин и народная поэзия». Л.1969.

3. С.И.Львова. «Уроки словесности». М.1997.

4. Н.И.Неженец. «Поэзия народных традиций». М.1988.

5. «Сергей Есенин. Проблемы творчества». Сборник. М.1978.

6. П..Юшин. «Поэзия Сергея Есенина 1910 – 1923 г.» М.1966.

7. Л.Г.Юдкевич. «Лирический герой Есенина». К.1971.

8. В.П.Колесникова. «Лексика темы «Родина» в русской поэзии». РЯШ № 5. 1990.

9. В.П.Колесникова. «Стихотворение «Родина» М.Ю.Лермонтова». РЯШ № 3. 1991.

10. В.В.Колесов. «Слово живёт в нас». ЛШ № 4. 1995.

Цели урока:

1.Расскрыть образ Березы и художественные средства ее воплощения в лирике С.А. Есенина.

2. Показать народность поэта.

3. Помочь постичь внутренний мир писателя, его русскую душу.

4. Определить почему береза стала значимым символом в творчестве С.А. Есенина, почему он сравнивал березу с письмом от матери.

5. Учить анализу лирических произведений, развивать речь.

6. Воспитывать чувство любви к родине.

Задачи урока (образовательная, развивающая, воспитательная):

образовательные:

  1. рассказать о течении, к которому принадлежал С.А. Есенин;

  2. показать связь родной природы и семьи;

развивающие:

  1. развитие интереса к личности и творчеству С. Есенина;

  2. развитие навыков творческого восприятия и выразительного чтения произведений поэта;

  3. развитие образного мышления, творческих способностей и познавательной активности студентов;

  4. совершенствование навыков самостоятельной работы в ходе исследовательско- поисковой деятельности;

воспитательные:

  1. воспитание почтения и уважения к матери, любви к Родине;

  2. воспитание чувства восхищения родной природой;

  3. воспитание духовно-нравственной культуры учащихся.

Формы, методы, технологии обучения:

Формы обучения: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Технология обучения: информационно-коммуникативные технологии; которой отводится большое значение, т.к. ученик должен владеть информацией, уметь ею пользоваться, выбирать из нее необходимое для принятия решения, работать со всеми видами информации и т.д.

Методы обучения: Эвристический, беседа, творческий, метод упражнения, метод иллюстрации, анализ, рассказ.

Планируемые образовательные результаты:

- предметные: знать и уметь анализировать в полном объеме лирические произведения, уметь видеть образы и мотивы произведения, внутренний мир поэта в стихотворении.

- метапредметные (коммуникативные, регулятивные, познавательные, личностные): способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач; осознание эстетической ценности литературы и русского языка; уважительное отношение к русскому языку; потребность сохранить чистоту русского языка, важность литературного чтения как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.





Этапы урока

Содержание учебного материала

Деятельность учителя

Методы и приемы работы

Формы организации учебной деятельности

Деятельность обучающихся

Формирование универсальных учебных действий:

П - познавательные

К - коммуникативные

Р – регулятивные

Л - личностные

Подготовка к уроку.



В ходе подготовки к уроку была проведена следующая деятельность: подготовка мультимедийной презентации.

На доске записан эпиграф:

Я, запозднясь, благодарю

Того, кто был передо мною

И кто вечернюю зарю

Назвал вечернею зарёю.

Того, кто первый услыхал

Капель апреля, визг мороза

И это дерево назвал

Так упоительно – берёзой.

Потом уже, уже потом

Сюда пришёл Сергей Есенин

Отогревать разбитым ртом

Её озябшие колени.

Я. Смеляков.

Творческий, поисковая деятельность

Индивидуальная

В ходе подготовки к уроку была проведена следующая деятельность: краткое сообщение об имажинизме и связи с ним С.А. Есенина, заучивание наизусть стихотворения «Береза» и «Зелёная причёска, Девическая грудь…». Краткое сообщение о том, что такое символ, имажинизм, сообщение о стихотворении С.А. Есенина «Береза». Также за ранее было дано всем учащимся прочитать два стихотворения С.А. Есенина «Берёза» (1913г.)  выписать строки, где встречается слово «береза»

П – выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме;

Р – планируют в сотрудничестве с учителем поставленные действия;

Л – имеют мотивацию к учебной деятельности.

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Эмоциональная. Психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Вступительное слово:

Мало видеть слово. Надо точно

Знать, какая есть у слова почва,

Как оно росло и как крепчало,

Как его звучало зазвучало,

Чем должно набухнуть и налиться,

Прежде чем в названье превратиться,

В званье, в имя или в кличку просто…

Прелесть слова – в летописи роста.

(СЛАЙД 2)

(СЛАЙД 3)

Эти строки принадлежат перу польского поэта Юлиана Тувима (1894 - 1953). Слово живёт в нас, слова родного языка формируют взгляд человека на мир. Язык составляет ту духовную силу, которая единит народ и крепит его творческую энергию.

Наша мысль направлена на общее, мы стремимся понять этот мир в мысли. Но мысль ускользает, в каждый момент она другая. Вечность только в идее, которая в границах слова может быть представлена символом.


Беседа, метод иллюстрации

Вступительное слово учителя

Фронтальная

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем; размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку.

П – осознают познавательную задачу.

Р – планируют (в сотрудничестве с учителем) необходимые действия и операции.

Л – положительно относятся к учению, познавательной деятельности.

2. Актуализация и проблемное учебное действие. Выявление места и причины затруднения

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Эвристическая беседа, работа с дидактическим материалом.

Сообщение учащихся (о символе, об имажинизме и связи с ним С.А. Есенина)

(СЛАЙД 4)




















Откуда же берётся символический смысл образов?









- Какое литературное течение считало главным символ в своей поэзии? Назовите наиболее известных представителей этого течения.


Сообщение ученика об имажинизме

(СЛАЙД 5)


Метод иллюстрации.

Сообщение, беседа по вопросам

Индивидуальная, фронтальная

1. Сообщение учащегося.

Символ (от греч. – знак, примета) - один из видов тропов-слов, которые получают в художественном тексте кроме своих основных (словарных, предметных) значений ещё и новые (переносные). Символ образует свои новые переносные значения на основе того, что мы ощущаем родство, связь между тем предметом или явлением, которые обозначаются каким-то словом в языке или явлением, на которые мы переносим это же словесное обозначение.

Символ наделён огромным множеством значений.


Основная особенность символов в том, что они, в своей массе, возникают не только в тех текстах, где мы их находим. Они имеют историю длиной в десятки тысяч лет, восходя к древним представлениям о мире, к мифам и обрядам.


Имажинизм (расцвет 1919-1925г.г.), А. МариенгофВ. ШершеневичС. ЕсенинРюрик Ивнев.




Имажинизм (от лат. imagо — образ) — литературное течение в русской поэзии XX века, представители которого заявляли, что цель творчества состоит в создании образа. Основное выразительное средство имажинистов — метафора, часто метафорические цепи, сопоставляющие различные элементы двух образов — прямого и переносного. Для творческой практики имажинистов характерен эпатаж, анархические мотивы. Эстетическая концепция имажинизма опиралась на принципиальный антиэстетизм с установкой на шокирующие, отталкивающие, провоцирующие образы, аморализм и цинизм (воспринятый как философская система). По сути в этом ничего особенно нового не было. Образ как прием художественного творчества широко использовался и прежде не только футуризмом, но и символизмом. К 1918 — началу 1920-х годов относится знакомство Есенина с Анатолием Мариенгофом и его активное участие в московской группе имажинистов.

В период увлечения Есенина имажинизмом вышло несколько сборников стихов поэта — «Трерядница», «Исповедь хулигана» (оба — 1921), «Стихи скандалиста» (1923), «Москва кабацкая» (1924), поэма «Пугачёв».

П – выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

К – задают вопросы, слушают сообщения, слушают и отвечают на вопросы других учащихся, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Р – принимают и сохраняют учебную задачу

Л – имеют мотивацию к учебной деятельности

3. Целеполагание и построение выхода из затруднения

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Эвристическая беседа, работа с учебными пособиями

Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя

Символ у каждой культуры свой, национальные символы создают культуру. Истолковать символы своей культуры в образах - это и есть задача поэта.

Каждый язык содержит определённое количество символов. Из поколения в поколение они передавались в песнях, былинах, а позднее стали появляться в произведениях поэтов и писателей. 

- Что нам с вами предстоит сегодня узнать?



-Какой вопрос возникает?

(СЛАЙД 6)

Формулировка темы не закончена, и сделать мы это сможем после прочтения эпиграфа.

Я, запозднясь, благодарю

Того, кто был передо мною

И кто вечернюю зарю

Назвал вечернею зарёю.

Того, кто первый услыхал

Капель апреля, визг мороза

И это дерево назвал

Так упоительно – берёзой.

Потом уже, уже потом

Сюда пришёл Сергей Есенин

Отогревать разбитым ртом

Её озябшие колени.

Я.Смеляков.

- Смеляков формулирует идею о преемственности в поэзии. Найдите эти строки.

- О каких символах говорится в стихотворении?

-Какой он выделяет среди них?

-Какого поэта называет?

- Я думаю, теперь мы с вами можем дополнить формулировку темы. О каком слове-символе в лирике, какого поэта пойдёт речь?

(СЛАЙД 7)

Запишите тему сегодняшнего урока: «И ты, береза, словно от милой матери письмо».

Эвристическая беседа, метод иллюстрации беседа по вопросам,

Групповая, фронтальная

Формулируют тему и цель учебной деятельности в диалоге с учителем; выдвигают гипотезы, работы с учебником, осваивают лингвистические термины.






Отвечают на вопросы учителя:

- Образы-символы в творчестве С.А. Есенина.

Записывают тему урока.


- О каких именно символах пойдет речь?














Отвечают на вопросы учителя, работают с эпиграфом к уроку, делают записи в тетрадь.

- Смеляков говорит о словах-символах из мира природы

- Особо выделяет берёзу и называет имя Сергея Есенина

- Берёза - слово-символ в лирике Сергея Есенина.

Заканчивают формулировку темы, формируют цели и задачи на урок, ставят перед собой личностные задачи, чему они должны научиться к концу урока.

П – осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения.

Р – принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний.

Л – осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Физическая минутка


(СЛАЙД 8)

Вот помощники мои,

Их как хочешь поверни.

Раз, два, три, четыре, пять.

Постучали, повертели

И работать захотели.

Тихо все на место сели


Фронтальная

Выполняют элементарные физические упражнения


4. Творческая и практическая деятельности по реализации построенного проекта

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Эвристическая беседа по вопросам. Поисковая деятельность, подбор своих примеров, работа с картинами знаменитых художников, прослушивание музыки, характеризующей тему урока.

-Берёза – образ одного ряда с такими, как летящие журавли, нескончаемая дорога, широкое поле, полноводная река.

(СЛАЙД 9)


Какая сила скрыта во всех этих привычных для русской поэзии образах?

-В русской поэзии 19 века при изображении родного пейзажа очень часто используются названия деревьев. Давайте вспомним их.






-Но особое пристрастие русская поэзия имеет к берёзе. Поэтический культ её начинается с первой половины 19 века и достигает кульминации в творчестве Сергея Есенина. Давайте посмотрим, как это было. Все художники слова чувствовали безусловное очарование берёзы.

(СЛАЙД 10)

А.С. Пушкин писал П.А. Вяземскому дождливым летом 1825 года: «Наслаждаюсь душным запахом смолистых берёз…», а в путевых записках времён первой ссылки оста-вил щемящее замечание о встреченной в Крыму берёзе: «Мы переехали горы, и первый предмет, поразивший меня, была берёза, северная берёза! Сердце моё сжалось…»

В сознании поэтов тесно связаны берёза, любовь, тоска, сердечное волнение, и хотя Вяземскому среди других деревьев берёза ещё казалась прозаической, но и он признаёт в ней очарование:

душе родная проза

Живым наречьем говорит.

Для него берёза - символ родины на чужбине, согревающий душу своим теплом и светом:

Из нас кто мог бы хладнокровно

Завидеть русское клеймо.

Нам здесь и ты, берёза, словно

От милой матери письмо.

(СЛАЙД 11)

У М.Ю. Лермонтова представление о родине прочно связано с чувством повсеместной печали российских деревень с их дрожащими ночными огнями, а рядом вставала дневная, милая сердцу картина:

Люблю дымок спаленной жнивы,

В степи ночующий обоз

И на холме средь жёлтой Нивы

Чету белеющих берёз.

После Пушкина и Лермонтова образ берёзы вошёл в творчество каждого из поэтов.

(СЛАЙД 12)

Н.А. Некрасов в своей поэме «Кому на Руси жить хорошо» не однажды упоминает о берёзе. В главе «Губернаторша» случай помог Матрёне Корчагиной избавить мужа от солдатчины. Освобождение от царской службы и образ весенней берёзы слились в символ крестьянского счастья:

Весна уж начиналася,

Берёзка распускалася,

Как мы домой пошли.

(СЛАЙД 13)

О любви, счастье и тоже с упоминанием берёзы писал А.К. Толстой:

То было раннею весной

В тени берёз то было.

То было в утро наших лет

О счастие! О слёзы!


Перед тем, как нам перейти к лирике С.А. Есенина, я хочу, чтобы вы прослушали небольшое стихотворение, исполненное С.А. Есениным. Вы сможете в полном объеме ощутить народность поэта, его душевное состояние, его темп и ритм. Хотя и стихотворение не относится к нашей теме, но вы почувствуете мир писателя, проникните в его душу и сможете читать стихотворения более подлинно, а также вы сможете увидеть С.А. Есенина не только на фотографии, но и на видео.

(СЛАЙД 14)

А теперь немного окунемся в атмосферу жизни С.А. Есенина и посетим виртуальную экскурсию по его березовой рощи, чтобы отчетливее понимать то, о чем хотел нам сказать поэт.

( http://www.museum-esenin.ru/aboutmuseum/virtualnyj-muzej) (СЛАЙД 15)

Эвристическая беседа , метод иллюстрации, упражнения













































































































Виртуальная экскурсия

Фронтальная

Отвечают на вопросы, под руководством педагога анализируют текст, выявляют особенности символа березы в лирике С.А. Есенина, сравнивая его лирику с лирикой других поэтов.

- В них ощущение Родины, её простора, приметы нашей земли

-Дуб - символ силы и крепости, связан с темой «большой Родины», т.е. государства; с темой дворянского рода, символизируя мощь и силу рода, связь поколений. Липа – символ дворянской усадьбы, дома, уюта.













Слушают учителя, активно участвуют в беседе, смотрят презентацию, воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины; обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний у них недостаточно для полноценного ответа.






















































Смотрят видео ряд, слушают аудиозапись, воспринимают информацию на слух, находятся под впечатлением от прослушанного, высказывают свое мнение, свои эмоции.










Посещают виртуальную экскурсию, выражают свои мысли и чувства, участвуют в беседе, делаю выводы о том, что символ березы для С. Есенина был символом душевного равновесия, символом Родины.

П – читают и слушают, извлекают нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебников, рабочих тетрадях.

К – осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы.

Р – контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правила контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.
Л – желают приобретать новые знания, умения.

5. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. Самостоятельная работа с текстом.

Обобщение и систематизация знаний, формирование рациональных способов применения их на практике. Письменная работа с текстами лирических произведений

Для того, чтобы нам начать работу стихотворения, необходимо их прослушать.

Работа со стихами С.Есенина на основе домашнего задания

Щедрым поэтическим ливнем причудливых олицетворений и сравнений пролилась тема берёзы у Сергея Есенина:

Берёзки!

Девушки - берёзки!

Их не любить лишь может тот,

Кто даже в ласковом подростке

Предугадать не может плод.

-   Дома вы читали стихи, выписывали строки, где встречается слово «берёза». Чем привлекает она внимание поэта?

-   Неяркий, но изящный наряд берёзы вызывает в сознании поэта ряд ассоциаций. Назовите их.





-   Как относится Есенин к берёзке?









В этом году исполняется 100 лет со дня написания стихотворения С. Есениным «Береза». Давайте посмотрим фрагмент фестиваля «Музыкальное лето в Константинове», который прошел в 2014 году, на родине поэта.

(http://www.museum-esenin.ru/video) (СЛАЙД 16)

А также давайте посмотрим виртуальную выставку «Берёза»: к столетию первой публикации С.А. Есенина (http://www.museum-esenin.ru/album/bb100l-im/index.html) и зайти на сайт электронной энциклопедии (http://bibliotekar.ru/ )(СЛАЙД 17)




















































Эвристическая беседа


































Виртуальная экскурсия по выставке, рассказ, беседа






















































Индивидуальная, групповая, фронтальная

Два учащихся зачитывают стихотворения С.А. Есенина «Берёза» (1913г.) и «Зелёная причёска, Девическая грудь…» (1918), выученные наизусть.

Слушают, участвуют в беседе, отвечают на вопросы учителя.






-Берёза привлекает внимание Есенина своей стройностью, белизной ствола, густым убранством кроны.

- Ветви - шёлковые косы, как руки меткие, зелёные серёжки…

Берёза - невеста, девушка, свечка…

Цвет ствола – берёзовое молоко, берёзовый ситец…

-Поэт любит это дерево: «милые берёзовые чащи», «Тут почти берёзке каждой ножку рад поцеловать». Он чаще всего называет дерево, используя уменьшительно–ласкательный суффикс -к-: берёзка.


Смотрят видео с фестиваля, воспринимают информацию на слух, размышляют о связи русской природы и семейного счастья, об отражении символа березы в лирике поэта.

Один ученик читает сообщение, остальные слушают и получают новые знания.

Стихотворение «Береза» было опубликовано в январе 1914 года в журнале для детей «Мирок» №1 за подписью «Аристон». К сожалению, в настоящий момент автограф не найден, исследователи предполагают, что оно было написано в 1913 году, с учетом времени на подготовку и выход журнала. В дальнейшем это стихотворение было включено поэтом в сборник стихов «Зарянка», который при жизни поэта напечатан не был. Сам Сергей Есенин был очень доволен публикацией, своему другу Григорию Панфилову он с восторгом сообщает: «Распечатался я во всю ивановскую. Редактора принимают без просмотра и псевдоним мой «Аристон» сняли. Пиши, говорят, под своей фамилией». Современник и друг поэта Николай Сардановский вспоминал: «Свой первый гонорар, кажется, около трех рублей, Сергей целиком отдал отцу, о чем у нас с ним был специальный обмен мнениями. Насколько я Сергея понял, на эти деньги он смотрел не как на обычный заработок, а как на нечто высокое, достойное лучшего применения. Отдать эти деньги отцу, по его словам, надо было для того, чтобы оттенить священность этих денег для поэта все знают, что деньги, как таковые Есенин ни во что не ставил, кроме того отдавая первый гонорар отцу, Сергей хотел расположить отца в сторону своих литературных занятий».

П – выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы.

К – формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Р – адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.

Л – имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе.

6. Включение в систему знаний и повторение

Обобщение полученных на уроке сведений, выполнение практического задания, составление анализа стихотворений, нахождение общего, ответы на тему урока

Для того, чтобы нам ответить на главный вопрос урока: «В чем связь березы и письма от матери?», нам нужно проанализировать и сравнить несколько стихотворений С.А. Есенина. Но прежде чем приступить к анализу, мы проникнемся тем нежным чувством. Которое испытывал Сергей Александрович к матери, просмотрев видео фрагмет (Видео Татьяны Федоровны).

Сравнительный анализ стихов.

-   Из множества стихов С. Есенина для более подробного разговора мы возьмём два: «Берёза» (1913г.) и «Зелёная причёска, Девическая грудь…» (1918).

(СЛАЙД 18,19)

Вопросы для сравнительного анализа (СЛАЙД 20)

1.    Как построены стихотворения? От какого лица в них идёт речь?

2.     Какой мы видим берёзу в этих стихах? Как автор относится к ней?

3.     Какие виды тропов использует поэт?

4.     Отметьте композиционные особенности стихотворений.

5.     Какие особенности лирики Есенина нашли отражение в этих стихах?

-Что общего в этих стихотворениях?


































































































Обобщение учителя

Стихотворение «Берёзка» написано в 1913 году. Созданный однажды поэтический образ в лирике Есенина получает самостоятельную жизнь. Подтверждение тому – стихотворение, написанное 5 лет спустя «Зелёная причёска…». В этих стихах автор неизменен в своих привязанностях: он любуется неброской, неяркой, но такой притягательной красотой русской берёзки, символа России, красотой своей Родины. Он любит то, что его окружает. Родная природа, родная береза напоминает С. Есенину в любом уголке страны его родной дом, он сам сравнивает березу с весточкой от матери.


-Как вы думаете, почему?

(СЛАЙД 21, по щелчку 3 раза)

 


















(СЛАЙДЫ 22,23,24)

Работа с картинами. Подбор иллюстраций к стихам.

Но не только Есенина и других художников слова привлекает эта красота, а и живописцев. Пред вами несколько картин из большого количества, воспевающих это дерево.

-   Какие из картин могли бы послужить иллюстрациями к стихам Есенина?

































Анализ, беседа, упражнение






























































































































Эвристическая беседа, творческая работа с иллюстрациями

Групповая, фронтальная

Учащиеся разделены на две группы, в группах им дается задание проанализировать стихотворение, план анализа они видят на экране, после завершения, один учащийся из группы зачитывает получившийся анализ.

              Примерный анализ

1 группа

«Берёза» (1913): Стихотворение – картина природы, сродни живописному пейзажу. В центре внимания – берёза в зимнем уборе: снежная кайма, белая бахрома, горят снежинки. При помощи эпитетов и метафор Есенин передаёт красоту скромной русской природы. Берёзка, как и другие предметы и явления, живёт своей особой жизнью. Это становится ясно из заключительной строфы, где Есенин использует свой излюбленный приём – олицетворение. В ней возникает образ зари – труженицы, которая постоянно подновляет наряд своей любимицы:

А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.

Стихотворение построено как занимательный эпизод из жизни одухотворённой природы. В картине человека нет, но он незримо присутствует: берёза стоит под его окном, его глазами мы видим эту красоту, прелесть скромной русской, берёзы как символа России. И хотя в этом стихотворении нет слов – звуков, но обилие звуков с и   р (в 8 строчках они повторяются по 7 раз), шипящие и сонорные передают нам звуки: тихий шелест инея, падающего с потревоженных ветвей. Цветовые ассоциации вызывают эпитеты и сравнения: «принакрылась снегом, точно серебром»; «снежной каймой горят снежинки в золотом огне». Зима сверкает, искрится, создавая радостное настроение, умиротворение и покой неся в душу.

И в этом стихотворении, как во многих других, в композиции Есенин используя форму кольца:

Прикрылась снегом,

Точно серебром.

Обсыпает ветки

Новым серебром.

2 группа

«Зелёная причёска…» (1918): Стихотворение построено как диалог лирического героя с деревом. Одна из особенностей лирики Есенина – обращение в начале стихотворения. Здесь автор обращается к дереву, ласково называя его берёзкой. Она нравится ему, напоминает девушку («девическая грудь») - тонкую, стройную. Метафоры: «зелёная причёска», «косы – ветви» – помогает созданию этого образа. В этом стихотворении, как и во многих других, образ автора сливается с образом лирического героя. Оно написано от первого лица. Лирический герой задаёт вопросы берёзке, а она отвечает ему, рассказывая об окружающем мире. И в вопросах, и в ответах природа живёт. Показать это Есенину помогает олицетворение: «шепчет ветер», «звенит песок», «луна стелет». Цвет и звук также живут в этом стихотворении: «зелёная причёска», «сияние зеленей», «луна»; «звенит песок», «звон ветвей» – напоминание а колокольном звоне, таком же символе России как и берёза. Этот звук в стихотворении помогают передать сонорные и шипящие, которых много.

В композиции Есенин прибегает к форме кольца: в начале стихотворения задаёт вопрос – в конце получает ответ. Берёзка объясняет, почему загляделась в пруд – загрустила об уходящем лете, вспомнила о близкой осени.


Слушают учителя, участвуют в беседе, выражают свое мнение и стараются его подтвердить.

















-Береза, напоминает С.А. Есенину родной дом и письмо от матери, потому что в усадьбе его родителей росли березы, детство прошедшее в Константинове, прошло среди березовых рощ, и где бы не находился поэт, береза напоминает ему родную усадьбу, словно мама пишет ему о том, как у нее дела, как живется ей в их усадьбе. Береза символ Родины, то, что чего так не хватало С. Есенину за границей, то, к чему он тянулся, к природе России, к плечу матери.



Слушают учителя, актуализируют знания, готовятся к поисково-творческой работе с картинами художников.





В качестве иллюстраций учащиеся могут предложить для стихотворения «Берёза» картину Грабаря «Белая зима» и др. На них изображена берёза на фоне серебристо – серого неба. Кругом белый снег, но, несмотря на это, от картины веет чем-то тёплым, родным близким.

К стихотворению «Зелёная причёска…» могут быть предложены:

1) А. Куинджи «Берёзовая роща», где берёзы расположились возле пруда. Яркое солнце, разгар лета, обилие зелёного цвета, но пробивающаяся в траве и листьях лёгкая желтизна говорит о приближающейся осени;

2) А. Рылов «Зелёный шум». Картина вызывает в памяти звуковые ассоциации из стихотворения Есенина и образ берёзки – девушки, которой ветер растрепал ветви – косы. Обилие зелёного цвета – радость жизни, но в зелени нет – нет, да и мелькнёт жёлтый листок – скоро осень.


Р – оценивают свою работу; исправляют и объясняют свои ошибки.

К – формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Л – понимают значение знаний для человека.

7. Рефлексия учебной деятельности

Заключительная беседа по вопросам

- Что нового вы узнали на уроке?

- Какие трудности у вас появились в процессе работы? Как вы их преодолели?

- Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?

-Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и прикрепите на доску. Урок понравился – выбираем карточку с улыбающимся лицом, урок не понравился – карточку с грустным лицом (СЛАЙД 25).










Беседа

Индивидуальная, фронтальная

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке; отвечают на поставленные вопросы.

П – устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных на уроке знаний, умений, навыков и операционных, исследовательских, аналитических умений как интегрированных, сложных умений.

Р – оценивают свою работу.

Л – приобретают мотивацию к процессу образования; стремятся к приобретению новых знаний и умений.


8. Домашнее задание

Задания для самостоятельной работы дома, для наибольшего закрепления знаний, умений, навыков

Сегодня мы с вами увидели, как много может рассказать одно – единственное слово - символ. Для нас берёза – символ Родины:

О берёзы – даль немая,

Грустные поля…

Это ты – моя родная,

Бедная земля!

Для всего мира – берёза – символ России.

А сколько ещё символов в нашей поэзии, в нашей речи. Поэтическая символика – особый мир. Предлагаю вам продолжить знакомство с ним. (СЛАЙД 26)

1. Составить «Словарь поэтических символов Сергея Есенина».

2. Найти и проследить жизнь слова – символа, связанного с Родиной, в лирике поэтов 19 и 20 веков (поэты по выбору учащегося).

3. Прочитать стихи о животных. Дополнить черты природного мира в лирике Есенина и приёмы его художественного воплощения.

 Первые два задания предлагаются по выбору учащегося.


Эвристическая беседа

Фронтальная

Воспринимают информацию визуально и на слух, заполняют дневники.

П – намечают план действий для работы вне урока.

Р – оценивают свою работу на уроке, анализируют проблемные места и планируют дальнейшую работу.

Л – приобретают мотивацию к процессу образования; стремятся к приобретению новых знаний и умений.





Конспект урока по литературе на тему "И ты, береза, словно от милой матери письмо! (по творчеству С.А. Есенина)"
  • Русский язык и литература
Описание:

Данная работа представляет урок по литературе с использованием ИКТ по творчеству С.А. Есенина в 6 классе. Урок посвящен столетию со дня написания и первой публикации стихотворения С.А. Есенина «Береза» в журнале «Мирокъ». Берёза привлекает внимание Есенина своей стройностью, белизной ствола, густым убранством кроны. Ветви - шёлковые косы, как руки меткие, зелёные серёжки. Берёза - невеста, девушка, свечка. Цвет ствола – берёзовое молоко, берёзовый ситец. Поэт любит это дерево: «милые берёзовые чащи», «Тут почти берёзке каждой ножку рад поцеловать». Он чаще всего называет дерево, используя уменьшительно–ласкательный суффикс -к-: берёзка. Поэтому обойти тему березы, этот значимый символ, который С. Есенин сам сравнивал с весточкой от матери, нельзя. Познакомившись в 5 классе с биографией Сергея Александровича Есенина, в 6 классе учащимся предлагается тесное взаимодействие с образами-символами поэта, с народностью его стихотворений, с любовью к Родине.

Автор Томалова Оксана Анатольевна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 605
Номер материала 51776
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓