Главная / Русский язык и литература / Конспект урока по литературе на тему "Драмы взрослых и детей"(5 класс)

Конспект урока по литературе на тему "Драмы взрослых и детей"(5 класс)

Предмет Литература
Класс 5
Автор УМК Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева
Тема урока Драмы взрослых и драмы детей (повесть В.Г. Короленко «В дурном обществе»)

Тип урока Комбинированный урок. Урок изучения нового материала и комплексного применения знаний, умений, навыков

Цели как деятельность учеников.

М/к: формулировать собственное мнение и учитывать мнение других, договариваться и приходить к совместному решению в группе (паре), оказывать необходимую помощь и осуществлять контроль.

На данном уроке: мы говорим о сопоставлении семьи Тыбурция и семьи судьи на материале повести.

Задачи урока:
-развивать творческие способности учащихся;

-воспитывать нравственные качества;

- научить наблюдать за развитием сюжета и поведением героев;

-прививать любовь к языку, пристальное внимание к художественному слову.

Ход урока:

Этап урока

Название используемых ИКТ

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формирование УУД и технология оценивания

I

Организационный момент

Слайд 1

Приветствие. Настрой на работу:

Для ребят звенит звонок,

Начинается урок.

Время даром не теряйте,

На вопросы отвечайте,

Дружно тему обсуждайте.

Не пройдёт ваш даром труд,

Знанья пользу принесут.



Откройте тетрадь по литературе, запишите дату.












Дети открываю тетрадь и записывают дату.


II

Формирование темы урока




















Слайд2




































Слайд3




Слайд4














Слайд 5







Слайд 6









- С прошлого урока мы стали работать с новым разделом нашего учебника.

Ответьте на следующий вопрос:

- Почему человек должен понимать, что живёт среди людей?









Но сначала проверим хорошо ли вы знаете содержание повести.

Задание. Отметьте номера правильных предложений. Проверь по эталону.

  1. (+) Тюрьма была лучшим архитектурным украшением города.

  2. (–) Замок стал противен мальчику, так как имел зловещий вид.

  3. (+) Васю и его отца разделила смерть Васиной матери.

  4. (–) Вася и Валек впервые встретились в роще.

  5. (–) Валек отказался идти в гости к Васе потому, что боялся судью.

  6. (+) Маруся очень отличалась от Сони.

  7. (+) Валек первым объяснил Васе, что его отец хороший человек.

  8. (–) Когда Маруся была голодна, Валек попросил у Васи еды для нее

  9. (+) Мясо для Валека и Маруси было редкой едой.

  10. (+) Маруся заболела осенью.

  11. (–)Вася тайком взял куклу у Сони.

  12. (+)Отец понял Васю после того, как узнал от Тыбурция правду.




Для того, чтобы раскрыть тему урока, посмотрите фильм и попробуйте сформулировать тему нашего урока.

- В чем созвучие полотен русских художников в повести Короленко?








- Как можно охарактеризовать судьбу этих взрослых и детей?

Давайте сформулируем тему урока «Драмы взрослых и драмы детей» Эпиграф на листочках



- Сформулируйте цель урока.



Человек должен осознавать многогранность жизни, понимать людей, анализировать собственные поступки, говорить о вечных ценностях, о том, что мы в ответе за других.















































Фильм под музыку «Генералы песчаных карьер»



Босые избитые ноги спящих детей, разбитые башмаки Савояра, узелки в руках нищих, печальные глаза деда Василия, лужи и холодный дождь на картине В.П.Якоби, несчастные лица маленьких нищих на полотнах Чистякова и Журавлева.)



Драма. Драма – это история конфликта человека с обществом.







Постараться понять, в чем заключаются драмы взрослых и драмы детей. Где начало этих драм? Почувствовать связи, которые образуются между взрослыми и маленькими людьми.

Регулятивные УУД

1. Самостоятельно

формулировать тему, проблему и цели урока.

2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.

Познавательные

УУД

1.Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную.

2. Пользоваться изучающим видом чтения.

3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема).

4. Пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением.

5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выбо-

рочно.

6. Осуществлять анализ и синтез.

7. Устанавливать причинно-следственные связи.

8. Строить рассуждения.

Коммуникативные

УУД

1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

3. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

4. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.

5. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра.

6. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

7. Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

8. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

Личностные результаты

1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.

2. Формирование восприятия текста, как произведения искусства.



III

Разминка.





IV

Работа с текстом.


1) Роль пейзажной зарисовки.





















Слайд 7-8

- Конечно, эта тема раскрывается на протяжении всей повести, но мы будем раскрывать ее постепенно, поэтапно.


- Обратимся к тексту. Почему, прежде чем познакомить нас с героями, автор рисует в первой главе город?

Давайте увидим Княжгородок. Возьмите карандаши и во время чтения выделите ключевые слова, рисующие город.(стр.27) от «Местечко..»

Вы хотели бы жить в таком городе? Посмотрите на иллюстрации. Почему?

Как автор сумел подчеркнуть мрачность и трагичность повести?

Подведем итог. Когда бывает пейзаж печален?

А человек печален, когда судьба его драматична.







Настраивает, готовит к восприятию, усиливает гнетущее чувство













Через пейзажную зарисовку.



Когда печален человек

Регулятивные УУД

1. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.

Познавательные

УУД

1.Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную.

2. Пользоваться изучающим видом чтения.

3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема).

4. Пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением.

5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выбо-

рочно.

6. Осуществлять анализ и синтез.

7. Устанавливать причинно-следственные связи.

8. Строить рассуждения.

Коммуникативные

УУД

1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

3. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

4. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.

5. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации.

6. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

7. Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

8. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

Личностные результаты

1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.

2. Формирование восприятия текста, как произведения искусства.




2) Драма папы Тыбурция и его детей.


Слайд 9


Слайд 10























Слайд 11











Слайд 12

- Кто живёт в развалинах старой часовни?


- Кого из проблематических натур автор считает замечательной личностью?

- Драматична ли судьба Тыбурция?

- О пане Тыбурции Короленко рассказывает много и подробно. Постараемся понять, в чем его драма. Давайте прочитаем рассказ о нём. Возьмите карандаши и во время чтения выделите ключевые слова, рисующие образ этого человека.(27-28) от «Происхождение..»

- На что прежде всего автор обратил наше внимание.


- Какой вопрос возникает у думающего читателя?

- Кто является смыслом жизни Тыбурция Драба?

- Чем они в основном занимались?



- Как изображает писатель оотношения Тыбурцием с детьми?(стр.39)от «Тыбурций тебе отец?» до «А меня не ..»


Составьте кластер «Пан Тыбурций»


- Так в чем состоит драма Тыбурция и его детей?

«…тёмная масса жалких оборванцев.. жалкие личности»


Тыбурция.
















Это умный, образованный человек: он цитирует Ксенофонта, Цицерона.

Откуда он все это знает?


Дети.


Валек - ворует, а Маруся чахнет в подземелье




Он любит детей, защищает их.






Бедность. Жизнь заставила Тыбурция, умного, образованного человека демонстрировать свои знания в кабаке перед пьяными посетителями; сын вынужден воровать; дочь чахнет в сыром подземелье.



3) Драма Васи и его отца.



Слайд 13

























Слайд 14






Слайд 15

- Рассказ о Тыбурции сопровождался портретом этого персонажа. Говоря о выражении глаз, автор подчеркнул, что в них чувствовалась "глубокая неустанная печаль". С кем из взрослых персонажей повести роднит Тыбурция эта деталь?

- Откуда у человека, занимающего солидное положение в обществе, человека состоятельного, в глазах "глубокая неустанная печаль"?

- Васин отец - судья. Какова роль судьи в обществе?



- Каково мнение о нем в городе?



- А что с этим судьей происходит дома?





Составьте кластер «Отец Васи»



- На что обрек отец своего сына?

- Что мешало Васе и отцу обрести друг друга и сломать стену, выросшую между ними?


- В чем заключается драма Васи и его отца?











- Что роднит Тыбурция с Васиным отцом?


- Чем семьи судьи и Тыбурция похожи?

- В чём их главное различие?







С Васиным отцом, судьей




Смерть любимой жены.стр.30 от «Он слишком любил её..»




Он судит людей, переступивших грань дозволенного, т.е. преступников.


Лучший человек в городе, неподкупный и справедливый судья( стр.39от «Неправда, неправда..»)

Он холоден и равнодушен к своему сыну, весь погружён в свою скорбь.стр.29 от «При виде строгого..», стр.30 от «И мало-помалу пропасть..»





На одиночество


Отсутствие тепла, любви и отцовской мудрости




В ощущении абсолютного одиночества, вызванного смертью матери. Вася хочет обрести отца, но отец постоянно отталкивает своего сына. Отец страдает из-за смерти жены. Горе Васи в отсутствии матери, непонимании со стороны отца.


Печаль, струящаяся из их глаз.


Главная проблема Тыбурция – нужда, то у судьи это – отсутствие любви, понимания между членами семьи.


V

Подведение итогов урока.








Слайд 16

- Где же берет начало драма в жизни взрослых и жизни детей в повести Короленко? В чем счастливее дети Тыбурция?

- Какое отношение к нашему наблюдению имеет эпиграф?

Как бы тяжело тебе ни было,
как бы ты низко ни пал,
верь в хорошее, доброе, светлое.

В семье, в социальной несправедливости.

Тыбурций любит своих детей, ласкает их, жалеет, заботится о них.


VI

Рефлексия.

Слайд 17




Слайд 18

- Вспомните. Какую задачу ставили на уроке?

- К какому выводу пришли.

- Как бы вы оценили свою работу на уроке? (Рука)



















Технология оценивания

«На уроке ученик сам по алгоритму самооценивания определяет свою оценку и (если требуется) отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право поправить оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её.

После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право поправить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.

АЛГОРИТМ САМООЦЕНКИ

(вопросы к ученику):

1 шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате?

2 шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?

4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)?

Какую оценку ты себе ставишь?



VIII

Домашнее задание

Слайд 19



Слайд 20

Рабочая тетрадь задание II 3, 4(стр.61-62)

Учащиеся записывают в дневники






14


Конспект урока по литературе на тему "Драмы взрослых и детей"(5 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

       Урок по теме Драмы взрослых и драмы детей(повесть В.Г. Короленко «В дурном обществе») является первым в блоке уроков по повести В.Г.Короленко «В дурном обществе». При подготовке к учебному занятию учитывались программные требования в разделе содержание и виды учебной деятельности.  Содержание программных требований основано на развитие умений объяснять роль пейзажа, портрета, противопоставления образов, причины различных отношений между родителями и детьми, характеризовать литературного героя на основании его поступков.

Автор Корнеенкова Светлана Валерьевна
Дата добавления 20.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 777
Номер материала 8675
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓