Инфоурок Литература КонспектыКонспект урока по литературе на тему "Неразрывность любви и творчества в проблематике романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита» (11 класс)" (10 класс)

Конспект урока по литературе на тему "Неразрывность любви и творчества в проблематике романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита» (11 класс)" (10 класс)

Скачать материал

МОУ СОШ с. Малета, Петровск- Забайкальский район, Забайкальский край

Учитель  русского языка и литературы Жаркая Лариса Анатольевна.

УРОК по теме:  Неразрывность любви и творчества в проблематике романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита».

Цель:  раскрыть авторскую мысль о всепобеждающей силе любви и творчества, о нравственной ответственности человека за свои поступки.

Задачи:

Обучающаяся: способствовать креативности мышления посредством творческих заданий;

Развивающая: развивать навык коллективной работы учащихся в сочетании с самостоятельной исследовательской работой;

Воспитывающая: воспитывать ответственность не только за собственные знания, но и за успешность работы всего коллектива.

Эпиграф:

Нет творчества без самоотдачи и без страдания. (Г.Лансон)

Люби дело – мастером будешь (Пословица)

Кто лучше умеет, тот и мастер (Пословица)

Я не писатель, я – мастер (М.Булгаков)

Любить – значит желать другому того, что считаешь за благо, и желать при том не ради себя, но ради того кого любишь, и стараться по возможности доставить ему это благо (Аристотель)

Ход урока.

1.Оргмомент.  Домашнее задание.

II. Вход в тему.

-Прочитайте эпиграфы  к уроку и выделите в них ключевые слова.

-Попробуйте сформулировать тему урока.

Итак, тема нашего урока  «Неразрывность любви и творчества в проблематике романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита»  (Слайд 1)

- Каковы будут задачи нашего урока?  (Слайд 2)

      Кого можно назвать настоящим писателем?

      Какую ответственность несёт творец за своё произведение?

      Что  принесла любовь главным героям произведения?

      На какие жертвы готов любящий человек?

- Поставим перед собой проблемный вопрос: как связаны в романе любовь и творчество?   (Слайд 3)    и ответим на него в ходе нашего урока.

- Итак, ребята, мы работаем  над романом  «Мастер и Маргарита».  И  исходя из темы урока  и задач мы будем говорить о соотношении таланта и бездарности, о трагической судьбе художника и о любви, как спасительной силе человека.   Кто же будут героями нашего урока?     (Слайд 4)

Начнём исследование.

- Когда впервые появляется мастер в романе? Напомните эту ситуацию.

- Какого его состояние? (Слайд 5)

- Почему выделены глаза?

- Посмотрим фрагмент фильма.  (ВИДЕО)

- На какие ключевые слова вы обратили внимание?  (Мастер и писатель)

- Проведём словарную работу.

-  Каково лексическое значение этих слов?

« Писатель – человек, который занимается литературным трудом, пишет художественные произведения»

«Мастер –человек. сведующий или искусный в своём деле»

- Являются ли они разными по значению?

- Кто в романе называет себя писателями?

(Обладатели членских билетов  МАССОЛИТа,  посетители ресторана: Рюхин, Богохульский, Штурман Жорж и др.   Их причастность к литературе рассматривается как возможность сытно и праздно жить, не обременяя себя муками творчества. Они мечтают о дачах, о  вкусной и дешёвой еде).

- Чем мастер отличается от этих писателей? Чтобы понять это, давайте обратимся к истории его жизни. Вы должны были провести исследования и построить лестницу жизни мастера. (Ответы уч-ся)

 

- Роман написан. «И я вышел в жизнь, держа его в руках, и тогда моя жизнь кончилась…»      (Слайд 6)

- Как литературный мир встретил этот роман?  (Роман не был принят к печати. Все, кто читал его, обрушились на писателя разгромными статьями. Особенно неистовствовал критик Латунский)

«…ударить крепко, ударить по пилатчине и тому богомазу, который вздумал протащить её в печать»

- Чем роман не устраивал ?         (Они сами были людьми бездарными, тема романа кажется им странной. Они сами потеряли стыд и совесть, недаром нечистая сила так жестоко расправилась с Берлиозом. Именно литераторы довели мастера до того, что он сжег свой роман.  Мастер, написавший о распятии Иисуса Христа, оказывается чужаком в писательской среде. Его современники отреклись от Бога, он им не нужен. Как и не нужен роман мастера).

- А теперь вернёмся к проблемному вопросу: Почему М.Булгаков называет своего героя МАСТЕРОМ? Что он вкладывает в это понятие?

(Главное – талант, его прозрение. Он описал событие далёкого прошлого, как будто сам побывал в нём,  прошлом. « О, как я  угадал! О, как я всё угадал!»  Слово «мастер» обозначает лицо, достигшее высокой степени в овладении каким-нибудь искусством, а также (в древности) – магистра, причастного высшей власти и тайне. Герой Булгакова может с полным правом называться мастером по двум параметрам.

Он знает себе цену и вполне осознает, что имеет право называться мастером, то есть человеком особенно сведущим или искусным в деле своем. (Даль)

- Помните выражение «Рукописи не горят…» (Слайд 6)

- Кто сказал эти слова? Что они означают?

(Если бы  даже не было рукописей, то это и не важно. Мастер помнит своё творение.  А убить талант нельзя. Рукопись сгореть не может, потому что в ней правда. Правда, которую никто не хочет видеть и знать).

- Посмотрим ещё один фрагмент и ответим на ещё один проблемный вопрос.

ВИДЕО

 

- Почему мастер заслужил покой, а не свет?  Но вначале поговорим, что

имеется ввиду под словом покой и свет?   СЛАЙД 7

ПОКОЙ – состояние тишины,отдыха, бездеятельности.

Мастер устал, отказался от борьбы и даже любви. И он заслужил покой творческий. Он необходим настрадавшимся, неприкаянным и уставшим людям. Он остается с любимой женщиной, со своим романом и героями.

Свет – лучистая энергия.  Это высшая награда. Это вера  до конца, преданность своим убеждениям, беззаветная любовь и самоотречение.

- Кто в романе заслужил свет? (Иешуа, Понтий Пилат)

- Кто  и что  спасает мастера? (Маргарита и любовь)

- Вспомните, какое определение любви даёт Булгаков в своём романе?

Настоящая, верная, вечная.

- Что понимается под определением НАСТОЯЩАЯ, ВЕРНАЯ, ВЕЧНАЯ?

СЛАЙД 8

- Какую роль любовь сыграла в судьбе мастера? Что она принесла нашим героям?  СЛАЙД 9

(не только любовь, но и  серьёзнейшие  испытания. Но эта любовь вдохнула в мастера желание жить и творить)

-На что пошла Маргарита ради любви к Мастеру?

- Только ли возлюбленной она была для мастера? (ангел – хранитель, муза - вдохновительница).

- Почему Воланд убивает Маргариту и дарует ей покой?

( Покой для Мастера и Маргариты - очищение. А очистившись, они могут прийти в мир вечного света, в царство Божие, в бессмертие. Покой просто необходим таким настрадавшимся, неприкаянным и уставшим от жизни людям, какими были Мастер и Маргарита: у Маргариты остается только ее любовь к Мастеру.  А образ Маргариты был и остается воплощением самопожертвования, ответственности, подвига, любви и верности. Недаром ей посвящают стихи, а художники рисуют картины.

 

- Вернёмся к проблемному  вопросу,  поставленному в начале урока:

Как  связаны в романе любовь и творчество,  и подведём итог.

- Итак, слова  «ЛЮБОВЬ И ТВОРЧЕСТВО» (работа в паре)

Давайте подберём какие-то слова, определения, которые показали бы неразрывность  двух этих понятий.

На примере судьбы Мастера Булгаков показывает свои мысли и свои суждения о месте творческой личности в обществе, мире, о его взаимоотношениях с властью и своей совестью. Художник не должен лгать, а если он лжёт и живёт не в ладу со своей совестью, он теряет право на творчество. А любовь  была и остаётся спасительной силой для человека.

Слайд 10.

ИТОГ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ.

-Ребята, как вы считаете, такая Любовь - выдумка писателя или она возможна в нашем мире?

- Какие уроки нравственности вы взяли для себя?

Вы стоите на пороге взрослой жизни и хочется пожелать вам:

ЧТОБЫ ВЫШЕ ЗАКОНА БЫЛО ПРОЩЕНИЕ,
ВЫШЕ НАКАЗАНИЯ - МИЛОСЕРДИЕ,
ВЫШЕ НЕНАВИСТИ - ТОЛЬКО ЛЮБОВЬ!

ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока по литературе на тему "Неразрывность любви и творчества в проблематике романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита» (11 класс)" (10 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Садовод

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Цель: раскрыть авторскую мысль о всепобеждающей силе любви и творчества, о нравственной ответственности человека за свои поступки. Задачи: Обучающаяся: способствовать креативности мышления посредством творческих заданий; Развивающая: развивать навык коллективной работы учащихся в сочетании с самостоятельной исследовательской работой; Воспитывающая: воспитывать ответственность не только за собственные знания, но и за успешность работы всего коллектива. Эпиграф: Нет творчества без самоотдачи и без страдания. (Г.Лансон) Люби дело – мастером будешь (Пословица) Кто лучше умеет, тот и мастер (Пословица) Я не писатель, я – мастер (М.Булгаков) Любить – значит желать другому того, что считаешь за благо, и желать при том не ради себя, но ради того кого любишь, и стараться по возможности доставить ему это благо (Аристотель)

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 169 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 21.10.2020 458
    • DOCX 20.7 кбайт
    • 24 скачивания
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Лапшина Валерия Андрееевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Лапшина Валерия Андрееевна
    Лапшина Валерия Андрееевна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 80060
    • Всего материалов: 228

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 130 человек из 45 регионов

Курс повышения квалификации

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

72/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 57 человек из 24 регионов
  • Этот курс уже прошли 314 человек

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Русский язык и литература")

Учитель русского языка и литературы

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 54 человека из 29 регионов
  • Этот курс уже прошли 62 человека

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и культура речи: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель русского языка и культуры речи

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 59 человек из 34 регионов
  • Этот курс уже прошли 183 человека

Мини-курс

Особенности психологической помощи детям

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 587 человек из 75 регионов
  • Этот курс уже прошли 227 человек

Мини-курс

Развитие предметно-практических действий, игровых навыков и математических представлений у детей раннего возраста

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Раннее развитие: комплексный подход к развитию и воспитанию детей от 0 до 7 лет.

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 49 человек из 24 регионов
  • Этот курс уже прошли 26 человек