Главная / Русский язык и литература / конспект урока по литературе на тему "Неразрывность любви и творчества в проблематике романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита» (11 класс)" (10 класс)

конспект урока по литературе на тему "Неразрывность любви и творчества в проблематике романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита» (11 класс)" (10 класс)

МОУ СОШ с. Малета, Петровск- Забайкальский район, Забайкальский край

Учитель русского языка и литературы Жаркая Лариса Анатольевна.

УРОК по теме: Неразрывность любви и творчества в проблематике романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита».

Цель: раскрыть авторскую мысль о всепобеждающей силе любви и творчества, о нравственной ответственности человека за свои поступки.

Задачи:

Обучающаяся: способствовать креативности мышления посредством творческих заданий;

Развивающая: развивать навык коллективной работы учащихся в сочетании с самостоятельной исследовательской работой;

Воспитывающая: воспитывать ответственность не только за собственные знания, но и за успешность работы всего коллектива.

Эпиграф:

Нет творчества без самоотдачи и без страдания. (Г.Лансон)

Люби дело – мастером будешь (Пословица)

Кто лучше умеет, тот и мастер (Пословица)

Я не писатель, я – мастер (М.Булгаков)

Любить – значит желать другому того, что считаешь за благо, и желать при том не ради себя, но ради того кого любишь, и стараться по возможности доставить ему это благо (Аристотель)

Ход урока.

1.Оргмомент. Домашнее задание.

II. Вход в тему.

-Прочитайте эпиграфы к уроку и выделите в них ключевые слова.

-Попробуйте сформулировать тему урока.

Итак, тема нашего урока «Неразрывность любви и творчества в проблематике романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита» (Слайд 1)

- Каковы будут задачи нашего урока? (Слайд 2)

  • Кого можно назвать настоящим писателем?

  • Какую ответственность несёт творец за своё произведение?

  • Что принесла любовь главным героям произведения?

  • На какие жертвы готов любящий человек?

- Поставим перед собой проблемный вопрос: как связаны в романе любовь и творчество? (Слайд 3) и ответим на него в ходе нашего урока.

- Итак, ребята, мы работаем над романом «Мастер и Маргарита». И исходя из темы урока и задач мы будем говорить о соотношении таланта и бездарности, о трагической судьбе художника и о любви, как спасительной силе человека. Кто же будут героями нашего урока? (Слайд 4)

Начнём исследование.

- Когда впервые появляется мастер в романе? Напомните эту ситуацию.

- Какого его состояние? (Слайд 5)

- Почему выделены глаза?

- Посмотрим фрагмент фильма. (ВИДЕО)

- На какие ключевые слова вы обратили внимание? (Мастер и писатель)

- Проведём словарную работу.

- Каково лексическое значение этих слов?

« Писатель – человек, который занимается литературным трудом, пишет художественные произведения»

«Мастер –человек. сведующий или искусный в своём деле»

- Являются ли они разными по значению?

- Кто в романе называет себя писателями?

(Обладатели членских билетов МАССОЛИТа, посетители ресторана: Рюхин, Богохульский, Штурман Жорж и др. Их причастность к литературе рассматривается как возможность сытно и праздно жить, не обременяя себя муками творчества. Они мечтают о дачах, о вкусной и дешёвой еде).

- Чем мастер отличается от этих писателей? Чтобы понять это, давайте обратимся к истории его жизни. Вы должны были провести исследования и построить лестницу жизни мастера. (Ответы уч-ся)



- Роман написан. «И я вышел в жизнь, держа его в руках, и тогда моя жизнь кончилась…» (Слайд 6)

- Как литературный мир встретил этот роман? (Роман не был принят к печати. Все, кто читал его, обрушились на писателя разгромными статьями. Особенно неистовствовал критик Латунский)

«…ударить крепко, ударить по пилатчине и тому богомазу, который вздумал протащить её в печать»

- Чем роман не устраивал ? (Они сами были людьми бездарными, тема романа кажется им странной. Они сами потеряли стыд и совесть, недаром нечистая сила так жестоко расправилась с Берлиозом. Именно литераторы довели мастера до того, что он сжег свой роман. Мастер, написавший о распятии Иисуса Христа, оказывается чужаком в писательской среде. Его современники отреклись от Бога, он им не нужен. Как и не нужен роман мастера).

- А теперь вернёмся к проблемному вопросу: Почему М.Булгаков называет своего героя МАСТЕРОМ? Что он вкладывает в это понятие?

(Главное – талант, его прозрение. Он описал событие далёкого прошлого, как будто сам побывал в нём, прошлом. « О, как я угадал! О, как я всё угадал!» Слово «мастер» обозначает лицо, достигшее высокой степени в овладении каким-нибудь искусством, а также (в древности) – магистра, причастного высшей власти и тайне. Герой Булгакова может с полным правом называться мастером по двум параметрам.

Он знает себе цену и вполне осознает, что имеет право называться мастером, то есть человеком особенно сведущим или искусным в деле своем. (Даль)

- Помните выражение «Рукописи не горят…» (Слайд 6)

- Кто сказал эти слова? Что они означают?

(Если бы даже не было рукописей, то это и не важно. Мастер помнит своё творение. А убить талант нельзя. Рукопись сгореть не может, потому что в ней правда. Правда, которую никто не хочет видеть и знать).

- Посмотрим ещё один фрагмент и ответим на ещё один проблемный вопрос.

ВИДЕО



- Почему мастер заслужил покой, а не свет? Но вначале поговорим, что

имеется ввиду под словом покой и свет? СЛАЙД 7

ПОКОЙ – состояние тишины,отдыха, бездеятельности.

Мастер устал, отказался от борьбы и даже любви. И он заслужил покой творческий. Он необходим настрадавшимся, неприкаянным и уставшим людям. Он остается с любимой женщиной, со своим романом и героями.

Свет – лучистая энергия. Это высшая награда. Это вера до конца, преданность своим убеждениям, беззаветная любовь и самоотречение.

- Кто в романе заслужил свет? (Иешуа, Понтий Пилат)

- Кто и что спасает мастера? (Маргарита и любовь)

- Вспомните, какое определение любви даёт Булгаков в своём романе?

Настоящая, верная, вечная.

- Что понимается под определением НАСТОЯЩАЯ, ВЕРНАЯ, ВЕЧНАЯ?

СЛАЙД 8

- Какую роль любовь сыграла в судьбе мастера? Что она принесла нашим героям? СЛАЙД 9

(не только любовь, но и серьёзнейшие испытания. Но эта любовь вдохнула в мастера желание жить и творить)

-На что пошла Маргарита ради любви к Мастеру?

- Только ли возлюбленной она была для мастера? (ангел – хранитель, муза - вдохновительница).

- Почему Воланд убивает Маргариту и дарует ей покой?

( Покой для Мастера и Маргариты - очищение. А очистившись, они могут прийти в мир вечного света, в царство Божие, в бессмертие. Покой просто необходим таким настрадавшимся, неприкаянным и уставшим от жизни людям, какими были Мастер и Маргарита: у Маргариты остается только ее любовь к Мастеру. А образ Маргариты был и остается воплощением самопожертвования, ответственности, подвига, любви и верности. Недаром ей посвящают стихи, а художники рисуют картины.



- Вернёмся к проблемному вопросу, поставленному в начале урока:

Как связаны в романе любовь и творчество, и подведём итог.

- Итак, слова «ЛЮБОВЬ И ТВОРЧЕСТВО» (работа в паре)

Давайте подберём какие-то слова, определения, которые показали бы неразрывность двух этих понятий.

На примере судьбы Мастера Булгаков показывает свои мысли и свои суждения о месте творческой личности в обществе, мире, о его взаимоотношениях с властью и своей совестью. Художник не должен лгать, а если он лжёт и живёт не в ладу со своей совестью, он теряет право на творчество. А любовь была и остаётся спасительной силой для человека.

Слайд 10.

ИТОГ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ.

-Ребята, как вы считаете, такая Любовь - выдумка писателя или она возможна в нашем мире?

- Какие уроки нравственности вы взяли для себя?

Вы стоите на пороге взрослой жизни и хочется пожелать вам:

ЧТОБЫ ВЫШЕ ЗАКОНА БЫЛО ПРОЩЕНИЕ,
ВЫШЕ НАКАЗАНИЯ - МИЛОСЕРДИЕ,
ВЫШЕ НЕНАВИСТИ - ТОЛЬКО ЛЮБОВЬ!

ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК.



конспект урока по литературе на тему "Неразрывность любви и творчества в проблематике романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита» (11 класс)" (10 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

Цель:  раскрыть авторскую мысль о всепобеждающей силе любви и творчества, о нравственной ответственности человека за свои поступки.

 

Задачи:

 

Обучающаяся: способствовать креативности мышления посредством творческих заданий;

 

Развивающая: развивать навык коллективной работы учащихся в сочетании с самостоятельной исследовательской работой;

 

Воспитывающая: воспитывать ответственность не только за собственные знания, но и за успешность работы всего коллектива.

 

Эпиграф:

 

Нет творчества без самоотдачи и без страдания. (Г.Лансон)

 

Люби дело – мастером будешь (Пословица)

 

Кто лучше умеет, тот и мастер (Пословица)

 

Я не писатель, я – мастер (М.Булгаков)

 

Любить – значит желать другому того, что считаешь за благо, и желать при том не ради себя, но ради того кого любишь, и стараться по возможности доставить ему это благо (Аристотель)

 

Автор Жаркая Лариса Анатольевна
Дата добавления 14.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 1844
Номер материала 53997
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓