Главная / Русский язык и литература / Конспект урока по литературе на тему: «Это всё – о России» (Блок). Тема Родины в творчестве Блока. (11 класс)

Конспект урока по литературе на тему: «Это всё – о России» (Блок). Тема Родины в творчестве Блока. (11 класс)


Тема: «Это всё – о России» (Блок). Тема Родины в творчестве Блока.


Оборудование: портрет А.А.Блока; тексты стихотворений: «Русь», «Россия», «На поле Куликовом».


Эпиграф: …Стоит предо мной моя тема, тема о России… Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. Всё ярче сознаю, что это – первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный… А.А.Блок


Цели урока: Обучающая: показать место и значение образа Родины в творчестве Блока; выявить связь этого образа с мыслями поэта о долге художника и назначении искусства; дать возможность учащимся проявить самостоятельность, предъявить результаты продолжительной творческой работы.

Развивающая: развитие умения анализировать, синтезировать, обобщать; развивать навыки самостоятельного постижения и восприятия лирики Блока, соотнесения их со своими внутренними представлениями.

Воспитывающая: способствовать развитию интереса учащихся к творчеству поэта и его личности; воспитывать любовь к Родине, эмоциональную и интеллектуальную отзывчивость.


Ход урока:


I.Оргмомент.

Мотивационное начало урока. Сообщение темы. Целеполагание.

II.Вступительное слово учителя.

В 1911 – 1912 годах Блок переработал свои пять сборников в трёхтомное «Собрание стихотворений». С тех пор поэзия Блока существует в читательском сознании как единая «лирическая трилогия», уникальный «роман в стихах», повествующий о духовном пути поэта. Блок называл своё творчество процессом «вочеловечения». Трилогия «вочеловечения» отражает три этапа этого процесса. «Теза» первого с поклонением идеалу противопоставлена «антитезе» второго, с разгулом стихии реального мира и утратой идеала. На третьем этапе происходит «синтез» — обретение новых положительных ценностей. Собирательным образом всех утраченных ценностей становится Родина. Поэт охвачен тревогой за её судьбу, возвращает себе способность чувствовать. Мир человеческой жизни соотносится с миром высшей гармонии, которая мыслится как некая музыкальная цивилизация, сталкивающаяся с «безмузыкальной» буржуазной цивилизацией. Блок стремится проникнуть за внешнюю оболочку видимого мира и интуитивно постигнуть его глубинную сущность, его незримую тайну.

«Русь» — одно из первых посвящённых Родине стихотворений – появилась в 1906 году и вошла во вторую книгу лирики Блока. «Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. Всё ярче сознаю, что это – первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный. К нему-то я подхожу давно, с начала своей сознательной жизни, и знаю, что путь мой в основном своём устремлении – как стрела, прямой…», - писал поэт.

III. Выступление первой группы. Выразительное чтение наизусть и анализ стихотворения «Русь».

Задача: проследить, как же создаётся образ Родины Блоком, выявить основные мотивы, символы и другие образы, особенность поэтического строя блоковской лирики.


Задание для учащихся класса: по ходу чтения и анализа стихотворения делать записи в своих тетрадях.

Вопросы и задания для анализа (записаны на доске):

Какие образы вы увидели в прочитанном стихотворении?

2. Найти изобразительно-выразительные средства, определить их роль в создании этих образов.

3. Каковы мотив, поэтическая идея стихотворения?

4. Какие чувства вызвало у вас прочитанное стихотворение?.

IV. Слово учителя.

Вариативное повторение первой строфы как запева в конце стихотворения – ударная нота.

Дремлю – и за дремотой тайна,

И в тайне почивает Русь,

Она и в снах необычайна.

Её одежды не коснусь.


Поэт настаивает на интуитивном постижении тайны народного духа, духа Руси, которым она жива. Очень созвучны блоковскому восприятию Руси картины М.Врубеля «Царевна – Лебедь», «Пан», «Сирень», «Лебедь», «К ночи».

V. Выступление второй группы.

Задача: определить, какую роль играет цвет в поэзии Блока, что объединяет лирику поэта с произведениями русского художника.

Задание: найти символические образы, богатый ассоциативный ряд, возможность многообразного прочтения полотна. Рассмотреть картины художника и ответить на вопрос: Чем они созвучны поэзии Блока? Прочитать статью А.А.Блока «Памяти Врубеля», подготовить сообщение на тему «Блок и Врубель о Родине».

VI. Слово учителя.

В третьей книге лирики теме России посвящён целый раздел «Родина» (1907 – 1916). В 2010 году наша страна отмечала 630 лет со дня Куликовской битвы.

Битва на Куликовом поле, в районе рек Дона и Непрядвы, произошедшая 8 сентября 1380 года между войском золотоордынского хана Мамая и ратью московского великого князя Дмитрия Ивановича, прозванного впоследствии Донским, закончилась решительной победой русских и сыграла важную роль в освобождении Руси от монголо-татарского ига. По утверждению Блока, Куликовская битва принадлежала к «символическим событиям русской истории», которым «суждено возвращение». Символика Куликовской битвы занимает видное место в кругу размышлений Блока о судьбах современной ему России – о свержении «татарского ига» царизма, о близящейся революции, о взаимоотношениях народа и интеллигенции.

VII. Выступление третьей группы. Выразительное чтение наизусть стихотворения «На поле Куликовом» и его анализ.

VIII. Слово учителя.

К 1908 году относится и стихотворение «Россия», во многом программное – и в смысле темы, и в плане поэтики символизма. Читая его, мы отчётливо видим перекличку со стихотворением «Русь», только здесь стилизация под народную песню и сказку уступила другим символам, наполненным реалистическим содержанием.

IX. Выступление четвёртой группы. Выразительное чтение наизусть и анализ стихотворения «Россия».

X. Подведение итогов урока.


Блок создал неповторимый лирический образ России. По словам В.Жирмунского, «от своих предшественников Блок отличался тем, что к судьбе Росси он подходит не как мыслитель – с отвлечённой идеей, а как поэт – с интимной любовью». Родина для него – надежда и утешение. Россия предстаёт как загадочная стихия, как страна громадной, ещё не выявленной мощи и энергии. С ней «и невозможное возможно», она ведёт на «вечный бой», указывает путь вперёд, в будущее. Блок возвращается к идеалу поэта – гражданина, осознающего свою великую ответственность за судьбу Родины и народа. «Этой теме я сознательно посвящаю жизнь… Ведь здесь – жизнь или смерть, счастье или погибель», — написал Блок в 1908 году.

Какой след в душе оставила лирика Блока?

Что нового вы узнали о личности поэта и о его лирике?

Было ли занятие полезным?

Как бы вы хотели организовать уроки по изучению лирики того или иного поэта? Ваши пожелания.

XI. Оценивание.


Оценку работы групп дают сами учащиеся. Отмечают положительные стороны работы, указывают на недостатки и пути их устранения.


XII. Домашнее задание:


1. Прочитать и проанализировать другие стихотворения, посвящённые России: «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?» (1910) и др.



Конспект урока по литературе на тему: «Это всё – о России» (Блок). Тема Родины в творчестве Блока. (11 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

Тема: «Это всё – о России» (Блок). Тема Родины в творчестве Блока.

Оборудование: портрет А.А.Блока; тексты стихотворений: «Русь», «Россия», «На поле Куликовом».

Эпиграф: …Стоит предо мной моя тема, тема о России… Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. Всё ярче сознаю, что это – первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный… А.А.Блок

Цели урока: Обучающая: показать место и значение образа Родины в творчестве Блока; выявить связь этого образа с мыслями поэта о долге художника и назначении искусства; дать возможность учащимся проявить самостоятельность, предъявить результаты продолжительной творческой работы.

Развивающая: развитие умения анализировать, синтезировать, обобщать; развивать навыки самостоятельного постижения и восприятия лирики Блока, соотнесения их со своими внутренними представлениями.

Воспитывающая: способствовать развитию интереса учащихся к творчеству поэта и его личности; воспитывать любовь к Родине, эмоциональную и интеллектуальную отзывчивость.

Автор Гимазова Файруза Рашитовна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 2201
Номер материала 27923
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓