Главная / Русский язык и литература / конспект урока по литературе на тему "Духовные искания Андрея Болконского: поиски смысла жизни" (10 класс)

конспект урока по литературе на тему "Духовные искания Андрея Болконского: поиски смысла жизни" (10 класс)

МОУ СОШ с. Малета, Петровск- Забайкальский район Забайкальский край

Учитель русского языка и литературы Жаркая Лариса Анатольевна.

Тема урока: « Духовные искания Андрея Болконского: поиски смысла жизни».

Цель: раскрыть психологический процесс становления человеческой личности и её совершенствование через образ главного героя романа «Война и мир» князя Андрея Болконского.

Задачи:

Обучающие:

-формировать умения оценки и анализа художественного произведения, умения свободно высказывать свои суждения, аргументировать свой ответ;

-развивать эмоциональное восприятие учащихся, активизировать художественно-эстетические потребности детей.

Развивающие:

-способствовать формированию умения планировать собственную деятельность;

-формировать умения осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации

Воспитывающие (достижение личностных результатов)

- формировать представления о нравственных ценностях;
- воспитывать любовь к художественной литературе.

Тип урока: эвристическая беседа с элементами поисковой, исследовательской деятельности.

Методические приёмы: поисковый, исследовательский, эвристический, сопоставительный.

Формы работы: индивидуальный, коллективный, в паре.

Эпиграфы.

Истинное назначение человека – жить, а не существовать. Д.Лондон

В чём смысл жизни? Служить другим и делать добро. Аристотель.

Смысл жизни в том, чтобы достигнуть совершенства. Р.Бах.

Единственный смысл жизни человека – это совершенствование своей основы. Л.Толстой





Ход урока.

1.Оргмомент.

Доброе утро! Ребята, мы с вами сегодня будем работать в не совсем обычной ситуации. Поэтому мне хочется пожелать нам всем удачи, хорошего настроения и настроя, и я верю, что у нас с вами всё получится. Улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи. Спасибо!

2.Слово учителя.

-- Мы часто говорим или слышим такую фразу: «Жизнь прожить – не поле перейти». Как вы понимаете смысл этой пословицы? (ответы учащихся)

Великий писатель Л.Н.Толстой считал, что жизнь, истинная, честная и живая человеческая жизнь всегда означала вечный поиск, ошибки и падения, и рядом со всем этим неотделимо были добрые открытия, озарения и обогащённые души. Такой жизнью жил сам писатель, такой жизнью живут и герои его произведений.

Слайд №1

-- Гениальный роман гениального писателя - «Война и мир». Как вы думаете, кто из героев этого романа воплотил взгляды писателя на жизнь, полную ошибок и разочарований, взлётов и падений?

(Андрей Болконский и Пьер Безухов)

-- Действительно, А. Болконский и П.Безухов – самые любимые герои Толстого. И эти образы многогранны, объёмны и требуют нашего пристального внимания. Поэтому сегодня мы остановимся на образе одного героя, старшего по возрасту, Андрее Болконском. Он сегодня будет героем нашего урока и нам предстоит исследовать этот образ. А вот что будет темой исследования в образе Андрея Болконского, мы узнаем, прочитав эпиграфы. Ваша задача – прочитать и выделить ключевые слова, отражающие суть этого высказывания.

(выделение ключевых слов)

-- А в чём смысл жизни по-вашему? Может быть, вы своё определение дадите?

-- Какова общая тема выделенных слов, сочетаний слов?

--Попробуем сформулировать тему урока, связав выделенные слова и образ главного героя произведения.


(Тема: «Духовные искания Андрея Болконского: поиски смысла жизни»)

Слайд № 2 Запись темы урока.


-- Ребята, как вы думаете, на какой вопрос мы должны ответить в конце урока, исходя из нашей темы? (Что стало итогом жизненных исканий Андрея Болконского?)

--А чтобы ответить на этот вопрос, что нам нужно исследовать? (жизненный путь)

--Сегодня мы остановимся на самых значительных моментах жизни героя и, исследуя их, ответим на вопрос: «Что стало итогом жизненных исканий князя Андрея Болконского?»

Слайд № 4

--Где и когда автор впервые знакомит читателей с князем А.Болконским?


--Что примечательно в его внешности? На какие черты характера обращает внимание Л.Толстой? Слайд № 5


- Каким мы видим князя в начале романа? 


(это уже сложившийся человек, офицер, образован, умен, незауряден.  Он женат, известен в свете, но разочарован в  жизни. Находится в душевном кризисе: «Эта жизнь не по мне…». Именно с этого момента начинается сложный и мучительный путь поиска смысла жизни.


-- Что послужило для него выходом из тупика? (Он решает ехать на войну)


--  О чем мечтает Андрей? (О своем Тулоне)


Слайд №7 (мечты о славе)


(Действительно, Наполеон был кумиром того времени, и не только для Болконского.   Недаром А.С.Пушкин в «Евгении Онегине» писал: «Мы все глядим в Наполеоны…)


Князь участвует в Аустерлицком сражении.

-- Что происходит с князем на войне?

Он лежит на поле Аустерлица и открывает для себя высокое небо.


--- Что может символизировать небо?  (Небо-символ духовного обновления; это тайна, вечность.)

Слайд №8

Посмотрим фрагмент фильма.

---А что помогает ему осмыслить это небо?

-- К какому выводу приходит князь?


(« Да! Все пустое, все обман…» Андрей пришел к выводу, что правда жизни совсем проста и заключается в любви человека к дому, семье, к природе, что естественная жизнь природы и человека более важна, чем война и слава Наполеона, его кумира.)


-- И снова перед князем Андреем встает вопрос: «Что-то другое человек должен искать в жизни? Но что?»

После плена и выздоровления, князь возвращается домой в Лысые горы.

--- Какие испытания обрушиваются на него после возвращения?

--- К какому выводу приходит князь после смерти жены и рождения сына?

(Надо жить для родных, именно в горе происходит переоценка ценностей).

--- Чем он занимается?

Андрей пытается жить спокойной жизнью, заботясь о сыне, занимаясь улучшением жизни своих крепостных. Триста человек он сделал вольными хлебопашцами, остальным заменил барщину оброком. Эти гуманные меры говорят нам о передовых взглядах князя.

-- Но могла ли деятельная натура князя Андрея ограничиться этим?  Каково его душевное состояние?

(Нет, преобразования не могут полностью занять его ум и сердце, и Андрей Болконский по-прежнему находится в депрессии)

-- Начинаются новые поиски смысла жизни, и главным событием на этом пути явилась встреча с Пьером на пароме и разговор с ним о смысле жизни.

Посмотрим фрагмент фильма.

--Какие ключевые слова произносит Пьер?  («Надо жить, надо любить, надо верить….»)


-- Как эти слова повлияли на Андрея? 


(Слова указали Андрею путь к счастью. Пьер подействовал на Андрея не примером своих дел, а своим энтузиазмом, жизненной энергией. Но сначала мысль, что он может вернуться к новой жизни, любви, деятельности, была неприятна ему.


---И об этом говорит такой эпизод, как встреча с дубом по дороге в Отрадное.


Посмотрим фрагмент фильма.


-- Что думал герой в это время?


( он искренне убеждён, что «ему начинать ничего… не надо, что он должен доживать свою жизнь, не делая зла, не тревожась и ничего не желая» . Он видел, дуб этот «не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца».

---Но так ли это? Чьи это мысли?


Болконский старается приписать дубу мысли, одолевающие его самого: «Весна, любовь и счастие!.. И как не надоест вам один и тот же глупый, бессмысленный обман!»).


---Какие ещё события повлияли на возрождение к жизни Андрея Болконского? (Любовь к Наташе)

--Как складывались их отношения?

( Он был поражен жизнелюбием Наташи. Андрей завидует ее   умению быть счастливой. И после этой встречи Андрей по-иному смотрит на жизнь.)


--- И вот спустя 2 дня возвращается в своё имение и снова встречает ..дуб?


--Что он видит?


Посмотрим фрагмент фильма.


--- К какому выводу приходит князь А.Болконский?


(Князь Андрей понял, что жизнь не кончена и нужно сделать так, чтобы она шла не для него одного, а отражалась на всех).

--- Как меняется жизнь Андрея после встречи с Наташей и дубом? 

Чем он занимается?


(Князь Андрей теперь пытается найти смысл жизни в любви, общественной деятельности. Он в Петербурге. Встречи с Аракчеевым, Сперанским, работа по составлению новых законов, улучшающих жизнь народа. Он любит Наташу Ростову. Но это счастье оказалось кратковременным. Андрей разочаровывается в Сперанском. Рушится мечта о личном счастье. Он не смог простить измены Наташе. Опять тупик, опять разочарование.)


--- Что выводит князя из духовного кризиса? Какое событие? (Война 1812 года) Слайд № 9


--- Что теперь становится высочайшей целью жизни князя Андрея?


Высочайшей целью для князя Андрея становится защита Родины от врага. Грозные события 1812 года, опасность, нависшая над Родиной, возвращают его к жизни. Он формирует на собственные деньги полк, добровольно отправляется на войну, отказавшись от службы в штабе, считая своим долгом быть вместе с солдатами. Князь очень предан полку, Солдаты любят его, гордятся им.


Князь накануне Бородинского сражения.

-- Чем закончилось Бородинское сражение для князя Андрея? Что мы узнаем о нем в финале романа?


(Бородинское сражение, кровь и страдания людей, увиденные им, вид раненого Курагина, у которого отнимают ногу, - все это окончательно вернет его к мысли о прощении, к желанию «быть вполне хорошим», к стремлению жить для людей: «Князь Андрей вспомнил все, и восторженная жалость и любовь к этому человеку наполнили его счастливое сердце. Князь Андрей не мог удерживаться более и заплакал нежными, любовными слезами над людьми, над собой и над своими заблуждениями


ВИДЕО - СМЕРТЬ КНЯЗЯ


--Ранение оказалось смертельным. Скажите, с какими мыслями умер князь?


«Сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам - да, та любовь, которую проповедовал Бог на земле... и которой я не понимал».



---Ребята, давайте ещё раз посмотрим на этапы жизни А.Болконского и отметим взлёты и падения героя. А теперь соединим их и посмотрим, что у нас получилось? (кривая) слайд № 10

--О чём это говорит?

Таким образом, судьба Андрея Болконского - сложный путь нравственных потерь и открытий. Важно, что на этом пути он сохранил истинное человеческое достоинство, не случайно Кутузов скажет герою: «Ваша дорога - дорога чести». Безусловно, Толстому по душе неординарные люди, подобные князю Болконскому, люди, старающиеся жить небесполезно, творя любовь и добро. Действительно, Жизнь прожить - не поле перейти!

-- Вернемся к проблемному вопросу: «Что стало итогом жизненных исканий князя Андрея?» Мы ответили на него?


--Как вы думаете, почему погибает Андрей Болконский тогда, когда он понимает, для чего жить, как жить?


Может быть, он хотел бы выжить. Но он не хотел этого. Он не хотел жизни любой ценой. И открывшуюся истину он засвидетельствовал своей смертью, сохранил человеческое достоинство, выбрав дорогу чести. Прав ли он? Трудно сказать. Ведь мы с вами тоже в поисках истины. Также страдаем и мучаемся, радуемся и огорчаемся, чего-то ищем, меняемся, совершенствуемся. Сложно за один урок дать однозначный ответ, да и его, наверное, и не будет. Наверное, в течение всей нашей жизни мы получаем какой-либо ответ, положительный или отрицательный.


Работа в паре «Творческое задание»


-- Ребята, посмотрите на слайд, на нём изображены три предмета: цветы, ваза, свеча. Что из них вы соотнесете с образом князя Андрея? (Ребята работают в паре, затем заслушиваются  их ответы)  


Запись Д\З. слайд №11    Домашнее задание: сочинение-рассуждение « В чём смысл жизни человека?»

                                                                     

Рефлексия.

-- М.Горький назвал уроки литературы «уроками нравственного прозрения». -- Что вы, ребята, взяли для себя из этого урока? Что было для вас

« нравственным прозрением»?


-- Максимилиан Волошин, поэт начала ХХ века, сказал: «У каждого человека свой посох: бери его и иди».   Андрей Болконский выбрал свой посох, свой путь: путь чести, добра, верности данному слову.

Сейчас прозвенит звонок. Вы уйдете с моего урока. Но хочется верить, что вы, ребята, будете помнить этот урок, и каждый из вас найдет « достойный  посох» и честно пройдет с ним по жизни.

Вы стоите на пороге взрослой жизни, и хочется пожелать вам:

ЧТОБЫ ВЫШЕ ЗАКОНА БЫЛО ПРОЩЕНИЕ,
ВЫШЕ НАКАЗАНИЯ - МИЛОСЕРДИЕ,
ВЫШЕ НЕНАВИСТИ - ТОЛЬКО ЛЮБОВЬ!


Оценивание работы учащихся на уроке









8


конспект урока по литературе на тему "Духовные искания Андрея Болконского: поиски смысла жизни" (10 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

Цель: раскрыть психологический процесс становления человеческой личности и её совершенствование через образ главного героя романа «Война и мир» князя Андрея Болконского.

 

Задачи:

 

Обучающие:

 

-формировать умения оценки и анализа художественного произведения, умения свободно высказывать свои суждения, аргументировать свой ответ;

 

-развивать эмоциональное восприятие учащихся, активизировать художественно-эстетические потребности детей.

 

Развивающие:

 

-способствовать формированию умения планировать собственную деятельность;

 

-формировать умения осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации

 

Воспитывающие  (достижение личностных результатов)

 

- формировать  представления о нравственных ценностях;
- воспитывать  любовь к художественной литературе.

 

Тип урока: эвристическая беседа с элементами поисковой, исследовательской деятельности.

 

Методические приёмы: поисковый, исследовательский, эвристический, сопоставительный.

 

Формы работы: индивидуальный, коллективный, в паре.

 

Автор Жаркая Лариса Анатольевна
Дата добавления 14.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 4499
Номер материала 53995
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓