Инфоурок Литература КонспектыКонспект урока по литературе на тему "Ася как образ тургеневской девушки"

Конспект урока по литературе на тему "Ася как образ тургеневской девушки"

Скачать материал

 

Урок

 

Тема:  «Ася как образ тургеневской девушки»

Цель: помочь учащимся понять идейное и художественное содержание повести, роль образа Аси в нем; совершенствовать умения аналитического чтения, интерпретация художественного текста, навыки характеристики героя, определение актуальности произведения для читателей разных поколений; раскрыть смысл понятия «тургеневская девушка»; развивать логическое, образное и ассоциативное мышление, наблюдательность; воспитывать эстетическое восприятие любви, искренность, гуманизм.

Оборудование: портрет И.С. Тургенева; иллюстрации к повести художников В. Зельдес, К.Климентьева, иллюстрации реки Рейн, опорная схема на экране(доске), мультимедийные средства, музыкальная заставка к физминутке.

Тип урока: урок получения новых знаний, формирование и совершенствования навыков и умений с элементами практикума.

ХОД УРОКА

I.      Организационный этап

II.  Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности

Беседа

 

Все начинается с любви...

Твердят:

"Вначале

            было

                          слово..." 

А я провозглашаю снова: 

Все начинается с любви!.. 

 

Все начинается с любви: 

и озаренье,        

и работа, 

глаза цветов, 

глаза ребенка -- 

все начинается с любви. 

 

Все начинается с любви, 

С любви! 

Я это точно знаю. 



Все,        

даже ненависть -- 

родная и

вечная 

сестра любви

 

 

Все начинается с любви: 

мечта и страх, 

вино и порох. 

Трагедия, 

       тоска

             и подвиг -- 

все начинается с любви... 


Весна шепнет тебе: 

                            "Живи..." 

И ты от шепота качнешься. 

И выпрямишься. 

И начнешься. 

Все начинается с любви!

 

 

 

·        Почему урок, посвященный повести И.С. Тургенева «Ася», я начала с этих стихотворных строк?

·        Да, главное в повести – любовь. Составьте ассоциативный ряд к слову, обозначающему это чувство, используя только имена прилагательные. (Серьезное, строгое, сокровенное, важное, теплое, яркое, возвышенное, пламенное, страстное, главное, вечное, верное, единственное, молчаливое, поэтичное, драматичное и т.п.)

·        Любовь – это, наверное, самое загадочное из всех человеческих чувств. Видите, какие у вас разные ассоциации возникли к нему. Тургенев воспринимал рождение этого вечно юного чувства, как, пожалуй, один из немногих писателей, с особым поэтическим трепетом. Его героини очень серьезно относятся к любви. Их волнуют важные жизненные вопросы. Как справиться с сердечной болезнью, как одолеть печаль? Что такое безответная любовь? Как первой сказать «люблю» человеку, в котором ты не совсем уверена? Как перенести страдания отвергнутой любви и оскорбленного чувства? И вообще, как совершается это таинство любви, как происходит чудо: мир волшебно меняется для того, кто полюбит? Краски становятся ярче, звуки отчетливее! Ведь полюбив, человек тоньше чувствует, острее видит, сердце его открывается для красоты, добра. Кто ответит на эти вопросы? Можно ли найти ответы на них в повести или вообще в произведениях Тургенева?

·        Да, ответов мы у Тургенева не найдем, но все тургеневские герои проходят «испытания любовью», своего рода проверку на жизнеспособность и благородство. Любящий человек, по мнению Тургенева, прекрасен, духовно окрылен. Один из исследователей творчества И.С. Тургенева, П. Анненков, писал, что повести и рассказы Тургенева объединяет одна черта – со всех есть «психологическая загадка». Вот нас и предстоит сегодня начать разгадывать эту психологическую загадку, попробовать понять, как писатель открывает тайну душевных переживаний героев, проследить, как знакомство Н.Н. с Гагиным перерастает в историю любви и как сможет каждый из влюбленных пройти испытания любовью. А в центре нашего сегодняшнего разговора в большей мере будет образ главной героини – Аси. Как вы думаете, почему?

 

III.            Реализация домашнего задания

Выборочное прочтение составленных на героев «досье» с одновременным их обсуждением (3-4 учащихся)

Образец «досье» на господина Н.Н. (возможна запись цитатами)

1.    Имя – господин Н.Н.

2.    Возраст – 25 лет.

3.    Происхождение – дворянин.

4.    Цель путешествия – «уехал за границу не для того, чтобы «окончить мое воспитание»,… а просто мне захотелось посмотреть на мир Божий».

 

 

 

 

5.    Место проживания – Германия, городок З., в двух верстах от Рейна.

 

6.    Чувства, переживания : любование природой, Рейном; воспоминания о некой вдове; удивление перед загадкой Гагина и Аси, странностью девушки; зарождение любви к Асе; желание разгадать загадку отношений Гагина и Аси, ошибочность представлений о них; радость от известия, что Гагин и Ася – брат и сестра; противоречивые чувства после записки Аси; малодушие, нерешительность во время свидания с Асей.

 

Образец «досье» на господина Гагина

1.      Имя – господин Гагин.

2.      Возраст – старше господина Н.Н.: приблизительно 27-28 лет.

3.      Происхождение – дворянин; владелец порядочного состояния.

4.      Цель путешествия – увезти сестру; заниматься живописью.

5.      Место проживания – Германия, за городом З., в винограднике над Рейном.

6.      Планы на будущее – посвятить себя живописи.

7.      Чувства, переживания: сожаление, что поздно взялся за ум; спокойное наблюдение за природой, людьми; ласковое, заботливое отношение к сестре; понимание «славянской распущенности»; праздность.

 

Образец «досье» на Асю

1.       Имя – Ася, как зовет ее брат Гагин; Анна – полное имя.

2.      Возраст – 17-18 лет.

3.      Происхождение –дочь дворянина и горничной; воспитание домашнее и обучение в пансионе.

4.      Цель путешествия – по решению брата.

5.      Место проживания – Германия, за городом З., в винограднике над Рейном.

6.      Планы на будущее – посвятить себя живописи.

7.      Чувства, переживания: странное поведение, вызванное ощущением необычности положения; переживания, связанные с зарождающейся любовью; горячность, переменчивость в настроении и т.п.

 

IV.            Работа над темой урока

1.     Аналитически-поисковая беседа

·         Итак, настоящее имя героини – Анна, а брат называет ее Асей. Вдумайтесь в значение имен: Анна – грация, миловидность, а Ася, производное от Анастасия, - рожденное заново. Почему же автор миловидную, грациозную Анну упорно называет Асей? Когда же происходит ее рождение заново? Оставим этот вопрос открытым, но одна особенность уже определена: смысл названия повести, у Тургенева оно всегда очень значимо.

·         Уточните, где начинается история? Какое это имеет значение? (История начинается на берегу Рейна. Главный герой сидит на каменной скамье, возле которой стоит статуя Мадонны. Символично ее описание: Н.Н. видит сквозь

 

 

 

 

вести ясеня «печальный» лик «маленькой Мадонны с почти детским лицом и красным сердцем на груди, пронзенным мечами…». «Почти детские щеки» и «грациозное», но еще вполне развившееся сложение отметил Н.Н. и в облике Аси в тот момент знакомства с девушкой. «Статуйка Мадонны» вновь возникает в контексте с Асей в восьмой главе повести, где девушка впервые косвенно обнаружила свое чувство к Н.Н., вдруг подав ему при расставании руку. Наконец, «маленькая Мадонна», «все так же печально» выглядывающая из темной зелени старого ясеня, появится в концовке событийной части произведения после получения героем последней «маленькой записки» Аси со словами «Прощайте навсегда!». )

·               Проанализируйте портрет героини, постарайтесь выявить важную тургеневскую особенность: использование ключевого слова, которое играет свою роль в повествовании. (В портрете Аси это слова «что-то особенное», подтверждающиеся затем «черными, светлыми» глазами.)

·               Какова же Ася? Правда ли, она странная? В чем же ее странность? («Кудри на глаза падали», смех, поведение в первую ночь знакомства)

·               Вспомните ночь знакомства Н.Н. с Гагиным, попытайтесь нарисовать картину этой лунной ночи словесно (река, таинственный блеск, пахучий воздух, звуки вальса, а над всем этим – лунный серебряный столб через всю реку.) Почему только Ася увидела, что лодка разбила лунный столб на Рейне? Как следует понимать эту художественную деталь? (Разбитый лунный столб – это символ, который предвещает разбитую мечту Аси о любви, о полете. Это также символ разбитой жизни главных героев.)

·               Обратите внимание на то, когда Н.Н. начинает восхищаться природой. (Когда появляется Ася в главе четвертой.)

 

Промежуточный вывод.  Ася как бы освещает все вокруг, с ней чувствуется живее, слышится звонче, человек становится счастливее.

 

·        Понимает ли господин Н.Н., что Ася не пройдет мимо него в этой жизни? На основании чего он делает такой вывод? Почему, возвращаясь от Гагиных, он вспоминает Россию (глава IV)? Что есть русского в Асе? (Она смела, красива, стройна, безрассудна.)

·        Почему господину Н.Н. стало «чего-то жаль», когда в пятой главе он увидел Асю «совершенно русскою»? Чего? (Ему стало не хватать того, что раньше раздражало: Асиной неестественности, то есть светского, понятного поведения, которое свидетельствовало о том, что Ася неравнодушна к нему.)

·        Как формировался характер Аси? Обратите внимание на ее детство, определите, что передалось героине от матери? На что часто жаловалась начальница пансионата? («Не хотела подойти под общий уровень».)

 

 

 

 

·        Какие изменения произошли в девушке после встречи с господином Н.Н.?

·        Что привлекло господина Н.Н. в Асе? («Все существо ее стремилось к правде, ее душа мне нравилась».)

·        Проанализируйте первый разговор господина Н.Н. и Аси (глава IX). Какова интонация первого задушевного разговора? (Светлая, но печальная)

·        Почему возникает такое настроение? Ведь, казалось бы, тропинка друг к другу не найдена. Обратите внимание на художественные детали: цвет и свет, слова, которые произносят герои. Найдите ключевой образ. (Ключевой образ – образ летящей птицы)

 

Промежуточный вывод.  Задушевным этот разговор является лишь для Аси: именно она открывает душу, а не герой. Он не испытывает того, что чувствует Ася, не понимает, почему, цитируя Пушкина, Ася заменяет слово «нянею» на слово «матерью». Видно, что эти два человека не предназначены судьбою друг для друга.

 

·        Проанализируйте сцену разрыва (глава XVI). Каковы цвет и свет в ней? Что и как говорят герои? Почему Ася на свидании «словно мертвая птица», ведь она надеется на любовь? (Этот ключевой образ птицы помогает понять основную мысль писателя: не судьба! Ася убегает, понимая, что любовь не будет иметь продолжения. На протяжении всей повести автор подводит нас к этому выводу через художественные детали, подчеркивающие несоответствие мироощущения Аси и господина Н.Н.)

 

Сопоставление

Он

Она

Веселый

Любуется

Вошел

Не думал ни о чем

Ему очень хорошо

смеется

 

Печальная

Боится

Хочет бежать

О многом думала

Мысль о смерти

Дает клятву

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

·        Почему Гагин убежден, что свадьбы не будет? (Гагин видит, что Н.Н. ступает по правилам, а любовь правил не терпит. Кроме того, господин Н.Н. – человек, воспитанный обществом, он не решится пойти против этого общества.)

Промежуточный вывод. Любовь – это нарушение всех правил, буря чувств, лунный свет и лунный столб, который разбил Н.Н. Разбил -  и Аси нет! А кто есть? Вспомним: после разрыва Ася не появляется, мы ее не видим. Почему? А потому ,что родилась новая женщина – Анна Николаевна, которая уже не будет смотреть на мир «светлыми черными глазами», не будет «наклоняться с забавной нежностью», не будет «смеяться тихим легким смехом», не будет мечтать о полете. Да. В ней останется миловидная грация (Анна), но Аси уже не будет.

 

2.    Составление опорной схемы «Становление характера Аси» на мультимедийной доске

Становление характера Аси

 

10. Ася не прежняя девочка – она сильная натура, собирает все свои силы и порывает с Н.Н.

9.Узнав о невозможности любви с Н.Н., рыдает и выбегает из комнаты

8.Узнает, что любовь ее безответна, и просит брата увезти ее, пока она не умерла

7.Стала тихой, грустной, молчаливой, лицо приобрело озабоченный вид

6.Не позволяет себе ни одной детской выходки (даже смеяться стала меньше)

5.Превращение кокетливой девчонки в простую девушку

4.В поведении появляется напряженность и наигранность (глупые шалости)

3.Переход от осторожности к общению с Н.Н. Перестает остерегаться

2.Осторожность и боязнь по отношению к Н.Н.

1.Свободна и независима при знакомстве с господином Н.Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V.   Подведение итогов урока. Рефлексия

Обобщающе-рефлективная беседа

 

·        Что же характерно для Аси как обобщенного образа «тургеневской девушки»?

Возможные ответы учащихся

·        Душа, которую невозможно не полюбить.

·        Нежность, способность на искренние сильные чувства, отсутствие искусственности, фальши, кокетства.

·        Устремленность в будущее.

·        Сильный характер, готовность к самопожертвованию.

·        Активность и самостоятельность в решении своей судьбы.

·        Строгое отношение к жизни и предчувствие неизбежности возмездия за стремление к личному счастью.

 

 

VI.Домашнее задание

1.      Дочитать повесть до конца (главы XVII, XVIII, XIX. XXI. XXII).

2.      Подготовить план для устной характеристики господина Н.Н. и цитатный материал.

3.      Подбор материала к сочинению на тему «Тургеневская девушка»

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока по литературе на тему "Ася как образ тургеневской девушки""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Флорист

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 267 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Презентация по литературе к сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил"
  • Учебник: «Литература (в 2 частях)», Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И.
  • Тема: Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил
  • 29.12.2020
  • 677
  • 17
«Литература (в 2 частях)», Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И.
Урок литературы по теме "ИА.С.Грибоедов "Молодое поколение и представители «века минувшего». (9 класс)
  • Учебник: «Литература (в 2 частях)», Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Збарский И.С. и др./ Под ред. Коровиной В.Я.
  • Тема: А. С. Грибоедов
  • 29.12.2020
  • 819
  • 7
«Литература (в 2 частях)», Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Збарский И.С. и др./ Под ред. Коровиной В.Я.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 07.05.2020 4902
    • DOCX 79 кбайт
    • 412 скачиваний
    • Рейтинг: 5 из 5
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Курлович Ольга Дмитриевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Курлович Ольга Дмитриевна
    Курлович Ольга Дмитриевна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 82794
    • Всего материалов: 237

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 120 человек из 43 регионов

Курс повышения квалификации

Теория и методика преподавания родного (русского) языка и родной литературы

72/144/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 31 человек из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 199 человек

Курс повышения квалификации

Особенности преподавания родного (русского) языка и родной литературы в образовательной организации

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 148 человек

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы методики преподавания русского языка в условиях реализации ФГОС

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 139 человек из 50 регионов
  • Этот курс уже прошли 478 человек

Мини-курс

Патологии нервной системы у детей: от перинатального периода до нарушений поведения

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 38 человек из 24 регионов
  • Этот курс уже прошли 24 человека

Мини-курс

Классики и современники: литературные портреты и психология творчества

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 23 человека из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 14 человек

Мини-курс

Маркетплейсы: организационные, правовые и экономические аспекты

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе