УРОК 30. СТИХОТВОРЕНИЯ В
ПРОЗЕ. «РУССКИЙ ЯЗЫК», «БЛИЗНЕЦЫ», «ДВА БОГАЧА»
ЦЕЛИ:
ПОДЧЕРКНУТЬ ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА; ВЫЯВИТЬ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ;
ОПРЕДЕЛИТЬ ИХ ТЕМЫ, РОЛЬ В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОБУЧЕНИЯ:
ПРЕДМЕТНЫЕ:
ПОЗНАКОМЯТСЯ С ОСОБЕННОСТЯМИ ЖАНРА, ТЕМАМИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ И РОЛЬЮ В НРАВСТВЕННОМ
ВОСПИТАНИИ.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ (КРИТЕРИИ
СФОРМИРОВАННОСТИ/ОЦЕНКИ КОМПОНЕНТОВ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ – УУД):
· ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ:
ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ В СПРАВОЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ; ОТВЕЧАТЬ НА ВОПРОСЫ УЧИТЕЛЯ;
СРАВНИВАТЬ И ДЕЛАТЬ ВЫВОДЫ; НАХОДИТЬ НУЖНУЮ ИНФОРМАЦИЮ В УЧЕБНИКЕ,
РАЗЛИЧНЫХ СПРАВОЧНИКАХ, РЕСУРСАХ ИНТЕРНЕТА;
· РЕГУЛЯТИВНЫЕ:
ОВЛАДЕВАТЬ СПОСОБНОСТЯМИ ПОНИМАТЬ УЧЕБНЫЕ ЗАДАЧИ УРОКА, ОЦЕНИВАТЬ СВОИ
ДОСТИЖЕНИЯ;
· КОММУНИКАТИВНЫЕ:
ВЛАДЕТЬ УМЕНИЯМИ ПРОИЗНОСИТЬ МОНОЛОГ, ВЕСТИ ДИАЛОГ, РАБОТАТЬ ИНДИВИДУАЛЬНО И
УЧАСТВОВАТЬ В РАБОТЕ ГРУППЫ; ИСПОЛЬЗОВАТЬ РЕЧЕВЫЕ СРЕДСТВА В СООТВЕТСТВИИ С
ЗАДАЧЕЙ КОММУНИКАЦИИ ДЛЯ ВЫРАЖЕНИЯ СВОИХ ЧУВСТВ И МЫСЛЕЙ.
ЛИЧНОСТНЫЕ: ОСОЗНАВАТЬ ЭСТЕТИЧЕСКУЮ ЦЕННОСТЬ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ: ЧТЕНИЕ, АНАЛИТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА, ЧТЕНИЕ НАИЗУСТЬ.
СЦЕНАРИЙ
УРОКА
I.Беседа.
Вопросы:
·
Писатель
или поэт – это профессия?
·
Есть
ли учебное заведение, где учат « на писателей»?
·
Творческая
мастерская писателя. Как, по-вашему, организован труд писателя?
II.Работа с презентацией по биографии писателя. ( с 1 по 17 слайд)
III.Аналитическое чтение и обсуждение стихотворений в
прозе И. С. Тургенева.
1.
Знакомство с новым жанром.
-
Вспомните, что называется стихотворением?
(
Стихотворение – небольшое лирическое произведение, написанное стихами.)
- Чем
стихотворение в прозе отличается от обычного стихотворения ( слайды № 17 -20)
2. Ч
т е н и е стихотворения
в прозе «Собака» .
-
Попробуйте доказать, что это именно лирическое произведение.
( Это
произведение эмоционально и ярко передаёт мысли и чувства автора.)
Запишите в
тетради название, тему и основную мысль произведения.
(Стихотворение в
прозе «Собака» о близости u взаuмопонuмании, о единстве чувств разных существ -
человека u собаки; главное - они вместе и едины.)
- Самостоятельное чтение
про себя стихотворения в прозе «Дурак»,
чтение по частям вслух.
Если у
кого-либо из учащихся получится верно передать интонацию -дать возможность
этому ученику дочитать до конца
Беседа
- Как вы
объясните название этого стихотворения?
- Что
обеспечило дураку всеобщее признание?
- Какие
человеческие качества резко критикует автор в этом стихотворении?
- Как бы вы
назвали то чувство, которое владеет автором при рассказе о своём герое?
- Понятна ли
вам та ситуация, которая описана в этом произведении?
- Нельзя ли
последнюю фразу: « Житьё дуракам между трусами» назвать моралью произведения,
как это мы делаем в баснях?
5. Чтение
учителем стихотворения в прозе «Русский
язык».
- Как вы
понимаете начало?
(Читая
первые строки стихотворения, мы чувствуем сомнения автора, которые не оставляют
его незадолго до смерти. Тургенева мучают «тягостные» (тяжелые) раздумья о
судьбах родины. Автор обращается к русскому языку, как к живому, и признает, и
верит, что язык «поддержка его и опора», и далее (как и всегда), удивительно
ёмкие, сильные, выразительные эпитеты: «великий, могучий, правдивый». Величие,
силу русского языка подчеркивает междометие «о» - «о великий». И если язык
велик, могуч, то и народ, которому дан этот язык, велик, утверждал Тургенев.
Стихотворение «Русский язык» - это разговор писателя с русским языком,
обращение к нему, призыв, мольба быть «поддержкой» и опорой и чтобы родной язык
всегда был верен художнику, как заклинание: «о великий, могучий, правдивый и
свободный»).
3 а д
ан и е:
найдите в данном стихотворении в прозе черты лирического произведения.
(Это
стихотворение в прозе написано двусложным стихотворным размером – ямбом. Звукопись в
этом стихотворении весьма характерна: соседствуют два гласных звука - о/а,
- и/е. Кроме того, все три предложения эмоционально окрашены или
содержат риторический вопрос (2). Основная мысль передает мысли и
чувства автора.)
-
К кому еще могут быть обращены слова «великий, могучий, правдивый и свободный»?
Обоснуйте ответ.
(Эти
слова могут
быть отнесены к русскому народу. В «Записках охотника» И. С. Typгeневым
нарисованы все положительные качества русского человека - талантливость,
вольнолюбие, стремление к правде, способность к подвигу, самопожертвованию.)
-
Какие важные мысли, чувства, настроения писателя проявились в стихотворении в прозе
«Русский язык»?
(Чувства
и настроение автора меняются от трагических и грустных размышлений к восхищению языком (и
народом); от отчаяния -
к надежде на лучшее будущее России, на воплощение в жизнь тех сил, которые
сокрыты в русской душе.)
IV.Самостоятельная работа.
Учитель. Гимн беззаветной любви
звучит в стихотворении в прозе « Воробей», где автор, используя глаголы,
заканчивает произведение самой сильной фразой: «.. Он ( Воробей) ринулся
спасать, он заслонил собою своё детище..»
6.Чтение и анализ
стихотворения
в прозе «Воробей»
по данной с х е м е :
1. Тема,
основной сюжет.( « Как воробей, рискуя жизнью. Спас своего птенца»)
2. Основная
мысль. ( « Любовь сильнее смерти и страха смерти»)
3. Главный
герой.
4. Почему
это про изведение можно отнести к лирическим?
5. Средства
художественной выразительности, использованные автором.
(В
этом стихотворении в прозе рассказано о том, как маленькая птичка, воробей,
сумела, защищая своего птенца, победить огромную по сравнению с ней охотничью
собаку. Где же взяла силы эта малышка? Тургенев пишет: «Любовь сильнее
смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется
жизнь». В этих словах - главная мысль
стихотворения. Воробей - главный герой. Автор показывает
страх птички и смертельную опасность, которая над ней нависла, с помощью
ярких эпитетов: писк жалкий и отчаянный, тело маленькое, вид
взъерошенный, искаженный. Действия воробья показаны в ряде сказуемых,
передающих эмоциональное состояние: тело трепетало от ужаса, голосок одичал
и охрип, он замирал, он жертвовал собою. Собака - громадное
чудовище, у нее зубастая, раскрытая пасть. Но уходит Трезор смущенным.
Он побежден. Автор не только прямо говорит о своем отношении к птице
(благоговел), но и выражает своё отношение, подбирая особенные художественные средства: яркие эпитеты
(птица героическая), эмоционально окрашенные сказуемые
(упал камнем, замирал и др)
Можно
предложить составить простой или цитатный план этого произведения.
Например:
1. Возвращение
с охоты.
2. Собака
чует дичь.
3. Воробышек
на дороге.
4. Подвиг
старого воробья.
5. Его
ужас, трепет.
6. Сила
любви побеждает.
7. Размышления
автора по поводу увиденного.
8. Только
любовью держится жизнь.
7. К р а т к о е
сообщение о стихотворении
«Голуби».
Та же тема и в
стихотворении «Голуби». Находясь на вершине пологого холма, автор заметил, что
птицы все исчезли, даже воробьи: туча, синяя громада, надвигались. И вдруг по
синеве тучи что - то замелькало; «ни дать ни взять белый платочек или снежный
комок». «То летел со стороны деревни белый голубь» и «потонул за лесом».
«Прошло несколько мгновений... Но глядь! Уже два платка мелькают, два комочка...
два белых голубя». Буря сорвалась. «. . . под навесом крыши... рядышком сидят
два белых голубя... и чувствует каждый своим крылом крыло соседа. . .
Хорошо
им! И мне хорошо, глядя на них... Хоть я и один...один, как всегда».
- «И
мне хорошо, глядя на них...»
- Как
объяснить, чему автор рад?
(Тому,
что голуби вместе. Автора не гложет сет зависть. На душе у него стало теплее,
радостнее. Такой человек достоин счастья. И он обретет его!)
8.
Чтение и анализ стихотворения «Близнецы».
- Каких
близнецов имел автор в виду? (Настоящих близнецов и не только. Близнецами могут
быть люди внешне очень разные, но по воспитанию, по языку, по поведению, по
поступкам, по желаниям, по запросам, по отношению к людям очень похожи. И если
они начнут выяснять, кто из них лучше, кто хуже, то лучше вспомнить строчки из
басни И.А.Крылова: «Не лучше ль на себя, кума, оборотиться!».
9.
Чтение и анализ стихотворения
«Два богача».
- Зачем
написал Тургенев эти полстранички о богаче Ротшильде с его щедростью и об
убогом крестьянском семействе, точнее о мужике, «принявшем сироту-племянницу в
свой разорённый домишко»? (Ответ в заглавии. Богач, по словам Тургенева – это
тот, кто отдаёт последнее, чтобы спасти кому-нибудь жизнь. Ротшильд тоже
выделяет тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на признание старых,
но он не отдаёт последнее, не становится нищим, он по-прежнему купается в
роскоши.)
.
10. Работа
по стихотворению «Порог (сон)»
-
Прочитайте ещё одно стихотворение в прозе И. С. Тургенева - «Порог (сон)».
Беседа.
- Как вы
поняли его содержание?
- Какая
мысль заключена в названии?
- Почему у
героини нет имени?
-Как
переданы мысли и чувства автора?
- Это
стихотворение посвящено теме выбора жизненного пути.
Судя по
вопросам, которые задаются, героиня решилась идти дорогой жертвенного
бескорыстного служения людям. Название стихотворения, как и все содержание,
аллегорическое. Порог –
решение и одновременно такой коренной
перелом в
жизни, что
с прежним героиня расстается навсегда. Автор не случайно не даст героине имени, да ещё подчёркивает, что имя не
важно, раз девушка (русская
девушка) готова на безымянную жертву, если не ради славы собирается она
перешагнуть порог. Отношение автора наиболее ярко передается в последней фразе.
Ругательство «проскрежетал кто-то сзади», т. е. голос не только из прошлого, а
из того, что от стало, осталось позади. «Святая» - слышится откуда-то, наверное, из будущего. Таким
образом, по мнению автора, готовность принести себя в жертву, оставить после себя добрую
память вызовет преклонение потомков.
V.Подведение итогов урока.
В
ы в о д.
«Стихотворения в прозе» трогают поэтичностью картин, трепетностью авторского
слова.
Домашнее задание:
наизусть стихотворение в прозе « Русский язык».Индивидуальное задание:
попробуйте сами сочинить стихотворение в прозе, описав в нем, например, какое-то время суток. («Утро»,
«День», «Вечер», «Ночь»).
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.