Главная / Русский язык и литература / Конспект урока по литературе на тему "Степная Цирцея" (11 класс)

Конспект урока по литературе на тему "Степная Цирцея" (11 класс)

Конспект урока

Тема урока: «Степная Цирцея»

Класс: 11 «А»

Дата: 26. 02. 2014г

Предмет: литература

Тип урока: урок применения метапредметных и предметных знаний (применение универсальных учебных действий  в условиях решения учебных задач повышенной сложности)

Форма урока: урок-исследование

Цели урока: применение имеющихся знаний принципов анализа стихотворного художественного произведения в единстве содержания и формы для ответа на проблемный вопрос; развитие умений анализировать, выделять главное, обосновывать свои суждения; формирование эстетического вкуса.

Задачи урока: 1. познакомиться со стихотворениями «Калмычке» А. С. Пушкина и «Что предчувствовал Пушкин» Б. Сангаджиевой;

2. рассмотреть историю создания «Калмычке» Пушкина; 3. провести сопоставительный анализ

Оборудование: презентация, схема анализа лирического произведения, планшеты


Этап урока, деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

Учитель делит класс на 2 группы. Учащиеся рассаживаются.

-Сегодня мы будем работать и все вместе, и в группах. Те из вас, кто взяли желтую карточку, садятся за этот стол – вы историки

-Те, кто взяли красную, вы-лингвисты. Садитесь за соседний стол.

_Теперь я попрошу вас с помощью карточек показать, с каким настроением вы пришли сегодня на наш урок

*********

-Задания для каждой из групп будут позже. А сейчас мы начинаем…


Эпиграф: «Откуда знать ей в тишине полей,/ степной Цирцее, вдалеке от света,/ что жить и пережить столетья ей/ в послании российского поэта!» (…..)



Берут карточки, рассаживаются










Слушают, настраиваются на урок

II. Актуализация знаний

Цель этапа: познакомить учащихся с произведениями «Калмычке» А. С. Пушкина и «Что предчувствовал Пушкин» Б. Сангаджиевой

-Мы не будем пока называть автора этих строк. Об этом мы, конечно, скажем, но позже. Давайте с вами обратим внимание на собственное имя существительное в этом отрывке.

- Кто из вас знает, кто такая Цирцея?





- А как вы считаете, подходит ли определение «степная» тому образу, о котором вы сказали?

-Слыша словосочетание «степная Цирцея», кого вы представляете?

-Итак, как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

- Какие лирические произведения о калмычке вам известны?

- Совершенно верно. Образ калмычки занимал умы не только мастеров слова, но и мастеров кисти. Одним из таких мастеров является калмыцкий художник Гарри Олегович Рокчинский, который написал в 1969 г картину, посвященную путешествию Пушкина через калмыцкие степи.

- Не только Пушкин писал о калмычке. Писала об этом и поэтесса Марина Цветаева, и Ярослав Смеляков, и Александр Кушнер.

- И, конечно же, не обошли эту тему и наши народные поэты. Многие поэты Калмыкии написали свой ответ Пушкину, исходя из приведенного выше отрывка из «Путешествия в Арзрум» и данного стихотворения. Например, таковы стихи Михаила Хонинова, Алексея Балакаева и многих других. Среди них поэтесса Бося Сангаджиева со стихотворением «Что предчувствовал Пушкин?», которое так же, как и послание «Калмычке» Пушкина станет предметом нашего обсуждения.

-На ваш взгляд, какова главная цель нашего сегодняшнего урока?

-И какие же задачи мы должны решить, чтобы достичь этой цели?

-Исходя из того, что мы сказали, исходя из темы нашего урока, попробуйте сформулировать вопрос, на который мы сегодня должны ответить?



Отвечают на вопрос

После ответов учащихся на слайде демонстрируется определение и изображение Цирцеи


Рассуждают над вопросом


Дают ответ


Выделяют признак


Отвечают на вопрос, называют «Калмычке» Пушкина.





















Формулируют цель


Формулируют задачи

Формулируют проблемный вопрос


III. Проблемное объяснение нового знания (проблемный вопрос: «Почему калмычку назвали «степной Цирцеей»?)

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися, почему калмычку назвали «степной Цирцеей»?

- С чего же нам начать «открытие нового знания»? Что сначала нужно сделать, чтобы ответить на наш проблемный вопрос?

- Конечно, познакомиться с содержанием этих произведений и провести их анализ

(прослушивание аудиозаписи «Калмычке»; чтение одним из учащихся «Что предвидел Пушкин?»)




- А сейчас мы с вами разделимся на 2 группы.

- 1ая группа – «Историки»- должна будет найти информацию об истории создания стихотворения «Калмычке» Пушкина и *********. Для этого у вас на столах есть планшеты с интернетом.

- 2ая группа – «Лингвисты». Ваша задача провести анализ этих произведений по плану (*******)


- Давайте теперь послушаем, какие же выводы вы сделали.

Учитель делает вывод:

- Итак, стихотворение Пушкина «Калмычке» имеет очень интересную историю создания. С помощью изобразительно-выразительных средств ******

Говорят, что нужно прочесть эти стихотворения


Слушают




Работа в группах. Класс делится на 2 группы; «Историки» и «Лингвисты». Звучит музыка.


Работают в группах, делают заметки



Работают в группах, делают заметки


Один учащийся из группы отчитывается о своей работе





IV. Разрешение проблемной ситуации

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, ответ на проблемный вопрос

- Мы уже знаем содержание этих произведений, знаем идейно-художественное своеобразие. Осталось ответить на наш проблемный вопрос. Так почему же калмычку называют «степной Цирцеей»?

- Какими словами, строками вы можете доказать свою точку зрения?

- Почему именно Цирцея?

-Давайте теперь вернемся к нашему эпиграфу.

-Я попрошу теперь группу историков узнать, кто же автор этих строк, а группу лингвистов – найти это произведение полностью и прочитать.


Учитель рассказывает историю Д.Долинского и Боси Сангаджиевой. Д.Долинский известен как мастер поэтического перевода. Он переводил стихи поэтов Северного Кавказа, Калмыкии, Болгарии, Венгрии, Чехии. Удостоен почетных званий заслуженного работника культуры Калмыкии..

Зачитывает последний абзац:


«В приподнятом настроении, после издательства, я пришел в Союз писателей и первому же, кого я там увидел, старейшему и мудрейшему Санджи Каляевичу радостно сообщил:

Представляете, оказывается, калмычка, которая ударила когда-то Пушкина домброй, — пра-пра-прабабушка самой Боси Бадмаевны Сангаджиевой!..

Известный литератор, народный поэт Калмыкии, Каляев невозмутимо выслушал эту мою тираду, еще больше сощурил узкий разрез глаз, в которых всегда, сколько я его знал, светилась мудрость и хитреца, несколько подумал и тихо произнес:

Все верно... Но это не ее пра-пра-прабабушка, а — моя пра-пра-прабабушка!..

Рассказав об этом потом Давиду Никитичу Кугультинову и увидев, как он при этом усмехнулся, я подумал... Вы, конечно, догадываетесь, что в Калмыкии таких пра-пра-правнуков и пра-пра-правнучек, видимо, не сосчитать...»



V.Итог урока (рефлексия деятельности)

Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

- Исследование какой темы вели на уроке?

- Удалось ли нам достичь цели урока?

- Каким способом?

- Какие получили результаты?

- Чем был полезен наш сегодняшний урок?

- Оцените свою работу на уроке. Работу класса

- Дома найдите стихотворения русских поэтов, о которых я сказала вам в начале урока, посвященные калмычке: Марины Цветаевой, А. Кушнера, Е. Евтушенко


- А теперь давайте проведем еще раз работу по определению вашего настроения по окончании урока. Поднимите сейчас карточки, соответствующие вашему настроению сейчас, после урока.




Дают ответы на вопросы





Не забыть о девизе урока и толковом словаре


Анализируют работу на уроке через самооценку

Записывают домашнее задание





Конспект урока по литературе на тему "Степная Цирцея" (11 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

Тип урока: урок применения метапредметных и предметных знаний (применение универсальных учебных действий  в условиях решения учебных задач повышенной сложности)  

Форма урока: урок-исследование

Цели урока: применение имеющихся знаний принципов анализа стихотворного художественного произведения в единстве содержания и формы для ответа на проблемный вопрос; развитие умений анализировать, выделять главное, обосновывать свои суждения; формирование эстетического вкуса.

Задачи урока: 1. познакомиться со стихотворениями «Калмычке» А. С. Пушкина и «Что предчувствовал Пушкин» Б. Сангаджиевой;

2. рассмотреть историю создания «Калмычке» Пушкина;  3. провести сопоставительный анализ

 

Оборудование: презентация, схема анализа лирического произведения, планшеты

Автор Дакинова Мирослава Борисовна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 365
Номер материала 39311
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓