Учитель
делит класс на 2 группы. Учащиеся рассаживаются.
-Сегодня
мы будем работать и все вместе, и в группах. Те из вас, кто взяли желтую
карточку, садятся за этот стол – вы историки
-Те, кто
взяли красную, вы-лингвисты. Садитесь за соседний стол.
_Теперь
я попрошу вас с помощью карточек показать, с каким настроением вы пришли
сегодня на наш урок
*********
-Задания
для каждой из групп будут позже. А сейчас мы начинаем…
Эпиграф:
«Откуда знать ей в тишине полей,/ степной Цирцее, вдалеке от света,/ что жить
и пережить столетья ей/ в послании российского поэта!» (…..)
|
Берут
карточки, рассаживаются
Слушают,
настраиваются на урок
|
-Мы не
будем пока называть автора этих строк. Об этом мы, конечно, скажем, но позже.
Давайте с вами обратим внимание на собственное имя существительное в этом
отрывке.
- Кто из
вас знает, кто такая Цирцея?
- А как
вы считаете, подходит ли определение «степная» тому образу, о котором вы
сказали?
-Слыша
словосочетание «степная Цирцея», кого вы представляете?
-Итак,
как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?
- Какие
лирические произведения о калмычке вам известны?
-
Совершенно верно. Образ калмычки занимал умы не только мастеров слова, но и
мастеров кисти. Одним из таких мастеров является калмыцкий художник Гарри
Олегович Рокчинский, который написал в 1969
г картину, посвященную путешествию Пушкина через калмыцкие степи.
- Не
только Пушкин писал о калмычке. Писала об этом и поэтесса Марина Цветаева, и
Ярослав Смеляков, и Александр Кушнер.
- И,
конечно же, не обошли эту тему и наши народные поэты. Многие поэты Калмыкии
написали свой ответ Пушкину, исходя из приведенного выше отрывка из
«Путешествия в Арзрум» и данного стихотворения. Например, таковы стихи
Михаила Хонинова, Алексея Балакаева и многих других. Среди них поэтесса Бося
Сангаджиева со стихотворением «Что предчувствовал Пушкин?», которое так же,
как и послание «Калмычке» Пушкина станет предметом нашего обсуждения.
-На ваш
взгляд, какова главная цель нашего сегодняшнего урока?
-И какие
же задачи мы должны решить, чтобы достичь этой цели?
-Исходя
из того, что мы сказали, исходя из темы нашего урока, попробуйте
сформулировать вопрос, на который мы сегодня должны ответить?
|
Отвечают
на вопрос
После
ответов учащихся на слайде демонстрируется определение и изображение Цирцеи
Рассуждают
над вопросом
Дают
ответ
Выделяют
признак
Отвечают
на вопрос, называют «Калмычке» Пушкина.
Формулируют
цель
Формулируют
задачи
Формулируют
проблемный вопрос
|
-
С чего же нам начать «открытие нового знания»? Что сначала нужно сделать,
чтобы ответить на наш проблемный вопрос?
-
Конечно, познакомиться с содержанием этих произведений и провести их анализ
(прослушивание
аудиозаписи «Калмычке»; чтение одним из учащихся «Что предвидел Пушкин?»)
-
А сейчас мы с вами разделимся на 2 группы.
-
1ая группа – «Историки»- должна будет найти информацию об истории создания
стихотворения «Калмычке» Пушкина и *********. Для этого у вас на столах есть
планшеты с интернетом.
-
2ая группа – «Лингвисты». Ваша задача провести анализ этих произведений по
плану (*******)
-
Давайте теперь послушаем, какие же выводы вы сделали.
Учитель
делает вывод:
-
Итак, стихотворение Пушкина «Калмычке» имеет очень интересную историю
создания. С помощью изобразительно-выразительных средств ******
|
Говорят,
что нужно прочесть эти стихотворения
Слушают
Работа в
группах. Класс делится на 2 группы; «Историки» и «Лингвисты». Звучит музыка.
Работают
в группах, делают заметки
Работают
в группах, делают заметки
Один
учащийся из группы отчитывается о своей работе
|
-
Мы уже знаем содержание этих произведений, знаем идейно-художественное
своеобразие. Осталось ответить на наш проблемный вопрос. Так почему же калмычку
называют «степной Цирцеей»?
-
Какими словами, строками вы можете доказать свою точку зрения?
-
Почему именно Цирцея?
-Давайте
теперь вернемся к нашему эпиграфу.
-Я
попрошу теперь группу историков узнать, кто же автор этих строк, а группу
лингвистов – найти это произведение полностью и прочитать.
Учитель
рассказывает историю Д.Долинского и Боси Сангаджиевой. Д.Долинский известен
как мастер поэтического перевода. Он переводил стихи поэтов Северного
Кавказа, Калмыкии, Болгарии, Венгрии, Чехии. Удостоен почетных званий
заслуженного работника культуры Калмыкии..
Зачитывает
последний абзац:
«В
приподнятом настроении, после издательства, я пришел в Союз писателей и
первому же, кого я там увидел, старейшему и мудрейшему Санджи Каляевичу
радостно сообщил:
—
Представляете, оказывается, калмычка, которая ударила когда-то Пушкина
домброй, — пра-пра-прабабушка самой Боси Бадмаевны Сангаджиевой!..
Известный
литератор, народный поэт Калмыкии, Каляев невозмутимо выслушал эту мою
тираду, еще больше сощурил узкий разрез глаз, в которых всегда, сколько я его
знал, светилась мудрость и хитреца, несколько подумал и тихо произнес:
—
Все верно... Но это не ее пра-пра-прабабушка, а — моя пра-пра-прабабушка!..
Рассказав
об этом потом Давиду Никитичу Кугультинову и увидев, как он при этом
усмехнулся, я подумал... Вы, конечно, догадываетесь, что в Калмыкии таких
пра-пра-правнуков и пра-пра-правнучек, видимо, не сосчитать...»
|
|
-
Исследование какой темы вели на уроке?
-
Удалось ли нам достичь цели урока?
- Каким
способом?
- Какие
получили результаты?
- Чем
был полезен наш сегодняшний урок?
-
Оцените свою работу на уроке. Работу класса
- Дома
найдите стихотворения русских поэтов, о которых я сказала вам в начале урока,
посвященные калмычке: Марины Цветаевой, А. Кушнера, Е. Евтушенко
- А
теперь давайте проведем еще раз работу по определению вашего настроения по
окончании урока. Поднимите сейчас карточки, соответствующие вашему настроению
сейчас, после урока.
|
Дают
ответы на вопросы
Не
забыть о девизе урока и толковом словаре
Анализируют
работу на уроке через самооценку
Записывают
домашнее задание
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.