Главная / Русский язык и литература / конспект урока по литературе на тему "Короленко "Парадокс"

конспект урока по литературе на тему "Короленко "Парадокс"

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования

«Камышловский педагогический колледж»








Конспект урока литературы 8 класса

Парадокс в произведении В.Г.Короленко


Специальность 050301 Русский язык и литература





Практикант:

Григорьева А. А.,

студентка 5 «р» группы

Руководитель: Мартынова Е.Д.








Камышлов, 2011


Конспект урока по литературе 8 класса

по теме «Парадокс в произведении Короленко»

Цель: закрепить знания учащихся о произведении Короленко «Парадокс».

Задачи:

  1. актуализировать знания учащихся о произведении Короленко «Парадокс» посредствам игры;

  2. развить умение пообразного анализа произведений, характеризовать главных героев посредствам игры, развить мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения посредством формулирования выводов, выполнения заданий, развить мышление (словесно - логическое), память (произвольную) посредством формулирования выводов, развить речь;

  3. формировать ценностное отношение учащихся к людям-калекам.

Тип урока: закрепление изученного.

Оборудование: ноутбук, проектор, презентация.

План урока:

  1. орг. момент;

  2. закрепление изученного;

  3. подведение итогов.












Этапы урока

Время

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Орг. Момент

Закрепление изученного
























































































































Подведение итогов






1

34

























































































































5









- Здравствуйте, садитесь.
- Сегодня у нас с вами пройдет игра, в ходе которой мы закрепим изучение произведения Короленко «Парадокс». Игра заключается в следующем: мы выбираем букву и человека, которому будет адресован вопрос, выбранный учащийся отвечает на этот вопрос и выбирает следующую букву и другого учащегося. Каждый должен ответить на 2 вопроса. Так мы проверим знание текста и умение его анализировать.

- Итак, мы начинаем. Буква А.Внимание вопрос.

- Какие изречения произносил феномен, как они назывались?

- Буква Б. Какие чувства испытывает герой, когда увидел внезапно феномена – человека-паука?

- Буква В. Что выдает истинное отношение Яна к окружающему?

- Буква Г. Кого из второстепенных персонажей они там видят?


- Буква Д. Кого изображали дети, когда курили вишневую ветку?

- Буква Е. Как разворачиваются действия 3 главы.

- Буква Ё. Какой вопрос волнует и детей, и автора? Также это и идея данного произведения.

- Буква Ж. Почему глаза калеки то холодные и циничные, то подернутые внутренней болью.

- Буква З. Чем в сюжете является 2 глава?

- Буква И. Что разрушил Павел, когда пришел звать мальчиков?

- Буква Й. Почему так ведет себя феномен, какие чувства он испытывает?

- Буква К. Образ сломанного, выброшенного на помойку экипажа появление какого героя рассказа предрекает?

- Буква Л. Какова роль 4 главы в композиции рассказа?

- Буква М. Какое было у мальчиков любимое занятие?

- Буква Н. Кому отдает деньги феномен?

- Буква О. Назовите жанр произведения.

- Буква П. Чем оказался еще афоризм, сказанный мальчикам?

- Буква Р. Символом чего являлся Павел для мальчиков?

- Буква С. Сколько лет было детям?

- Буква Т. В чем его смысл и значение того, что феномен отдает деньги нищему?




- Буква У. Чье это описание: «Кинув беспокойный взгляд на соседние окна,- он быстро выходил из окна, прикрывая что-то полой халата, и исчезал за углом»?

- Буква Ф. Кто является одним из главных героев произведения.

- Буква Х. Что изменилось в детях после встречи с феноменом?


- Буква Ц. Почему так ведет себя феномен, какие чувства он испытывает?

- Буква Ч. Какой афоризм феномен сказал мальчикам?


- Буква Ш. Чем заканчивается повествование?


- Буква Щ. Почему деньги, которые кинул ему Дударев, феномен отдает нищему? Не ценит его подаяния?

- Буква Ъ. Расскажите, что мальчики видели во дворе, когда фантазировали?

- Буква Ы. Объясните смысл афоризма, произнесенного феноменом

- Буква Ь. Почему лакей Павел не мог понять смысла занятий мальчиков?

- Буква Э. Что большее, чем хлеб насущный, дает феномен детям.

- Буква Ю. Почему дети спали плохо и плакали?


- Буква Я. Какое полное имя у калеки?


- Вот и подошла к концу наша игра. Давайте подведем итог. Для чего же было написано произведение, на какой вопрос автор ищет ответ.


- Кому и какие оценки мы можем поставить?

садятся

















- Афоризмы


- Болезненное ощущение от вида этого человека, первая серьезная боль души.


- Взгляд.



- Колоритная фигура полковника Дударева, пан Уляницкий, отец, мать, «усатый Макар».

- Доктор Дударев






- «Для чего создан человек?

Каково его назначение на земле?»






- Завязка.


- Иллюзии.



- Он защищает себя от людей



- Калеки-феномена




- Развязка


- Мечтать, фантазировать


- Нищему.


- Очерк.


- Парадоксом.



- Реальности.


- Рассказчику лет 10, а брату около 8

- Яну Залусскому важно одарить нищего не только затем, чтобы сдержать слово, но и для того, чтобы ощутить свою полезность счастье дарения.

- Пан Уляницкий






- Феномен.



- Случай, произошедший с ними, заставил их проститься со сказкой, детством, заставил их повзрослеть.

- Цинизмом он закрывает свою израненную душу.

- «Человек создан для счастья, как птица для полета».

- Мальчики опять приходят в свой тихий уголок, но он им уже не интересен

- Это снисхождение. Большего калека не заслужил. Деньги, поданные без души.










- Афоризм, содержащий надежду на счастье в жизни.


- Так как они чутки ко всему происходящему, они начали чувствовать и чужую боль.

- Ян Криштоф Залуский, шляхтич - феномен из Заславского повета



- Чтобы узнать, в чем же смысл жизни, для чего создан человек, каково его место в мире.

Называют оценки.


Самоанализ урока литературы в 8 классе

Цель самоанализа – выявление собственных достижений при планировании, организации и проверки учебного занятия, также выявление проблем и их причин, возникающих на уроке, рекомендации их устранения, развитие умения анализировать собственные действия.

Урок проводился в 8 классе МОУ Скатинская СОШ 1.03.2011 года.

Тема «Парадокс в произведении Короленко»

Тип урока: закрепление изученного.

Цель: закрепить знания учащихся о произведении Короленко «Парадокс» (реализовалась на этапе закрепление изученного и подведение итогов).

Цель и задачи урока были направлены на реализацию ГОС.

Задачи урока:

  1. актуализировать знания учащихся о произведении Короленко «Парадокс» через игру (реализовался на всех этапах урока);

  2. развить умение пообразного анализа произведений, характеризовать главных героев посредствам игры, развить мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения посредством формулирования выводов, выполнения заданий, развить мышление (словесно - логическое), память (произвольную) посредством формулирования выводов, развить речь (реализовался на всех этапах урока);

  3. формировать ценностное отношение учащихся к людям-калекам (реализовалась на этапах закрепление изученного и подведение итогов).

Общие сведения об уроке: к уроку была подготовлена презентация, которая и являлась основным источником вопросов и заданий.

Количество учащихся по списку: 18.

Присутствовало:15.

Учащиеся приветствовали учителя, не было потребности тратить время на организацию класса, установления порядка и дисциплины.

Поставленная в начале урока цель была реализована посредством вытекающих из нее задач. Содержание урока было подобрано в соответствии с учебной программой. Данный урок являлся итоговым по творчеству Короленко. Связь данного урока с предыдущим в том, что продолжалось изучение произведения В. Г. Короленко, поэтому целесообразно было повторить основные характеристики произведения Короленко.

Структура урока соответствует типу урока.

Структура урока

  1. Орг.момент – его цель – приветствие, настрой на деятельность, использовался словесный метод.

  2. Закрепление изученного – цель – закрепить знания, полученные на предыдущих уроках, используется словесный метод – речь учащихся, диалог, фронтальная форма работы, форма игры (все способствует закреплению знаний, данные виды работы способствовали повышению активности, интереса учащихся).

  3. Итог – обеспечить целостность и завершенность урока через итоговые вопросы, метод беседы, анализ деятельности учащихся в ходе урока, словесный метод и фронтальный опрос.

Была обеспечена целостность и завершенность урока, которую обеспечило подведение итогов. Подведение итогов согласовано с целью урока.

В ходе урока реализовалось содержание линии ГОС НРК:

  1. соц.- правовая (т.зрения у каждого своя);

  2. информационно- методическая (в ходе урока учащиеся повторили все, что им было известно о произведении);

  3. культура и здоровье (на уроке учитывается режим труда учащихся, то есть особых нагрузок не было, учитывались возрастные особенности учащихся).

Принципы:

  • природосообразности (учитывался возраст учащихся при подборе заданий и вопросов);

  • диалогичности (на протяжении всего урока прослеживался диалог между учителем и учащимися);

  • наглядности (была подготовлена презентация);

  • персонификации (выслушивались мнения учащихся).

Выбранные методы и приемы согласованы с целями и содержанием урока. Учтены возрастные возможности учащихся при выборе и использовании методов. Каждый из учащихся работал самостоятельно (отвечал на попавшийся ему вопрос), что позволило оценить каждого. В случаях затруднений учащихся была организована взаимопомощь. В конце урока был произведен взаимоконтроль, дети оценивали друг друга и аргументировали свою точку зрения.

В ходе урока учащиеся были очень активны и вовлечены в деятельность с огромным интересом. С дисциплиной не было особых проблем (некоторые учащиеся пытались ответить не в свою очередь).

Цель урока была достигнута. Учащиеся достаточно глубоко и полно изучили тему, в достаточном объеме получили знания. Также немалую роль на учащихся оказало воспитательное значение урока. У учащихся сформировалось толерантное отношение к людям-калекам.

«+» - включенность всех учащихся в работу, большая активность и заинтересованность учащихся.

«-» - на некоторые вопросы учащиеся затруднялись ответить, приходилось искать ответ в учебнике, на что уходило время (а количество вопросов было большим, поэтому пришлось увеличить темп работы).

Рекомендации:

  • предусмотреть тот вариант, когда учащиеся плохо подготовлены или затрудняются в ответе;

  • больше уделить внимание планированию урока по времени, предусмотреть все нюансы работы учащихся.

конспект урока по литературе на тему "Короленко "Парадокс"
  • Русский язык и литература
Описание:



Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования

«Камышловский педагогический колледж»

 

 

 

 

 

 

 

Конспект урока литературы 8 класса

Парадокс в произведении В.Г.Короленко

 

Специальность 050301 Русский язык и литература

 

 

 

 

Практикант:

Григорьева А. А.,

студентка 5 «р» группы

Руководитель: Мартынова Е.Д.

 

 

 

 

 

 

 

Камышлов, 2011

 

Конспект урока по литературе 8 класса

 по теме «Парадокс в произведении Короленко»

Цель: закрепить знания учащихся о произведении Короленко «Парадокс».

Задачи:

1)                актуализировать знания учащихся о произведении Короленко «Парадокс» посредствам игры;

2)                развить умение пообразного анализа произведений, характеризовать главных героев  посредствам игры, развить мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения посредством формулирования выводов, выполнения заданий, развить мышление (словесно - логическое), память (произвольную) посредством формулирования выводов, развить речь;

3)                формировать ценностное отношение учащихся к людям-калекам.

Тип урока: закрепление изученного.

Оборудование: ноутбук, проектор, презентация.

План урока:

1)    орг. момент;

2)    закрепление изученного;

3)    подведение итогов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этапы урока

Время

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Орг. Момент

Закрепление изученного

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подведение итогов

 

 

 

 

 

1

34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

- Здравствуйте, садитесь.
- Сегодня у нас с вами пройдет игра, в ходе которой мы закрепим изучение произведения Короленко «Парадокс». Игра заключается в следующем: мы выбираем букву и человека, которому будет адресован вопрос, выбранный учащийся отвечает на этот вопрос и выбирает следующую букву и другого учащегося. Каждый должен ответить на 2 вопроса. Так мы проверим знание текста и умение его анализировать.

- Итак, мы начинаем. Буква А.Внимание вопрос.

- Какие изречения произносил феномен, как они назывались?

- Буква Б. Какие чувства испытывает герой, когда увидел внезапно феномена – человека-паука?

- Буква В. Что выдает истинное отношение Яна к окружающему?

- Буква Г. Кого из второстепенных персонажей они там видят?

 

- Буква Д. Кого изображали дети, когда курили вишневую ветку?

- Буква Е. Как разворачиваются действия 3 главы.

- Буква Ё. Какой вопрос волнует  и детей, и автора? Также это и идея данного произведения.

- Буква Ж. Почему глаза калеки то холодные и циничные, то подернутые внутренней болью.

- Буква З. Чем в сюжете является 2 глава?

- Буква И. Что разрушил Павел, когда пришел звать мальчиков?

- Буква Й. Почему так ведет себя феномен, какие чувства он испытывает?

- Буква К. Образ сломанного, выброшенного на помойку экипажа появление какого героя рассказа предрекает?

- Буква Л. Какова роль 4 главы в композиции рассказа?

- Буква М. Какое было у мальчиков любимое занятие?

- Буква Н. Кому отдает деньги феномен?

- Буква О. Назовите жанр произведения.

- Буква П. Чем оказался еще афоризм, сказанный мальчикам?

- Буква Р. Символом чего являлся Павел для мальчиков?

- Буква С. Сколько лет было детям?

- Буква Т. В чем его смысл и значение того, что феномен отдает деньги нищему?

 

 

 

- Буква У. Чье это описание: «Кинув беспокойный взгляд на соседние окна,- он быстро выходил из окна, прикрывая что-то полой халата, и исчезал за углом»?

- Буква Ф. Кто является одним из главных героев произведения.

- Буква Х. Что изменилось в детях после встречи с феноменом?

 

- Буква Ц. Почему так ведет себя феномен, какие чувства он испытывает?

- Буква Ч. Какой афоризм феномен сказал мальчикам?

 

- Буква Ш. Чем заканчивается повествование?

 

- Буква Щ. Почему деньги, которые кинул ему Дударев, феномен отдает нищему? Не ценит его подаяния?

- Буква Ъ. Расскажите, что мальчики видели во дворе, когда фантазировали?

- Буква Ы. Объясните смысл афоризма, произнесенного феноменом

- Буква Ь. Почему лакей Павел не мог понять смысла занятий мальчиков?

- Буква Э. Что большее, чем хлеб насущный, дает феномен детям.

- Буква Ю. Почему дети спали плохо и плакали?

 

- Буква Я. Какое полное имя у калеки?

 

- Вот и подошла к концу наша игра. Давайте подведем итог. Для чего же было написано произведение, на какой вопрос автор ищет ответ.

 

- Кому и какие оценки мы можем поставить?

садятся

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Афоризмы

 

- Болезненное ощущение от вида этого человека, первая серьезная боль души.

 

- Взгляд.

 

 

- Колоритная фигура полковника Дударева, пан Уляницкий, отец, мать, «усатый Макар».

- Доктор Дударев

 

 

 

 

 

- «Для чего создан человек?

Каково его назначение на земле?»

 

 

 

 

 

- Завязка.

 

- Иллюзии.

 

 

- Он защищает себя от людей

 

 

- Калеки-феномена

 

 

 

- Развязка

 

- Мечтать, фантазировать

 

- Нищему.

 

- Очерк.

 

- Парадоксом.

 

 

- Реальности.

 

- Рассказчику лет 10, а брату около 8

- Яну Залусскому важно одарить нищего не только затем, чтобы сдержать слово, но и для того, чтобы ощутить свою полезность счастье дарения.

- Пан Уляницкий

 

 

 

 

 

- Феномен.

 

 

- Случай, произошедший с ними, заставил их проститься со сказкой, детством, заставил их повзрослеть.

- Цинизмом он закрывает свою израненную душу.

 

- «Человек создан для счастья, как птица для полета».

- Мальчики опять приходят в свой тихий уголок, но он им уже не интересен

- Это снисхождение. Большего калека не заслужил. Деньги, поданные без души.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Афоризм, содержащий надежду на счастье в жизни.

 

- Так как они чутки ко всему происходящему, они начали чувствовать и чужую боль.

- Ян Криштоф Залуский, шляхтич - феномен из Заславского повета

 

 

- Чтобы узнать, в чем же смысл жизни, для чего создан человек, каково его место в мире.

Называют оценки.

 

Самоанализ урока литературы в 8 классе

Цель самоанализа – выявление собственных достижений при планировании, организации и проверки учебного занятия, также выявление проблем и их причин, возникающих на уроке, рекомендации их устранения, развитие умения анализировать собственные действия.

Урок проводился в 8 классе МОУ Скатинская СОШ 1.03.2011 года.

Тема «Парадокс в произведении Короленко»

Тип урока: закрепление изученного.

Цель: закрепить знания учащихся о произведении Короленко «Парадокс» (реализовалась на этапе закрепление изученного и подведение итогов).

Цель и задачи урока были направлены на реализацию ГОС.

Задачи урока:

4)                актуализировать знания учащихся о произведении Короленко «Парадокс» через игру (реализовался на всех этапах урока);

5)                развить умение пообразного анализа произведений, характеризовать главных героев  посредствам игры, развить мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения посредством формулирования выводов, выполнения заданий, развить мышление (словесно - логическое), память (произвольную) посредством формулирования выводов, развить речь (реализовался на всех этапах урока);

6)                формировать ценностное отношение учащихся к людям-калекам (реализовалась на этапах закрепление изученного и подведение итогов).

Общие сведения об уроке: к уроку была подготовлена презентация, которая и являлась основным источником вопросов и заданий.

Количество учащихся по списку: 18.

Присутствовало:15.

Учащиеся приветствовали учителя, не было потребности тратить время на организацию класса, установления порядка и дисциплины.

Поставленная в начале урока цель была реализована посредством вытекающих из нее задач. Содержание урока было подобрано в соответствии с учебной программой. Данный урок являлся итоговым по творчеству Короленко. Связь данного урока с предыдущим в том, что продолжалось изучение произведения В. Г. Короленко, поэтому целесообразно было повторить основные характеристики произведения Короленко.

Структура урока соответствует типу урока.

Структура урока

1.                Орг.момент – его цель – приветствие, настрой на деятельность, использовался словесный метод.

2.                Закрепление изученного – цель – закрепить знания, полученные на предыдущих уроках, используется словесный метод – речь учащихся, диалог, фронтальная форма работы, форма игры (все способствует закреплению знаний, данные виды работы способствовали повышению активности, интереса учащихся).

3.                Итог – обеспечить целостность и завершенность урока через итоговые вопросы, метод беседы, анализ деятельности учащихся в ходе урока, словесный метод и фронтальный опрос.

Была обеспечена целостность и завершенность урока, которую обеспечило подведение итогов. Подведение итогов согласовано с целью урока.

В ходе урока реализовалось содержание линии ГОС НРК:

1)                соц.- правовая (т.зрения у каждого своя);

2)                информационно- методическая (в ходе урока учащиеся повторили все, что им было известно о произведении);

3)                культура и здоровье (на уроке учитывается режим труда учащихся,  то есть особых нагрузок не было, учитывались возрастные особенности учащихся).

Принципы:

·                   природосообразности (учитывался возраст учащихся при подборе заданий и вопросов);

·                   диалогичности (на протяжении всего урока прослеживался диалог между учителем и учащимися);

·                   наглядности (была подготовлена презентация);

·                   персонификации (выслушивались мнения учащихся).

Выбранные методы и приемы согласованы с целями и содержанием урока. Учтены возрастные возможности учащихся при выборе и использовании методов. Каждый из учащихся работал самостоятельно (отвечал на попавшийся ему вопрос), что позволило оценить каждого. В случаях затруднений учащихся была организована взаимопомощь. В конце урока был произведен взаимоконтроль, дети оценивали друг друга и аргументировали свою точку зрения.

В ходе урока учащиеся были очень активны и вовлечены в деятельность с огромным интересом. С дисциплиной не было особых проблем (некоторые учащиеся пытались ответить не в свою очередь).

Цель урока была достигнута. Учащиеся достаточно глубоко и полно изучили тему, в достаточном объеме получили знания. Также немалую роль на учащихся оказало воспитательное значение урока. У учащихся сформировалось толерантное отношение к людям-калекам.

 «+» - включенность всех учащихся в работу, большая активность и заинтересованность учащихся.

«-» - на некоторые вопросы учащиеся затруднялись ответить, приходилось искать ответ в учебнике, на что уходило время (а количество вопросов было большим, поэтому пришлось увеличить темп работы).

Рекомендации:

ü    предусмотреть тот вариант, когда учащиеся плохо подготовлены или затрудняются в ответе;

ü    больше уделить внимание планированию урока по времени, предусмотреть все нюансы работы учащихся.

Автор Григорьева Анастасия Алексеевна
Дата добавления 28.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1546
Номер материала 13630
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓