- Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.
- Тема: Урок 92. Правописание гласных на конце наречий
- 04.10.2020
- 2466
- 358
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Конспект урока
Педагог Романова Юлия Юрьевна
Город Новоалтайск, Алтайский край
Образовательное учреждение Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Новоалтайский лицей
профессионального образования»
Должность Преподаватель русского языка и литературы
Группа Iкурс, группа № 43
Характеристика группы Группа среднего уровня обученности, успеваемость 90%, качество знаний 60%, результаты подтверждаются срезовыми работами. Уровень учебной мотивации достаточно высокий, на уроках благоприятная психологическая обстановка
Средства, обеспечивающие учебный процесс на уроке: Мультимедийный проектор, компьютер
Учебная дисциплина Литература
Тема урока «Фантастическое в творчестве Николая Васильевича Гоголя»
Тип урока повторительно-обобщающий
Цель урока Создать условия для повторения и обобщения знаний о творчестве Николая Васильевича Гоголя
Задачи:
Образовательные:
· Создать условия для повторения понятий, характеризующих творчество Николая Васильевича Гоголя;
· Создать условия для повторения характерных признаков каждого их трех периодов творчества Николая Васильевича Гоголя;
· Способствовать развитию умения иллюстрировать признаки фантастического в произведениях Николая Васильевича Гоголя;
· Предоставить возможность создания представления о героях произведений Николая Васильевича Гоголя.
Развивающие:
· Создать условия для увеличения словарного запаса студентов на фантастическую тематику в творчестве Николая Васильевича Гоголя;
· Способствовать развитию умения видеть закономерности создания литературного образа (героя художественного произведения);
· Способствовать формированию у студентов умения формулировать и выражать свои мысли по теме творчества Николая Васильевича Гоголя.
Воспитательные:
· Воспитывать у студентов интерес к творчеству русских писателей;
· Создать условия для формирования желания помогать своим товарищам, поддерживать их;
· Воспитывать у студентов эмоциональную отзывчивость на общечеловеческие проблемы, поднимаемые в произведениях русских писателей-классиков.
Межпредметные связи Литература – История – Русский язык – Культура.
Методы обучения:
· Наглядно-демонстративный;
· Исследовательский;
· Метод инсценизации (игровой).
Дидактическая цель урока:
· Создать условия для повторения и обобщения знаний о творчестве Николая Васильевича Гоголя
· Способствовать совершенствованию умения работать в коллективе;
· Создать условия для развития умений делиться своими идеями и мнениями.
Форма организации учебной деятельности:
· Коллективная;
· Индивидуальная.
Оборудование урока:
· ПК, проектор;
· Мультимедиа презентация по теме: «Фантастическое в творчестве Николая Васильевича Гоголя»;
· Книги с произведениями Николая Васильевича Гоголя;
· Портрет Николая Васильевича Гоголя.
План урока:
I. Организационный момент (1 минута);
II. Опрос домашнего задания (5 минут);
III. Проблемная актуализация материала и мотивация студентов (2 минуты);
IV. Этап усвоения новых знаний (25-27 минут);
V. Этап закрепления новых знаний (5-7 минут);
VI. Домашнее задание (1 минута);
VII. Подведение итогов урока (рефлексия) (2 минуты).
Тема урока «Фантастическое в творчестве Николая Васильевича Гоголя»
I. Организационный момент
Деятельность студентов
Деятельность преподавателя
Примечание
Приветствуют преподавателя.
Обращают свои взоры на доску, отвечают на вопросы преподавателя:
· На листах напечатаны имена и прозвища;
· Героев литературных произведений;
· Николай Васильевич Гоголь.
Читают вслух определения понятий.
Ответы студентов: творчество Николая Васильевича Гоголя
Здравствуйте, ребята, наше занятие сегодня завершает изучение творчества Николая Васильевича Гоголя;
Для начала давайте обратимся к доске и перед серьезной работой проведем легкую разминку:
· Скажите, пожалуйста, что за надписи у нас на доске?
· А чьи это имена и прозвища?
· Кто автор этих произведений?
Замечательно! Вы прекрасно усвоили все, о чем мы говорили на предыдущих уроках!
Теперь, для того, чтобы определиться с целями урока-обобщения давайте обратимся к понятиям, которые проецируются в данный момент на информативную стену нашего кабинета.
Прочтите, пожалуйста, определения этих понятий (по желанию).
А теперь, давайте совместно уточним в творчестве какого мистического писателя полностью реализовывались данные литературные явления?
Конечно, это правильный ответ, а сейчас перейдем к домашнему заданию.
На доске листы А4 с именами, прозвищами литературных героев произведений Николая Васильевича Гоголя: Панночка, Хома Брут, цирюльник Иван Яковлевич, коллежский асессор Ковалев, вечный титулярный советник Акакий Акакиевич Башмачкин, Оксана, Иван Александрович Хлестаков, Павел Иванович Чичиков, Чорт, кузнец Вакула.
Включен компьютер, проектор проецирует первый слайд презентации с литературными понятиями: гротеск – 1) фр. grotesque, буквально — причудливый; комичный; итал. grottesco — причудливый, итал. grotta — грот, пещера) — вид художественной о́бразности, комически или трагикомически обобщающий и заостряющий жизненные отношения посредством причудливого и контрастного сочетания реального и фантастического, правдоподобия и карикатуры, гиперболы и алогизма; 2) Использование в разговоре слова гротеск обычно означает «странный», «фантастический», «эксцентричный» или «уродливый», и, таким образом, часто используется для описания странных или искажённых форм; 3) Слово гротеск пришло в русский язык из французского. Первичное значение французского grotesgue — буквально гротовый, относящийся к гроту или находящийся в гроте, от grotte — грот (то есть небольшая пещера или впадина), восходит к латинскому crypta — скрытый, подземный, подземелье. Выражение появилось в XV веке после того, как в результате археологических изысканий в подземных помещениях были обнаружены древние римские декорации, настенные росписи с причудливыми узорами, в которых использовались мотивы из растительной и животной жизни (поэтому первоначально гротеском назывались искаженные изображения). Эти помещения были комнатами и коридорами Золотого дома Нерона, незавершённого дворцового комплекса, основанного Нероном после большого пожара в 64 году н. э.; Метаморфоза - (греч. μεταμόρφωσις): Превращение, преобразование чего-либо. Наиболее общее понятие для процессов, происходящих во вселенной; Фантасмагория – 1) Фантасмаго́рия (от др.-греч. φάντασμα — призрак и ἀγορεύω — публично выступаю); 2) Фантасмагория (представление) — жанр театрального представления в Европе в XVIII—XIX веках, в котором при помощи «волшебного фонаря» на заднем плане демонстрировались пугающие образы: скелеты, демоны, привидения; 3) Фантасмагория (кино) — поджанр кинофантастики, представляющий фильмы о чём-то совершенно нереальном, изображающий причудливые видения, бредовые фантазии; 4) Фантасмагория (искусство) — нагромождение причудливых образов, видений, фантазий; хаос, сумбур, гротеск.
II. Опрос домашнего задания
Деятельность студентов
Деятельность преподавателя
Примечание
Ответы студентов:
· метаморфоза: превращения панночки, оборачивание мужиков после пьянки (в новом фильме «Вий»);
· гротеск: любимый персонаж Н.В. Гоголя черт являет собой страшную силу, а автор его постоянно высмеивает (страшное и смешное в одном персонаже);
· фантасмагория: все творчество Н.В. Гоголя в целом.
Вам нужно было выписать в тетрадь ответы на такие вопросы:
· в каких произведениях и в создании каких событий литературного текста Гоголь использует эти художественные приемы?
III. Проблемная актуализация материала и мотивация студентов
Деятельность студентов
Деятельность преподавателя
Примечание
Студенты формулируют тему и задачи урока:
· Обобщить знания о творчестве Н.В. Гоголя;
· Вспомнить литературных героев произведений Н.В. Гоголя;
· Закрепить знания определений ключевых приемов в творчестве Н.В. Гоголя;
· Вспомнить характерные признаки фантастического в каждом из трех периодов творчества Николая Васильевича Гоголя.
Ну, а теперь, когда мы вспомнили ключевые литературные приемы, что реализуются в творчестве Н.В. Гоголя, повторили имена и прозвища литературных героев, давайте определим тему нашего урока сегодня и заодно цели, которые мы обязательно достигнем по окончании этого занятия.
Конечно, ребята, все верно вы говорите, и теперь, основываясь уже на ваших словах, я хочу обобщить все сказанное вами и определить тему урока: «Фантастическое в творчестве Н.В. Гоголя» и, конечно же, обратите внимание, насколько совпали наши задачи:
Образовательные:
· Создать условия для повторения понятий, характеризующих творчество Николая Васильевича Гоголя;
· Создать условия для повторения характерных признаков каждого их трех периодов творчества Николая Васильевича Гоголя;
· Способствовать развитию умения иллюстрировать признаки фантастического в произведениях Николая Васильевича Гоголя;
· Предоставить возможность создания представления о героях произведений Николая Васильевича Гоголя.
Развивающие:
· Создать условия для увеличения словарного запаса студентов на фантастическую тематику в творчестве Николая Васильевича Гоголя;
· Способствовать развитию умения видеть закономерности создания литературного образа (героя художественного произведения);
· Способствовать формированию у студентов умения формулировать и выражать свои мысли по теме творчества Николая Васильевича Гоголя.
Воспитательные:
· Воспитывать у студентов интерес к творчеству русских писателей;
· Создать условия для формирования желания помогать своим товарищам, поддерживать их;
· Воспитывать у студентов эмоциональную отзывчивость на общечеловеческие проблемы, поднимаемые в произведениях русских писателей-классиков.
Откроем ваши тетради, запишем дату нашего занятия, и, конечно же, тему: «Фантастическое в творчестве Н.В. Гоголя».
IV. Этап усвоения новых знаний (изучение нового учебного материала)
Деятельность студентов
Деятельность преподавателя
Примечание
Группа уже разделена на 3 подгруппы, выбирают первого выступающего:
· Панночка (прихорашивается, сверкает глазами, поправляет длинные волосы, затем фразы: «Ох, люблю я полетать по ночам на ком-нибудь…», «Вия, позовите мне Вия!»);
· Хома Философ (смеется: « Ей-богу! Ни чертова кулака не видно», «А что, бабуся, чего тебе нужно?»);
· Оксана (у зеркала: «Да, парубки, вам ли чета я? вы поглядите на меня»);
· Цирюльник Иван Яковлевич (пьяный как всегда: «Черт его знает, как это сделалось, — сказал он наконец, почесав рукою за ухом. — Пьян ли я вчера возвратился или нет, уж наверное сказать не могу. А по всем приметам должно быть происшествие несбыточное: ибо хлеб — дело печеное, а нос совсем не то. Ничего не разберу!..»);
· Иван Александрович Хлестаков, чиновник из Петербурга («Ужасно как хочется есть! Так немножко прошелся, думал, не пройдет ли аппетит, — нет, черт возьми, не проходит. Да, если б в Пензе я не покутил, стало бы денег доехать домой. Пехотный капитан сильно поддел меня: штосы удивительно, бестия, срезывает. Всего каких-нибудь четверть часа посидел — и всё обобрал. А при всем том страх хотелось бы с ним еще раз сразиться. Случай только не привел. Какой скверный городишко! В овошенных лавках ничего не дают в долг. Это уж просто подло. (Насвистывает сначала из «Роберта», потом «Не шей ты мне, матушка», а наконец ни се ни то.) Никто не хочет идти»);
· Вечный титулярный советник Акакий Акакиевич Башмачкин (Вечно приниженный: "Нет, лучше дайте я перепишу что-нибудь", А я вот того, Петрович... шинель-то, сукно... вот видишь, везде в других местах, совсем крепкое, оно немножко запылилось, и кажется, как будто старое, а оно новое, да вот только в одном месте немного того... на спине, да еще вот на плече одном немного попротерлось, да вот на этом плече немножко -- видишь, вот и все. И работы немного...);
· Павел Иванович Чичиков (деловой, очень воспитанный человек: «Не затрудняйтесь, пожалуйста, не затрудняйтесь. Пожалуйста, проходите», «Приятная комнатка»);
· Черт (Подбежавши, вдруг схватил он обеими руками месяц, кривляясь и дуя перекидывал его из одной руки в другую, как мужик, доставший голыми руками огонь для своей люльки; наконец поспешно спрятал в карман и, как будто ни в чем ни бывал, побежал далее);
· Коллежский асессор (майор) Ковалев (сделал с утра, как всегда, губами «б-р-р-р», «Ты, свинья, вечно глупостями занимаешься!»);
· кузнец Вакула (справный: «Ох, какая Оксана дивчина гарная!»).
Ну вот, теперь, когда цели окончательно определены, предлагаю подойти к обобщению знаний о творчестве Н.В. Гоголя творчески – с начала урока мы уже разделились на 3 подгруппы; задание было вам известно заранее (оно входило в домашнее задание): выберите себе наиболее понравившегося героя из любого произведения Н.В. Гоголя и театрально покажите его нам, а остальные ребята вместе со мной попытаются угадать, кого изображают и дать характеристику герою, произведению и периоду творчества, когда было создано произведение, героем которого является изображаемый герой. Начали! Давайте в каждой подгруппе определимся, кто какого героя нам представляет. Итак, кто первый?
В это время можно негромко включить спокойную классическую музыку
V. Этап закрепления новых знаний
· Добиваемся умения правильно определять литературного героя;
· Часть работы выполняется совершенно самостоятельно;
· Осуществляем самопроверку и взаимопроверку;
· Преподаватель оказывает индивидуальную помощь тем студентам, которые затрудняются.
Деятельность студентов
Деятельность преподавателя
Примечание
Студенты повторяют цели:
· Обобщить знания о творчестве Н.В. Гоголя;
· Вспомнить литературных героев произведений Н.В. Гоголя;
· Закрепить знания определений ключевых приемов в творчестве Н.В. Гоголя;
Вспомнить характерные признаки фантастического в каждом из трех периодов творчества Николая Васильевича Гоголя.
каждая из трех подгрупп характеризует период творчества Н.В. Гоголя (ранний, зрелое творчество и поздний период).
1 подгруппа:
В ранних произведениях Гоголя («Вечера на хуторе близ Диканьки», «Вий») фантастическое выходит на передний план сюжета (чудесные метаморфозы, появление нечистой силы), оно связано с фольклором (малороссийские сказки и легенды) и с романтической литературой, которая тоже заимствовала такие мотивы из фольклора.
2 подгруппа:
В произведениях следующего периода фантастический элемент резко отодвигается на второй план сюжета, фантастика как бы растворяется в реальности. Сверхъестественное присутствует в сюжете не прямо, а «косвенно, опосредованно, например, как сон («Нос»), бред («Записки сумасшедшего»), неправдоподобные слухи («Шинель»). Только в повести «Портрет» происходят действительно сверхъестественные события.
3 подгруппа:
в произведениях последнего периода («Ревизор», «Мертвые души») фантастический элемент в сюжете практически отсутствует. Изображаются события не сверхъестественные, а скорее странные и необычайные (хотя в принципе возможные). Зато манера повествования (стиль,язык) становится все более причудливо фантасмагорической. Теперь ощущение кривого зеркала, «смещенного» мира, присутствия зловещих сил возникает не благодаря волшебно-сказочным сюжетам, а через посредство абсурда, алогизмов, иррациональных моментов в повествовании.
Ключевые моменты записывают в тетради:
Характерные признаки фантастического элемента в каждом из трех периодов творчества Николая Васильевича Гоголя.
А теперь давайте вернемся к целям нашего частично театрального урока, и уточним, достигли мы их в пределах занятия?
Оценивает ответы студентов устно.
Проговаривает все, что необходимо студентам записать в тетради.
Теперь, внимательно, по пунктам выставьте оценки за свою деятельность на уроке и сдайте мне обратно листы самооценки.
Перелистываются слайды презентации с картинками сюжетов и героев из произведений Н.В. Гоголя.
6 662 192 материала в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Романова Юлия Юрьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300 ч. — 1200 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Мини-курс
4 ч.
Мини-курс
3 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.