Конспект
урока литературы
по повести
А.С.Пушкина « Пиковая дама».8 класс
(Внеклассное чтение)
«
Три злодейства».
Цели урока:
раскрыть характер главного
героя.
Развивать навыки работы с
текстом.
Ход урока:
Организационный момент.
Вступительное слово
учителя.
Словарная работа:
Алчность, алкать, корыстолюбие.
Обмен впечатлениями от
прочитанного произведения.
Анализ текста.
- Назовите главных героев повести. О
ком будет идти речь, исходя из названия урока?
- Какое впечатление сложилось у вас о
главном герое?
- Анализ эпизодов:
Томский на балу, танцуя с Лизаветой
Ивановной, говорит о трёх злодействах Германна. («У этого человека на душе, по
крайней мере, три злодейства»).
- Какие три злодейства совершил
Германн?
Первое злодейство - обманутая Лизавета
Ивановна. Рассказ о ней.
( гл.2 – домашняя мученица,
пренесчастное создание).
- Что толкнуло её ответить на
ухаживания «военного инженера», отвечать на его письма? ( «Она была самолюбива,
живо чувствовала своё положение и глядела кругом себя, - с нетерпением ожидая
избавителя).
- В чём трагедия Лизаветы Ивановны?
Может быть, в том, что она так же расчётлива, как Германн? « Вы чудовище..»-
чтение по ролям диалога Германна и Лизаветы Ивановны, глава 4).
- Как вы думаете, успел ли Герман
полюбить Лизавету Ивановну за то короткое время, когда ему нужно было
проникнуть в дом? (Да, доказательство-поцелуй).
- Что же мешало ему отдаться
полностью возникшему чувству? (Ответ даёт сама Лизавета Ивановна: « Деньги - вот
что алкала его душа!»). Вот его главная цель и смысл жизни. Лизавета Ивановна
поняла, что обманулась.
- С каким чувством героиня простилась
с Германном? Какая художественная деталь говорит нам о многом? (Холодная,
безответная рука).
- Какое второе злодейство
на душе Германна? (Смерть старухи – графини).
- Расскажите о графине. (гл.2)
- Какая тайна была у графини, которую
так хотел раскрыть Германн? ( Чтение монолога Германна, 3 гл. « Для кого вам
беречь вашу тайну?..»)
Третье злодейство – это сам Германн,
приносящий зло людям. Расскажите историю его жизни. (гл.2 « Герман был сыном
обрусевшего немца…»)
- Томский о нём сказал: «Он расчётлив,
вот и всё», но всё ли?
- Каким он представляется Лизавете
Ивановне в их первую встречу? («Открытые глаза его сверкали из-под шляпы»). За
три дня Германн сумел добиться свидания, значит, он был не только расчётлив?
Автор заостряет на этом внимание: « Он имел сильные страсти и огненные
воображения».
Именно огненное воображение и
заставило героя перечеркнуть его жизненный ориентир, который он сам для себя
создал: « Расчёт, умеренность и трудолюбие - вот мои три верные карты».
Вывод: Алчность, жажда обогащения
постепенно заслоняют в его душе другие чувства: угрызения совести, чувство
раскаяния. « У Германна профиль Наполеона» - бесчувственный профиль, словно
отпечатанный на расхожей монете. Соединение корыстолюбия с огненным воображением
приводит героя к трагическому концу – он душевно болен. Мечтавший обрести покой
и независимость, Германн вынужден до конца своих дней повторять названия трёх
роковых карт: « Тройка, семёрка, туз».
- Изменилось ли ваше отношение к
герою после нашей беседы? Каково оно?
- Как бы вы сформулировали тему и
идею повести?
- Подведение итогов урока.
Благодарность за активную работу, отметки.
- Д.З. Прочитать повесть А.С.Пушкина
«Метель».
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.