Главная / Русский язык и литература / Конспект урока по литературе

Конспект урока по литературе

Конспект урока литературы

по повести А.С.Пушкина « Пиковая дама».8 класс

(Внеклассное чтение)

« Три злодейства».


Цели урока:

  • раскрыть характер главного героя.

  • Развивать навыки работы с текстом.


Ход урока:


  • Организационный момент.

  • Вступительное слово учителя.


  • Словарная работа:

Алчность, алкать, корыстолюбие.


  • Обмен впечатлениями от прочитанного произведения.

  • Анализ текста.

- Назовите главных героев повести. О ком будет идти речь, исходя из названия урока?

- Какое впечатление сложилось у вас о главном герое?

- Анализ эпизодов:

Томский на балу, танцуя с Лизаветой Ивановной, говорит о трёх злодействах Германна. («У этого человека на душе, по крайней мере, три злодейства»).

- Какие три злодейства совершил Германн?

Первое злодейство - обманутая Лизавета Ивановна. Рассказ о ней.

( гл.2 – домашняя мученица, пренесчастное создание).

- Что толкнуло её ответить на ухаживания «военного инженера», отвечать на его письма? ( «Она была самолюбива, живо чувствовала своё положение и глядела кругом себя, - с нетерпением ожидая избавителя).

- В чём трагедия Лизаветы Ивановны? Может быть, в том, что она так же расчётлива, как Германн? « Вы чудовище..»- чтение по ролям диалога Германна и Лизаветы Ивановны, глава 4).

- Как вы думаете, успел ли Герман полюбить Лизавету Ивановну за то короткое время, когда ему нужно было проникнуть в дом? (Да, доказательство-поцелуй).

- Что же мешало ему отдаться полностью возникшему чувству? (Ответ даёт сама Лизавета Ивановна: « Деньги - вот что алкала его душа!»). Вот его главная цель и смысл жизни. Лизавета Ивановна поняла, что обманулась.

- С каким чувством героиня простилась с Германном? Какая художественная деталь говорит нам о многом? (Холодная, безответная рука).

- Какое второе злодейство на душе Германна? (Смерть старухи – графини).

- Расскажите о графине. (гл.2)

- Какая тайна была у графини, которую так хотел раскрыть Германн? ( Чтение монолога Германна, 3 гл. « Для кого вам беречь вашу тайну?..»)

Третье злодейство – это сам Германн, приносящий зло людям. Расскажите историю его жизни. (гл.2 « Герман был сыном обрусевшего немца…»)

- Томский о нём сказал: «Он расчётлив, вот и всё», но всё ли?

- Каким он представляется Лизавете Ивановне в их первую встречу? («Открытые глаза его сверкали из-под шляпы»). За три дня Германн сумел добиться свидания, значит, он был не только расчётлив? Автор заостряет на этом внимание: « Он имел сильные страсти и огненные воображения».

Именно огненное воображение и заставило героя перечеркнуть его жизненный ориентир, который он сам для себя создал: « Расчёт, умеренность и трудолюбие - вот мои три верные карты».

Вывод: Алчность, жажда обогащения постепенно заслоняют в его душе другие чувства: угрызения совести, чувство раскаяния. « У Германна профиль Наполеона» - бесчувственный профиль, словно отпечатанный на расхожей монете. Соединение корыстолюбия с огненным воображением приводит героя к трагическому концу – он душевно болен. Мечтавший обрести покой и независимость, Германн вынужден до конца своих дней повторять названия трёх роковых карт: « Тройка, семёрка, туз».

- Изменилось ли ваше отношение к герою после нашей беседы? Каково оно?

- Как бы вы сформулировали тему и идею повести?

- Подведение итогов урока. Благодарность за активную работу, отметки.


- Д.З. Прочитать повесть А.С.Пушкина «Метель».



hello_html_m6e2b6bcb.png

Конспект урока по литературе
  • Русский язык и литература
Описание:

Уважаемые коллеги, возможно, пригодится в вашей работе...

Конспект урока внеклассного чтения по литературе в 8 классе "Три злодейства" по повести Александра Сергеевича Пушкина "Пиковая дама".

Урок рассчитан на один час. Цели урока следующие: раскрыть характер главного героя, развивать навыки работы с текстом, используя приёмы смыслового и функционального чтения. Словарная работа - обязательная часть урока, где учащиеся анализируют с точки зрения лексического значения слова: алкать, алчность, корыстолюбие. 

Учащиеся самостоятельно формулируют тему и идею повести.

 

 

Автор Подчасова Любовь Юрьевна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 599
Номер материала 40258
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓