План-конспект урока с
использованием ЦОР
Тема: Исторические народные песни
Учитель: Щербань Нина Васильевна
Место работы:
МОУ «Спаспорубская средняя общеобразовательная школа»
Прилузский район, село Спаспоруб, ул. Школьная, 11
Должность: учитель русского
языка и литературы.
Предмет: литература.
Класс: 8 класс.
Номер урока в теме:
4.
Базовый учебник:
Г. И. Беленький.
Цель урока: повторить жанры
устного народного творчества; показать особенности жанра народной песни,
вызвать интерес учащихся к этому жанру
Задачи:
- обучающие
·
интегрируя материалы истории, литературы,
изобразительного искусства, музыки, познакомить учащихся с особенностями жанра
народной песни; определить идейный замысел исторических песен;
·
- развивающие
·
формировать умения ориентироваться в
разных источниках, давать монологические ответы, анализировать содержание
текста, сравнивать, оценивать, делать выводы, обобщать, соединять словесные,
звуковые и зрительные образы;
·
формировать и развивать положительные
мотивы учебно-познавательной деятельности, творческой инициативы и активности;
·
формировать различные виды мышления,
памяти, внимания и речи.
- воспитательные
·
воспитывать чувство патриотизма;
·
воспитывать уважительное отношение к историко-литературному
прошлому своего народа, к его духовным ценностям.
Тип урока: урок изучения
нового материала.
Формы работы учащихся:
фронтальная, индивидуальная.
Необходимое техническое оборудование:
компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация, ЦОР,
используемые на уроке.
Структура и ход урока: представлена
в таблице № 1
.
Таблица
1 СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№
|
Этап урока
|
Название используемых ЭОР
(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)
|
Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
|
Деятельность ученика
|
Время
(в мин.)
|
1.
|
Организа-ционный
момент
|
|
Проверка
готовности к уроку, создание благоприятного психологического климата.
Приветствует
учащихся, проверяет готовность к совместной деятельности.
|
Приветствуют
учителя.
|
1
мин.
|
2.
|
Проверка
домашнего задания.
|
Жанры
устного народного творчества
(базовое
изучение),
|
Определение
уровня усвоения материала предыдущей темы, проверка домашнего задания.
Слово
учителя:
-
Дома группа учащихся должны были самостоятельно подобрать материал по УНТ,
прослушаем их сообщение.
Проверим,
насколько хорошо вы усвоили материал.
|
Выступление
учащихся: жанровые особенности былин, сказок, обрядового фольклора
Учащиеся
отвечают устно на вопросы (См. приложение № 1).
|
5
мин.
|
3.
|
Определение темы и целей урока. Моти-вация уча-щихся.
|
№1
И-модуль
|
Учитель
предлагает уч-ся познакомиться с информационным модулем и сформулировать
тему урока, цель и задачу
|
Учащиеся
определяют тему урока и формулируют цели урока, записывают тему урока «Народные
песни»
Примерные
ответы учащихся.
-
Тема нашего урока – фольклор, мы прослушали народные песни. Значит, будем
знакомиться с народными песнями
|
8
мин.
|
4.
|
Актуализа-ция
знаний
|
№2
П- модуль
|
Определение
уровня усвоения материала предыдущей темы и степени готовности к восприятию
нового материала, актуализация знаний, полученных на предыдущих уроках.
Слово
учителя.
Мы
знакомы уже со многими жанрами УНТ. В основном это эпические жанры. Особый
пласт в русском фольклоре составляют народные песни. В песнях отображен и
внешний мир, и внутренний мир человека. Одни песни посвящались историческим
событиям, героям, выдающимся историческим лицам, другие - переживаниям,
связанным с любовными отношениями, семейной жизнью.
|
Учащиеся
отвечают на тест. Самопроверка
|
5
мин.
|
5.
|
Изучение
нового материала
|
№3
И-модуль
|
Изучение
нового материала, создание проблемной ситуации.
Найдите
в учебнике (стр.14-16) статью «Народные песни», прочитаем и ответим на
вопросы.
Теперь обратимся к инф.модули. Читаем и записываем
выводы по данной статье.
|
Учащиеся
читают текст и отвечают на вопросы. (см. приложение №2)
Учащиеся
записывают тезисы.
Примерная
запись:
Ист.
песни часто изображают не только события или отдельные их эпизоды, но
отражают чувства, переживания героев так, как это понимал народ. Частые герои
исторических песен цари – Иван Грозный, Петр 1, народные вожди – Ермак, Разин,
Пугачев
|
5
мин.
|
|
|
№4-5
И-модуль
№7 И-модуль)
|
Изучение
нового материала,
формирование
навыков анализа лирического произведения.
Слово
учителя:
-
Обратимся к анализу песни о Пугачеве « Пугачев казнен», но прежде выслушаем сообщение
Миши, который выполнил индивидуальное задание: в Интернете подобрал материал
о Пугачеве
Сейчас
разделитесь на группы, каждая группа получит задание-карточку.
(См.
вопросы-задания в приложении №3 )
Сейчас
обратимся к песне «Ермак готовится к походу на Сибирь»
|
Учащиеся слушают сообщение, затем выразительное чтение песни
учителем.
Учащиеся отвечают на вопросы и слушают результаты
работы.
Учащиеся
слушают и отвечают на вопросы (см.приложение № 4)
|
5
мин.
15
мин.
1
мин.
|
6.
|
Подведение
итогов урока
|
№6
П-модуль
|
Определение
степени усвоения материала, оценка качества работы.
Тест
на проверку знаний исторических песен
Слово
учителя.
Народные
песни, исторические и лирические,- неиссякаемый источник вдохновения для
писателей всех времен. А.С.Пушкин широко использовал народные песни в
повести, которую мы будем изучать, -«Капитанскую дочку». Писатель предпослал
каждой главе строки народных песен. «Песня про царя Ивана Васильевича…»
М.Ю..Лермонтова стилизована под народную историческую песню. Многие стихотворения
А.Н.Некрасова настолько близки фольклору, что стали восприниматься как
народные песни. Ведь у каждой народной песни был автор, но его имя забылось,
растворилось в народе, а песня осталась.
Народные
песенные традиции сохраняются и сегодня, например, в авторской песне.
|
Учащиеся
отвечают на вопросы, самопроверка
|
3
мин.
|
7.
|
Объяснение
домашнего задания
|
|
Объяснение
домашнего задания.
Прочитать
материалы книги («Читаем, думаем, спорим…» (с.7-11), ответить на вопросы
(с.11);
Инд.задание:
краеведческий материал по обрядовой песне.
|
Учащиеся
записывают домашнее задание.
|
2
мин.
|
Приложение
к плану-конспекту урока
«
ИСТОРИЧЕСКИЕ НАРОДНЫЕ ПЕСНИ».
Таблица
2 ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№
|
Название ресурса
|
Тип, вид ресурса
|
Форма предъявления информации (иллюстрация,
презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)
|
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
|
1.
|
Защитники
Отечества в русском народном эпосе. Былины, историческая песня, сказания и
др.
|
ЭУМ
информацион-ного типа
|
|
http://fcior.edu.ru/card/905/zashitniki-otechestva-v-russkom-narodnom-epose-byliny-istoricheskaya-pesnya-skazaniya-i-dr.html
|
2.
|
Защитники
Отечества в русском народном эпосе. Былины, историческая песня, сказания.
Тест.
|
ЭУМ
практического типа
|
Работа
с ЭУМ
|
http://fcior.edu.ru/card/10347/zashitniki-otechestva-v-russkom-narodnom-epose-byliny-istoricheskaya-pesnya-skazaniya-test.html
|
3.
|
Историческая
песня
|
ЭУМ
информацион-ного типа
|
Работа
с ЭУМ
|
.http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/70bb7e0d-9060-40a1-a67f-0885f7b59815/%5BLI8RK_2-01%5D_%5BTE_02%5D.htm
|
4.
|
Емельян
Иванович Пугачев (иллюстрация)
|
ЭУМ
информацион-ного типа
|
Работа
с ЭУМ
|
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a00f42bb-ce3e-4f85-a1e0-748087edecd3/%5BLI8RK_2-01%5D_%5BIL_08%5D.htm
|
5.
|
История
Пугачевского восстания
|
ЭУМ
информационного типа
|
Работа
с ЭУМ
|
http://fcior.edu.ru/card/11046/ekaterina-ii-i-politika-prosveshennogo-absolyutizma.html
|
6.
|
Тест
на проверку знаний исторических песен
|
ЭУМ
практического
|
|
.http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b089ad96-f476-4097-9b33-315957fc5213/index_listing.html
|
7.
|
Присоединение
Сибири Ермаком
|
ЭУМ
информационный
|
Просмотр
презентации
|
http://fccior.edu.ru/card/5201/prisoedinenie-sibiri.html
|
Приложения к плану-конспекту урока
Приложение № 1.
- вспомните героев былин. Расскажите о некоторых из них.
-
чем отличается былина от сказки и что между ними общего?
-
что общего у пословиц и поговорок и чем они различаются?
-
что вы знаете об обрядовом фольклоре? Чему посвящаются произведения обрядового
фольклора?
Приложение № 2
-
Какие жизненные обстоятельства вызвали появление народных песен?
-
на какие группы делятся народные песни?
-
Почему народные песни используются в литературе и других видах искусства?
Приведите примеры.
-
В чем особенность исторических песен?
-
Какова роль исторических песен?
Приложение № 3
1-я
группа. Песня «Пугачев казнен» напоминает плач. Найдите в тексте типичные для
этого жанра устойчивые выражения. («на кого ты нас покинул?», «некому за нас
заступиться»)
2-я
группа. В песне много слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами,
разговорная лексика. Для чего они используются? Привести примеры.
3-я
группа. Есть ли сходство исторических песен о Пугачеве с другими жанрами УНТ?
(Ист.
песни имеют общее с былинами: как и былина, песни исполняются напевной речью.
Повторы, постоянные эпитеты, параллелизм тоже присущи былинам)
Приложение № 4
-Объясните,
почему слагались песни про Ермака?
-Какие
свойства былинного богатыря присущи Ермаку?
-Что
роднит песню с былинами?
-Внимательно
посмотрите на репродукцию картины В.Суркова «Покорение Сибири Ермаком». Так ли
вы представляли себе эпизод покорения Сибири, как его изобразил художник?
-Найдите
в песне постоянные эпитеты.
При
подготовке к уроку были использованы материалы:
1.http://fcior.edu.ru/card/905/zashitniki-otechestva-v-russkom-narodnom-epose-byliny-istoricheskaya-pesnya-skazaniya-i-dr.html
2.http://fcior.edu.ru/card/10347/zashitniki-otechestva-v-russkom-narodnom-epose-byliny-istoricheskaya-pesnya-skazaniya-test.html
3.http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/70bb7e0d-9060-40a1-a67f-0885f7b59815/%5BLI8RK_2-01%5D_%5BTE_02%5D.htm
4.http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b089ad96-f476-4097-9b33-315957fc5213/index_listing.html
5.http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a00f42bb-ce3e-4f85-a1e0-748087edecd3/%5BLI8RK_2-01%5D_%5BIL_08%5D.htm
6. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/cfc22abc-6913-4f4b-9a66-25be93343fb5/%5BLI8RK_2-01%5D_%5BIL_05%5D.htm
7 http://fcior.edu.ru/card/11046/ekaterina-ii-i-politika-prosveshennogo-absolyutizma.html
http://fccior.edu.ru/card/5201/prisoedinenie-sibiri.html
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.