Главная / Другое / Урок по теме «Железнодорожный транспорт»

Урок по теме «Железнодорожный транспорт»

Государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное

учреждение Свердловской области для обучающихся, воспитанников

с ограниченными возможностями здоровья

«Верхнепышминская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат имени С.А. Мартиросяна»














УРОК ПО КОРРЕКЦИОННОМУ КУРСУ

«СОЦИАЛЬНО-БЫТОВАЯ ОРИЕНТИРОВКА»

ПО ТЕМЕ «ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ»





Автор-составитель: Замятина А.В.


















г. Верхняя Пышма

2012 г.





Открытый урок

по коррекционному курсу «Социально-бытовая ориентировка»

Форма проведения: групповое занятие.

Место проведения: кабинет ориентировки в пространстве (№ 207).

Дата проведения: 15 февраля 2012 г.

Участники: ученики 3а класса – дети с глубокими нарушениями зрения, обучающиеся по рельефно-точечной системе брайля, учитель социально-бытовой ориентировки.

Раздел программы: Транспорт.

Тема урока: Железнодорожный транспорт.

Тип урока: урок-усвоение новых знаний.

Формы работы: беседа с учениками, осязательное обследование моделей, прослушивание «звуковых картинок», моделирование, чтение рельефно-графических изображений, командная игра.

Оборудование: модели: игрушечная железная дорога – локомотив, вагоны, рельсовые пути (в 2-х вариантах); «звуковые картинки»: поезд с электровозом, поезд с паровозом, электропоезд, трамвай, фуникулер, метро; прибор «Ориентир»; фрагмент шпалы; фрагмент металлического каната; рельефно-графические пособия - Городской транспорт. В двух альбомах. – М.: ООО «ИПТК «Логос» ВОС., 2008 г. Альбом первый. – с. 3, Обследование речи у детей: Пособие для учителя. В трех альбомах.:- М.: «ИПТК «Логос» ВОС», 1992. Альбом второй. – с. 26.

Цель урока: актуализация и обогащение представлений учащихся о железнодорожном транспорте.

Задачи, которые будут реализовываться на уроке:

  1. Коррекционно-образовательные:

  • знакомить обучающихся с понятием «рельсовые (железнодорожные) пути»;

  • расширять представление школьников о разновидностях железнодорожного транспорта;

  • обучать детей моделированию;

  1. Коррекционно-развивающие:

  • развивать умение учеников узнавать различные виды железнодорожного транспорта по издаваемым им звукам;

  • совершенствовать культуру осязательного восприятия обучающихся.

  1. Коррекционно-воспитательные:

  • прививать школьникам интерес к чтению рельефно-графических изображений;

  • воспитывать желание учащихся работать в команде.









Ход занятия

1. Организационный момент (5 минут)

Школьники и учитель приветствуют друг друга. Учащиеся рассаживаются на свои места.

Педагог проверяет явку учащихся.

2. Основная часть (35 минут)

  • Знакомство с темой урока и актуализация знаний обучающихся.

- Сегодня мы начинаем новый раздел наше программы - «Транспорт».

- Что это такое - транспорт?

Транспорт – (от лат. transporto – перемещаю; от лат. trans — через и portare — нести) - средства, предназначенных для перемещения людей, грузов из одного места в другое.

- На какие группы можно поделить весь транспорт? Приведите примеры.

Пассажирский и грузовой.

Наземный и подземный.

Водный и подводный.

Воздушный и космический.

Общего пользования (включая общественный), специального пользования,

личного (индивидуального) пользования.

Городской, пригородный, междугородний.

Гражданский и военный.

- Весь наземный транспорт в свою очередь делится еще на более мел4иен группы, одна из которых - железнодорожный транспорт. О нем мы сегодня и поговорим на уроке.

  • Погружение в тему урока.

- Вы знаете, что такое железнодорожный транспорт?

Железнодорожный транспорт – вид транспорта, перевозка грузов и пассажиров на котором осуществляется по рельсовым путям.

- А что из себя представляют рельсовые пути?

Рельсовые (железнодорожные) пути - сложная конструкция, состоящая из верхнего (рельсы, шпалы, рельсовые скрепления, балластная призма) и нижнего (земляное полотно и искусственные сооружения (мосты, трубы, путепроводы) строения пути.

- Рельс похож на очень длинную и толстую железную линейку. Шпала представляет собой параллелепипед, сделанный из дерева и обработанный специальным веществом – криозитом, имеющим специфичный запах.

Обаятельно воспринимаем элемент шпалы.

- Сейчас шпалы делают из бетона.

- Я вам раздам по фрагменту игрушечного рельсового пути. Ваша задача найти на нем рельсы, шпалы. Обратите внимание, что рельсы лежат на шпалах.

Смотрим рельсовые пути игрушечной железной дороги 2-х видов.

Моделирование рельсового пути.

- Давайте сами попробуем построить железнодорожный (рельсовый) путь.

Пробуем создать модель рельсового пути из элементов прибора «Ориентир» - поле построения из металлопласта, три прямоугольника без металлопласта (50х26х8 мм) - шпалы, две магнитные полосы (150х9х4 мм) – рельсы.



Беседа с учащимися о железнодорожном транспорте.

- Назовите, какой транспорт относится к железнодорожному? (поезд, электропоезд, трамвай, метро).

Далее работа ведется в той последовательности, в какой примеры железнодорожного транспорта были названы детьми.

- Послушайте внимательно и скажите, какой вид железнодорожного транспорта издает такие звуки?

Слушаем «звуковые картинки» - «проезжающий поезд с электровозом», «проезжающий поезд с паровозом».

- Что такое поезд?

Поезд — это сформированный и сцепленный состав вагонов междугороднего сообщения, с одним или несколькими действующими локомотивами (паровозом – с паровым двигателем (топливо - дрова, уголь) или электровозом – работает от электричества).

Еще раз слушаем звук электровоза и сравниваем с новым звуком паровоза.

- Почему вагоны поезда не разъединяются? (сцеплены между собой особым соединением).

- Давайте для себя это подтвердим и рассмотрим модель поезда (локомотив с вагоном игрушечной железной дороги).

Игра «Поезд»

- Давайте немного поиграем и попробуем сами изобразить поезд. Один из вас будут изображать локомотив.

- Вспомните, какие звуки издает локомотив? (ту-ту) Для чего он это делает? (предупреждает о своем приближении).

- Человек, изображающий локомотив будет передвигаться по моей инструкции со слегка вытянутыми вперед руками. Как только он обнаружит перед собой препятствие, сразу подаст сигнал (ту-ту).

- Сколько вагонов будет в нашем поезде? (сколько детей в классе без ребенка, изображающего локомотив).

- Задача вагончиков не отцепляться от локомотива и чувствовать когда он начинает движение, заканчивает его куда поворачивает.

Игру повторяем 2 – 3 раза.

- Отдохнули?! Теперь садимся за парты и продолжаем говорить о железнодорожном транспорте.

Беседа с учащимися о железнодорожном транспорте (продолжение).

Слушаем «звуковую картинку» - «проезжающий электропоезд»

- Звук какого железнодорожного транспорта вы сейчас услышали? (электропоезда)

- Что такое электропоезд?

Электропоезд – состав вагонов пригородного сообщения, передвигающийся на электричестве.

- Чем отличается электропоезд от поезда? (расстоянием передвижения – пригородный и междугородний, интерьером вагонов - сидячими и спальными местами, наличием / отсутствием столиков).

Слушаем «звуковую картинку» - «проезжающий трамвай».

- А это что проехало? (трамвай)

- Что такое трамвай?

Трамва́й (от англ. tram (вагон, вагонетка) и way (путь) — вид уличного рельсового общественного транспорта для перевозки пассажиров по заданным (фиксированным) маршрутам, обычно на электрической тяге, используемый преимущественно в городах, но бывают пригородные, междугородные, санитарные, служебные и грузовые трамваи.

- Найдите в книге «Городской транспорт» изображение трамвая.

Рассматриваем рельефно-графическое изображение трамвая.

- Как вы узнали, что это трамвай (форма колес, рельсы, провода)

- Чем отличается трамвай от автобуса и троллейбуса? (автобус – ездит на бензине и по дороге без рельсовых путей, троллейбус – на электричестве (над троллейбусом есть провода), но по дороге без рельсовых путей, а трамвай - на электричестве (над трамваем есть провода) и по рельсовым путям).

- Найдите на крыше посередине трамвая пятиугольник.

- Что это такое? Для чего?

Пантограф – устройство, соединяющее трамвай с проводами, с помощью которого к нему поступает электричество.

- Послушайте, какой транспорт издает такие звуки? (метро / электропоезд в метро)

Слушаем «звуковую картинку» - «проезжающий электропоезд в метро».

- Что такое метрополитен?

Метрополитен (метро) – городской подземный железнодорожный транспорт.

- Чем отличается электропоезд метро от пригородного электропоезда? (интерьером вагонов – видом сидений, их количеством, наличием / отсутствием ступенек при входе в вагон, издаваемыми звуками).

- Последний вид железнодорожного транспорта, который мы сегодня назовем – фуникулёр.

- Кто слышал такое слово «фуникулер»? Что оно означает?

Фуникулёр (фр. funiculaire, лат. funiculus — верёвка, канат) — рельсовое транспортное средство с канатной тягой для перевозки людей или грузов на небольшое расстояние по крутой трассе.

Рассматриваем рельсовый путь фуникулера с лежащим между рельсами металлическим канатом.

- Посмотрите внимательно, у железнодорожного пути фуникулера есть еще один элемент – металлический канат, к которому с помощью специального крепления присоединяется вагончик фуникулера и по которому этот вагончик перемещается верх и вниз.

- Давайте послушаем звуки, издаваемые проезжающим фуникулером («звуковая картинка» - «проезжающий фуникулер»).

  • Закрепление полученных знаний.

- давайте вспомним все виды железнодорожного транспорта, которые мы сегодня посмотрели и послушали на уроке. (поезд, электропоезд, трамвай, электропоезд в метро, фуникулер).

Рассматривание изображения поезда в книге «Обследование речи у детей».

- Посмотрите это изображение. Какой вид железнодорожного транспорта вы в нем узнали? (поезд).

- Теперь давайте определим, к каким из перечисленных нами в начале урока группам транспортных средств может относиться / не может относиться тот или иной вид железнодорожного транспорта. Приведем примеры.

Пассажирский (трамвай, …) и грузовой (поезд, фуникулер).

Наземный (пригородный электропоезд, …) и подземный (электропоезд на метрополитене).

Водный и подводный – нет.

Воздушный и космический – нет.

Общего пользования (включая общественный) – электропоезд; специального пользования (ремонтный поезд); личного (индивидуального) пользования - нет.

Городской (трамвай, метро, …), пригородный (электропоезд), междугородний (поезд).

Гражданский (трамвай, …) и военный.

3. Итоги урока (5 минут)

  • Выводы.

- Что мы сегодня делали с вами на уроке? (смотрели модели рельсовых путей и поезда, изображения поезда и трамвая; слушали звуки, издаваемые трамваем, паровозом, электровозом, фуникулером, метрополитеном; познакомились с запахом шпал, строили рельсовые пути; изображали поезд.

- Что нового вы узнали на уроке (что за запах встречается нам на железнодорожном вокзале и в метро; как называется вещество, которым пропитывают шпалы, как называется приспособление на крыше трамвая, которое соединяет его с электрическими проводами и новый вид железнодорожного транспорта - фуникулер).

  • Выставление оценок за работу на уроке.

- Молодцы! Хорошо поработали!

- За работу на уроке я ставлю вам следующие оценки: …

- Наш урок подошел к концу. Вы можете идти отдыхать.hello_html_0.gifhello_html_0.gifhello_html_0.gif

Урок по теме «Железнодорожный транспорт»
  • Другое
Описание:

Форма проведения: групповое занятие.

Участники: ученики 3а класса – дети с глубокими нарушениями зрения, обучающиеся по рельефно-точечной системе брайля, учитель социально-бытовой ориентировки.

Коррекционный курс: «Социально-бытовая ориентировка» 

Раздел программы: Транспорт.

Тип урока: урок-усвоение новых знаний.

Цель урока: актуализация и обогащение представлений учащихся о железнодорожном транспорте.

Задачи:

   1. Коррекционно-образовательные:

• знакомить обучающихся с понятием «рельсовые (железнодорожные) пути»;

• расширять представление школьников о разновидностях железнодорожного транспорта;

• обучать детей моделированию.

   2. Коррекционно-развивающие:

• развивать умение учеников узнавать различные виды железнодорожного транспорта по издаваемым им звукам;

• совершенствовать культуру осязательного восприятия обучающихся.

   3. Коррекционно-воспитательные:

• прививать школьникам интерес к чтению рельефно-графических изображений;

• воспитывать желание учащихся работать в команде.

Автор Замятина Анастасия Владимировна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 967
Номер материала 24362
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓