Главная / Русский язык и литература / Конспект урока по картине К.Ф. Юона «Русская зима. Лигачево».

Конспект урока по картине К.Ф. Юона «Русская зима. Лигачево».

Конспект открытого урока по картине К.Ф. Юона

«Русская зима. Лигачево».



Цель урока: продолжить обучение словесному описанию картины,

выявить собственное видение красоты; прививать любовь к искусству и родной природе.


Задача: умение правильно передать содержание картины средствами языка.


Оборудование: Компьютер, планшеты, интерактивная доска, репродукции картин известных художников, детские рисунки о зиме, музыка П.И. Чайковского, А.Вивальди.


Звучит музыка


Ребята, сегодня у нас не совсем обычный урок. Мы попытаемся войти в мир нашей русской природы, увидеть, услышать ее глазами художников, поэтов, композиторов. Очень хочется, чтобы вы почувствовали, как воедино сливаются три вида искусства: краски художника, живое слово поэта, звуки композитора. Приглашаю вас совершить сегодня путешествие- экскурсию в природу, в одно из лучших ее времен года. Итак, начнем свое путешествие к матушке- зиме.

На уроках литературы мы не раз говорили о том, как описывают красоту родной природы замечательные русские поэты. Приведите примеры стихотворений поэтов- классиков, их видения зимы.

Чтение стихотворений по планшету

В. Брюсов «Первый снег».


Серебро, огни и блестки,-

Целый мир из серебра!

В жемчугах горят березки,

Черно - голые вчера.

Воплощение мечтаний,

Жизни с грезою игра,

Этот мир очарований,

Этот мир из серебра!

С. Есенин «Пороша»

Еду. Тихо. Слышны звоны

Под копытом на снегу,

Только серые вороны

Расшумелись на лугу.


Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна,

Словно белою косынкой

Подвязалася сосна.


Ф. Тютчев «Чародейкою-зимой…»

Чародейкою Зимою 
Околдован, лес стоит, 
И под снежной бахромою, 
Неподвижною, немою, 
Чудной жизнью он блестит. 
И стоит он, околдован, 
Не мертвец и не живой - 
Сном волшебным очарован, 
Весь опутан, весь окован 
Лёгкой цепью пуховой... 

Солнце зимнее ли мечет 
На него свой луч косой - 
В нём ничто не затрепещет, 
Он весь вспыхнет и заблещет 
Ослепительной красой.

А. Пушкин «Мороз и солнце, день чудесный…»

Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный –
Пора, красавица, проснись;
Открой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела –
А нынче... погляди в окно:

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском

Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?

Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,

Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.

Каким теплом, задушевностью проникнуты есенинские и пушкинские строки! Замечательные русские поэты не только умели наблюдать, видеть и глубоко понимать природу, находить прекрасное в ней, но и ярким эмоциональным языком описать виденное, выразить свое собственное отношение к природе.

Эти же звуки мы можем уловить и в чудесной музыке. Послушайте фрагмент из цикла «Времена года. Зима» П.И. Чайковского.

А не подобные ли чувства испытываем мы, восхищаясь картинами наших живописцев. Приглашают вас на вернисаж картин русских художников. Вы отправляетесь в виртуальный музей. Посмотрите, как точно передано состояние природы талантливыми мастерами.

Презентация с картинами русских художников о зиме

Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством Константина Федоровича Юона.

К.Ф. Юон жил и работал в основном в Москве и подмосковном местечке Лигачево, занимался изучением истории и теории искусства, являлся доктором искусствоведения. Лауреат Государственной премии, секретарь союза художников. Любил пейзажи, а лучшие пейзажи о родной природе написал в Лигачево.

Вернисаж картин Юона

Работа со словом «снег»

Работа с репродукцией картины К.Ф. Юона «Русская зима. Лигачево».

1. Какие слова и из каких произведений можно взять в качестве эпиграфа к сочинению по этой картине? ( А.С.Пушкин: »Мороз и солнце! День чудесный», «Под голубыми небесами, великолепными коврами…»; С.А.Есенин: »Заколдован невидимкой, дремлет лес под сказку сна»…, И.А. Бунин «Белым снегом все запушено», Ф.И. Тютчев: «Чародейкою зимою…», В.Я. Брюсов » Серебро, огни и блестки,- целый мир из серебра…» ( запись на доске и в тетради эпиграфа.)

2. Когда будете писать сочинение по картине - пейзажу, какой тип речи вы будете использовать? Вспомним, что такое описание?

3. Составление словарика ключевых слов

Сказочная зима, зима - добрая колдунья, ясная зимняя погода, земля покрылась пушистым блестящим снегом, на улице тихо, морозно, все бело, свежо, сплошное царство снега, мороз и солнце. День чудесный, стоит таинственная тишина, зима красуется, как будто говорит: »Какой я бываю красавицей», нарядный денек, земля в серебряном наряде, Какое великолепие и спокойствие, земля покрыта пушистым белым покрывалом.

4. Какие тона использует мастер холодные или теплые. Какой цвет преобладает в картине?

(вся картина написана в голубовато- серебристом цвете, серые, белые с оттенками фиолетовыми, зеленые)

5. Что мастер показал на переднем плане, что с первого взгляда поражает в картине? Конечно, обилие снега. Посмотрите внимательно на снег? Какой он? С помощью какого выразительного средства мы можем ярко, красочно, образно описать снег?

Эпитет: СНЕГ белый, пушистый, серебристый, долгожданный; СНЕЖИНКИ: легкие, невесомые, воздушные; ИНЕЙ: блестящий; НЕБО: свинцовое, серое; ВОЗДУХ: прозрачный, свежий)

6. Ребята, а какие еще изобразительные приемы можно использовать при описании природы?

олицетворение, сравнительный оборот, метафора

Приведите примеры

7. Зима - кудесница, окутавшая все деревья снежной бахромой. Волшебница окутала деревья в праздничный наряд, только мохнатые сосны зеленеют, деревья точно сказочный терем раскинулись вокруг, куда так и хочется войти, полюбоваться всей этой красотой, справа, около 2-х березок, приютились крошечные елочки. Они радостно протягивают свои нежные веточки вверх, но тяжелый снег нижние веточки нагнул к земле.

8. Ребята, Как же удалось художнику наполнить картину солнечным светом, не показывая самого солнца?

Итак, благодаря изобразительно – выразительным средствам у нас получается словесное описание картины.

9. А что еще мы видим на картине помимо природы? Давайте опишем занятия самых маленьких героев. Как показал художник заинтересованность ребят этим зимним временем года?

Суровая зима не испугала сильными морозами и обилием снега. На улицу высыпало много детворы. У всех веселое, бодрое настроение. Неугомонные ребятишки играют в снежки и катаются с горки на санках. Вдали дети собираются лепить снежную бабу. А я смотрю на эту картину и думаю: »Как же хорошо зимой», так и хочется перенестись в места, изображенные художником и поваляться в сугробе. Даже собаки и те рады приходу зимы, они бегут впереди детворы и лаем приветствуют наступление зимы.

10. А что изобразил художник справа? ( На небольшом бугорке мы видим дома, крыши, которых покрыты белой мохнатой шапкой.)

11. А чем, по – вашему, занимается взрослое население?

Взрослые заняты своими трудовыми делами. Мы видим лошадей, запряженных в сани, слышим скрип саней, наверно, мужчины поедут в лес за дровами, а может, и за продуктами. Женщины занимаются хозяйством, готовят вкусный обед.

12. Представьте себе, что вы стоите рядом и видите этот мир наяву. Какими звуками наполнилась бы эта картина? (скрипом снега, пением птиц, стуком дятла по дереву, шелестом ветвей, даже потрескиванием сильного морозца, лаем собак, похрапыванием лошадей, скрипом дверей…)

13. Можно ли сказать, что художник любит и хорошо знает русскую природу?

Думаю, да, картина написана в подмосковной деревне, где художник многие годы жил и работал, где ему были знакомы и любимы каждая березка, каждая сосенка и избушка. Мастер превосходно знал русскую природу и горячо ее любил. И все тонкости ярко, точно описывал в своих картинах.

14. Понравилась вам картина?

Мне, например, очень понравилась. Я люблю зиму, а на картину смотришь и такое ощущение, что ты сам находишься в этом местечке с мальчишками, лепишь с ними бабу снежную. Да и просто хочется поваляться в этом снежном сугробе, потрусить деревья, чтобы и тебя запорошило снегом.

А мне очень грустно, потому что такие зимы у нас бывают очень редко. И мы можем насладиться такой красотой только на картине или увидеть в кино.

15. Учитель (на фоне музыки) Да, в каждом времени года есть свое очарование. И поэты, и художники, и живописцы не могли не заметить, как удивительна зима.

К.Ф.Юон - настоящий знаток родной природы. Недаром его называли поэтом русского пейзажа. Такие пейзажи заставляют внимательно присматриваться к окружающему миру, еще больше любоваться и восхищаться им.

Сегодня на уроке вы смогли еще раз убедиться, как же воедино сливаются живопись, музыка и поэзия.



Конспект урока по картине К.Ф. Юона «Русская зима. Лигачево».
  • Русский язык и литература
Описание:

     Цель данного урока - продолжить совершенствование навыков словесного описания картины. Учитель стремится научить детей собственному видению красоты, прививает любовь к искусству и родной природе.

     На уроке дети с учителем попытаются  войти  в мир нашей русской природы, увидеть, услышать ее  глазами  художников, поэтов, композиторов.  Очень хочется, чтобы все почувствовали, как воедино сливаются три вида искусства: краски художника, живое слово поэта, звуки композитора. 

Данный урок - это путешествие- экскурсия в природу, в одно из лучших ее времен года. 

 

Автор Дмитриева Наталья Евгеньевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1193
Номер материала 24772
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓