Главная / ИЗО, МХК / Конспект урока по изобразительному искусству в 8 классе "Русское деревянное зодчество"

Конспект урока по изобразительному искусству в 8 классе "Русское деревянное зодчество"

Конспект урока в 8 классе по изобразительному искусству.

Вид урока: Урок – путешествие.

ТЕМА: «РУССКОЕ ДЕРЕВЯННОЕ ЗОДЧЕСТВО».


Методы обучения: словесно-наглядный, практический, информационно-эвристический.

Эпиграф к уроку.

Глаголем, кошелем и брусом

Дом строили с резным крыльцом

С обдуманным мужицким вкусом

И каждый со своим лицом.

В.Федотов.


ЦЕЛЬ:

  1. Познакомить учащихся с основными чертами русского деревянного зодчества; с архитектурно-строительной культурой русского Севера, музеями народного деревянного зодчества, с художественными и архитектурными особенностями русской рубленой церкви на примере Кижских церквей, с фрагментами построек деревянной архитектуры, композицией крестьянского дома.

  2. Формирование умения выполнять зарисовки деревянных архитектурных сооружений и отдельных элементов с учетом его расположения на местности.

Задачи:

Развивающие:

  • Развитие познавательных и творческих способностей учащихся.

Воспитательные:

  • Воспитание бережного отношения к образцам народного искусства.

Оснащение урока:

Репродукции или слайды, изображающие памятники деревянной архитектуры, образцы народного деревянного зодчества.

Музыкальный ряд:


Материалы: гуашь или акварель, пастель, цветные акварельные карандаши, лист бумаги для коллективной работы, рисунки педагога.

Тип урока: Урок формирования новых знаний.


ХОД УРОКА.


  1. Организационный момент.

  2. Приветствие учащихся.

  3. Проверка готовности к уроку.

Актуализация имеющихся знаний.

Недаром говорят, что «Архитектура..-это летопись мира, она говорит тогда, когда уже молчат и песни, и предания и когда уже ничто не говорит о погибшем народе». Эти яркие, удивительные по своей внутренней силе слова принадлежат Н.В.Гоголю. Великий писатель видел в древних строениях отражения культурной жизни народа и справедливо сравнивал их со ступенями его будущего возвышения.

Нередко свысока, поглядывая на покосившиеся от времени сооружения, мы задаем себе вопрос, и даже досадуем порой на то, что они портят вид улицы. Но вдруг – чудо! – освобожденное от реставрационных работ ветхое строение исчезает, а на его месте появляется, словно расцвеченный радугой терем. Откуда, из какой сказки попал он сюда? И только позже начинаем понимать, что и сама улица, да и город начались когда-то с этого дома. Вот именно тогда и возникает интерес к архитектурному памятнику и появляется вопрос, а что хранит его память? Древняя Русь-Русь деревянная.

Какие вам известны памятники древнерусской архитектуры?

С какими особенностями Древней русской архитектуры вы знакомы?

Ученики: дома были деревянные – избы, храмы, терема и т.д., вся Русь была деревянной.

  1. Работа над новым материалом.

Учитель: Давайте подробнее познакомимся с произведениями русской деревянной архитектуры и их особенностями.

Вводное слово.

Русское деревянное зодчество, возникшее в стране лесов, несомненно, древнее каменного. В его произведениях во всей своей непосредственности и самобытности раскрывается творческая одаренность русского народа.

В лесах русского Севера до сих пор разбросано огромное количество замечательных произведений народного творчества. В рубленых избах, с чудесными крыльцами, с резными украшениями окон, фронтонов, крылец, в мельницах, даже в амбарах и мостиках чувствуется любовно выполнившая их рука художника. Но особенно хороши сохранившиеся деревянные часовни и церкви – от маленьких изящных построек до больших величавых и суровых сооружений.

Поражает виртуозное мастерство зодчих – плотников Севера. Вся работа над этими прекрасными произведениями производилась, главным образом, топором.

Какую же церковь поставили без единого гвоздя?

Она сохранилась до наших дней.

Ученики: Кижи – деревянную церковь.

Учитель: Сегодня мы с вами совершим путешествие в сказочную страну.


  1. Этап формирования знаний и умений учащихся.


Показ слайдов (поисковая работа учащихся домашнее задание из книги Е.И.Осетрова «Деревянная сказка»): «Музеи деревянного зодчества».

Кижи - не памятник, не крест,

Не храм и не природа.

И мне твердить не надоест:

Кижи – душа народа.

«Те, кто не бывал на Онеге, думают, что Кижи – это островок, случайно затерявшийся среди водных просторов. Это мнение ошибочно. Знающие люди рассказывают, что на озере –ни много ни мало-1650 островов!.. Что такое Кижи? …Две многоглавые церкви, отделенные одна от другой колокольней. Все из дерева. Двадцать две главы Преображенского собора, множество, множество куполов, покрытых лемехами – резными пластинками из осины, что, переливаясь на солнце, кажутся золотыми. Над куполами вьются чайки, и вместе с белокрылыми птицами все здание устремляется вверх, в заоблачные выси. Кто создал эту лесную и озерную сказку- Преображенский храм? Мастер по имени Нестер. «…Топор у Нестера был- загляденье. Во всем Заонежье такого топора не было. Люди говорили, что топор-то у Нестора заколдованный. Что же он мастер сделал? Поцеловал топор и бросил в озеро. Плотники зашумели…Нестер им в ответ: «Церковь поставили, какой не было, нет, и больше не будет. И топору моему теперь место на дне». Летом ребятишки ныряли, хотели в озере топор отыскать, да где там..»

Преображенская церковь-памятник русской воинской славы. (1714). Она была построена, когда боевое счастье стало служить войскам Петра. Избавление от всегдашней угрозы набегов было радостным событием для местного значения. Ликующий облик Преображенской церкви явился «эхом русского народа», воплотившимся в архитектуре. Впечатление усиливает и высота здания, составляющая около, сорока метров. До войны «небо» собора было украшено иконами, среди которых находились и довольно большие, размером до восьми метров. Творения здешних художников простонародны, бесхитростны по композиции, голосисты по своим краскам. С потемневшей от времени иконы глядят на меня суровые мужицкие лики старцев.

По соседству с колокольней – Покровская церковь, опоясанная деревянным кружевом, шатровая колокольня (1874 г.) составляют редкий по красоте ансамбль. В музей заповедник на Кижи были перевезены деревянные Лазаревская церковь Муромского монастыря (XIV века), жилые и хозяйственные постройки XVIII - начала XIX века.

Название Кижи произошло от вепского kisi игрище, место для игр, праздников. В XIVXV веках Кижский погост, расположенный на острове, был центром культуры Заонежья. В Кижах и окрестных селах трудились иконописцы, мастера резьбы и росписи по дереву, вышивке, книжной миниатюры. Здесь записан эпос об Илье Муромце и другие русские былины.

Величественные сооружения Кижского погоста построены в относительно позднее время, но отражают опыт древней строительной культуры.

Учитель:

Вам понравилось наше путешествие? Вспомните, где вы еще видели такую красоту? Какие сравнения, какое настроение вызывает фильм?

Почему дерево на Руси было основным строительным материалом?

Ученики:

Показ слайдов (поисковая работа учащихся домашнее задание).

Дерево как строительный материал отличалось сравнительной дешевизной и широкой доступностью в связи с лесными богатствами Руси. Стены возводились из горизонтально положенных бревен, соединенных в углах врубкой. Такие постройки назывались срубами. Помещение называлось «клеть», а под ним находилось хозяйственное помещение – «подклеть». В жилье вела наружная лестница с крыльцом.

Из дерева на Руси строились вплоть до XVIII не только жилые дома обычных людей, но и богатые дворцы князей и бояр. Они состояли из нескольких соединенных между собой срубов. Царский дворец в Коломенском состоял из семи хором, соединенных между собой крытыми переходами. Хоромы были двух-трехэтажными, и почти каждый сруб имел свою крышу. Дворец украшен резьбой, раскрашен в разные цвета с позолотой. Сооружение Коломенского дворца было таким почетным делом, что история сохранила фамилии тех, кто трудился топором и «всякой столярной снастью». Резным делом занимался многоопытный мастер монах Арсений, умелец, художник. Сотоварищи Арсения по работе – это Клим Михайлов, Давыд Павлов, Андрей Иванов, Герасим Окулов, Федор Микулаев. Роскошному дворцу не суждена была долгая жизнь. Дерево не мрамор и не гранит – оно недолговечно. Сто лет спустя –после того как дворец потребовал значительного ремонта его разобрали, и лишь кусты акаций, посаженные по линиям оснований, еще долго напоминали людям о замечательном памятнике русского деревянного зодчества.


Учитель: Обобщение темы урока.

Сегодня мы вспоминаем мастера, сотворившего чудо. Древние зодчие, живописцы и плотники свое умение и талант могли выразить только в постройке монастырей, церквей и соборов. Сохраняя древнюю церковь, мы сохраняем памятник мастерству. Когда – нибудь нам предстоит отправиться на далекий русский Север, где в Онежском озере находится уникальный музей деревянного зодчества Кижи. О красоте этих мест мы узнали из книги Е.И.Осетрова «Деревянная сказка». «Рубить…добро и стройно» - записали плотники в одной из своих подрядных. В этом обязательстве –вся суть народного зодчества, воплотившего в себе и человечность, и высокое мастерство, и извечное стремление людей к гармонии – к стройности…»

  1. Педагогический рисунок учителя.

  1. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА (самостоятельная работа учащихся).

Учитель:

Итак, какие задачи стоят перед вами? Я предлагаю создать целый сказочный город. Представьте себе, что вы в роли «мастеров», и каждый по имеющимся и полученным знаниям создает рисунок фасада постройки северной деревянной архитектуры. Класс делится на группы, более сильные рисуют храмы, остальные деревянные срубы. (творческое задание можно выполнять индивидуально).

Теперь, когда группы определились, скажите, в какой технике будет выполнена работа?

Ученики: каждый выбирает художественный материал и приемы работы.

Учитель: Помните, что от каждого из вас будет зависеть, каким будет сказочный город. А поможет нам в этом и музыка. (Музыкальное сопровождение аудиозапись)

  1. ИТОГ УРОКА.

  2. Выставка работ учащихся.

Заключительное слово учителя.

Русский Север является громадным хранилищем памятников деревянной архитектуры. Музей-заповедник в Кижах не имеет себе равных по художественной ценности. Здесь всегда огромное количество туристов из разных стран. Они приезжают, чтобы взглянуть на невиданные по красоте памятники деревянного зодчества и воздать дань уважения русским мастерам. Но образцы красивейших архитектурных сооружений есть в каждом городе, селе. Многое в оформлении таких домов почерпнуто из копилки народного опыта. Не проходите мимо таких памятников архитектуры. Остановитесь, полюбуйтесь общей композицией строения, декоративными деталями, орнаментом, их украшающим. Не будьте безразличны к судьбе памятников истории своего города, села. Память –это одна из основ, на которых держится культура.

Домашнее задание: сделать зарисовки с натуры декоративных деталей деревянного дома, оформленных орнаментом:

Наличников, ставней и т.д.

VII. Рефлексия.
Благодарю Вас, ребята. Вы замечательно сегодня работали! А сейчас давайте вы поделитесь своими впечатлениями, которые получили на уроке, методом незаконченного предложения:
1. Я узнал (а), что ________________________
2. Я был удивлен (а) тем, что _______________
3. Мне понравилось, что ___________________
4. Для меня храм – это ____________________







Конспект урока по изобразительному искусству в 8 классе "Русское деревянное зодчество"
  • ИЗО, МХК
Описание:

Конспект урока в 8 классе по изобразительному искусству.

Вид урока: Урок – путешествие.

ТЕМА:  «РУССКОЕ ДЕРЕВЯННОЕ ЗОДЧЕСТВО».

 

Методы обучения: словесно-наглядный, практический, информационно-эвристический.

Эпиграф к уроку.

Глаголем, кошелем и брусом

Дом строили с резным крыльцом

С обдуманным мужицким вкусом

И каждый со своим лицом.

В.Федотов.

 

ЦЕЛЬ:

1.     Познакомить учащихся с основными чертами русского деревянного зодчества; с архитектурно-строительной культурой русского Севера, музеями народного деревянного зодчества, с художественными и архитектурными особенностями русской рубленой церкви на примере Кижских церквей, с фрагментами построек деревянной архитектуры, композицией крестьянского дома.

2.     Формирование умения  выполнять зарисовки деревянных архитектурных сооружений и отдельных элементов с учетом его расположения на местности.

Задачи:

Развивающие:

·        Развитие познавательных  и творческих способностей учащихся.

Воспитательные:

·        Воспитание бережного отношения к образцам народного искусства.

Оснащение урока:

 Репродукции или слайды, изображающие памятники деревянной архитектуры, образцы народного деревянного зодчества.

Музыкальный ряд:

 

Материалы: гуашь или акварель, пастель, цветные акварельные карандаши, лист бумаги для коллективной работы, рисунки педагога.

Тип урока: Урок формирования новых знаний.

 

ХОД УРОКА.

 

1.     Организационный момент.

2.     Приветствие учащихся.

3.     Проверка готовности к уроку.

Актуализация имеющихся знаний.

Недаром говорят, что «Архитектура..-это летопись мира, она говорит тогда, когда уже молчат и песни, и предания и когда уже ничто не говорит о погибшем народе». Эти яркие, удивительные по своей внутренней силе слова принадлежат Н.В.Гоголю. Великий писатель видел в древних строениях отражения культурной жизни народа и справедливо сравнивал их со ступенями его будущего возвышения.

    Нередко свысока, поглядывая на покосившиеся от времени сооружения, мы задаем себе вопрос, и даже досадуем порой на то, что они портят вид улицы. Но вдруг – чудо! – освобожденное от реставрационных работ ветхое строение исчезает, а на его месте появляется, словно расцвеченный радугой терем. Откуда, из какой сказки попал он сюда? И только позже начинаем понимать, что и сама улица, да и город начались когда-то с этого дома.  Вот именно тогда и возникает интерес к архитектурному памятнику и появляется вопрос, а что хранит его память? Древняя Русь-Русь деревянная.

Какие вам известны памятники древнерусской архитектуры?

С какими особенностями Древней русской архитектуры вы знакомы?

Ученики: дома были деревянные – избы, храмы, терема и т.д., вся Русь была деревянной.

I.                  Работа над новым материалом.

Учитель: Давайте подробнее познакомимся с произведениями русской деревянной архитектуры и их особенностями.

Вводное слово.

Русское деревянное зодчество, возникшее в стране лесов, несомненно, древнее каменного. В его произведениях во всей своей непосредственности и самобытности раскрывается творческая одаренность русского народа.

В лесах русского Севера до сих пор разбросано огромное количество замечательных произведений народного творчества. В рубленых избах, с чудесными крыльцами, с резными украшениями окон, фронтонов, крылец, в мельницах, даже в амбарах и мостиках чувствуется любовно выполнившая их рука художника. Но особенно хороши сохранившиеся деревянные часовни и церкви – от маленьких изящных построек до больших величавых и суровых сооружений.

    Поражает виртуозное мастерство зодчих – плотников Севера. Вся работа над этими прекрасными произведениями производилась, главным образом, топором.

Какую же церковь поставили без единого гвоздя?

Она сохранилась до наших дней.

Ученики: Кижи – деревянную церковь.

Учитель: Сегодня мы с вами совершим путешествие в  сказочную страну.

 

II.                Этап формирования знаний и умений учащихся.

 

 Показ слайдов (поисковая работа учащихся домашнее задание из книги Е.И.Осетрова «Деревянная сказка»): «Музеи деревянного зодчества».

             Кижи - не памятник, не крест,

                  Не храм и не природа.

                   И мне твердить не надоест:

                   Кижи – душа народа.

«Те, кто не бывал на Онеге, думают, что Кижи – это островок, случайно затерявшийся среди водных просторов. Это мнение ошибочно. Знающие люди рассказывают, что на озере –ни много ни мало-1650 островов!.. Что такое Кижи? …Две многоглавые церкви, отделенные одна от другой колокольней. Все из дерева. Двадцать две главы Преображенского собора, множество, множество куполов, покрытых лемехами – резными пластинками  из осины, что, переливаясь на солнце, кажутся золотыми. Над куполами вьются чайки, и вместе с белокрылыми птицами все здание устремляется вверх, в заоблачные выси. Кто создал эту лесную и озерную сказку- Преображенский храм? Мастер по имени Нестер.  «…Топор у Нестера был- загляденье. Во всем Заонежье такого топора не было. Люди говорили, что топор-то у Нестора заколдованный. Что же он мастер сделал? Поцеловал топор и бросил в озеро. Плотники зашумели…Нестер им в ответ: «Церковь поставили, какой не было, нет, и больше не будет. И топору моему теперь место на дне». Летом ребятишки ныряли, хотели в озере топор отыскать, да где там..»

Преображенская церковь-памятник русской воинской славы.  (1714). Она была построена, когда боевое счастье стало служить войскам Петра. Избавление от всегдашней угрозы набегов было радостным событием для местного значения. Ликующий облик Преображенской церкви явился «эхом русского народа», воплотившимся в архитектуре. Впечатление усиливает и высота здания, составляющая около, сорока метров. До войны «небо» собора было украшено иконами, среди которых находились и довольно большие, размером до восьми метров. Творения здешних художников простонародны, бесхитростны по композиции, голосисты по своим краскам. С потемневшей от времени иконы глядят на меня суровые мужицкие лики старцев.

По соседству с колокольней – Покровская церковь, опоясанная деревянным кружевом, шатровая колокольня (1874 г.) составляют редкий по красоте ансамбль.    В музей заповедник на Кижи были перевезены деревянные Лазаревская церковь Муромского монастыря (XIV века), жилые и хозяйственные постройки XVIII -  начала XIX века.

Название Кижи произошло от вепского kisi  игрище, место для игр, праздников. В XIVXV веках Кижский погост, расположенный на острове, был центром культуры Заонежья. В Кижах и окрестных  селах трудились иконописцы, мастера резьбы и росписи по дереву, вышивке, книжной миниатюры. Здесь записан эпос об Илье Муромце и другие русские былины.

         Величественные сооружения Кижского погоста построены в относительно позднее время, но отражают опыт древней строительной культуры.

Учитель:

Вам понравилось наше путешествие? Вспомните, где вы еще видели такую красоту? Какие сравнения, какое настроение вызывает фильм?

Почему дерево на Руси было основным строительным материалом?

Ученики:

Показ слайдов (поисковая работа учащихся домашнее задание).

Дерево как строительный материал отличалось сравнительной дешевизной и широкой доступностью в связи с лесными богатствами Руси.       Стены возводились из горизонтально положенных бревен, соединенных в углах врубкой. Такие постройки назывались срубами. Помещение называлось «клеть», а под ним находилось хозяйственное помещение – «подклеть». В жилье вела наружная лестница с крыльцом.

    Из дерева на Руси строились вплоть до XVIII не только жилые дома обычных людей, но и богатые дворцы князей и бояр. Они состояли из нескольких соединенных между собой срубов. Царский дворец в Коломенском состоял из семи хором, соединенных между собой крытыми переходами. Хоромы были двух-трехэтажными, и почти каждый сруб имел свою крышу. Дворец украшен резьбой, раскрашен в разные цвета с позолотой. Сооружение Коломенского дворца было таким почетным делом, что история сохранила фамилии тех, кто трудился топором и «всякой столярной снастью». Резным делом занимался многоопытный мастер монах Арсений, умелец, художник. Сотоварищи Арсения по работе – это Клим Михайлов, Давыд Павлов, Андрей Иванов, Герасим Окулов, Федор Микулаев. Роскошному дворцу не суждена была долгая жизнь. Дерево не мрамор и не гранит – оно недолговечно. Сто лет спустя –после того как дворец потребовал значительного ремонта его разобрали, и лишь кусты акаций, посаженные по линиям оснований, еще долго напоминали людям о замечательном памятнике русского деревянного зодчества.

 

Учитель: Обобщение темы урока.

Сегодня мы вспоминаем мастера, сотворившего чудо. Древние зодчие, живописцы и плотники свое умение и талант могли выразить только в постройке монастырей, церквей и соборов. Сохраняя древнюю церковь, мы сохраняем памятник мастерству. Когда – нибудь  нам предстоит отправиться на далекий русский Север, где в Онежском озере находится уникальный музей деревянного зодчества Кижи. О красоте этих мест мы узнали из книги Е.И.Осетрова «Деревянная сказка». «Рубить…добро и стройно» - записали плотники в одной из своих подрядных. В этом обязательстве –вся суть народного зодчества, воплотившего в себе и человечность, и высокое мастерство, и извечное стремление людей к гармонии – к стройности…»

III.           Педагогический рисунок учителя.

 

IV.            ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА (самостоятельная работа учащихся).

Учитель:

Итак, какие задачи стоят перед вами? Я предлагаю создать целый сказочный город. Представьте себе, что вы в роли «мастеров», и каждый по  имеющимся и полученным знаниям создает рисунок фасада постройки северной деревянной архитектуры. Класс делится на группы, более сильные рисуют храмы, остальные деревянные срубы. (творческое задание можно выполнять индивидуально).

Теперь, когда группы определились, скажите, в какой технике будет выполнена работа?

Ученики: каждый выбирает художественный материал и приемы работы.

Учитель: Помните, что от каждого из вас будет зависеть, каким будет сказочный город. А поможет нам в этом  и музыка. (Музыкальное сопровождение аудиозапись)

V.                 ИТОГ УРОКА.

VI.            Выставка работ учащихся. 

 Заключительное слово учителя.

Русский Север является громадным хранилищем памятников деревянной архитектуры. Музей-заповедник в Кижах не имеет себе равных по художественной ценности. Здесь всегда огромное количество туристов из разных стран. Они приезжают, чтобы взглянуть на невиданные по красоте памятники деревянного зодчества и воздать дань уважения русским мастерам. Но образцы красивейших архитектурных сооружений есть в каждом городе, селе. Многое в оформлении таких домов почерпнуто из копилки народного опыта. Не проходите мимо таких памятников архитектуры. Остановитесь, полюбуйтесь общей композицией строения, декоративными деталями, орнаментом, их украшающим. Не будьте безразличны к судьбе памятников истории своего города, села. Память –это одна из основ, на которых держится культура.

Домашнее задание: сделать зарисовки с натуры декоративных деталей деревянного дома, оформленных орнаментом:

Наличников, ставней и т.д.

VII. Рефлексия.
Благодарю Вас, ребята. Вы замечательно сегодня работали! А сейчас давайте вы поделитесь своими впечатлениями, которые получили на уроке, методом незаконченного предложения:
1. Я узнал (а), что ________________________
2. Я был удивлен (а) тем, что _______________
3. Мне понравилось, что ___________________
4. Для меня храм – это ____________________

 

 

 

 

 

 

Автор Ким Татьяна Алексеевна
Дата добавления 28.11.2014
Раздел ИЗО, МХК
Подраздел Конспекты
Просмотров 1656
Номер материала 5909
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓