Главная / ИЗО, МХК / Конспект урока по изобразительному искусству "Украшения в жизни древних обществ. Греческая вазопись" (5 класс)

Конспект урока по изобразительному искусству "Украшения в жизни древних обществ. Греческая вазопись" (5 класс)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №44 г Сургута ХМАО - Югры











Конспект урока

по изобразительному искусству
в 5 классе

«Украшения в жизни древних обществ. Греческая вазопись»





подготовила

учитель ИЗО и черчения

Малявко Нина Валентиновна













г. Сургут

2014



5 класс

Тема: «Украшения в жизни древних обществ. Греческая вазопись»

Цель: способствовать формированию у учащихся знаний об искусстве Древней Греции, в частности о вазах Древней Греции.

Задачи урока:

  1. способствовать формированию знаний учащихся о стилях и сюжетах древнегреческой живописи по керамике;

  2. содействовать развитию умений передавать единство формы и декора, выстраивать декоративные и орнаментальные композиции в традиции древнегреческого искусства на основе ритмического повтора растительных или геометрических элементов;

  3. способствовать привитию интереса к культуре народов Древней Греции и воспитанию аккуратности при выполнении творческой работы.

Оборудование:

  • компьютер;

  • мультимедийный проектор.

Материалы к уроку: бумага, ножницы, клей, чёрная и красная гуашь, кисти, влажные салфетки, технологические карточки с последовательностью выполнения вазы.

Зрительный ряд:

  • презентация «Украшения в жизни древних обществ. Древнегреческая вазопись»;

  • видеофильм о греческих вазах;

  • репродукции чёрнофигурных и краснофигурных ваз;

  • элементы растительного и геометрического орнамента для росписи греческих ваз;

  • раздаточный материал на каждую парту с изображением греческой вазы и видами орнамента для росписи вазы.

Музыкальный ряд: музыка греческого композитора инструменталиста Криса Сфириса.

Задание: изобразить мифологический сюжет или бытовые сцены из жизни древних греков в чёрнофигурном или краснофигурном стиле на сосуде любой формы.





Ход урока.

  1. Организационный момент.

На этом этапе происходит психологический настрой учащихся.

  1. Формирование новых знаний.

(Звучит музыка греческого композитора Криса Сфириса).

Учитель: Ребята, эта музыка написана греческим композитором Крисом Сфирисом, потому что сегодня на уроке мы побываем в маленькой горной стране, известной всему миру своим искусством, культурой, научными открытиями и олимпийскими играми – это в Греции.

Многие из вас вместе со своими родителями, родными, знакомыми имели возможность побывать в этой удивительной стране.

Ребята, а что можно привести в виде сувенира из Греции? (Дети перечисляют)

А ещё ребята Греция с древних времён славится своими вазами. (Демонстрация сувенирной вазы).

Тема нашего урока сегодня «Украшения в жизни древних обществ. Греческая вазопись».

Сегодня на уроке мы познакомимся с греческими вазами, со стилями росписи, орнаментами и сюжетами.

Ребята, а вы знаете

  • из какого материала делали вазы;

  • как называют станок мастера, который изготовляет вазы;

  • что делают с вазами, чтобы они были прочными?

Чтобы ответить на эти вопросы, давайте посмотрим небольшой сюжет видеофильма. (Просмотр видеофильма и ответы на вопросы http://my.mail.ru/video/mail/ilya_guzey/Seven_days_of_history_WACaR/4976.html#video=/mail/ilya_guzey/Seven_days_of_history_WACaR/4976).

Ребята, а вы знаете, для чего использовались вазы? (Ответы детей)

У каждой вазы было своё назначение, своё дело в домашнем хозяйстве. Вино и масло хранили в стройных вазах с двумя ручками. Их называют амфоры. Большие вазы, в которых вино смешивали с водой, прежде чем подать к столу, называют кратерами.

Посмотрите на иллюстрации и скажите, чем отличаются амфора и кратер друг от друга? (Ответы детей: форма, размеры, роспись).

Вывод:

амфора - изящная, стройная, её сравнивают с фигурой женщины, с узким вытянутым горлышком;

кратер – глубокая ваза, с широким горлом, похожим на вершину вулкана, который называется кратер.

Да, ребята, как вы заметили, все вазы расписывались чёрным лаком по красно – рыжей обожжённой глине. Секрет лака не разгадан и до сих пор. Более старая манера росписи была

  • чёрнофигурная – (демонстрация) фон оставался красным, фигуры покрывались чёрным лаком, а по чёрному изображению процарапывались светлые линии складок одежды и черт лица.

А более новая

  • краснофигурная – (демонстрация) фон заливался чёрным лаком, а фигуры оставались красным цветом, и на них наносились чёрные линии, складок одежды и прочие подробности.

При изучении темы «Древние образы в народном искусстве» мы узнали, что такое орнамент (определение).

Назовите виды орнамента? (растительный и геометрический)

Посмотрите на вазы. Какими видами орнамента украшены они? (растительный, геометрический)

Правильно, горлышко и низ вазы украшали растительным и геометрическим орнаментом. А стенки ваз расписывали мифологическими сценами.

А также расписывали сценами из жизни древних греков (демонстрация).

При фигурах надписывались имена, а иногда и реплики. Хранят вазы в музеях. Знаменитая ваза хранится в петербургском Эрмитаже. На ней изображены мужчина, юноша и мальчик, которые показывают взглядами и жестами на ласточку в небе и переговариваются: «Смотри, ласточка!» - «Клянусь Гераклом, правда!» - «Скоро весна!».

Сегодня на уроке ребята, у вас есть возможность побывать в роли «греческих гончаров и живописцев». Только свои вазы будете выполнять не из глины, а вырежете из бумаги и распишите её.

  1. Практическая работа.

Учащимся необходимо из красной или чёрной бумаги вырезать форму вазы (на выбор), наклеить на лист цветного картона и расписать акварелью или гуашью в стиле греческой росписи.

Учащимся раздаются технологические карточки с последовательностью выполнения вазы. Вспоминается ТБ при работе с ножницами. Вспоминается с детьми, как симметрично вырезать форму вазы.

Учащимся раздаются иллюстрации с различными формами ваз.

  1. Закрепление нового материала.

Проходит в игровой форме «Наполнить вазу знаниями»: на доске вывешивается нарисованная древнегреческая ваза, учащиеся по очереди выходят к доске и наполняют вазу правильными ответами.

  1. Ребята, с какой росписью вы познакомились сегодня на уроке? (Греческая вазопись)

  2. Узор, построенный на повторении и чередовании составляющих его элементов называется…(Орнамент)

  3. Предание, сказание о богах, героях называется… (Миф)

  4. Вазы, в которых хранили вино и масло называются…(Амфоры)

  5. Большая ваза, в которой смешивали вино и воду называется…(Кратер)

  6. Что значит, чёрнофигурный стиль росписи? (Фон оставался красным, фигуры покрывались чёрным лаком, а по чёрному изображению процарапывались светлые линии складок одежды и черт лица).

  7. Что значит, краснофигурный стиль росписи? (Фон заливался чёрным лаком, а фигуры оставались красным цветом, и на них наносились чёрные линии, складок одежды и прочие подробности).

  1. Подведение итогов урока.

Показ работ учащихся, комментирование оценок за урок.

  1. Домашнее задание.

Найти иллюстрации с изображением древнегреческих ваз и оформить в альбом.

Список использованной литературы

  1. Свиридова. О.В. Изобразительное искусство 5 класс. Поурочные планы по программе Б.М. Неменского. – Волгоград, «Учитель», 2007

  2. Вигасин А. А. , Годер Г. И. ,Свенцицкая И. С. История Древнего мира 5 класс.

  3. Куманецкий К. История культуры Древней Греции. М., 1980.

  4. Лисовый И.А.; Ревяко К.А. Античный мир в терминах, именах и названиях. Минск,1996.

  5. Искусство №21. М.,АО « Красные Холмы», 2001.



Использованные материалы и Интернет-ресурсы

  1. http://live4fun.ru/shop/goods/16854

  2. http://www.google.ru/imgres

  3. http://www.google.ru/search?q=%



Конспект урока по изобразительному искусству "Украшения в жизни древних обществ. Греческая вазопись" (5 класс)
  • ИЗО, МХК
Описание:

Пояснительная записка к уроку

 

Автор: Малявко Нина Валентиновна, учитель изобразительного искусства и черчения

Образовательное учреждение: МБОУ СОШ №44, г.Сургут, ХМАО - Югра

Класс: 5

Раздел:  III четверти  «ДЕКОР: ЧЕЛОВЕК, ОБЩЕСТВО, ВРЕМЯ».

Тема урока: «Украшения в жизни древних обществ. Греческая вазопись».

Урок разработан по программе Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 классы», Москва, «Просвещение», 2009г

УчебникГоряева Н.А., Островская О.В. «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» 5 класс, Москва, «Просвещение», 2008г.

Количество часов в неделю -1 час

В год - 35 часов

Оборудование: - мультимедиапроектор, компьютер.

Авторский медиапродукт: презентация «Украшения в жизни древних обществ. Древнегреческая вазопись».

Презентация создана с использованием Интернет - ресурсов (фото).

Согласно рабочей программе по изобразительному искусству данный урок является вторым по теме «Украшения в жизни древних обществ. Декоративное искусство Древней Греции». Этот урок является продолжением знакомства детей с декоративным искусством Древней Греции.

Учитывая, что класс с хорошими учебными возможностями, для формирования навыков исследовательской деятельности я предложила ребятам задания опережающего и творческого характера. Подготовить (по желанию) короткий пересказ древнегреческого мифа, а для всех принести иллюстрированный материал по теме «Мифы Древней Греции».

Тип урока – комбинированный, где сочетаются нетрадиционные виды работы для мотивации познавательной деятельности (просмотр видеофильма, игровой момент, музыкальное сопровождение), а мини – исследования – для активации учебно – познавательной деятельности.

На уроке применяются интегрированные связи с другими предметами: литературой, историей, географией, музыкой.

 

Методы: использованы словесные, наглядные, практические, а так же проблемно – поисковый метод.

Автор Малявко Нина Валентиновна
Дата добавления 18.11.2014
Раздел ИЗО, МХК
Подраздел Конспекты
Просмотров 2369
Номер материала 1760
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓