Инфоурок ИЗО, МХК Другие методич. материалыКонспект урока по изобразительному искусству на тему "Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки" 5 класс

Конспект урока по изобразительному искусству на тему "Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки" 5 класс

Скачать материал

Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки

Цель: сформировать умение видеть прекрасное в явлениях действительности окружающего мира родного края; познакомить с языком декоративно- прикладного искусства; воспитать эмоциональное отношение человека к окружающему миру; показать связь ДПИ с современным искусством.

Оборудование: для учеников– фломастеры, восковые мелки, бумага, простой карандаш, ластик; для учителя-предметы ДПИ, наглядный и иллюстративный материал, видео - материал.

Зрительный ряд: предметы ДПИ, наглядный и иллюстративный материал, видео - материал .

Ход урока

1.                    Организационный момент.

Регистрация учащихся в классном журнале. Проверка подготовки рисовальных принадлежностей.

2.                    Вступительное слово учителя.

 Во всех сферах жизни – домашней, общественной, трудовой, религиозной – человека окружает большое количество предметов, относящихся к декоративно-прикладному искусству. С древних времен человеку свойственно украшать вещи, удовлетворяющие его насущные нужды. Такой предмет должен быть выразителен целиком – в своей конструкции, пропорциях, деталях, в отделке. Расписать узорами поднос, украсить резьбой прялку, связать кружевную салфетку, выткать узор на ткани – требует большого мастерства. Польза и красота всегда рядом. Художники создают из разных материалов предметы быта, которые являются произведением искусства.

      Художественный образ произведений декоративно-прикладного искусства имеет ряд специфических особенностей. Вещь – конструкция рациональная, не имеющая прототипа в природе. Для человека она предмет его мечтаний или забот, радости или огорчений, верный помощник или враг, символ его труда, праздник, настроение. Поэтому независимо от замысла художника, вещь несет и определенный образ. Изделия декоративно-прикладного искусства включают в себя и элементы духовной культуры, национальные традиции.

В связи с разнообразием назначения вещей и используемых при их изготовлении материалов, выделяются разновидности и жанры декоративно-прикладного искусства. Основные из них – это оформление ткани, моделирование одежды, керамика, художественный фарфор, изделия из стекла, изготовление игрушек, ювелирное искусство. 
      К декоративно-прикладному искусству относятся произведения, выполненные из различных материалов, таких как 
дерево, глина, камень, ткань, стекло, металл. Материал определяет положительное отношение к вещи, когда качества материала (его легкость, невесомость, или устойчивая утяжелённость, упругость; привлекательность, красивая поверхность) связываются с формой и назначением.

 Материал может выражать прямые функции предмета: керамический сосуд должен быть легким и устойчивым, тканное и вышитое полотенце – практичным, резная деревянная мебель – удобной и т.д. Совмещение материалов также может придавать предмету разные свойства. В одних случаях, когда вещь выполнена из различных материалов, она может быть непрактичной, в других – дополнительное оформление воспринимается как украшение, как эстетический эффект.

 Особую ценность представляет уникальность изготовления произведений декоративно-прикладного искусства. Определяет ценность вещи ручная работа, отпечаток руки мастера. Искусность руки мастера, вооруженной простыми инструментами, преобразовывает материал, создавая определенную форму, образ, вкладывает в него внутренний смысл.
Способ 
обработки материала может быть различным: резьба по дереву, гончарное ремесло,роспись, ткачество, вышивка, ковка металла, чеканка и так далее.

Украшением произведения декоративно-прикладного искусства является накладной рельеф илирисунок. Накладной рельеф наносится на готовую поверхность формы. Благодаря емуфактура поверхности становится богаче, появляется игра светотени. Один из распространенных типов украшения предметов декоративно-прикладного искусства – рисунок. Он переносится на готовую форму и обладает множеством разновидностей. Это может быть и одноцветная линия, сложный многокрасочный узор или многофигурная композиция. Рисунок тесно взаимосвязан с формой предмета: узор на ковре определяет плоскость, линии на кувшине подчеркивают объем.

        Ритм складывается в орнамент. Орнамент читался. Он был пожеланием счастья, родовым знаком, национальным орнаментом, иногда в нём было записано послание.

        По узору вышивки узнавали из какой деревни гость.

        По узору на булате- где он выкован.

По узору наличника- как зовут мастера, хотя имени он в него не вписывал.

По орнаменту мы узнаём эпоху, стиль, время.

        Существуют определённые символические изображения, например:

солнце, огонь- в виде ромба, земля, плодородие, засеянное поле- окружность, птица- символ тепла, света, урожая, «древо жизни» символизирует непрерывность жизни, символ небесного огня- орёл, предвестник зари и солнца- петух , священные животные, охраняющие «древо жизни»- крылатые собаки.

В произведениях ДПИ часто встречается ритм. Важнейшие признаки ритма- это повторяемость явлений, элементов или форм. «Ритм» буквально означает «такт, мерность» (от греческого «рафмос»). В искусстве возможны перебои ритма, ритмические акценты, неравномерность, не математическая точность. Ритм в ДПИ присутствует как  один из важнейших элементов выразительных средств композиции. Он не только участвует в построении изображения, но и  зачастую придаёт содержанию определённую эмоциональную окраску. В произведениях ДПИ особая роль отводится ритму. Все многочисленные композиции орнамента построены на определённом ритмическом чередовании элементов.
      Одно из главных мест в рисунке занимает орнамент. Большое значение ему отводится внародном искусстве. Здесь орнамент, также как и цвет, несет в себе не только эстетический эффект, но и символическое значение. Розетка на прялке – солнце, женская фигурка на рушнике – богиня плодородия, дерево с птицами на кроне – древо жизни и райские птицы. 
      Произведения декоративно-прикладного искусства не только демонстрируют вкус и фантазию художника. В них отражаются материальные, духовные интересы людей, и поэтому в определенные исторические эпохи в декоративно-прикладном искусстве выражаются черты стиля. Благодаря произведениям этого искусства широкие массы людей приобщаются к современным представлениям о красоте.

3.                    Практическая часть.

Самостоятельная работа учащихся над эскизом узора вышивки на полотенце в традициях народных мастеров.

4.                    Заключительное слово учителя.

Итак, дорогие друзья, мы совершили сегодня прекрасное путешествие в мир декоративно- прикладного искусства, познакомились с творчеством народных мастеров, убедились в том, что произведения декоративно-прикладного искусства не только демонстрируют вкус и фантазию художника. В них отражаются материальные, духовные интересы людей, и поэтому они рассказывают нам о различных эпохах, народах, традициях. Мы видим, что ДПИ не ушло на задний план, а продолжает волновать и радовать нас.

5.                    Итоговая часть.

Контроль за завершением работы состоит из трёх частей:

- выполнение подготовительного рисунка (эскиза);

- выполнение рисунка в цвете;

- анализ выполненных работ и выставление оценок.

Домашнее задание: подбор иллюстративного материала о русском народном костюме.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока по изобразительному искусству на тему "Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки" 5 класс"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Инструктор по гимнастике

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки

Цель: сформировать умение видеть прекрасное в явлениях действительности окружающего мира родного края; познакомить с языком декоративно- прикладного искусства; воспитать эмоциональное отношение человека к окружающему миру; показать связь ДПИ с современным искусством.

Оборудование: для учеников– фломастеры, восковые мелки, бумага, простой карандаш, ластик; для учителя-предметы ДПИ, наглядный и иллюстративный материал, видео - материал.

Зрительный ряд: предметы ДПИ, наглядный и иллюстративный материал, видео - материал .

Ход урока

1.                              Организационный момент.

Регистрация учащихся в классном журнале. Проверка подготовки рисовальных принадлежностей.

2.                              Вступительное слово учителя.

 Во всех сферах жизни – домашней, общественной, трудовой, религиозной – человека окружает большое количество предметов, относящихся к декоративно-прикладному искусству. С древних времен человеку свойственно украшать вещи, удовлетворяющие его насущные нужды. Такой предмет должен быть выразителен целиком – в своей конструкции, пропорциях, деталях, в отделке. Расписать узорами поднос, украсить резьбой прялку, связать кружевную салфетку, выткать узор на ткани – требует большого мастерства. Польза и красота всегда рядом. Художники создают из разных материалов предметы быта, которые являются произведением искусства.

      Художественный образ произведений декоративно-прикладного искусства имеет ряд специфических особенностей. Вещь – конструкция рациональная, не имеющая прототипа в природе. Для человека она предмет его мечтаний или забот, радости или огорчений, верный помощник или враг, символ его труда, праздник, настроение. Поэтому независимо от замысла художника, вещь несет и определенный образ. Изделия декоративно-прикладного искусства включают в себя и элементы духовной культуры, национальные традиции.

В связи с разнообразием назначения вещей и используемых при их изготовлении материалов, выделяются разновидности и жанры декоративно-прикладного искусства. Основные из них – это оформление ткани, моделирование одежды, керамика, художественный фарфор, изделия из стекла, изготовление игрушек, ювелирное искусство. 
      К декоративно-прикладному искусству относятся произведения, выполненные из различных материалов, таких как 
дерево, глина, камень, ткань, стекло, металл. Материал определяет положительное отношение к вещи, когда качества материала (его легкость, невесомость, или устойчивая утяжелённость, упругость; привлекательность, красивая поверхность) связываются с формой и назначением.

 Материал может выражать прямые функции предмета: керамический сосуд должен быть легким и устойчивым, тканное и вышитое полотенце – практичным, резная деревянная мебель – удобной и т.д. Совмещение материалов также может придавать предмету разные свойства. В одних случаях, когда вещь выполнена из различных материалов, она может быть непрактичной, в других – дополнительное оформление воспринимается как украшение, как эстетический эффект.

 Особую ценность представляет уникальность изготовления произведений декоративно-прикладного искусства. Определяет ценность вещи ручная работа, отпечаток руки мастера. Искусность руки мастера, вооруженной простыми инструментами, преобразовывает материал, создавая определенную форму, образ, вкладывает в него внутренний смысл.
Способ 
обработки материала может быть различным: резьба по дереву, гончарное ремесло,роспись, ткачество, вышивка, ковка металла, чеканка и так далее.

Украшением произведения декоративно-прикладного искусства является накладной рельеф илирисунок. Накладной рельеф наносится на готовую поверхность формы. Благодаря емуфактура поверхности становится богаче, появляется игра светотени. Один из распространенных типов украшения предметов декоративно-прикладного искусства – рисунок. Он переносится на готовую форму и обладает множеством разновидностей. Это может быть и одноцветная линия, сложный многокрасочный узор или многофигурная композиция. Рисунок тесно взаимосвязан с формой предмета: узор на ковре определяет плоскость, линии на кувшине подчеркивают объем.

        Ритм складывается в орнамент. Орнамент читался. Он был пожеланием счастья, родовым знаком, национальным орнаментом, иногда в нём было записано послание.

        По узору вышивки узнавали из какой деревни гость.

        По узору на булате- где он выкован.

По узору наличника- как зовут мастера, хотя имени он в него не вписывал.

По орнаменту мы узнаём эпоху, стиль, время.

        Существуют определённые символические изображения, например:

солнце, огонь- в виде ромба, земля, плодородие, засеянное поле- окружность, птица- символ тепла, света, урожая, «древо жизни» символизирует непрерывность жизни, символ небесного огня- орёл, предвестник зари и солнца- петух , священные животные, охраняющие «древо жизни»- крылатые собаки.

В произведениях ДПИ часто встречается ритм. Важнейшие признаки ритма- это повторяемость явлений, элементов или форм. «Ритм» буквально означает «такт, мерность» (от греческого «рафмос»). В искусстве возможны перебои ритма, ритмические акценты, неравномерность, не математическая точность. Ритм в ДПИ присутствует как  один из важнейших элементов выразительных средств композиции. Он не только участвует в построении изображения, но и  зачастую придаёт содержанию определённую эмоциональную окраску. В произведениях ДПИ особая роль отводится ритму. Все многочисленные композиции орнамента построены на определённом ритмическом чередовании элементов.
      Одно из главных мест в рисунке занимает орнамент. Большое значение ему отводится внародном искусстве. Здесь орнамент, также как и цвет, несет в себе не только эстетический эффект, но и символическое значение. Розетка на прялке – солнце, женская фигурка на рушнике – богиня плодородия, дерево с птицами на кроне – древо жизни и райские птицы. 
      Произведения декоративно-прикладного искусства не только демонстрируют вкус и фантазию художника. В них отражаются материальные, духовные интересы людей, и поэтому в определенные исторические эпохи в декоративно-прикладном искусстве выражаются черты стиля. Благодаря произведениям этого искусства широкие массы людей приобщаются к современным представлениям о красоте.

3.                              Практическая часть.

Самостоятельная работа учащихся над эскизом узора вышивки на полотенце в традициях народных мастеров.

4.                              Заключительное слово учителя.

Итак, дорогие друзья, мы совершили сегодня прекрасное путешествие в мир декоративно- прикладного искусства, познакомились с творчеством народных мастеров, убедились в том, что произведения декоративно-прикладного искусства не только демонстрируют вкус и фантазию художника. В них отражаются материальные, духовные интересы людей, и поэтому они рассказывают нам о различных эпохах, народах, традициях. Мы видим, что ДПИ не ушло на задний план, а продолжает волновать и радовать нас.

5.                              Итоговая часть.

Контроль за завершением работы состоит из трёх частей:

- выполнение подготовительного рисунка (эскиза);

- выполнение рисунка в цвете;

- анализ выполненных работ и выставление оценок.

Домашнее задание: подбор иллюстративного материала о русском народном костюме.

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 802 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 28.12.2014 696
    • DOCX 60 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Закирова Динара Сириновна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Закирова Динара Сириновна
    Закирова Динара Сириновна
    • На сайте: 9 лет и 1 месяц
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 42555
    • Всего материалов: 18

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Мировая художественная культура")

Учитель мировой художественной культуры

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Изобразительное искусство: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель, преподаватель изобразительного искусства

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 937 человек из 77 регионов
  • Этот курс уже прошли 4 767 человек

Курс профессиональной переподготовки

Изобразительное искусство: теория и методика преподавания в сфере дошкольного образования

Педагог по изобразительной деятельности

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 95 человек из 31 региона
  • Этот курс уже прошли 188 человек

Мини-курс

Основы финансовой отчетности

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Вероятность и статистика: формирование общеучебных умений и навыков

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психологические концепции и практики

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 23 человека из 16 регионов