Главная / ИЗО, МХК / Конспект урока по ИЗО "Жостово. Роспись по металлу"

Конспект урока по ИЗО "Жостово. Роспись по металлу"

Морева Ирина Михайловна

МКОУ «Тальменская СОШ № 2»

Тальменский район Алтайский край

Схема конспекта урока

По ИЗО

Класс_____5_______, четверть___2___

Тема урока: Жостово. Роспись по металлу.

Цели урока:

Обучающие:

  • углубление эстетического познания о народном и декоративно-прикладном искусстве;

  • знакомство учащихся с особенностями жостовской росписи и основными приемами жостовского письма.

Развивающие:

  • развитие композиционного мышления, художественного вкуса, графического умения;

  • развитие творческого воображения;

  • развитие интереса к предмету.

Воспитательние:

  • воспитание собранности, аккуратности при подготовке к уроку;

  • воспитание умения планировать свою работу;

  • воспитание умственных и волевых усилий, концентрации внимания, логичности и развитого воображения;

  • воспитание уважительного отношения к национальным традициям.

Задачи урока:

  1. Воспитывать бережное отношение к народным традициям и

промыслам, эмоционально-ценностное отношение к деятельности,

  1. Продолжить формирование знаний о декоративно-прикладном

искусстве и его применении, об образном языке декоративного

искусства, обеспечить освоение приемов жостовской росписи.

  1. Развивать умение сравнивать и делать выбор, давать эстетическую

оценку произведениям Жостово, развивать фантазию и

воображение, навыки самостоятельного творческого мышления.


Результаты обучения:

Личностные: осознавать необходимость уважительного отношения к культуре народа, произведениям декоративно-прикладного искусства, значимость эмоционально-ценностного отношения к собственной деятельности как основы творчества, развивать фантазию, способность к созданию художественного образа, эстетической оценке произведений жостовских мастеров и работ учащихся.

Метапредметные: учиться высказывать и отстаивать свое мнение, планировать время, работу, и оценивать ее результаты, сравнивать красочную роспись на подносах с красотой цветущих лугов, анализировать собственную художественную деятельность, развивать внимание, навыки самостоятельного творческого мышления.

Предметные: понимать «язык» декоративного искусства, освоить основные мотивы жостовской росписи, разнообразные приемы жостовского письма, формирующего букет: замалевок, тенежка, прокладка, бликовка, чертежка, привязка, уборка.


Наглядный и дидактический материалы:

Учебник  «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» Н.А. Горяевой - 5 класс, варианты упражнений.

Жостовские подносы, презентация.

Стихотворение П. Синявского «Жостовские кисти».

Музыка П.Чайковского «Вальс цветов», К.Дебюсси «Душа».

ИКТ-оборудование:


Компьютер, проектор.

Художественные материалы: гуашь, бумага для упражнений, кисти.

Методы работы:

  • объяснительно-иллюстративный (изложение материала);

  • практический (отработка навыков);

  • исследовательский (самостоятельный просмотр полученных результатов, анализ выполнения операций).

Учебно-методическое обеспечение

1. Рабочая программа. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских. – М.: Просвещение, 2011.

2. Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учебник по изобразительному искусству для 5 класса/ Под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2011.

3. Стандарт основного общего образования по образовательной области «Искусство»

5. Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство. 5-7 классы. Музыка. 5-7 классы. Искусство. 8-9 классы. – М.Просвещение, 2010. – 48с. – (Стандарты второго поколения).



















Этапы урока

Цели, задачи этапа

Художественно-педагогическая деятельность учителя (ХПД)

Художественно-эстетическая деятельность ученика (ХЭД)

Результаты ХЭД учащихся на каждом этапе урока

1)Организационный этап

Цель: создание благоприятного микроклимата в классе.

Задачи:

  • помочь детям настроиться на рабочий урок;

  • создать уловия для восприятия художественных образов.

Учитель приветствует учащихся, определяет готовность к уроку и создаёт благоприятный микроклимат в классе.

Приветствуют учителя, демонстрируют готовность к уроку.

Личностные:

- самоорганизация;

Коммуникативные:

- умение слушать.

2) Актуализация и мотивация

Цель: постановка учебной цели и задач, определение темы урока на основе того, что уже известно и того, что еще предстоит освоить.

Задачи:

  • определить тему урока, цели и задачи, пути решения;

  • развивать фантазию, способность к созданию художественного образа, эстетической оценке произведений жостовских мастеров.


Актуализация знаний, введение в тему урока.

Кто может сказать, в чем особенности промысла Жостово?

Постановка целей и задач, которые должны быть достигнуты в ходе урока.

Постановка цели.

- Предположите в группах, чему мы должны научиться на сегодняшнем уроке?

Учитель выслушивает мнение каждой группы.

Определение темы урока.

- Ребята, исходя из поставленной цели, вы можете предположить тему урока?

Сегодня мы должны познакомиться с разнообразием жостовских подносов и освоить основные приемы жостовского письма.

- Вам понятна тема урока и цели?

-Какие задачи нужно решить художнику для создания художественного образа?

Мотивация.

- Молодцы, ребята!

Перед изучением данной темы я хочу прочитать вам стихотворение П.Синявского

Жостовский поднос

Кто смел раскинуть на подносе
такие яркие цветы?
В своем бесхитростном вопросе
едва ль ответ не спрячешь ты:
Смел – смелый, 
смелая – сумела.
Из-под руки, как ветерки,
как стая ласточек, взлетела,
разбрасывая лепестки,
кипень цветочная.
И странно – 
она напомнила на миг,
как возникает из тумана
давно готовый к жизни стих:
то восклицаньем,
то вопросом,
то в полумраке,
то в огне,
то звонким жостовским подносом
вдруг полыхнет на белизне.

На жостовском подносе 
В зеркальной глади лака –
Ржаная медь колосьев, 
Степной румянец мака, 
Багрянец поздних листьев, 
Лесной подснежник первый... 
А жостовские кисти 
Нежнее легкой вербы.




Обсуждают в группах, спикер высказывает мнение группы.

Предполагают тему урока. Слушают стихотворение, настраиваются на работу.

Личностные:

- установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Регулятивные:

- постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё предстоит узнать.

Познавательные:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- доказательство своей точки зрения;

Коммуникативные:

- участие в коллективном обсуждении проблем;

- умение сотрудничать в группе со сверстниками;

- умение точно выражать свои мысли.

Предметные:

- создание самостоятельного художественного образа по заданной теме.




3. Изучение и закрепление первичных знаний

Цель: изучение истории возникновения искусства Жостово.

Задачи:

Познакомить с народным промыслом – Жостово, с разнообразием форм подносов, фонов и вариантов построения цветочных композиций, с особенностями жостовской росписи и основными приемами жостовского письма.

Развивать творческую и познавательную активность учащихся, фантазию, художественный вкус.



1.Демонстрация современных жостовских подносов, обсуждение их особенностей.

Беседа по теме.

Рассмотрите жостовские подносы, ответьте на вопросы:

-Какие варианты композиций можем использовать в своей работе?

- Основной мотив росписи — цветочный букет. Какие цветы мы можем нарисовать?





-Назовите основные этапы работы жостовских мастеров.

-Что нужно сделать, чтобы поднос выглядел завершенным?

Практическое задание.

Разобрали у доски разные варианты композиции – вызов к доске учащихся по желанию.










-Букет, венок, полувенок, роспись с углов, букет в раскидку…

-Розы, анютины глазки, …в букете чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы.

-Тенёжка, прокладка, бликовка, чертежка, привязка, уборку мы сделали.

-Привязать цветы к фону при помощи тонких стебельков, травинок, усиков.

Личностные:

- умение задаться вопросом: какое значение будет иметь для меня учение согласно предложенному плану действий?

Регулятивные:

- умение составлять план и последовательности действий.

Познавательные:

- осознанное построение речевого высказывания в устной форме;

- умение строить логическую цепь рассуждений.

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- умение слушать и вступать в диалог;

- умение точно выражать свои мысли.

Предметные:

- приемы жостовского письма, формирующие: тенежка, прокладка, бликовка, чертежка, привязка, уборка.



- развитие навыков изобразительной деятельности, согласно художественному образу.


4) Отработка навыков

Цель: освоение приемов жостовской росписи, ее особенностей.

Задачи:

  • создать условия для получения навыков жостовской росписи;

  • развивать фантазию, способность к созданию художественного образа;


1.Выполнение упражнений:

В букете пышном лепестки

Цветов царицы - Розы

Ей здесь уютно и тепло,

Не надо ждать морозов.

Быстрый показ последовательности работы, основных этапов жостовской росписи, приемов композиции.

Выполнение упражнений по изображению розы, прорисовке стебельков, травинок, усиков.

Учитель следит и консультирует учащихся, по ходу выполнения работы, создает необходимый эмоциональный фон, используя музыкальный ряд.

При выполнении практической работы дети одновременно анализируют композиционные и, цветовые решения, пытаясь воплотить свой авторский образ розы (мазками), прорисовке стебельков, травинок, усиков…


Личностные:

- осознавать необходимость уважительного отношения к культуре народа, произведениям декоративно-прикладного искусства, значимость эмоционально-ценностного отношения к собственной деятельности как основы творчества, развивать фантазию, способность к созданию художественного образа, эстетической оценке произведений жостовских мастеров и работ учащихся.

Регулятивные:

- умение увидеть ошибку и исправить её самостоятельно или с помощью;

- умение сосредоточиться на выполнении задания, проявить настойчивость, умение преодолеть импульсивность.

Познавательные:

- выделение необходимой информации;

- умение осознанно построить речевое высказывание;

- умение извлечь из предложенного материала важной и второстепенной информации;

Коммуникативные:

- умение слушать и вступать в диалог;

- умение договариваться и приходить к общему мнению;

- умение точно выражать свои мысли.


5) Применение новых знаний

Цель: создание авторского образа цветочного букета.

Задачи:

  • создать условия для воплощения художественного образа;

  • способствовать анализу композиционных и цветовых решений работы.

1.Практическая работа.

Создание цветочного букета.

Кто смел раскинуть на подносе
такие яркие цветы?
В своем бесхитростном вопросе
едва ль ответ не спрячешь ты:
Смел – смелый, 
смелая – сумела.
Из-под руки, как ветерки,
как стая ласточек, взлетела,
разбрасывая лепестки,
кипень цветочная.
Смело берите кисти.
Во время практической работы - целевые обходы:

1)контроль организации рабочего места;

2)контроль правильности выполнения приемов работы;

3) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;

4) контроль объема и качества выполненной работы.

Работают самостоятельно.

Для изображения полевых цветов с помощью «тычка», используют ватные палочки.


Личностные:

- умение задаться вопросом: какое значение будет иметь для меня создание цветочного букета приемами жостовской росписи.

Познавательные:

- умение строить логическую цепь рассуждений.

Коммуникативные:

- умение сравнивать красочную роспись на подносах с красотой цветущих лугов,

анализировать собственную художественную деятельность, развивать внимание, навыки самостоятельного творческого мышления.


Предметные:

- освоение основных приемов жостовской росписи;

- развитие навыков изобразительной деятельности, согласно художественному образу.


6) Рефлексия

Цель: • Воспитание эстетического вкуса, интереса к культуре, традициям родной страны.

Задачи:

  • углублять эстетические познания о народном искусстве;

  • выяснить все ли этапы урока выполнены и понятны детям.

Действительно, много у нас в России талантливых мастеров. Мастера радуют нас своими изделиями, дарят людям красоту. Труд и талант народных умельцев придает величие нашему Российскому государству. Мы должны гордиться тем, что у нас есть такие мастера, которые поддерживают традиции своих предков, традиции народных промыслов России.

Учитель организует рефлексию:

- Достигнута ли цель урока?

- Мы осуществили все этапы намеченного плана работы?

- Ребята, мы посвятили наш урок жостовской росписи и закончить его предлагаю используя жостовские подносы.

Учитель приглашает ребят к своему столу, на котором стоит чаша с водой и два подноса: один с маленькими бумажными корабликами, другой с камешками – галькой.

- Если вам была понятна тема урока, и вы продвинулись в своих знаниях, то поместите на воду кораблик, а если остались моменты непонимания, то положите в воду гальку.

(Кораблик символизирует моё понимание темы, и я могу плыть дальше, а камешек – я не понял, ушёл на дно, мне нужна помощь).

- Ребята, мне повезло наблюдать сейчас на водной глади такое количество корабликов. Но, чтобы к следующей нашей встрече они не сбились с пути, я предлагаю вам дома выполнить упражнение.

Учащиеся говорят о том, что они достигли цель урока, что план действий осуществлён.





















Подходят к столу учителя и «голосуют» с помощью корабликов и камешек.














Личностные:

- умение самому себе задать вопрос: «А зачем мне было нужно заниматься этим на уроке?»

Регулятивные:

- умение сравнить результат своих пошаговых действий с заданным эталоном-образцом.

Познавательные:

- умение провести рефлексию деятельности на уроке.

Коммуникативные:

- умение участвовать в коллективном обсуждении и вступать в диалог.

Предметные:

- определение главного происходящего на уроке.


7) Домашнее задание

Цель: выполнение самостоятельной работы дома.

Задачи:

  • способствовать осознанию необходимости выполнять домашнее задание как метод закрепления полученных знаний и умений;

  • дать возможность самостоятельного поиска информации.

- Запишите домашнее задание в дневник:

Используя элементы жостовской росписи, создайте цветочную композицию.

Найдите интересные факты о мезенской росписи, краткое сообщение 1-2 мин.



- Я была рада встрече с вами, спасибо. Урок завершён.


Записывают домашнее задание в дневник и определяют для себя объём задания.

Личностные:

- умение осознать необходимость домашней работы.

Познавательные:

- умение осуществить необходимый поиск информации.

Коммуникативные:

- умение слушать и задать вопросы.
























Конспект урока по ИЗО "Жостово. Роспись по металлу"
  • ИЗО, МХК
Описание:

Схема конспекта урока

По ИЗО

Класс_____5_______, четверть___2___

Тема урока: Жостово. Роспись по металлу.

Цели урока:

Обучающие:

·                    углубление эстетического познания о народном и декоративно-прикладном искусстве;

·                    знакомство учащихся с  особенностями жостовской росписи и основными приемами жостовского письма.

Развивающие:

·                    развитие композиционного мышления, художественного вкуса, графического умения;

·                    развитие творческого воображения;

·                    развитие интереса к предмету.

Воспитательние:

·                    воспитание собранности, аккуратности при подготовке к уроку;

·                    воспитание умения планировать свою работу;

·                    воспитание умственных и волевых усилий, концентрации внимания, логичности и развитого воображения;

 

·                    воспитание уважительного отношения к национальным традициям. 

Автор Морева Ирина Михайловна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел ИЗО, МХК
Подраздел
Просмотров 2374
Номер материала 38281
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓