Тема: Лепка простых по форме листьев (осина).
Цели:
Дидактические: Овладение знаниями элементарных основ лепки.
Формирование объемного видения предмета, осмысление пластических особенностей
формы.
Развивающая: Развитие творческого и пространственного воображения.
Развивать чувство цельности композиции. Развитие словарного запаса.
Развитие
наблюдательности, воображения. развитие мелкой моторики, коррекции движения.
Воспитательная: Воспитание навыка аккуратности при работе с
пластилином; подготовке и уборке рабочего места, трудолюбия.
Вид занятия: лепка из пластилина.
Оборудование: индивидуальные папки трудового
воспитания, конверты с пазлами, гербарий, индивидуальный гербарий (на каждого
учащегося), карточка с изображением осинового листа. Слайды на интерактивной
доске.
ХОД УРОКА:
I.
Организационный момент.
(из папки достать
пластилин, доску, салфетку, стеки).
- Проверим
готовность к уроку. Я называю то, что у вас должно лежать на столе, а вы
глазками проверяете (ПЛАСТИЛИН, ДОСКА ДЛЯ ЛЕПКИ, СТЕКИ, САЛФЕТКА). Молодцы.
- Ребята, у нас сегодня урок исследования. На
протяжении всего урока мы с вами будем решать определенные задачи: отгадывать
загадки, изучать гербарий растений, исследовать строение листа, лепить по
представлению, создавать правильную композицию.
II.
Актуализация темы.
СЛАЙД
Загадка:
Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает. (Дерево)
- Какие бывают деревья? (Лиственные, хвойные)
- Чем они отличаются? (У лиственных – листья,
у хвойных – хвоинки)
- Угадайте, какие лиственные деревья
представлены в гербарии.
ГЕРБАРИЙ
- Отгадайте загадку, о каком дереве идёт речь?
Загадка:
Ветерок лишь пробежит, СЛАЙД
Вся листвою задрожит,
Затрепещет, как тростинка,
Многолистная … (Осинка)
- Как называется лист этого дерева? (Осиновый) СЛАЙД
- Из каких частей состоит лист? (ЧЕРЕНОК И
ЛИСТОВАЯ ПЛАСТИНА)
ЧЕРЕНОК НУЖЕН
ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ПРИКРЕПИТЬ ЛИСТ К ВЕТКЕ ДЕРЕВА.
- Какой формы
листовая пластина, её края? (Похож лист на круг, края - закруглённые)
- Есть у листа ПРОЖИЛКИ. А кто
знает для чего они? (По этим жилкам из
земли от корней по стволу, через веточки
поступают питательные вещества
и вода – таким образом дерево питается)
- Есть ГРИБ
с похожим названием. Кто помнит его названия? (подосиновик + слайд)
СЛАЙД
Тема нашего урока – «Лепка простых по форме листьев, осиновых
листьев».
Перед нами сегодня стоит цель;
Научиться лепить осиновый лист и создать
композицию из тех
листочках что у вас получатся.
III.
Объяснение нового
материала.
- О деревьях и листьях мы говорим не только на уроках окружающего мира,
но и на уроках литературного чтения. Давайте послушаем стихотворение.
Алексей Майков
Осень.
Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу…
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу.
С холоду щёки горят:
Любо в лесу мне бежать,
Слышать, как сучья трещат,
Листья ногой загребать!
Ф. Тютчев.
Листья.
Мы ж, лёгкое племя,
Цветём и блестим
И краткое время
На сучьях гостим.
Всё красное лето
Мы были в красе,
Играли с лучами,
Купались в росе..
Но птички отпели,
Цветы отцвели,
Лучи побледнели,
Зефиры ушли. (легкий, тёплый ветерок)
Так что же нам даром
Висеть и желтеть?
Не лучше ль за ними
И нам улететь!
- Какие бывают листья летом, осенью?
- На доске вывешены два дерева. Первый ряд будет выполнять летнюю
композицию, т.е. летнее дерево. А второй ряд – осеннюю композицию, т.е. осеннее
дерево.
1 ряд -
летнее дерево 2 ряд - осеннее дерево
- Подготовим руку к работе. Выполняем пальчиковую гимнастику:
Идёт по парте человечек,
Переставляет ножки.
А если ножки смотрят вверх,
Что получилось? Рожки.
«Я сильней наверняка!», -
Молвит правая рука.
«Почему же? Вот и нет!», -
Спорит левая в ответ.
- Из конверта достаём пазлы и собираем осиновый
листок, образец показан на интердоске.
- Молодцы! Убираем пазлы в конверт.
- Перед вами карточка с изображением листа. Попробуйте
нарисовать такой же листок.
- Молодцы! Положите карточку на поставку для образца.
Также для образца у вас на столе лежит гербарий осинового листа.
Вспоминаем правила работы с пластилином:
Правила работы с пластилином (СЛАЙД).
1.
Работаем аккуратно, только
на доске для пластилина.
2.
Руки вытираем салфеткой.
3.
Стеки лежат только на
доске для пластилина.
4.
По окончанию работы
собрать пластилин в коробочку, вычистить стеки и доску для пластилина бумажными
салфетками.
5.
Инструменты для лепки
сложить на край стола.
IV.
Физпауза:
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо,
Ветерок всё тише, тише,
Деревцо всё ниже, ниже.
V.
Выполнение работ.
- Итак, первый ряд будет выполнять летнюю композицию,
т.е. летнее дерево. А второй ряд – осеннюю композицию, т.е. осеннее дерево.
- Необходимо выполнить по 3-4 листочка, чтобы наше
дерево ожило. Какого цвета могут быть листочки? (Зеленые, желтые, или смешанные
оттенки).
- Возьмите брус необходимого цвета, стекой разделите
его на три части. Берем одну часть и ВЫТЯГИВАЕМ
форму из общей массы, большим и указательными пальцами нажимаем на пластилин
постепенно со всех сторон. Должна получиться полукруглая форма.
- Положите полученную форму на дощечку. Возьмите стеки
и аккуратно обрежьте края листа (посмотрите на образец). СЛАЙД
- У нашего листа есть прожилки, стеками обозначьте их.
- У кого готов лист, подходим к доске и оформляем наши
композиции.
- Выполняем еще по два листочка самостоятельно.
VI. Подведение итогов:
- Вам понравились композиции?
- Чем рисунок отличается от фигуры из пластилина? (Он объемный, рисунок
на листе бумаги как бы лежит на плоскости, а изображение из пластилина «живет»
в пространстве. Его можно рассмотреть со всех сторон.)
- Такое изображение называется СКУЛЬПТУРОЙ.
- Мы с вами сегодня были скульпторами. И цели урока с вами выполнили –
научились лепить листья простой формы из пластилина.
- Приступаем к уборке рабочего места.
Урок
окончен, Спасибо за работу!
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.