Главная / ИЗО, МХК / Конспект урока по ИЗО на тему "Весна"

Конспект урока по ИЗО на тему "Весна"

Рисование с натуры дымковской игрушки.

Цели: способствовать развитию интереса к народным промыслам; развивать графические умения и навыки при работе с натуры, самостоятельность в решении композиционных задач; воспитывать аккуратность и творческое воображение.

Оборудование: акварельные краски, кисти, палитра, вода, карандаш, салфетки.

Изобразительный ряд: дымковская игрушка (фотографии, репродукции, изделия), образец педагогического рисунка.

Ход урока

  1. Организация учащихся.

Послушайте стихотворение, которое называется «Я для школьников составил десять очень важных правил».

Для тебя я, друг, составил

Десять очень важных правил.

Эти правила просты,

Быстро их запомнишь ты.

1.Как проснулся – так вставай:

Лени воли не давай!

2.Лепесток роса умыла,

А тебя умоет мыло!

3.Понукания не жди

В школу вовремя иди!

4.Прежде чем захлопнуть дверь,

Всё ли взял с собой, проверь!

5.В школе в классе не сори,

Сор увидишь - подбери!

6.Не толкай в кармане мела, -

Это, милый мой, не дело!

7.Будь в одежде аккуратен,

Избегай и дыр и пятен!

8.Дома близким не груби,

Малышей жалей, люби!

9. Знай: хорошие отметки –

Как плоды в саду на ветке!

10. Чтоб тобой могли гордиться,

Должен много ты трудиться!

Куддус Мухаммади

Все вы научились выполнять правила школьника? Это очень важно, потому что правила помогают быть организованными, дисциплинированными, прилежными учениками.

  1. П р о в е р к а готовности учащихся к уроку.

  2. Смачивание красок.

Сообщение темы урока.

Вы уже знакомы с дымковской игрушкой, когда лепили животных. Сегодня мы нарисуем эту игрушку и распишем её.

Вводная беседа.

Дымковскую игрушку, покоряющую своей простотой и незамысловатостью образа, невозможно спутать с другими народными игрушками благодаря её колориту. Это прежде всего снежной белизны фон, по которому написан простой узор геометрического характера: кружки, полоски, точки. Узор наносится в свободной кистевой манере. Дымковские мастера любят насыщенные цвета (красно-алый, малиновый, синий, золотисто-жёлтый, фиолетовый), празднично сияющие на белом фоне игрушек.

Внимательно присмотревшись к глиняным фигуркам птиц, зверей, людей, мы увидим, как мастер продуманно использует выразительные средства орнамента, чтобы рассказать о красоте оперения птиц, нарядной одежде барынь. Кажется, что в облике дымковской игрушки невольно находит своё отражение природа тех мест, где делают эти произведения народного искусства. Невольно представляешь заснеженные сугробы, белизну которых подчёркивают синие тени. На морозе лица людей украшает румянец. Мастерица никогда не выдумает узор заранее, он возникает в процессе росписи в соответствии с той или иной украшаемой фигуркой. Один и тот же узор никогда не повторяется.

Народная глиняная игрушка, наивная и забавная, отражающая в условной форме многие стороны окружающей жизни, ловко лепленная, ярко расписанная, всегда несёт радость людям. Посмотрите на неё и всё плохое сразу забывается, хочется улыбнуться. Не правда ли?

Физкультминутка

У п р а ж н е н и е для девочек «Прялица» - имитация движений, характерных для пряхи. Мальчики наблюдают за девочками и выполняют «лучшую пряху».

Девочки выполняют движения одновременно с произносимым учителем текстом:

Позолоченная прялица,

Мы прядём, а нитка тянется,

Мы прядём, а нитка тянется,

Нам работа эта нравится.

Девочки поднимают левую, согнутую руку в сторону - вверх.

Одновременно с левой рукой поднимается и правая рука. Затем девочки плавно ведут правую руку от левой вправо - вниз. Движения пальцев правой руки имитируют скручивание нитки. Эти движения можно повторить 2-3 раза.

У п р а ж н е н и е для мальчиков «Всятий труд у нас в почёте» - имитация движений, характерных какому-либо трудовому процессу.

Мальчики выстраиваются у доски. Учитель шёпотом сообщает, какую работу они должны показать движениями (рубить дрова, забивать гвоздь, поливать цветы, пилить доску, копать яму и т. п). Мальчики выполняют движения одновременно с текстом учителя. Девочки определяют, что показывают мальчики, какой трудовой процесс, и выбирают «лучшего работника».

Всякий труд у нас в почёте

Всякий труд у нас в почёте,

Сколько здесь умелых рук.

Ну-ка дружно за работу

Выходи скорее, друг!

Ну-ка дружно, рука ловко

Движения выполняй.

Знаем мы, что делать нужно,

Посмотри и угадай.

Умелые руки

Не знают скуки.

Кто трудился от души?

Тому похлопать поспеши!

Н. Френкель

Актуализация знаний учащихся.

Сегодня мы рисуем с натуры одну из дымковских игрушек. Ещё раз обращаю ваше внимание на то, что дымковская игрушка – белая как сахар, а по белому фону яркие узоры написаны. Поэтому в начале мы рисуем силуэт игрушки, а потом расписываем его кистью так, как это делают народные мастера.

При выполнении росписи можно использовать специальные приспособления, придуманные мастерами: тычок - палочку с тампоном ваты на конце для получения точек; палочку, конец которой отточен в виде лопаточки, предназначенную для проведения линий разной толщины.

Этапы выполнения рисунка.

К о м п о з и ц и я р и с у н к а .

  1. Тонкими горизонтальными линиями размечаем положение фигурки на листе.

  2. Отмечаем высоту и ширину игрушки.

  3. Проверяем композицию: рисунок должен быть крупным и находиться в центре листа, сверху листа должно остаться места немного больше, чем снизу.

В ы п о л н е н и е карандашного наброска.

Рисуем силуэт дымковской игрушки, проверяем пропорции фигурки.

Р о с п и с ь и г р у ш к и .

На палитре набираем нужные оттенки красок. Выполняем роспись игрушки красками, используя кисточку и приспособление тычок. Чтобы игрушка смотрелась более выразительно, фон можно закрасить каким-либо цветом.

Практическая работа.

З а д а н и е : выполнить рисунок дымковской игрушки с натуры.

Итог урока.

  1. В ы с т а в к а работ учащихся.

  2. З а к л ю ч и т е л ь н о е слово учителя.

Сегодня на уроке вы попробовали себя в роли народных мастеров, расписывая игрушку сразу кистью. И я думаю, что эта роль вам понравилась, потому что рисунки у вас получились очень яркие, а главное – они очень похожи на натуру.





Рисование с натуры или по памяти. Весенний цветок.

Цели: продолжить формирование графических умений и навыков; развивать наблюдательность; воспитывать у детей любовь к живой природе.

Оборудование: акварельные краски, кисти, палитра, вода, карандаш, салфетки.

Изобразительный ряд: репродукция картины Ф. П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка», весенние цветы, образец педагогического рисунка.

Литературный ряд: стихотворение П. Соловьёва «Подснежник»; Т. Собакина «Цветы».

Ход урока

Организация учащихся.

  1. П р о в е р к а готовности учащихся к уроку.

  2. Смачивание красок.

Сообщение темы урока.

Сегодня будем рисовать весенние первые цветы: ландыши, нарциссы, тюльпаны.

Вводная беседа.

Люди очень любят цветы и любые события своей жизни отмечают в первую очередь цветами (рождение, поступление в школу, свадьба и т. д.) Цветы сопровождают человека всю жизнь.

Весна – это время преображения природы. Если вы будете внимательны, то обязательно увидите, как верба стоит вся в пушистом «серебре», а в саду случилось чудо – прямо из-под снега появился первый цветок.

Как он называется? (Ответы учащихся.)

Правильно, подснежник. Послушайте, как поэт описывает этот цветок:

В саду, где берёзки столпились гурьбой,

Подснежника глянул глазок голубой.

Сперва понемножку зелёную выставил ножку,

Потом подтянулся из всех своих маленьких сил

И тихо спросил: «Я вижу, погода тепла и ясна.

Скажите, ведь правда, что это весна?»

П. Соловьёв

Цветок описан поэтом так живописно, что сразу представляешь себе картину растущего подснежника. Как бы вы назвали картину, на которой изображены цветы? Пейзаж, натюрморт или портрет? (Ответы учащихся.)

Конечно, это натюрморт. Мы с вами уже знакомы с натюрмортом Ивана Трофимовича Хруцкого «Цветы и плоды». А сегодня рассмотрим картину Фёдора Петровича Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка». На ней изображена стеклянная ваза с букетом цветов. На вазе сидит красивая бабочка и рядом птичка – щегол на жёрдочке. Тёмная поверхность стола сливается с фоном. Как художником написаны цветы? (Ответы учащихся.)

Зрительным центром композиции в этой картине является простой розовый цветок с капелькой росы на лепестках, который сразу притягивает наш взор. Только рассмотрев его, мы постепенно начинаем замечать другие цветы. Неброская красота свежесобранного букета завораживает нас.

А как вы думаете, ребята, зачем художник нарисовал на картине бабочку и птицу? (Ответы учащихся.)

Какие цвета и их оттенки преобладают на картине? (Ответы учащихся.)

Какое настроение вызывает у вас этот натюрморт? (Ответы учащихся.)

Понравилась ли вам эта картина? (Ответы учащихся.)

Физкультминутка

У п р а ж н е н и е «Мишка на прогулке».

Мы весёлые ребята,

(Ходьба на месте на носках, руки на голову, к плечам, скрестить.)

Наше имя медвежата.

Любим лазать и играть,

Любим прыгать и летать.

Мишка по лесу пошёл,

(Ходьба на месте в низком приседе. Повторы. Поднять колено, хлопок впереди.)

По тропинке вдаль забрёл,

Лапы дружно поднимает,

Чтоб кусты не поднимались.

Мишка шёл, шёл, шёл.

( Ходьба на месте. Бег на месте. Прыжки. Наклоны. )

К тихой речке пришёл.

Сделал полный поворот,

Через речку пошёл вброд.

Мишка плыл, плыл, плыл – ( Имитировать плавание «брасом». Прыжки в приседе. )

И до берега доплыл.

Чтобы мишке не хворать,

Надо шкурку согревать.

Мишка шёл, шёл, шёл,

( Ходьба. Прыжки. Подскоки. )

На лужайку пришёл.

Он прыгал на лужайке

Быстро, ловко, словно зайка.

Актуализация знаний учащихся.

Сегодня мы будем рисовать весенние цветы. Они перед вами, с виду незатейливые, но так радующие нас. Знаете ли вы, как они называются? ( Ответы учащихся ).

Обратите внимание, что эти цветы специально выращены на срезку, а не сорваны в лесу или поле. Почему нельзя рвать цветы? ( Ответы учащихся ).

Если я

Сорву цветок,

Если ты

Сорвёшь цветок…

Если все:

И я и ты –

Если мы

Сорвём цветы,

То окажутся пусты

И деревья и кусты…

И не будет красоты,

И не будет доброты.

Если только

Я и ты,

Если мы

Сорвём цветы.

Берегите живую природу!

Т. Собакина

С чего мы начнём работу над рисунком? Конечно, с изучения того цветка, который будем рисовать. Художник П. П. Кончаловский писал: «Цветок нельзя писать»так себе», простыми мазочками, и так же глубоко, как и всё другое».

Рассмотрим один цветок. Как он называется? ( Ответы учащихся ).

Правильно, это тюльпан.

Рассказывают, что в золотом плотно сомкнутом бутоне тюльпана было заключено когда-то человеческое счастье. И никто никогда ни силой, ни хитростью, ни заклинаниями не мог добраться до него. Но однажды проходила мимо бедная женщина с ребёнком, которая не знала, что такое счастье. Она увидела цветок и решила взглянуть на него поближе.

Мальчик же, увидав цветок, с громким смехом бросился к нему. И – о чудо!

В тот же миг бутон раскрылся сам собой. Ключиком, оказывается, был весёлый, беззаботный, чистый смех ребёнка. Так повелось с тех пор на свете, что воистину беззаботными и счастливыми люди бывают только в детстве. Вот такая красивая легенда о прекрасном цветке.

Тюльпаны – красивые, изящные цветы разнообразной окраски. Они бывают ярко-красные, розовые, жёлтые, оранжевые, фиолетовые, белые. У них широкие листья приглушённого зелёного цвета, цветок, состоящий чаще всего из 4-6 лепестков. Цветок имеет форму стаканчика, сужающегося кверху. Недаром название цветка происходит от персидского «toriban» ( тюрбан ) и дано за сходство с головным убором восточных народов.

Этапы выполнения рисунка.

  1. К о м п о з и ц и я р и с у н к а .

Для рисунка лист бумаги лучше расположить вертикально. Затем тонкими линиями отметьте расположение цветка на листе, его высоту и ширину. Проверьте композицию.

  1. Выполнение карандашного наброска.

Лёгкими карандашными линиями изобразите стебель, листья, венчик цветка. Проверьте соблюдение пропорций.

  1. Р а б о т а с цветком.

На палитре подберите нужные оттенки цвета и раскрасьте листья цветка, его лепестки, стебель основным цветом.

  1. П р о р и с с о в а н н ы е детали.

Тонкой кисточкой прорисуйте детали цветка.

Рисунок закончен.

Практическая работа.

З а д а н и е : выполнить рисунок «Весенний цветок».

Итог урока.

  1. В ы с т а в к а р а б о т учащихся.

  2. 2. З а к л ю ч и т е л ь н о е с л о в о учителя.

Ваши рисунки преобразили общий вид нашего класса: он стал нарядным, свежим весенним, пёстрым! В своих работах, используя яркие краски, вы сумели передать радость, удивление от того, что появились первые весенние цветы. Молодцы!





















Конспект урока по ИЗО на тему "Весна"
  • ИЗО, МХК
Описание:

Цели: познакомить с творчеством художников К. Юона, Ф. Васильева, И. Левитана; продолжить формирование графических умений и навыков; развивать навыки композиционного решения рисунка; дать представление о красках весны; способствовать развитию детского воображения и эстетического воспитания.

Оборудование: акварельные краски, кисти, палитра, вода, карандаш, салфетки.

Изобразительный ряд: репродукции картин К. Юона «Мартовское солнце», Ф. Васильева  « Оттепель»,  И. Левитана  «Цветущие яблони», образец педагогического рисунка.

Литературный ряд: стихотворение С. Я. Маршака  «Весенняя песенка», загадка, стихотворение Н. Никитина.


 

 

 

Автор Крыкова Екатерина Андреевна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел ИЗО, МХК
Подраздел
Просмотров 1322
Номер материала 46977
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓