Сценарий урока ИЗО
тема:
«Пейзаж- настроение. Природа и художник»
МАОУ СОШ №5
Подборнова
Е.М.
Пояснительная записка к уроку ИЗО
Направление: средняя школа
Тема урока: Пейзаж- настроение. Природа и
художник.
Класс: 6
Программа: «Изобразительное искусство и художественный труд» 2013г.
Авторы программы: Б.М. Неменский; Н.А. Горяева; Л.А.
Неменская; А.С. Питерских
Учебник: Под редаецией Л.А. Неменской. Изобразительное
искусство. «Искусство в жизни человека».
Раздел программы: «Человек и пространство в
изобразительном искусстве».
Количество часов в неделю: 1 час
Количество часов в год: 34 часа
Тип урока: комбинированный с
применением ИКТ.
Этапы урока:
1.Организационный момент (2 мин)
2.Целеполагание (3 мин.)
3.Введение в тему урока (5 мин.)
4.Демонстрация последовательности работы над рисунком
(5 мин)
5.Физминутка (1 мин)
6.Самостоятельная работа учащихся (20мин.)
7.Закрепление учебного материала (5 мин)
8.Рефлексия(4 мин)
Методы обучения: объяснительно-иллюстрационный,
словесный, наглядный, практический, репродуктивный.
Оборудование урока:
а) для учителя: экран, видеопроектор, компьютер; бумага,
гуашь, кисти, стакан с водой;
б) для учащихся: бумага формата А3, кисти, стакан с
водой, гуашь, тряпочка.
Зрительный ряд: пейзажи художников импрессионистов в виде презентации
Microsoft PowerPoint,
Репродукции: К.Моне: «Впечатление. Восход солнца.»,«Здание
Парламента в Лондоне», «Сирень, пасмурная погода», «Поле маков у Аржантёя»; Ван
Гога «Каштан в цвету», «Красные виноградники», «Звёздная ночь с кипарисом»;
Таблица: цветовое изменение пейзажа в зависимости от
освещения.
Музыкальный ряд: Григ «Утро», Моцарт «Весна», шум моря
и гитара (для фона)
Технологии: здоровьесберегающие технологии (физминутка);
информационно – коммуникативной технологии (компьютерная презентации);
технологии деятельностного мышления; технологии проблемного обучения.
Цель урока: научить
использованию художественных приемов, свойственных импрессионизму как стилю
живописи
Задачи урока:
- образовательные: ознакомить с особенностями импрессионизма как стиля живописи;
научить видеть эти особенности в произведениях живописи; научить отличать
произведения, выполненные в стиле импрессионизма, от произведений, выполненных
в классическом стиле.
- развивающие: развивать творческую активность;
художественную фантазию и вкус; формировать навыки работы с художественными
материалами;
- воспитательные: воспитывать любовь к природе;
формировать эстетическое отношение к произведениям искусства.
УУД: Личностные: развитие эстетических чувств;
духовно-нравственное развитие детей по средством формирования особого отношения
к природе; ориентация на понимание причин успеха или не успеха выполненной
работы.
Регулятивные: правильность выбора учебных
принадлежностей; в сотрудничестве с учителем ставить творческие и учебные
задачи; развитие умения принимать и сохранять информацию, планируя свои
действия в соответствии с ней; работа по образцу.
Познавательные: развитие способности смыслового
восприятия текста; понимать информацию, представленную в разных формах, в том
числе изобразительной; переводить информацию, принятую в изобразительной форме
в словесную; умение наблюдать и сопоставлять.
Коммуникативные: умение вступать в учебное
сотрудничество с учителем, одноклассниками; выражать в речи свои мысли и
действия; задавать существенные вопросы.
Понимать роль колорита в пейзаже-настроении.
Уметь работать гуашью, используя основные средства
художественной изобразительности (композиция, цвет, светотень, ) в творческой
работе по памяти и по представлению
Ход урока:
Этапы
урока
|
Результат
|
Деятельность
учителя
|
Деятельность
учеников
|
УУД
|
I.Организационный
момент
(2
мин.)
|
Создание
эмоциональ
ного
настроя
Самооценка
готовности к уроку
|
Встали
ровно, прозвенел звонок.
Начинаем
наш урок.
Ребята,
давайте возьмем друг друга за руки, почувствуем тепло ладошек соседа,
улыбнёмся друг другу и пожелаем хорошей работы.
Садитесь.
Проверка
готовности класса к уроку
Перед
началом работы прошу проверить готовность:
Лист
формата А3, краски, кисти, вода, тряпочка.
|
Настрой
на урок.
Самооценка
готовности к уроку.
|
Регулятивные
(правильность выбора учебных принадлежностей)
|
II.
Целеполагание (3 мин.)
|
Определение
цели урока
|
Ребята
посмотрите пожалуйста на репродукции картин .
Выберете
из них лишнюю.
Верно,
на репродукциях представлен жанр изобразительного искусства- пейзаж. Вспомним
с какими видами пейзажа мы познакомились?
|
Отвечают
на вопрос
Перечисляют
пейзажи.
|
Познавательные
(развитие способности смыслового восприятия текста)
Регулятивные
( в сотрудничестве с учителем ставить творческие и учебные задачи
|
III.
Введение в тему урока (5мин.)
|
Проявление
интереса к теме
|
Со временем и свет дневного солнца, и
мокрый туман, и свет восхода и заката- зыбкие и тонкие изменения в природе-
приходят в искусство пейзажной живописи.
В спорах о
творчестве, и новом художественном видении мира рождалось новое направление в
искусстве – импрессионизм. Сегодня на уроке мы познакомимся с этим
направлением и попробуем создать свою композицию в этом стиле.
ХIХ век. Импрессионизм
от французского «впечатление». Так называлась одна из картин художника Клода
Моне, он первым стал писать пейзажи на открытом воздухе- на пленере
.
1
слайд 2 слайд
Он создал
целые живописные циклы- серии картин, в которых один и тот же вид представал
в разных погодных условиях и в разное время суток
«Здание
Парламента в Лондоне»
.
3 слайд
Посмотрите на репродукции картин. Какое
средство выражения использовал художник для передачи состояния и настроения
природы? Правильно– цвет, главное средство выражения в живописи. От того какие
художник подберёт цвета зависит настроение в картине. Цветовой строй в
картине называется, колоритом. Он может быть тёплым и холодным, нежным и
мрачным.
4 слайд
Анализируем изменение цвета в
зависимости от времени суток.
- Как вы думаете, чем же отличаются
работы этих художников от работ других живописцев? Например, Шишкина?
- Эти художники берут открытые, яркие
цвета. Мазки смелые, энергичные.
-Давайте рассмотрим виды мазков.
5 слайд.
Обсуждение репродукций К.Моне и Винсента
Ван Гога.
«Поле маков у Аржантёя», «Сирень
пасмурная погода»,
6
слайд 7 слайд
8 слайд
9 слайд
«Каштан в цвету», «Красные виноградники», «Звёздная
ночь с кипарисом»;
Сегодня на уроке мы поработаем как художники
импрессионисты. И так как за окном весна .Природа просыпается. Мы нарисуем с
вами цветущие деревья на фоне неба. Но главное в композиции передать
настроение в природе с помощью цвета.
|
Рассуждают
о пейзажах.
Рассуждают
о многообразии мазков.
|
Познавательные
(ознакомление с многообразием пейзажей)
Личностные
(развитие эстетических чувств)
Познавательные
(ознакомление с перспективой)
Личностные
(развитие эстетических чувств)
Личностные
(духовно-нравственное развитие детей по средством формирования особого
отношения к природе)
|
IV.
Демонстрация последовательности работы над рисунком
(5
мин.)
|
Правильность
выполнения задания
|
Показ
и объяснение выполнения работы.
Выбрать
какое цветущее дерево или куст вы хотели бы изобразить.
В
какое время суток. Показ выполнения композиции в технике пуантилизм. Пуант –
точка. Мазки рисуем точками, сначала показывая соцветия, потом листья и в
последнюю очередь фон.
|
Задают
вопросы.
|
Регулятивные
(развитие умения принимать и сохранять информацию ,планируя свои действия в
соответствии с ней)
Коммуникативные
(задавать существенные вопросы)
|
V.
Физ.минутка
(1
мин.)
|
|
Ветер
тихо клён качает,
Вправо,
влево наклоняет.
Раз-
наклон,
Два-
наклон,
Зашумел
листвою клён.
|
Выполняют
упражнения, изображают дерево.
|
|
VI.
Самостоятельная работа учащихся (20 мин.)
|
Применение
новых знаний
|
Лист
расположить вертикально или горизонтально приступить к работе.
Во
время самостоятельной работы учащихся, делать целевые обходы с целью
контроля за правильностью выполнения приёмов работы; контроль объёма и
качества выполненной работы; оказание помощи учащимся.
|
Учащиеся
рисуют ветки цветущих деревьев..
|
Регулятивные
(работа по образцу).
Используя основные средства художественной
изобразительности (композиция, цвет, светотень, перспектива) в творческой
работе по памяти и по представлению
|
VII. Закрепление
учебного материала
(5
мин.)
|
Закрепление
новых знаний
|
-
С каким направлением в искусстве мы сегодня познакомились?
-Кто
являлся основоположником этого направления?
-
Какие бывают виды пейзажей?
-
Как называется цветовой строй в картине?
-Как
называется техника выполненная мазком- точкой?
|
Ответы
учащихся.
|
Коммуникативные
(умение выражать свои мысли).
|
VII.
Рефлексия (итог урока).
(4
мин.)
|
Оценка.
Готовность
к следующему уроку.
|
-
А теперь приглашаю всех прикрепить свой пейзаж на доске.
-
Скажите, одинаковые ли у вас получились пейзажи?
-
Почему?
Посмотрите,
какие красивые пейзажи у вас получились. Выставление оценок.
-
Вы молодцы, хорошо сегодня потрудились.
-Что
было трудным при выполнении самостоятельной работы?
-Что
было интересным на уроке?
-
А теперь домашнее задание: наблюдение за природой
|
Учащиеся
выставляют свои рисунки.
Ответы
учащихся.
Запись
домашнего задания в дневник.
|
Коммуникативные
(умение выражать свои мысли).
Личностные
(ориентация на понимание причин успеха или не успеха выполненной работы).
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.