Главная / История / конспект урока по истории "столыпинская аграрная реформа"

конспект урока по истории "столыпинская аграрная реформа"

Тема: « Реформы П.А. Столыпина и их итоги».

Цели: обеспечить усвоение учащимися целей и содержания реформ П.А. Столыпина, разъяснить причины не поддержки реформ.

Задачи: развить навыки работы с историческими документами, развитие познавательных умений.

Тип урока: комбинированный.

Форма проведения урока: рассказ, беседа.

Оформление доски: дата, тема, план урока, новые термины (хутор, отруб, артель, кооперация)., даты (9.11.1906-указ о выходе крестьян из общины,1907 г. Отмена выкупных платежей).



Ход урока.

1. организационный момент.

2. актуализация опорных знаний: БЕСЕДА, ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ, ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.

Какой документ ознаменовал начало российского парламентаризма?

Какие изменения произошли в устройстве государства после принятия Манифеста 17 октября?

Дайте характеристику работы первой Государственной думы, ее председатель, сроки работы, состав, основные вопросы?(вторая и третья Государственные думы)

3. изучение новой темы.

План.

  1. Аграрная реформа П.А. Столыпина. Цели, реализация реформы.

  2. Итоги аграрной реформы.

  3. Другие реформы П.А. Столыпина.

  4. Россия на кануне первой мировой войны(самостоятельное изучение).



Для того, чтобы приступить к изучению реформ, проводимых П.А.Столыпиным, мы прослушаем небольшое сообщение о жизни председателя Совета министров П.А. Столыпина, познакомимся с его судьбой и судьбой его близких.



1) Чтобы перейти к изучению новой темы, давайте сформулируем цели проведения аграрной реформы в стране. (После корректировки ответов учащихся, они фиксируются в тетради).

Задание: на основе высказываний П.А. Столыпина сформулируйте основные цели проведения аграрной реформы.

Документ 1:

«дикая полуголодная деревня, не привыкшая уважать ни свою, ни чужую собственность, не боявшаяся, действующая миром, никакой ответственности, всегда будет представлять горючий материал, готовый вспыхнуть по каждому поводу». (Цель: успокоение страны, отвлечение крестьян от стремления к принудительному отчуждению помещичьей земли).

Документ 2:

«не в крупном землевладении сила России. Большие имения отжили свой век. Их, как бездоходные, сами владельцы начали продавать Крестьянскому банку. Опора России не в них, а в царе. Единоличное хозяйство мелких земельных собственников – основная ячейка государства, являющаяся противником всяких разрушительных теорий». (цель: создание социальной и экономической опоры монархии в лице зажиточных крестьян).

Документ 3:

«главное богатство и мощь государства не в казне и в казенном имуществе, а в богатеющем и крепком населении». (Цель: продолжение модернизации России).

Под запись в тетрадь: цели:

.

Учитель: далее мы с вами непосредственно перейдем к основным мероприятиям аграрной реформы. Основные положения аграрной реформы:

1.разрушение крестьянской общины и закрепление земли в частной собственности.

2.оказание финансовой помощи крестьянству.

3.создание хуторов и отрубов.

4.переселение безземельных и малоземельных крестьян в Сибирь и Ср. Азию.

2) учитель: после того, как мы с вами рассмотрели основные положения аграрной реформы, нам необходимо подвести ее итоги и дать им оценку. К положительным результатам реформы можно отнести то, что в стране начали появляться фермерские хозяйства, хотя их процент был и невелик, также следует отметить, что в стране начался рост производительности сельскохозяйственной продукции, так валовый сбор зерна вырос в 1, 7 раза, в сельское хозяйство начали внедряться новая агротехника, в результате чего вырос экспорт хлеба. Но несмотря на все эти плюсы, реформа имела также негативный характер. Так. Община не была разрушена, из нее вышло только около 25% крестьянских хозяйств, в основном зажиточные и беднейшие (почему беднейшие крестьяне стремились выйти и з общины?). возросло имущественное расслоение крестьянства, ускорилась пролетаризация деревни. Крестьянство в целом отрицательно относилось к частным собственникам, в результате чего к противоречию между крестьянами и помещиками добавилось противоречие между зажиточными и беднейшими крестьянами.

3) но П.А. Столыпин был озабочен не только аграрным вопросом, он пытался модернизировать Россию и по его инициативе в стране начали проводиться преобразования в таких сферах как:

  • Введение свободы вероисповедания

  • Установления гражданского равноправия (вспомнить избирательный закон)

  • Улучшение быта рабочих

  • Реформа местного самоуправления

  • Реформа высшей и средней школы

  • Введение всеобщего начального обучения

  • Улучшение материального обеспечения народного учительства

  • Полицейская реформа.

4. домашнее задание. § 5, записи в тетради, написать свое отношение к выражению П.А. Столыпина «Все для народа – вопреки народу».

5. подведение итогов, выставление оценок.





4


конспект урока по истории "столыпинская аграрная реформа"
  • История
Описание:

Тема: « Реформы П.А. Столыпина и их итоги».

Цели: обеспечить усвоение учащимися целей и содержания реформ П.А. Столыпина, разъяснить причины не поддержки реформ.

Задачи: развить навыки работы с историческими документами, развитие познавательных умений.

Тип урока: комбинированный.

Форма проведения урока: рассказ, беседа.

Оформление доски: дата, тема, план урока, новые термины (хутор, отруб, артель, кооперация)., даты (9.11.1906-указ о выходе крестьян из общины,1907 г. Отмена выкупных платежей).

Автор Черепова Елена Валентиновна
Дата добавления 09.12.2014
Раздел История
Подраздел Конспекты
Просмотров 1220
Номер материала 6874
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓