Главная / История / Конспект урока по истории России XVII века

Конспект урока по истории России XVII века


Конспект урока истории на 1 курсе

Тема: «История России XVII века в личностях, датах, событиях» (1 час)

Цели:

  • обучающая – осознание и осмысление обучающимися изученного материала по истории России XVII века;

  • развивающая - развитие умений и навыков обобщения и анализа изученного материала, мыслительных и коммуникативных способностей;

  • воспитывающая – воспитание уважения к историческому прошлому своей страны, чувств патриотизма и коллективизма.

Тип урока: повторительно-обобщающий


Оборудование: Интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор, карточки-названия команд, раздаточный материал – задания для каждой команды, контрольные листы для оценок каждой команде, атлас «Отечественная история с древнейших времен до конца XVIII века» (карты на стр. 10-14)


Ход урока:


1. О/м. Здравствуйте, садитесь. Наш урок я хочу начать с легенды, событиям которой уже 400 лет! (картина на экране) Это история о костромском крестьянине, который ценой собственной жизни спас молодого русского царя.

- Догадались о ком идет речь? Может быть, назовете имя царя?

Эта история о реальном человеке, крестьянине Иване Сусанине. Поляки искали захватить только что избранного царя – молодого Михаила Романова, у них была своя кандидатура на русский престол – польский королевич Владислав. Иван Сусанин решил, что лучше погибнуть, чем предательством спасти жизнь. Он повел поляков в другую сторону и известил Михаила об опасности: бывшие с ним успели увезти его. Раздраженные поляки убили Сусанина. По восшествии на престол Михаил Федорович пожаловал потомству Сусанина участок земли и освобождение от всех налогов, податей и повинностей.

Подвиг Сусанина воспел Кондратий Рылеев, композитор Глинка написал оперу «Жизнь за царя», художники написали картины.

- Как связана эта история с нашим уроком? (это произошло в 17 веке, который мы изучаем)

2. Сообщение темы и целей урока, определение правил командного соревнования:

Верно, мы изучили историю России 17 века. Тема нашего урока (на доске): «История России XVII века в личностях, датах, событиях». (2 слайд – тема урока).

- Как вы думаете, какова цель нашего сегодняшнего урока? (повторение того, что изучили) (на слайде появляется цель урока)

Молодцы, я надеюсь, что вам запомнится сегодняшний урок, тем более, что он будет проходить в форме командного соревнования. Соревнование не на скорость, а на правильность выполнения заданий, за которые будете получать баллы. Вы уже разделились на команды, выбрали капитанов (пусть встанут). Капитаны будут направлять команду к правильному ответу, выставлять баллы в контрольные листы (показать), а в конце урока оценят работу каждого участника команды. Все баллы мы подсчитаем на следующем, зачетном уроке. Команда, набравшая наибольшее количество баллов получит «5» за зачет по 17 веку, «4» - команда, занявшая по баллам 2-е место. Остальные – получат «скидку» на зачете - 1 задание.

Конспекты, атласы, ручки – все, что находится у вас на столах – ваши помощники на уроке.

3. Основная часть – повторение пройденного.

Итак, давайте определим названия команд, выполнив первое, разминочное задание.

За это задание баллы не ставим!

Внимание, вопрос первой команде:

- Под каким названием вошел в российскую историю 17 век? (бунташный век)

- Всем вопрос: Почему такое название века?

Команда получает название «бунтари».

- Какое событие начинает этот период? (Смута)

- Вопрос всем: Объясните, что такое смута.

Верно, а команда получает название «смута».

- Какая новая царская династия начинает править Россией в этот период? (Романовы)

- Вопрос всем: почему именно Романовы?

И команду называем «Романовы».

- К какому сословию принадлежали Романовы, Шуйские и другие приближенные к царю фамилии? (бояре)

- Вопрос: а какие еще сословия были в России того времени?

Молодцы! Разминка прошла успешно, а теперь начинаем наше соревнование!

Итак, первое задание «Составить предложение»: Из слов: «бояре, Романовы, смута, бунтари» - составьте предложение по нашей теме. Посоветуйтесь. Правильные предложения получат по 1 баллу.

(на слайде – слова)

Вероятные ответы: Бояре Романовы подавили смуту и успокоили бунтарей. Бунтари начали смуту, а бояре Романовы ее закончили. После смуты бояре Романовы стали царской династией.

Спасибо, первый этап соревнования закончен. Предлагаю капитанам команд заполнить контрольные листы, впишите полученные баллы (записывают баллы).

Приступаем к следующему этапу соревнования:

2 задание «Историческая география». У нас 12 высказываний, в каждом упоминание о каком-либо географическом названии. Определите, верное высказывание или нет, (ответы «да» или «нет»). Команды отвечают по цепочке, начиная с «Бунтарей», отвечает любой участник команды. Каждой команде будет задано по 3 вопроса.

1. Младший сын Ивана Грозного Дмитрий был убит в г. Углич. (да)

2. Столицей России во времена смуты был Санкт-Петербург. (нет)

3. В голодные годы крестьяне стекались в Москву в поисках еды. (да)

4. Первый самозванец появился в Швеции. (нет)

5. Восставшие под руководством Ивана Болотникова захватили Москву. (нет)

6. Лжедмитрий 2 остановился лагерем в селе Тушино под Москвой. (да)

7. Второе народное ополчение было созвано в Рязани. (нет)

8. Во времена Смуты интервентами в России были войска Польши и Швеции. (да)

9. Столбовский мир со Швецией дал России выход в Балтийское море. (нет)

10. Деулинское перемирие было подписано с Польшей при Михаиле Романове. (да)

11. Алексей Михайлович принял историческое решение о воссоединении Украины с Россией. (да)

12. В XVII веке русские землепроходцы продолжали активно осваивать Сибирь. (да)

Если надо, обсуждение неправильных ответов со всеми.

Спасибо, задание выполнено. Капитаны, запишите полученные баллы.


Продолжаем соревнование! Каждой команде предстоит выполнить индивидуальное задание. Они уже на ваших столах – найдите их в файлах (находят, разворачивают). Команда «Бунтари» получила задание «Историческая личность» - определить, кто изображен на портретах. Команда «Смута» будет выполнять задание «Даты и события» - соотнесет дату с событием. Команда «Романовы» будет искать ошибки в тексте про Алексея Михайловича Романова. Команда «Бояре» будет решать тест. На решение поставленной задачи дается 5 минут, а затем мы вместе проверяем решение, обсуждаем, проставляем баллы. Прочитайте задания, какие появились вопросы? Максимальное кол-во баллов – 5.

Играет тихая спокойная музыка, идет отсчет – 5 минут. Учитель ходит между командами, если необходимо, помогает.

Задание «Историческая личность» (1 команде): даны 5 портретов, на которых изображены люди, сыгравшие свою роль в истории России. Надо соотнести имя человека и его портрет.

Борис Годунов, Лжедмитрий 1, К. Минин и Д. Пожарский, Михаил Романов, Алексей Михайлович

За каждый правильный ответ – 1 балл (максимум – 5)

Задание «События и даты» (2 команде): Соотнесите дату и событие

1600 начало Смутного времени

1612 освобождение Москвы от поляков

1613 новая царская династия

1649 Соборное уложение

1662 Медный бунт

За каждый правильный ответ – 1 балл (максимум – 5)

Задание «Исторические ошибки» (3 команде): В тексте найти 5 ошибок, подчеркнуть их, дать правильный ответ.

Алексей Михайлович «Тишайший»

Царь Алексей Михайлович, последний из рода Рюриковичей, взошел на престол после смерти своего отца Михаила Федоровича в 1645 году. В первой половине его правления созывы Земских соборов происходили почти ежегодно. В 1649 году появился новый Судебник.

При Алексее Михайловиче произошел церковный раскол, приведший к борьбе против старообрядцев. В столкновении с митрополитом Никоном было преодолено стремление установления главенства церковной власти над царской.

В правление Алексея Михайловича произошли многочисленные бунты и восстание под руководством Ивана Болотникова.

Значительно выросли границы России за счет вошедших в ее состав Украины, Восточной Сибири и Дальнего Востока.

За каждый правильный ответ – 1 балл (максимум – 5).

Задание «Тест» (4 команде): выбрать один правильный ответ

1) Правителем России в XVII веке не был

А) Лжедмитрий I

Б) Михаил Федорович Романов

В) Иван IV Грозный

Г) Василий Шуйский

2) На Красной площади в Москве в честь освобождения столицы от интервентов появился

А) Храм Василия Блаженного

Б) Храм Христа Спасителя

В) Казанский собор

Г) памятник Минину и Пожарскому

3) Последствием освоения Сибири в XVII веке было

А) расширение территории России

Б) прокладка новых железных дорог

В) Россия получила выход к Атлантическому океану

Г) налаживание отношений с Турцией

4) С 1610 по 1612 год власть в России принадлежала

А) Василию Шуйскому

Б) семи боярам

В) царю Дмитрию

Г) Михаилу Романову

5) Из 254 городов России XVII века самым крупным экономическим центром был город

А) Нижний Новгород

Б) Москва

В) Архангельск

Г) Великий Новгород

За каждый правильный ответ – 1 балл (максимум – 5).


Проверка у доски.

Итак, обсуждение закончено! Слушаем ответы команд.

1 команда получила задание под названием «Историческая личность». Не секрет, что именно люди вершат историю, поэтому нельзя изучать историю, не узнавая о конкретных исторических деятелях, которые своими поступками создавали историю страны. (от команды выходит 1 участник)

Прошу представителя команды прочитать задание и дать свой ответ.(…)

Пока задание выполняется, у всех спрашиваю: Кто такие Годунов, Лжедмитрий, Михаил Романов, Минин и Пожарский, Алексей Михайлович. Спасибо, всё выполнено верно. Капитана прошу выставить баллы.

Задание для 2 команды связано с событиями и датами. Изучение прошлого невозможно без событий и дат, проверим, как вы это знаете. Пожалуйста, команда, продемонстрируйте у доски решение. (…)

Задаются вопросы, пока участник делает задание у доски: какие события послужили началом Смутного времени, какому из ополчений удалось освободить Москву от интервентов, Что такое соборное уложение, причины медного бунта.

Отлично, капитана прошу выставить баллы.

3 команда находила исторические ошибки в тексте, именно исторические, т.е. фактические, связанные с датами, событиями, именами, фактами. Представителя команды просим на доске в тексте подчеркнуть ошибки, объяснить как должно быть написано. (…)

Учащийся с комментариями выполняет задание.

Замечательно, капитана прошу выставить баллы команде.

4 команда решала Тест, - представитель команды у доски выполнит на наших глазах это задание, по ходу теста объясняя свои ответы, команда может помогать. (…)

Отлично, капитана прошу выставить баллы и оценки команде.


Дополнительное задание, если останется время

Задание – бонус – «анаграмма» - составьте слово, объясните, что оно означает. Без подготовки, задание для всех, + 2 балла.

Интервенция (слайд № 8)


4. Подсчет баллов. Подведение итогов.

Итак, последний этап соревнования команды прошли успешно. Капитаны, оцените работу каждого участника команды по 5-балльной системе, а команда пусть в этом поможет. Контрольные листы сдайте после урока.


Рефлексия.

Сегодня мы узнали …

Было интересно…

Мы поняли, что…

Нам захотелось…

А закончим наше соревнование тем, что каждая команда выскажет свое мнение об уроке. Подумайте, как бы вы продолжили фразы, написанные на доске, подготовьте свои ответы. Ответы команд.



Спасибо за ответы, мне понравилось ваша работа на уроке, особенно выделилась команда …….и конкретно ……………….Но точные итоги подведем на следующем зачетном уроке.


5. Домашнее задание: подготовиться к зачету по всему разделу.

Спасибо, урок окончен.





Контрольный лист урока-соревнования

Тема урока: «История России XVII века в личностях, датах, событиях»

Команда «_________________________________»

Капитан команды _____________________________



Задание

«Составить предложение»

«Историческая география»

Индивидуальное

задание

Итог

Полученные баллы






Оценка работы отдельных участников команды по 5-ти балльной системе:


Ф.И.

Оценка

1.



2.



3.



4.



5.






hello_html_m50f0677d.png


Конспект урока по истории России XVII века
  • История
Описание:

Представленный материал - конспект урока истории на тему "История России XVII века в личностях, датах, событиях".

Этот урок проводится с интерактивной доской SMART BOARD, презентация-сопровождение к уроку выполнено в программе SMART NOTEBOOK.

Урок является повторительно-обобщающим, проводится в форме соревнования между командами-микрогруппами, на которые учащиеся поделены заранее, выбран капитан. Столы для учащихся расставлены так, чтобы команда - 5-6 человек сидела вместе. Всего на данном уроке представлены задания для четырех микрогрупп, возможно и большее их количество, но не на много.

Автор Отинова Людмила Юрьевна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел История
Подраздел
Просмотров 1356
Номер материала 49932
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓