Тема урока:
"Создание единого русского государства". 6-й класс
Цель урока:
формирование у учащихся целостного представления о завершающем этапе
объединения русских земель и свержении монголо-татарского ига.
Задачи:
·
Обучающие: обеспечить осознание
цели учащимися, вызвав их личностное, заинтересованное отношение к ее
достижению; проследить процесс завершения объединения русских земель вокруг
Москвы; выяснить, как произошло свержение монголо-татарского ига.
·
Развивающие: развивать
самостоятельную мыслительную деятельность учащихся, способности к анализу;
картографические умения и навыки работы с историческими источниками.
·
Воспитывающие: воспитывать активную
гражданскую позицию; поддерживать интерес к прошлому своей страны.
Оборудование: Карта
“Образование русского централизованного Схема
“Создание единого русского государства”.
ХОД
УРОКА
I. Организационный этап
II. Повторение и проверка знаний
Задание учащимся: Представьте,
что вы – московские летописцы и вам нужно описать происходящие в XIV- начале XV
вв. в Московском княжестве события одним словом или короткой фразой. Ключевое
слово – Московское княжество.
В течение 2 минут учащиеся работают в
парах, затем свой вариант ответа записывают на лист и прикрепляют к доске с
помощью магнитов.
Варианты ответов учащихся:
Вывод: Вокруг
Москвы шел процесс объединения русских земель, но он еще не был завершен.
III. Изучение нового материала
Задание учащимся: Обратите
внимание на тему урока и сформулируйте цели нашего урока.
Варианты ответов учащихся:
·
Мы должны узнать, как завершилось объединение русских земель.
·
Мы должны узнать, как возникло единое русское государство.
·
Мы должны узнать, когда завершился процесс объединения русских
земель.
·
Мы должны узнать, при каком правителе завершилось объединение
русских земель.
Задание учащимся: Для
начала вам предстоит выяснить, при каком правителе процесс объединения был
завершен. В этом вам помогут портреты московских князей – Дмитрия Донского,
Ивана III и Ивана IV, а также высказывание Н.Н.Карамзина: “Нельзя ни удивляться
его уму, сметливости, устойчивости, с какой он умел преследовать избранные
цели… Он умел расширять пределы своего государства и скреплять его части под
своей единой властью, жертвуя даже своими отеческими чувствами…, но его эпоха
мало оказала хорошего влияния на благоустройство подвластной ему страны…”. Свои
ответы вам необходимо аргументировать.
Портреты и высказывание Н.Н.Карамзина
вывешены на доске.
Варианты ответов учащихся:
– Иван Ш, потому что с именем Дмитрия
Донского связана победа в Куликовской битве, а Иван IV будет править позже.
Комментарий учителя: Да,
это был Иван III Васильевич, сын Василия II Темного. Правил он 43 года, с
1462 по 1505 год, вступив на престол в возрасте 22 года. От своего отца он
унаследовал Московское княжество с территорией в 400 тыс. км2, а
своему сыну – Василию III оставил державу с территорией более 2 млн. км2.
Вопрос учащимся: во
сколько раз увеличилась территория?
Ответ: в
5 раз.
Задание учащимся: Представьте
себя на месте молодого Ивана III. Какие задачи предстояло бы вам решить?
Варианты ответов учащихся:
– Нужно было завершить процесс объединения
и избавить стану от монголо-татарского ига.
Задание учащимся: Какие
территории необходимо было присоединить к Московскому княжеству, чтобы процесс
объединения был завершен?
В течение 2–3 минут учащиеся работают с
атласами и текстом учебника.
Варианты ответов учащихся: Ярославль,
Ростов, Тверь, Новгород, Переяславль-Рязанский.
Физкультминутка
Каждый ряд получает набор карточек с названиями
княжеств и датами присоединения. С помощью атласов и текста учебника учащиеся
находят даты присоединения территорий к Москве и выстраивают хронологическую
цепочку. Побеждает ряд, который быстро и правильно выполнит задание. Эти
учащиеся показывают на карте присоединенные территории.
Варианты ответов учащихся:
·
Ярославское княжество – 1463 год.
·
Ростовское княжество – 1474 год.
·
Новгородская земля – 1478 год.
·
Тверское княжество – 1485 год.
·
Псков – 1510 год.
·
Смоленск – 1514 год.
·
Рязань – 1521 год.
Вопрос учащимся: Присоединение
каких территорий было наиболее важным и значимым? Свой ответ аргументируйте.
Варианты ответов учащихся:
·
Новгорода, потому что это был старейший центр Русского
государства, известный своей самостоятельностью и независимостью.
·
Твери, т.к. она была главным соперником Москвы в борьбе за
объединение.
Комментарий учителя:
Особое значение придавал Иван III усилению своего влияния в Новгороде. В самом
же Новгороде шла борьба за власть двух боярских группировок. Бояре под
руководством Марфы Борецкой и ее сыновей считали, что сохранить независимость
Новгорода можно лишь, опираясь на поддержку великого княжества Литовского.
Бояре второй группировки выступали за тесные связи с Москвой, полагая, что
только так возможно сохранить новгородскую независимость. В 1471 году
группировка Борецких заключила с великим князем литовским и польским королем
Казимиром IV Ягайловичем договор о признании последнего новгородским князем.
Это послужило поводом для похода Ивана Ш на непокорный Новгород. В июле 1471
года на реке Шелони московские войска разбили новгородское ополчение. Казимир
IV на помощь союзникам так и не пришел. По условиям договора Новгород сохранил
свою независимость, но должен был уплатить Москве значительную сумму и
отказаться от союза с литовским князем.
Осенью 1475 года московский князь вновь
отправился в Новгород. По дороге он наказывал бояр, на которых поступали жалобы
от жителей, тем самым не только выступая в роли народного защитника, но и
ослабляя новгородскую вольницу.
В 1477 году новгородские послы признали
Ивана III “государем”. Такое обращение являлось безоговорочным признанием
полной власти московского князя, который немедленно потребовал введения на
берегах Волхова великокняжеского суда и управления. Отказ новгородцев
спровоцировал новый поход. В январе 1478 года самостоятельность Новгорода была
ликвидирована.
Падение новгородской независимости во
многом предопределило судьбу Твери. Попытка тверского князя Михаила Борисовича
с помощью брака на родственнице Казимира IV заключить союз с литовским князем
оказалась неудачной. Литовский князь не решился оказать военную помощь Твери. В
1484 году, когда войска московского князя осадили город. Осенью 1485 года после
очередного похода Ивана Ш Тверь была присоединена к Московскому государству.
Во время рассказа учителя учащиеся
записывают в тетради даты основных событий:
·
1478 год – присоединение Новгорода к Москве.
·
1485 год – присоединение Твери к Москве.
Задание учащимся: Посмотрите
на карту и на схему. Сделайте вывод, на каком этапе находился процесс
объединения к 1485 году?
Варианты ответов учащихся: Процесс
объединения фактически был завершен. При Иване III было создано единое русское
государство с центром в Москве.
После ответа схема дополняется: вместо “?”
учитель вывешивает на доску карточку с текстом “единое русское государство”.
Учащиеся записывают эту схему в тетради.
Вопрос учащимся: К
решению какой проблемы можно было приступить после завершения процесса
объединения?
Варианты ответов учащихся: К
свержению монголо-татарского ига.
Вопрос учащимся: Предпринимались
ли ранее такие попытки, и чем они завершались?
Варианты ответов учащихся: В
1380 году произошла Куликовская битва, после которой русские княжества
прекратили выплату дани Золотой Орде.
Задание учащимся: Удалось
ли Ивану III решить внешнеполитическую проблему мы узнаем, проанализировав
фрагмент Никониановской летописи. Во время изучения документа мы будем играть в
“Чистую доску”. На доске написаны вопросы, ответы на которые вы должны найти в
документе. Если на вопрос будет дан правильный ответ, то этот вопрос стирается.
Задача в этой игре состоит в том, чтобы доска оказалась чистой.
Фрагмент Никониановской летописи
(раздается каждому учащемуся):
“В лето 1480. того же лета безбожный царь
Ахмат Большой Орды пошел на православное христианство, на Русь…похваляясь
разорить святые церкви и все православие пленить… Князь же великий Иван
Васильевич, слышав то, начал отпускать к Оке на берег своих воевод с силою… и
повелел там идти сыну своему князю Ивану Ивановичу и брату своему князю Андрею
Васильевичу меньшему к Калуге к Угре на берег.
И придя заняли они броды и перевозы… царь
Ахмат со своими татарами пошел по Литовской земле… пришел к Угре и стал на
другом берегу противу великого князя… И начяша стрелять наших, а наши начяша их
стрелять из луков и пищалей…Когда же река стала, тогда князь великий велел сыну
своему и брату и всем воеводам со всеми силами отступить от берега и прити к
себе на Кременец, боясь татарского перехода. Когда же отступили сыновья русские
от берега, тогда татары, страхом одержимые, побежали, думая, что берег отдает
им Русь и хочет с ними биться.”
Вопросы на доске:
·
Когда и где произошла встреча противников?
·
Покажите на карте это место.
·
Почему монголо-татары отступили?
·
Почему это событие назвали не битвой, а стоянием?
·
Какое значение имело для русских земель стояние на реке Угре?
После анализа документа учащиеся
записывают в тетради:
1480 год – свержение монголо-татарского
ига.
IV. Закрепление новых знаний
Беседа с учащимися по вопросам:
·
Сделайте вывод о завершении объединения русских земель, используя
карту и схему.
·
Проследите связь между завершением процесса объединения и
свержением монголо-татарского ига.
V. Подведение итога урока
Задание учащимся: Закончите
предложение.
·
Я узнал…
·
Я понял…
·
Я удивлен…
VI. Домашнее задание: § 20
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.