Главная / История / Конспект урока по истории России с презентацией по теме

Конспект урока по истории России с презентацией по теме

Название документа Вологина С.В..doc

Вологина Светлана Владимировна.

Учитель истории и обществознания.

МОУ ООШ пос. Толбага Петровск-Забайкальского района, Забайкальский край.



s.vologi@yandex.ru

Аннотация.

Тема «Россия при Петре 1» изучается в 7 классе 9 часов. Урок «Реформы Петра1 в области государственного управления» проводится 4-ым по очередности. Его материал связан с уроками «Политическое развитие России в 17 в», «Предпосылки петровских преобразований», «Петр 1. Россия на рубеже веков». Изученный материал урока позволит учащимся оценить изменения в государственных органах управления, произошедшие в ходе реформ, а также сравнивать с государственным устройством в период дворцовых переворотов и в 19 веке.

Тип урока: урок изучения нового материала с созданием проблемных ситуаций.

Методы изучения нового материала: репродуктивный, частично – поисковый, объяснительно – иллюстративный.

Приемы: работа с учебником, документом, со схемами, репродукциями картин.

Срок проведения: март.



Литература:

1. Данилов А.А., Косулина Л.Г. « История России. Конец 16 – 18 в. 7 класс»; М. Просвещение. 2006 г.

2. Преображенский А.А. Методическое пособие по истории. Книга для учителя; М. «Просвещение», 1989г., с. 258-262.

3 Симонова Е. В. Поурочные разработки по истории России. Издательство

«Экзамен» М. 2006г., с. 141-154.





Урок истории в 7 классе.



Тема. Реформы Петра 1.

Цель урока: охарактеризовать реформы Петра 1 в области государственного управления ,определить цели и итоги реформ Петра .

Задачи урока: 1.Образовательные: познакомить учащихся с государственными реформами Петра 1, их итогами и значением.

2.Развивающие: развивать умения высказывать свою точку зрения, вести аргументированно разговор, делать выводы на основе анализа изучаемого материала;

продолжить формирование навыков работы с документами;

формировать у учащихся умения выделять главное, отбирать нужный материал для ответа на вопросы. Развитие осмысленного запоминания исторических дат.

3.Воспитательные: воспитание интереса и уважения к личности Петра1, преобразованиям, проведенным им в государстве.

Основные понятия: монархия, абсолютизм, центральные органы управления, регламентация, местные органы управления, Синод, Сенат, обер-прокурор, коллегии, Табель о рангах, указ о единонаследии.

Формы работы: коллективная, индивидуальная.

Литература: авторская программа Данилова А.А., Косулиной Л. Г.;

Учебник Данилова А.А.Косулина Л.Г. История России.7класс.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, таблички с названиями коллегий, презентация.







Ход урока.

1. Организационный момент.

2.Актуализация знаний: /слайд 1/

-По дате назовите событие.

3.Объявление темы и целей урока. /слайд 2/

« Россия при Петре 1». Знакомимся с реформами Петра 1,изучили военные реформы, экономические. А сегодня познакомимся с реформами в области государственного управления.

4.Работа в тетрадях.

-Запишите число, тему урока. Спишите план, по которому будем работать.

  • /слайд 4/ Реформы центральных и местных органов власти.

  • Указ о единонаследии /1714г./. Табель о рангах /1722г./

  • «Дело царевича Алексея».

5.Проблемное задание: / слайд5/

-Попытаемся разобраться ,почему В.И.Ленин так оценил проведенные Петром1 реформы:

«Монархия 17в. С Боярской думой не похожа на чиновничье-дворянскую монархию 18в.»

6.Актуализация знаний:

-Вспомните и назовите государственные органы управления в России в 17в. Каковы недостатки государственного аппарата в 17в. Как вы думаете , могли ли сотни приказов ,между которыми не было четкого разграничения полномочий, стать существенным подспорьем Петру 1 в его преобразованиях?

-Учитель: И.Т. Посошков в» книге о скудости и богатстве » писал о том, что Россия отстает в своем развитии потому ,что в ней плохое управление. Петру нужен был такой аппарат управления, который быстро и качественно мог исполнить его волю. Реформы Петра были направлены на то, чтобы создать для государства идеальный исполнительский аппарат, действующий по регламентам и инструкциям.



7.Изучение нового материала.

/слайд 6/- Назовите органы центрального управления , созданные Петром1.

-Прочитайте п.1п.15. Выясните, функции (полномочия этих органов).

-Назовите, глядя на слайд, высшее правительственное учреждение, обладавшее распорядительными и судебными функциями?

-Кто осуществлял контроль за деятельностью Сената?

-Орган политического сыска, ведавший делами о государственных преступлениях?

-Какие органы заменили громоздкие и неповоротливые приказы? Назовите некоторые из них.

-Как строилась их работа?

-Каковы функции Синода?

-Каковы обязанности обер-прокурора?

О чем свидетельствовало создание Синода и введение должности обер-прокурора?



/слайд 7/ Посмотрите, какие изменения произошли в местных органах управления.



Решение проблемной ситуации: Почему монархия 17в. С Боярской Думой не похожа на чиновничью-дворянскую монархию 18в.?

/слайд 8./Проверьте свои ответы.



/слайд 9./-Прочтите указ Петра1 о единонаследии, ответьте на вопросы:

-С какой целью был издан указ?

-Почему земля передавалась по наследству только одному из сыновей?

-О чем свидетельствует тот факт, что передаются по наследству не только вотчины, но и поместья?



/слайд 10/-Рассмотрите табель о рангах. Все военные и гражданские должности делились на 14 классов. Присвоение очередного ранга / чина / производилось за служебные заслуги. Принцип родовитости и знатности происхождения при назначении на должности заменялся принципом личной выслуги. Чины с 14 по 9 классы давали личное дворянство, с 8класса – потомственное дворянство. Таким образом, этот документ давал возможность служебного роста каждому человеку, расширял ряды дворянства, систематизировал службу.



/слайд 11/ Последний вопрос нашего урока « Дело царевича Алексея». Внимательно рассмотрите картину художника Ге, прослушайте сообщение учащегося.

-Как вы думаете, если бы картина ожила, какие обвинения мог предъявить Петр1 своему сыну, а Алексей – отцу?



8.Итог урока. Рефлексия. /слайд 12/.

На похоронах Петра1 выступил глава Синода Феофан Прокопович.

-Прочитайте отрывок из его речи. Выскажите свою точку зрения по поводу сказанных слов.

Д/з: п.15.,выуч. даты, запомнить органы гос. управления.





Название документа Вологина С.В..pptx

МОУ ООШ пос. Толбага Петровск-Забайкальского района Презентация к уроку исто...
1682 — 1725 1695, 1696 1697 — 1698 1700 — 1721 1703 27.06. 1709 1714, 1720
Реформы системы государственного управления
План урока. 1.Реформы центральных и местных органов власти. 2. Указ о единона...
«Монархия XVII века с Боярской Думой не похожа на чиновничье - дворянскую мо...
Органы центрального управления. Император (с 1721 г.) обер-прокурор Синод Сен...
Органы местного самоуправления XVII век воеводы-станы XVIII век губернаторы —...
Вывод 1.Порядок работы Сената и коллегий, взаимоотношения между ними, обязанн...
1714 — указ о единонаследии 1. Всем недвижимых вещей, то есть: родовых, выслу...
1722 г. - Табель о рангах
Петр I допрашивает царевича Алексея. Художник Н.Н.Ге.
« Он оставил нас, но не нищих и убогих...» «...безмерное богатство силы и сла...
Спасибо за внимание
1 из 13

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 МОУ ООШ пос. Толбага Петровск-Забайкальского района Презентация к уроку истории
Описание слайда:

МОУ ООШ пос. Толбага Петровск-Забайкальского района Презентация к уроку истории в 7-м классе по теме: «Реформы Петра I в области государственного управления». Выполнила: учитель истории и обществознания Вологина С.В.

№ слайда 2 1682 — 1725 1695, 1696 1697 — 1698 1700 — 1721 1703 27.06. 1709 1714, 1720
Описание слайда:

1682 — 1725 1695, 1696 1697 — 1698 1700 — 1721 1703 27.06. 1709 1714, 1720

№ слайда 3 Реформы системы государственного управления
Описание слайда:

Реформы системы государственного управления

№ слайда 4 План урока. 1.Реформы центральных и местных органов власти. 2. Указ о единонасле
Описание слайда:

План урока. 1.Реформы центральных и местных органов власти. 2. Указ о единонаследии. Табель о рангах. 3. «Дело царевича Алексея»

№ слайда 5 «Монархия XVII века с Боярской Думой не похожа на чиновничье - дворянскую монар
Описание слайда:

«Монархия XVII века с Боярской Думой не похожа на чиновничье - дворянскую монархию XVIII века». (В.И. Ленин)

№ слайда 6 Органы центрального управления. Император (с 1721 г.) обер-прокурор Синод Сенат
Описание слайда:

Органы центрального управления. Император (с 1721 г.) обер-прокурор Синод Сенат (с 1711г.) Коллегии (с 1718 - 1720) Тайная канцелярия Генерал-прокурор (с 1722г.)

№ слайда 7 Органы местного самоуправления XVII век воеводы-станы XVIII век губернаторы — гу
Описание слайда:

Органы местного самоуправления XVII век воеводы-станы XVIII век губернаторы — губернии (8) уезды (провинции 50) уезды волости Главный магистрат в Петербурге (1720) Бурмистерская палата в Москве Выборные бурмистры, ратманы в городах

№ слайда 8 Вывод 1.Порядок работы Сената и коллегий, взаимоотношения между ними, обязанност
Описание слайда:

Вывод 1.Порядок работы Сената и коллегий, взаимоотношения между ними, обязанности чиновников, оформление и прохождение дел — все получило строгую систему, было закреплено изданием особых инструкций и «генерального регламента». 2. Подчинение церкви государству. 3. Выборность городских органов управления. 4.Власть царя стала неограниченной (абсолютной). Он управляет государством «по своей воле и благомнению».

№ слайда 9 1714 — указ о единонаследии 1. Всем недвижимых вещей, то есть: родовых, выслужен
Описание слайда:

1714 — указ о единонаследии 1. Всем недвижимых вещей, то есть: родовых, выслуженных и купленных вотчин и поместий, также и дворов, и лавок не продавать и не закладывать, но обращатися оным в род таким образом. 2. Кто имеет сыновей и ему же аще хощет единому из оных дать недвижимое... Тому Наследие и будет; другие же дети обоего пола да награждены будут движимыми имения.... Вопросы к документ 1. Как Вы думаете, с какой целью был создан этот указ? 2. К каким последствиям привело бы сохранение родовых имений в руках одного наследника?

№ слайда 10 1722 г. - Табель о рангах
Описание слайда:

1722 г. - Табель о рангах

№ слайда 11 Петр I допрашивает царевича Алексея. Художник Н.Н.Ге.
Описание слайда:

Петр I допрашивает царевича Алексея. Художник Н.Н.Ге.

№ слайда 12 « Он оставил нас, но не нищих и убогих...» «...безмерное богатство силы и славы
Описание слайда:

« Он оставил нас, но не нищих и убогих...» «...безмерное богатство силы и славы его...при нас есть. Какову он Россию свою сделал, такова и будет; сделал добрым любимою, любимаи будет; сделал врагам страшную, страшная и будет. Сделал на весь мир славную, славная и быти не перестанет. Оставил нам духовные, гражданские и воинские исправления.» (Феофан Прокопович Петропавловский Собор 10.03.1925 г. на похоронах Петра I)

№ слайда 13 Спасибо за внимание
Описание слайда:

Спасибо за внимание

Конспект урока по истории России с презентацией по теме
  • История
Описание:

Конспект урока по истории России в 7 классе по теме 

"Реформы Петра1 в области государственного управления" с использованием презентации.

Тема "Россия при Петре1" в 7 классе изучается 9 часов. Данный урок проводится четвертым  по очередности. Материал урока сложный, но очень важный, т.к. позволяет прослеживать изменения, прооисходящие в системе органов государственного управления России. Знание этого материала необходимо при сдаче итоговой аттестации.

Тип урока: урок изучения нового материала с созданием проблемных ситуаций.

Методы, используемые на уроке: репродуктивный, частично- поисковый, объяснительно-иллюстративный.

Приемы работы на уроке: работа с учебником, документом, схемами. репродукциями. 

 

Автор Вологина Светлана Владимировна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел История
Подраздел
Просмотров 688
Номер материала 31736
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓