Этапы урока
|
Ход урока
|
Формируемые УУД
|
I. Орг.
момент.
|
Приветствие учащихся.
|
|
II. Мотивация.
|
Историк
В.О.Ключевский писал: «Внешняя политика - самая блестящая сторона
государственной деятельности Екатерины II, произведшая наиболее сильное
впечатление на современников и ближайшее потомство».
-
Что
позволило историку сделать такой вывод?
(предлагают
версии)
|
Познавательные:
-
Умение
находить необходимую информацию.
Коммуникативные:
-
Выражать
мысли в устной форме.
|
III. Постановка
проблемы.
|
-
Почему
Екатерина II вошла
в историю под именем Великой?
|
Личностные:
-
Определение
границ собственного незнания.
|
IV. Определение
темы и целей урока.
|
-
Внутреннюю
политику императрицы мы с вами рассмотрели.
-
Какую
политику нам предстоит еще рассмотреть?
Учащиеся определяют тему и
записывают ее в тетрадь, составляют план.
План.
1. Направления.
2.
Причины
войн.
3.
Ход
событий.
4. Итоги.
|
Регулятивные:
-
Умение
планировать деятельность.
Коммуникативные:
-
Выражать
мысли в устной форме.
|
V. Актуализация.
|
-
Охарактеризуйте
отношения России с соседними странами.
-
Назовите
причины русско-турецкой войны 1735-1739 гг., её результаты. Назовите
причины и результаты русско-шведской войны 1740-1741 гг.
-
Какие русские
полководцы и флотоводцы прославили Россию в данный период?
-
Найдите
на карте турецкие владения в Причерноморье и территорию Крымского
ханства.
|
Познавательные:
-
Умение
выявлять причины и следствия.
-
Умения
делать выводы.
-
Умение
передавать содержание в сжатом или развернутом виде.
Коммуникативные:
-
Выражать
мысли в устной форме.
-
Умение
отстаивать свою точку зрения, аргументировать ее.
|
VI.
Открытие нового знания.
|
Работа
в группах.
1-я
гр. – направления внешней политики Екатерины II, ее цели.
2-я
гр. – основные сражения русско-турецкой войны 1768 – 1774 гг., ее итог.
3-я
гр. – основные сражения русско-турецкой войны 1787 – 1791 гг., ее итог.
4-я
гр. – Участие России в разделах Речи Посполитой.
Некоторые
учащиеся получают индивидуальные задания (доп.материал) о полководцах и
флотоводцах.
1. А.В.Суворов.
2. Ф.Ф.Ушаков.
Один
готовит сообщение об отношении Екатерины к революциям во Франции.
По мере
работы групп создаются записи в тетради и таблица основных событий и итогов
русско-турецких войн.
|
Познавательные:
-
Умение
находить необходимую информацию.
-
Умение
выявлять причины и следствия.
-
Умения
делать выводы.
-
Умение
представлять информацию в виде таблицы, схем, опорного конспекта.
-
Умение
передавать содержание в сжатом или развернутом виде.
Регулятивные:
-
Составлять
план работы.
-
Оценивать
степень достижения цели.
Коммуникативные:
-
Организовывать
учебное взаимодействие.
|
VII.
Применение нового знания.
|
Выступление
групп.
Записи в
тетради:
Направления внешней политики
Западное
|
Южное
|
1.
Возвращение
в состав Р. украинских и белорусских земель. (Находились в составе Речи
Посполитой)
2.
Укрепление
позиций в Прибалтике.
3.
Борьба
с революционной Францией.
|
1.
Выход
к Черному морю. (добиться выхода в проливы Босфор и Дарданеллы).
2.
Обеспечение
безопасности южных границ.
3.
Приобретение
плодородных земель на юге.
|
Россия в русско-турецких войнах.
Причины
|
Основные
события
|
Итог
|
Значение
|
1768 – 1774 гг. – Русско-турецкая война.
|
1.
Стремление
Турции расширить границы в Причерноморье и Кавказе.
|
1770
г. – разгром
противника у рек Ларга и Кагул.
26
июня 1770 г. – уничтожение турецкого флота.
Февраль-март
1771 г. –
блокированы крепости Тульча и Исакча.
Июнь –
июль 1771 г. – овладение крепостями Перекоп, Кафа, Керчью,
Еникале.
1773
г.
– победы при Козлудже, Туртукае.
|
1
ноября 1771 г. – временный мирный договор.
1774
г. –
Кючук-Кайнарджский мир.
|
Крым
становился независимым и попадал под покровительство России.
1.К
России переходили территории между Днепром и Южным Бугом, крепости Керчь и
Еникале в Крыму и Кабарда на Кавказе.
2.Крымское
ханство превращалось в независимое гос-во.
3.Россия
получила право держать флот на Черном море, русские торговые суда могли
беспрепятственно проходить через проливы Босфор и Дарданеллы.
4.
Турция выплачивала огромную контрибуцию.
|
1787 – 1791 гг. – Русско-турецкая война.
|
Турция
решила взять реванш за потерянные территории в войне 1768 – 1774 гг.
Повод:
1.Отречение
крымского хана от престола и присоединение Крыма к России.
2.Переход
Восточной Грузии под протекторат России.
|
1787
г. – турецкий
флот напал на русские корабли у Кинбурна.
1788
г. –
первая победа Черноморского флота.
1788
г. –
взятие крепости Очаков.
1789
г.
– битва на реке Рымник.
Декабрь
1790
г. – взятие крепости Измаил.
1790
г. –
поражения турок в Керченском проливе, у о. Тендра.
1791
г.
– у мыса Калиакрия.
|
29
декабря 1791 г. – Ясский мир.
|
К
России отошли земли между реками Южный Буг и Днестр.
Турция
признала Крым территорией России.
|
-
Говоря
о великих победах России нельзя не отметить великих полководцев и
флотоводцев. Которые своей стратегией, полководческим талантом обеспечили
России блестящие победы.
Участие России в разделах Речи Посполитой.
Разделы
|
Территории, отошедшие к России
|
Первый раздел
1772 г.
|
Восточная Белоруссия, и часть Ливонии.
|
Второй раздел
1793 г.
|
Центральные
белорусские земли с Минском и Правобережная Украина.
|
Третий раздел
1795 г.
|
Западная
Волынь, Западная Белоруссия, Литва, Курляндия.
|
|
-
|
VIII. Итог.
|
-
Какие
последствия имела внешняя политика России в времена правления Екатерины II?
-
Какие
территории приобрела Россия во времена ее правления?
-
Почему
Екатерину II
называют Великой?
-
Прав
ли был Ключевский в своем высказывании, что внешняя политика - самая
блестящая сторона государственной деятельности Екатерины II,
произведшая наиболее сильное впечатление на современников и ближайшее
потомство».
-
|
Познавательные:
-
Умение
передавать содержание в сжатом или развернутом виде.
Коммуникативные:
-
Уметь
выражать мысли в устной форме.
|
IX.
Рефлексия.
|
Работа с цветовой гаммой.
1. Все
понял – зеленый цвет.
2.
Возникли
небольшие сложности в изучении темы.
3. Было
сложно.
|
Регулятивные:
-
Оценивать
степень достижения цели.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.